Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы становления и развития кооперативного движения в Российской империи в контексте его взаимодействия с государством. На примере Союза сибирских маслоделательных артелей показано, что кооперация способствовала капитализации деревни, социальной мобильности крестьян и модернизации сельских территорий, однако фрагментарность законодательства и двойственная позиция власти ограничивали её устойчивое развитие.

Ключевые слова: кооперативное законодательство, Союз Сибирских маслоделательных артелей (ССМА), мослоделательные артели, модернизация экономики Сибири, торговля, экспорт, финансовая поддержка.

В контексте современных тенденций обращения к бизнес-истории и предпринимательству в условиях рыночной экономики, изучение организации кооперативного движения, а также рассмотрение с позиции признания и нормативного оформления со стороны государства, позволяет выявить эффективные механизмы государственной поддержки бизнеса. Разработкой темы кооперации в системе властных отношений с новых концептуальных позиций занимались Н.Ю. Пивоваров и В.М. Рынков [16]. М.В. Пановой предпринята попытка проследить рост товарного производства в стране до 1918 г., определить роль государства в стимулировании торговой системы. В настоящей работе проведён анализ статистики товарного оборота кооперативных организаций и построен логический вывод о взаимоотношениях кооперативного руководства и государственной власти, а также степени влияния этих отношений на экономический рост [14].

Отдельные аспекты, сходные с темой исследования были рассмотрены В.В. Аскариным, а именно – вопросы потребительской кооперации на страницах периодической печати. Автором подробно изучено содержание и оформление «Кооперативного листка» [1]. Проведение товарообмена в Западной Сибири кооперативными объединениями также рассматривали С.А. Зельская, С.А. Пахомчик – работы посвящены региональной проблематике строительства и организации кооперативных объединений. Исследования построены на использовании материалов производственной деятельности кооперативов и широкого круга делопроизводственных источников [9], [15]. В своей монографии Е.М. Чедурова на многочисленных архивных источниках выделяет этапы кооперативного законодательства, связывая их с развитием кооперативного движения [23].

Анализ стратегий взаимодействия кооперативов и государства, а также государственной политики в сфере кооперативного законодательства невозможен без опоры на государственные акты и отчеты ССМА периода с 1902 по 1908 гг. [13]. Законы и манифесты центральной власти позволяют определить правовое положение кооперативного движения, его место в социальной структуре. Значительная часть актовой документации опубликовано в Полном Собрании законов Российской империи, а также в сборниках документов [11], [21]. Большое значение для данного исследования имеют положения об учреждении кооперативных обществ, уставы, декреты. Важным актовым источником является «Положение о кооперативных товариществах и их союзах» [17]. Анализ форм взаимодействия агентов кооперации и кооперативного дискурса также невозможен без источников личного происхождения и периодической печати. Отличительной чертой периодических изданий являлась тематические публикации, посвященные торговле и кооперации.

Государственная политика в области регулирования положения кооперативов во второй половине XIX – начале XX вв

В последней трети XIX века в экономической жизни Российской империи возникла и быстро развивалась торговая кооперация, что привело к необходимости определения термина «кооператив» и разработки моделей сотрудничества с данными объединениями. В российском законодательстве термин «кооператив» рассматривался в качестве организационно-правовой формы предприятия, в которой объединился не капитал, а совместный труд. Оно изначально признавало за кооперативами статус юридического лица и, таким образом, определяло порядок их создания.

Дореволюционное кооперативное законодательство, по мнению исследователя С.В. Тычинина, делится на следующие этапы:

На первом этапе до 1864 г. происходило регулирование деятельности артелей. Артели функционировали в качестве небольших предприятий, объединявших трудовые ресурсы и капитал для совершения сделок на оптовых и розничных ранках. Их деятельность, скреплённая договором, регулировалась нормами обычного права, что не позволяло артелям обладать статусом юридического лица и, следовательно, получать заем у государственных организаций. А. Сафронова также отмечает отсутствие «политического дискурса» при создании артелей [20].

Второй этап 1864 – 1908 гг. характеризуется законодательным оформлением производственной, кредитной, потребительской кооперации. Введение контроля за деятельностью кооперативных организаций был связан с необходимостью решения аграрного вопроса, потребностью изменить землеустройство повысить уровень просвещения в деревнях, модернизировать сельское хозяйство и материально техническую базу. Для отслеживания динамики выполнения показателей контроль за деятельностью кооперативов и право их организации возлагались на отдельные министерства. Разработка кооперативного законодательства осуществлялась на основе Положения «О благотворительных обществах и кассах», таким образом, кооперативный сектор предполагалось оставить под контролем государства. Положение предоставляло право «утверждать Устав начальнику Главного управления по делам местного хозяйства» [5, c. 121-122]. Подобные акты были актуальны и накануне Первой Мировой войны, когда Министерством внутренних дел предложено томскому губернатору закрыть потребительное общество «Труженики» [6].

