Аннотация. В статье рассматривается понятие «общественного контроля» как института негосударственного контроля за деятельностью государства со стороны общественных объединений и отдельных граждан.

Ключевые слова: общественный контроль, институты гражданского общества, высшее образование.

Понятие «общественный контроль» сформировалось из несколько научных позиций, каждая из которых заслуживает внимания.

Анализ разнообразных научных исследований показывает, что общественный контроль как деятельность, осуществляемую некоммерческими организациями и отдельными гражданами, направленную на выявление и пресечение нарушений прав и свобод человека со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, рассматривает Т.В. Троицкая. Под общественным контролем понимает «системную деятельность», Зубарев С.М. Он указывает на «осуществляемую уполномоченными институтами гражданского общества и отдельными гражданами по установлению соответствия нормативно-правовым стандартам функционирования государственных органов и корректирование выявленных отклонений посредством обращения в уполномоченные государственные органы либо к общественному мнению».

Общественный контроль как негосударственный контроль со стороны субъектов рассматривает Н.Н. Кулешова. Она считает его не наделенным государственно-властными полномочиями общественных объединений и отдельных граждан. Общественный контроль осуществляется за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Исследования также показывают, что общественный контроль в сфере высшего образования представляет собой негосударственный контроль общественных объединений и отдельных граждан. То есть субъекты, осуществляющие контроль не наделены государственно-властными полномочиями [2, с. 284].

По нормам Конституции Российской Федерации, которые закладывают правовую основу осуществления общественного контроля, в ст. 32 отмечается: «общественный контроль наделяет граждан правом участия в управлении делами государства, что предполагает наличие контрольных полномочий общественности за деятельностью органов управления».

Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» [5] наделяет общественные объединения различных организационно-правовых форм широкими контрольными полномочиями:

  • они выступают с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносят предложения в органы государственной власти;
  • участвуют в выборах и референдумах, в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Правовые основы общественного контроля развиваются и, значительным шагом в развитии явился Федеральный закон от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» [6], который создал новый орган в институциональной структуре общественного контроля.

Основное предназначение Общественной палаты РФ, согласно нормам ФЗ-32 обеспечение взаимодействия граждан РФ с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Осуществляется он в целях:

  • осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты их прав и свобод и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики.

Различные основания классификации видов контроля приводятся в научной литературе. Контроль подразделяется на внешний и внутренний по отношению к контролируемому объекту. В большинстве своем общественный контроль является внешним применительно к органам публичной власти, хотя вполне возможным представляется осуществление внутреннего общественного контроля в лице профсоюзных организаций, а также различных профессиональных ассоциаций и сообществ.

Различают формальный контроль, основанный на одобрении или осуждении действий человека со стороны официальных органов власти и администрации. А также неформальный контроль, который основан на одобрении или осуждении действий человека со стороны ее родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через обычаи и традиции, или через средства массовой информации.

В современном обществе контроль за порядком осуществляют специальные социальные институты, такие как суды, армия, образовательные учреждения, средства массовой информации, церковь. Соответственно, агентами формального контроля выступают работники этих социальных институтов. Если индивид выходит за пределы общественных норм, а его поведение не соответствует социальным ожиданиям, он непременно сталкивается с санкциями, то есть с эмоциональной реакцией людей на нормативно урегулированное поведение [1, с. 240].

К сферам осуществления общественного контроля относят:

  • общественный контроль в сфере образования;
  • общественный контроль в сфере ЖКХ;
  • общественный контроль в избирательной сфере;
  • общественный контроль в сфере судопроизводства;
  • общественный контроль в экологической сфере;
  • общественный контроль в сфере земельных правоотношений;
  • общественный контроль в бюджетной сфере;
  • общественный контроль в потребительской сфере;
  • общественный контроль в сфере трудовых правоотношений;
  • общественный контроль в сфере здравоохранения;
  • общественный контроль в правоохранительной сфере;
  • общественный контроль по вопросам формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
  • общественный финансовый контроль;
  • общественный контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [4, с. 71].

