Аннотация. В статье исследуется роль стоической философии в современном обществе, одержимом культом продуктивности и достигаторства. Анализируется, как принципы стоицизма помогают сохранять ментальное здоровье в условиях постоянной гонки за успехом, и почему античная философия переживает ренессанс среди предпринимателей, топ-менеджеров, профессионалов высокого уровня и людей, находящихся в гонке за успехом. Особое внимание уделяется критическому осмыслению современного «достигаторского стоицизма» и его потенциальным противоречиям.
Ключевые слова: стоицизм, античная философия, общество достигаторов, продуктивность, экзистенциальный кризис.
Современное общество сталкивается с беспрецедентными вызовами: цифровая революция коренным образом изменила способы коммуникации и восприятия информации, экологический кризис ставит под вопрос само выживание человечества, а глобальная нестабильность порождает экзистенциальную тревогу [12, с. 45]. В этом контексте наблюдается парадоксальный феномен – возрождение интереса к античной философской традиции стоицизма, зародившейся более двух тысяч лет назад.
Стоицизм возник в Афинах около 300 г. до н.э. благодаря философу Зенону Китийскому [4, с. 112]. Его учение формировалось под влиянием кинизма и платонизма. От киников Зенон перенял идеи самодостаточности мудреца и безразличия к внешним благам, но придал им более систематизированную форму. У Платона он заимствовал представление о разумном устройстве космоса, однако отверг теорию идей. Особенностью раннего стоицизма стало создание целостной системы, объединяющей три взаимосвязанные части: логику, физику и этику. Зенон утверждал, что счастье достигается через жизнь в согласии с природой, а главная добродетель – это разумное управление своими эмоциями и поступками.
В эллинистический период стоицизм адаптировался к римскому мировоззрению [11, с. 145]. Философы Панеций Родосский и его ученик Посидоний существенно переосмыслили первоначальную доктрину, смягчив ее аскетические элементы и придав ей более практическую направленность, что сделало стоицизм привлекательным для римской аристократии. Они развили концепцию космополитизма, утверждавшую идею мирового гражданства, и учение о естественном праве, которое впоследствии оказало значительное влияние на формирование римской юридической мысли.
Расцвет римского стоицизма связан с именами выдающихся мыслителей: Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия [9, с. 5]. Сенека в своих письмах и трактатах подчеркивал важность самоконтроля и принятия судьбы. Сенека уделял особое внимание преодолению страстей и развитию внутренней свободы: работы «Нравственные письма к Луцилию» и «О краткости жизни», раскрывают идею осознанного принятия судьбы через практику постоянной работы над собой. Эпиктет учил, что свобода заключается в контроле над собственным разумом: его «Энхиридион» стал классическим текстом по практической философии, предлагая четкие правила для сохранения внутреннего спокойствия [9, с. 123]. В сохранившихся записях его бесед, сделанных учеником Аррианом, мы находим стройную систему практической философии, основанную на четком различении между тем, что в нашей власти, и тем, что от нас не зависит. Марк Аврелий, римский император, в «Размышлениях» развил идею стоического лидерства – умения сохранять добродетель даже в условиях абсолютной власти [9, с. 210]. Его дневники раскрывают глубоко личный процесс нравственного самоконтроля и постоянной рефлексии, проводимой человеком, несущим огромную ответственность за судьбы империи. В отличие от более индивидуалистического подхода Сенеки и Эпиктета, Марк Аврелий развивал социальное измерение стоицизма, подчеркивая идею служения человеческому сообществу и выполнения гражданского долга [5].
Сейчас стоицизм, некогда бывший учением маргинальных мыслителей, сегодня становится интеллектуальным инструментом для тех, кто находится на вершине социальной пирамиды – топ-менеджеров, предпринимателей, профессионалов [7, с. 56]. Этот парадокс требует глубокого осмысления: почему в эпоху цифровых технологий и беспрецедентного научного прогресса успешные люди обращаются к мудрости древних?