Таким образом, в 60-е гг. XIX в. наметилась сдерживающая тенденция по отношению к кооперации, которая продолжилась и в 1870-е гг. Однако, необходимость создания юридических норм и потребность законодательного оформления становится все более очевидными. На данный период приходится создание уставов кредитной, производственной и потребительской кооперации. Рост городского населения в губерниях Российской империи, привел к экономической активности населения и распространению политического дискурса, что вызвало необходимость унифицировать нормативно-правовую базу для вступления в кооперативы. С 1890-х гг. начался процесс сочетания централизованного подхода с послаблениями со стороны государства. Выражалось это в мерах поддержки сельских банков и создании «Нормального Устава 1885 г.» с одной стороны, и реакционной политики с другой – в частности передачи надзорной функции земским начальникам. С этапом начала законодательного оформления кооперативов связано принятие «Положения об учреждении мелкого кредита». Так, кредитные организации получали «аванс от Государственного банка в размере 1000 или 200 руб.» [7, c. 125]. Положение стало одним из первых мер финансовой поддержки со стороны государства т.к. до этого помощь исходила от землевладельцев и земств.

К концу 1890-х годов, когда влияние кооперативного движения в России заметно усилилось, правительство начало опасаться, что потребительские общества могут выйти из-под государственного контроля. Основанием стало активное участие кооперативов в политической жизни, что вызвало подозрения у властей относительно их лояльности. Усиление регулирования деятельности потребительских обществ было закреплено в «Нормальном Уставе потребительных обществ 1897 года». Документ формально расширял сферу деятельности кооперативов, разрешая новые формы работы, но с другой – вводил жёсткий административный надзор и ограничивал доступ организаций к кредитам, тем самым подрывая финансовую самостоятельность [23, с. 19-25]. Таким образом, устав балансировал между поддержкой кооперации и попыткой укрепить контроль над ней. На местном уровне управление передавалось губернским комитетам. Их председателями являлись губернаторы, с их разрешения учреждались новые ссудо-сберегательные организации. Непосредственными руководителями на местах были инспекторы мелкого кредита, которые регулярно проводили ревизию учреждений. Для надзора и попечения за учреждениями мелкого кредита привлекались и земства. Единственным исключением, прописанным в Положении от 4 июня 1904 года, стало разрешение земским кассам учреждать мелкие кредитные кооперативы без специального разрешения губернатора. Это отражает постепенную либерализацию подходов к регулированию кооперативного движения. Однако процесс легализации различных типов кооперативов, начавшийся в период реформ Александра II, оставался фрагментарным.

Третий этап 1908 – октябрь 1917 г. связан с развитием кооперативного законодательства [22, с. 202-211]. На рубеже XIX-XX веков правовое регулирование кооперативного движения в Российской империи оставалось разрозненным. Вместо единого кооперативного законодательства, как это практиковалось во многих европейских странах, российская власть разрабатывала отдельные нормативные акты для каждого вида кооперации. Такой подход, с одной стороны, позволял учитывать специфику отдельных секторов, но с другой делил кооперативные организации по профилю специализации, затруднял межкооперативное взаимодействие и упрощал государственный контроль за ним. Первым серьёзным шагом к созданию стабильной правовой основы для кооперативного движения стал Первый Всероссийский съезд в Москве 1908 г. За небольшой период времени (1908-1917 гг.) прошло 4 крупных съезда представителей всех кооперативных организаций. Кооперативные съезды стали ключевым инструментом формирования стратегии развития движения, в связи с чем правительство начало основывать законодательные акты на постановлениях собраний лидеров кооперации. Одновременно кооперативные деятели осознавали правовую нестабильность своего положения, что стало основой для появления новых подходов к законотворчеству, направленных на систематизацию регулирования кооперативной деятельности. Однако, несмотря на усилия, кооперация так и не получила единой нормативно-правовой базы, оставаясь зависимой от неупорядоченных актов и административных решений.

Несмотря на позицию авторов, рассматривающих кооперативы как активных участников экономической политики, современниками они воспринимались как опасная сила. Так П.А. Столыпин писал генерал-губернатору Москвы: «Предстоящий в Москве кооперативный съезд имеет целью противозаконное объединение существующих в империи кооперативных учреждений и намерен подчинить их скрытому влиянию социал-демократической партии. Необходимо установить за его деятельностью тщательное наблюдение, принять меры к тому, чтобы на съезде не был создан центральный союзный орган… предупредить, всякие попытки противоправительственной агитации» [22, c. 211]. К началу 1910-х гг. кооперативное движение заняло заметное место в экономической жизни России. Кооперативы выполняли свои ключевые функции: обеспечивали население территории продовольствием, предоставляли кредитную помощь и снабжали крестьян сельскохозяйственной техникой. Рост их влияния привёл к тому, что кооперативы стали претендовать на участие в общественно-политической и культурной жизни страны.

К 1913 году завершилась частичная кодификация нормативных актов, определявших структуру кооперативной системы. Однако кооперативное законодательство продолжало носить ведомственный характер. Распоряжения были изолированы друг от друга, а единого закона о кооперации до событий Великой русской революции так и не появилось. В действующих документах даже термин «кооперация» не упоминался, вместо этого регулировались отдельные формы объединений, такие как артели, кредитные и ссудо-сберегательные товарищества.