Механизмы общественного контроля необходимо совершенствовать. В Общественной Палате РФ 22.06.2015 г. состоялась всероссийская конференция «Организационные и правовые основы общественного контроля в Российской Федерации. Теории и практика» (годовщина принятия закона «Об основах общественного контроля»). Заместитель председателя по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Д. Галочкин отметил, что граждане России имеют право участвовать в управлении своим государством как напрямую, так и через своих представителей, согласно ст. 32 Конституции РФ: «Общественный контроль способствует укреплению основ государственной власти, осуществляет противодействие коррупции. Институты гражданского общества, некоммерческие организации становятся важным механизмом защиты прав и законных интересов граждан и создают условия для повышения правовой активности и культуры граждан».

Отметим, что одной из главных проблем является то, что существующее правовое регулирование общественного контроля поверхностно. На сегодняшний день в законодательстве оно обозначено формально, не прописаны механизмы реализации закона об общественном контроле.

Анализ существующей практики свидетельствует, что целостность общественного контроля в полной мере пока отсутствует. В РФ эффективность существующих институтов крайне невелика и не приводит к существенному улучшению качества государственного управления, местного самоуправления, что, соответственно, ведет к недовольству граждан, к росту коррупции и социального напряжения [3, с. 46].

Деятельность организаций, осуществляющих общественную экспертизу, должна быть прозрачной и доступной для всех заинтересованных лиц.

Таким образом, общественный контроль как институт, безусловно, заслуживает пристального внимания со стороны государства и должен активно внедряться во все сферы его жизнедеятельности. В него должны быть вовлечены не только и не столько опосредованные государством субъекты, сколько граждане и их объединения.

Features of social mechanisms of public control in the educational organizations of the higher education

Volkova V.M.,
student 4 courses GAOU VO MGPU

Coauthor:
Sakovich S.M.,
e-mail: SakovichSM@mgpu.ru

Annotation. In article the concept of "public control" as institute of non-state control of activity of the state is considered from public associations and certain citizens.
Keywords: public control, institutes of civil society, the higher education.


  1. Бокарева В.Б., Сакович С.М. Формальные и неформальные механизмы общественного контроля деятельности коммерческой организации. Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 1. С. 237-240.
  2. Мерзликина С.П. Общественный контроль в сфере высшего образования. В книге: Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии Тезисы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 284-289.
  3. Сакович С.М. Традиции и инновации в системе высшего образования: социально-управленческий аспект. В сборнике: Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития Материалы I Международной научно-практической конференции. 2018. С. 46-52.
  4. Казюлина Н.Н., Сакович С.М., Бокарева В.Б. Социальные технологии военной подготовки молодежи как средство развития российского малого бизнеса. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 1. С. 71-74.
  5. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (с изменениями на 20 декабря 2017 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/9011562 (дата обращения: 10.11.2018).
  6. Федеральный закон «Об Общественной Палате Российской Федерации» от 04.04.2005 № 32-ФЗ (с изменениями на 5 декабря 2017 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/901929048 (дата обращения: 10.11.2018).
  1. Bokareva V.B., Akovich S.M. Formal and informal mechanisms of public control of activity of the commercial organization. Messenger of economy, right and sociology. 2016. № 1. Page 237-240.
  2. Merzlikina S.P. Public control in the sphere of the higher education. In the book: Current problems of the theory and practice of psychology and sociology Theses of the III All-Russian student's scientific and practical conference. 2017. Page 284-289.
  3. Akovich S.M. Traditions and innovations in the higher education system: social and administrative aspect. In the collection: Continuous education: effective practicians and prospects of development Materials I of the International scientific and practical conference. 2018. Page 46-52.
  4. Kazyulina N.N., Sakovich S.M., Bokareva V.B. Social technologies of military training of youth as development tool of the Russian small business. Humanitarian, social and economic and social sciences. 2017. № 1. Page 71-74.
  5. The federal law «About Public Associations» of 19.05.1995 № 82-FZ (with changes for December 20, 2017). URL: http://docs.cntd.ru/document/9011562 (date of the address: 10.11.2018).
  6. The federal law «About Public Chamber of the Russian Federation» of 04.04.2005 № 32-FZ (with changes for December 5, 2017). URL: http://docs.cntd.ru/document/901929048 (date of the address: 10.11.2018).