Гипотеза, объясняющая этот феномен, заключается в том, что стоицизм сейчас переживает ренессанс из-за своей способности компенсировать психологические издержки современной культуры достижений. В нынешних условиях человек, с одной стороны, никогда не обладал такими возможностями для саморазвития, а с другой стороны – никогда прежде психическое здоровье успешных людей не находилось под такой угрозой из-за неопределенности, экзистенциальной тревоги [12, с. 112]. Стоические практики предлагают неожиданно актуальные решения для современности, помогая сохранить человеческое в условиях бесконечной гонки за результатом: эмоциональную регуляцию, фокус на контролируемое и осознанность.
Достигаторство не всегда может быть связанно с истинными потребностями человека. Константная потребность постоянно достигать новых, возможно нереалистичных целей, возникает от неудовлетворенности собственной жизнью и отсутствия базовой потребности – безусловной любви. Достигаторство – бегство от дефицита любви, попытка получить ее за определенные заслуги, которая вызывает еще больший дефицит любви. Для осознания, что на самом деле необходимо человеку, необходима стоическая практика умеренности [5, с. 45].
Ядро стоического учения о различении того, что в нашей власти, и того, что от нас не зависит, приобретает особую ценность в условиях современной гонки за успехом. К примеру, руководитель крупной компании, ежедневно сталкивающийся с непредсказуемостью конкурентов и изменчивостью потребительских предпочтений, находит в этом принципе мощный психологический якорь. Стоицизм не предлагает пассивности – напротив, он учит максимальной концентрации на зоне своего контроля, освобождая энергию от бесплодных переживаний о факторах, находящихся вне влияния.
Особую ценность в этом контексте приобретает стоическая концепция «апатейи» – не безэмоциональности, как часто ошибочно полагают, а способности к эмоциональной регуляции. В условиях постоянного стресса и многозадачности современный лидер, вооруженный стоическими практиками, получает преимущество – способность сохранять ясность мышления там, где другие поддаются панике. Истории успеха многих современных CEO демонстрируют, как принципы стоицизма могут быть адаптированы для принятия решений в условиях крайней неопределенности [2, с. 215].
Однако у этого ренессанса есть и тревожные аспекты [5, с. 21]. В погоне за эффективностью современные интерпретаторы стоицизма часто выхолащивают его этическое ядро, превращая в инструмент еще большей самоэксплуатации. Когда философия, призванная освобождать, используется для оправдания нечеловеческих рабочих нагрузок, она теряет свой преобразующий потенциал.
Особую опасность представляет подмена понятий в трактовке стоического принятия. В оригинальном учении принятие судьбы (amor fati) было актом свободы, а не покорности. В современном бизнес-контексте этот принцип иногда превращается в инструмент подавления здоровой критики и оправдания несправедливых систем. Когда сотруднику предлагают «стоически» переносить токсичную рабочую среду вместо того, чтобы менять ее, происходит грубое искажение философской традиции [7, с. 215].
Для доказательства гипотезы необходимо рассмотреть несколько взаимосвязанных аспектов, каждый из которых вносит свой вклад в понимание этого культурного феномена:
- Исторический анализ проводит параллели между эпохой поздней Римской империи, когда стоицизм достиг своего расцвета, и современной ситуацией. В обоих случаях мы наблюдаем внешне процветающие общества, переживающие глубокий кризис ценностей. Глобализированный мир XXI века можно сравнить с условиями имперского космополитизма времен Марка Аврелия, когда человек одновременно чувствует себя гражданином мира и теряется в этом огромном пространстве. Развитие естественных наук и натуралистической философии показали незначительность человека во Вселенной, его вторичность относительно фундаментальных параметров [6, с. 36]. Сейчас, возможно даже отчетливее, чем прежде, человек ощущает свою беспомощность. Такая историческая аналогия позволяет предположить, что стоицизм активизируется именно в периоды, когда общество сталкивается с комплексными кризисами идентичности и смысла.
- Стоические принципы демонстрируют соответствие современным психологическим потребностям. Люди, сталкивающиеся с информационной перегрузкой и связанной с ней тревожностью находят утешение в стоической дихотомии контроля, разработанной Эпиктетом. Его различение между тем, что в нашей власти, и тем, что от нас не зависит перекликается с современными принципами и психологическими техниками [3, с. 2]. Когда в жизни человека наступает период духовного кризиса, у него появляется необходимость прийти к философии, которая позволит адекватно осмыслить происходящие с ним события [10, c. 123]. Обращения к стоицизму и его практикам становится актуальной, как и в античное время. Однако современный стоицизм адаптируется к новым реалиям, помогая решить те или иные экзистенциальные проблемы [1, с. 128].
- Эмпирические данные косвенно подтверждают гипотезу о стоическом ренессансе. Книжные продажи показывают устойчивый рост интереса к стоической литературе [1. с. 123]. В интернет-пространстве появляются многочисленные сообщества, посвященные современной интерпретации стоицизма, например Modern Stoicism [6, с. 34].
При проверке гипотезы необходимо учитывать и критические возражения. Некоторые исследователи утверждают, что современный стоицизм превратился в модный тренд, лишенный глубинного философского содержания [8]. Действительно, есть опасность поверхностного усвоения стоических идей, когда они сводятся к набору лайфхаков для повышения продуктивности, самоконтроля и работы с сознанием. Тем не менее, даже такое упрощенное восприятие приносит измеримую психологическую пользу, помогая в развитии жизнестойкости [3, с. 2]. Другое серьезное возражение касается искажения первоначального учения в современных интерпретациях. Однако стоит отметить, что любая живая философская традиция неизбежно трансформируется, адаптируясь к новым условиям – это естественный процесс развития мысли [14, с. 82].
Стоицизм для современного достигатора должен стать не инструментом еще большей гонки, а средством обретения баланса. Гиперконкуренция и постоянное сравнение себя с другими, столь характерные для современного общества, находят противовес в стоической апатии. Прекаритет занятости и нестабильность трудовых отношений компенсируются дихотомией контроля. Цифровая зависимость и фрагментация внимания смягчаются практикой amor fati – любовью к судьбе и принятием настоящего момента. Такое соответствие между проблемами эпохи и предлагаемыми решениями делает стоицизм актуальным и привлекательным для современного человека.
Таким образом, гипотеза о том, что современный ренессанс стоицизма обусловлен его способностью компенсировать психологические издержки культуры достижений, находит подтверждение. Исторические параллели демонстрируют, что стоицизм активизируется в периоды кризисов идентичности и социальных трансформаций. Также, стоические принципы показывают схожесть с современными психологическими проблемами, а также когнитивно-поведенческими практиками. Критические возражения, хотя и заслуживают внимания, не отменяют основной тенденции.
Подлинный стоицизм в эпоху достижений – это не философия подавления эмоций ради продуктивности, а искусство сохранять человечность в условиях постоянной гонки за результатами, а современный стоик – это не тот, кто научился работать по 20 часов в сутки без жалоб, а тот, кто обрел мудрость различать подлинные ценности и ложные цели. Его истинная ценность – в способности сочетать высокую продуктивность с сохранением человеческого достоинства.
В этом смысле стоицизм может стать «щитом» от токсичных аспектов культуры достижений, помогая помнить, что настоящий успех измеряется не только внешними результатами, но и внутренней свободой. Он напоминает, что за всеми достижениями стоит простая истина: человеку в конечном счете нужны не только высокие показатели, но и подлинные связи, не только успех, но и любовь [13, с. 28]– то самое безусловное принятие, которое невозможно заслужить достижениями, но можно научиться дарить себе и другим через практику стоической мудрости.
Список литературы:
- Воробьев Дмитрий. Поп-стоицизм: как античная философская школа стала модной в современном мире // Forbes (сайт). (дата обращения: 02.07.2025).
- Гаджикурбанова П.А. Современные стоики // Синий диван, 2011. №16. С. 203-216.
- Гаранина М.М. Феномен жизнестойкости: подходы к рассмотрению, перспективы изучения // МНИЖ, 2023. №12(138). С. 1-11.
- История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. М.: Академический Проект, 2005. 680 с.
- Коробейников В.С. Современные исследования стоической этики: три направления // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 2024. №3(69). С. 123-131.
- Марк Аврелий. Размышления / пер. с древнегреч. А.К. Гаврилова. Л.: Наука, 1985. 245 с.
- Павлов А.С. «Аналитическая» ветвь современного стоицизма: Л. Беккер, У. Ирвин, М. Пильюччи // Философия. Журнал Высшей школы экономики, 2021. Т. 5. №1. С. 33-52.
- Пильюччи М. Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь / пер. с англ. И. Евстигнеева. М.: Альпина нон-фикшн, 2020. 279 с.
- Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / Вступ. ст., сост., подгот. текста В. В. Сапова. М.: Республика, 1995. 463 с.
- Сергеева А.И. Параллели истории: трансгуманизм, стоицизм, нигилизм // Педагогика. Психология. Философия, 2019. №4(16). С. 121-129.
- Столяров А.А. / Стоя и стоицизм; Отв. ред. В. В. Соколов. М.: АО «Ками груп», 1995. 441 с.
- Стоссел С. Век тревожности: Страхи, надежды, неврозы и поиски душевного покоя / пер. с англ. М. Десятова. М.: Альпина-Паблишер, 2016. 592 с.
- Туев В.А., Суслова А.А. Понимание счастья в контексте смысла жизни человека // Вестник БГУ, 2019. №3. С. 28-37.
- Ушканова Р.Д. О трансформации философской мысли в контексте социального // НАУ, 2015. №5-5(10). С. 82-84.
- Шохин В.К. Аналитическая философия: некоторые непроторенные пути // Философский журнал, 2015. Т. 8. №2. С. 16-27.
Renaissance of Ancient Wisdom: the philosophy of Stoicism in a Society of Achievers
Grant E.M.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Trubina Natalya Alekseevna,
Associate Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philosophical Sciences
Abstract. The article explores the role of Stoic philosophy in a modern society obsessed with the cult of productivity and achievement. The article analyzes how the principles of Stoicism help maintain mental health in the face of a constant race for success, and why ancient philosophy is experiencing a renaissance among entrepreneurs, top managers, high-level professionals and people who are in a race for success. Special attention is paid to the critical understanding of modern "reform stoicism" and its potential contradictions.
Keywords: stoicism, ancient philosophy, the society of achievers, productivity, existential crisis.
References:
- Vorobyov Dmitry. Pop stoicism: how the ancient philosophical school became fashionable in the modern world // Forbes (website). (date of the address: 02.07.2025).
- Gadzhikurbanova P.A. Modern Stoics // Blue Sofa, 2011. №16.: 203-216.
- Garanina M.M. The Phenomenon of Resilience: Approaches to Consideration, Prospects for Study // MNIZH, 2023. №12(138).: 1-11.
- History of Philosophy: Textbook for Universities / Edited by V.V. Vasilyev, A.A. Krotov, and D.V. Bugay. Moscow: Academic Project, 2005. 680 p.
- Korobeynikov V.S. Modern Research on Stoic Ethics: Three Directions. Humanitarian Research in Eastern Siberia and the Far East, 2024. №3(69).: 123-131.
- Marcus Aurelius. Reflections / translated from Ancient Greek by A. K. Gavrilov. Leningrad: Nauka, 1985. 245 p.
- Pavlov A.S. «The Analytical» Branch of Modern Stoicism: L. Becker, W. Irwin, and M. Pilucci // Philosophy. Journal of the Higher School of Economics, Vol. 5. №1.: 33-52.
- Piliucci M. How to be a Stoic: Ancient Philosophy and modern life / translated from English by I. Evstigneev. Moscow: Alpina non-fiction, 2020. 279 p.
- Roman Stoics: Seneca, Epictetus, Marcus Aurelius / Introductory art., comp., prepared. V.V. Sapov's text. Moscow: Respublika, 1995. 463 p.
- Sergeeva A.I. Parallels of History: Transhumanism, Stoicism, and Nihilism // Pedagogy. Psychology. Philosophy, №4(16).: 121-129.
- Stolyarov A.A. / Stoa and Stoicism; Edited by V.V. Sokolov. Moscow: АО «Kami Group», 1995. 441 p.
- Stossel S. The Age of Anxiety: Fears, Hopes, Neuroses, and the Search for Peace of Mind / Translated from English by M. Desyatov. Moscow: Alpina Publisher, 2016. 592 p.
- Tuev V.A., Suslova A.A. Understanding Happiness in the Context of Human Life's Meaning. Bulletin of BSU, 2019. №3.: 28-37.
- Ushkanova R.D. On the transformation of philosophical thought in the context of social // NAU, 2015. №5-5(10).: 82-84.
- Shokhin V.K. Analytical philosophy: some untrodden paths // Philosophical Journal, 2015. Vol. 8. №2.: 16-27.