В условиях Первой мировой войны и военного положения, сопровождавшихся дефицитом экономических ресурсов, государство стало рассматривать кооперацию как важного участника обеспечения армии и населения продовольствием. Это привело к предоставлению кооперативам ряда льгот, как упрощение процедуры создания союзов, снижение паевых взносов и ослабление административного контроля за деятельностью организаций.

Изменившаяся социально-экономическая обстановка и либерализация государственной политики способствовали принятию Временным правительством 20 марта 1917 г. «Закона о кооперативных товариществах и их союзах». Документ впервые установил единые правовые основы для всех видов кооперации, закрепив принципы самопомощи, самоуправления, самодеятельности и взаимной ответственности. Закон вводил явочный порядок учреждения кооперативов, а регистрация уставов в окружных судах требовалась лишь для получения статуса юридического лица. Кроме того, кооперативам было предоставлено право осуществлять культурно-просветительскую деятельность, что подчеркивало их роль не только как экономических, но и как социальных институтов.

Таким образом, законодательное оформление кооперации в России во второй половине XIX – начала XX в. происходило неоднородно. Если взять за основу содержание законодательных актов, можно выделить ряд этапов их принятия и опубликования:

  1. централизованное регулирование правовых механизмов деятельности кооперативов через типовые уставы (1860 г. – первая половина 1890 гг.);
  2. сочетание централизованного подхода в принятии нормативных положений с децентрализацией процедуры принятия типовых уставов (вторая половина 1890-х – 1910 г.);
  3. принятие законодательных актов, регулирующих деятельность кооперативных союзов (1911-1917 гг.).

Несмотря на слабое правовое регулирование кооперативного движения во второй половине XIX – начале XX веков, сложились условия для создания единого законодательства, охватывающего все формы кооперации.

Взаимодействие государства и бизнеса в Союзе Сибирских маслоделательных артелей

Возникновение маслодельных артелей в Российской империи относится к пореформенному периоду, когда экономические сдвиги способствовали активному развитию кооперативного движения. В начале XX века Тобольская губерния превратилась в один из его ключевых центров благодаря сельскохозяйственной специализации региона, где развитие земледелия и скотоводства создало основу для производства масла. Низкая капиталоёмкость сельскохозяйственных артелей позволяла крестьянам объединяться даже при ограниченных ресурсах, а развитие железных дорог интегрировало регион в товарно-денежные отношения всероссийского масштаба. Уже в 1896 году, как отмечалось в «Обзоре Тобольской губернии», железные дороги открыли возможности для отправки сливочного масла в европейскую часть страны [3, c. 3-8]. Это не только стимулировало развитие местной экономики, но и создало основу для будущего экспорта, который позже сделал Сибирь ключевым игроком на мировом маслодельном рынке.

До 1906 года в маслодельной отрасли Сибири преобладали частные предприятия, которые контролировали 3/4 действующих маслоделен. Однако в период столыпинских реформ правительство изменило стратегию, начав активно поощрять крестьянские артели. Для этого были введены меры финансовой поддержки: ссуды на строительство заводов и поставка оборудования в кредит. Эти инициативы ускорили развитие кооперативного движения. Как показывает таблица №1, к 1906 году в Тобольской губернии количество артельных хозяйств достигло 354 единиц, а уже к 1908 году их число выросло до 595, что явно подчеркивает концептуальный переход от частного к кооперативному производству [2]. Рост артелей также отражал смещение акцентов в вопросах экономического развития. Государство стимулировало объединение крестьянских хозяйств, чтобы повысить эффективность маслоделия и укрепить экспортный потенциал региона на мировом рынке.

Таблица 1. Динамика частных и артельных заводов

 

Тобольская губерния

Томская губерния

Годы

Всех

Частн.

Арт-х

% арт.

Всех

Частн.

Арт-х

% арт.

1894

3

3

-

-

-

-

-

1896

26

21

5

19,2

3

3

-

-

1897

73

61

12

16,4

21

21

-

-

1898

138

120

18

13

50

50

-

-

1899

126

105

21

16,6

134

134

-

-

1900

360

336

24

6,6

662

654

8

1,2

1901

480

446

34

7,1

507

495

12

2,3

1902

682

642

40

5,8

1298

1278

20

1,5

1903

603

532

71

11,7

-

-

32

1904

724

534

190

26,2

-

-

54

1905

708

475

233

33

1235

1121

114

9,2

1906

834

480

354

42,4

-

-

167

-

1907

700

219

481

68,7

1581

1245

336

21,2

1908

1041

446

595

57,1

1744

1247

497

26,9

Лидером кооперативного движения в Западной Сибири в конце ХХ века стал предприниматель из Кургана А.Н. Балакшин. Личное стремление повысить производительность артельного хозяйства и обеспечить выгодные условия для крестьян – поставщиков, подтолкнуло предпринимателя направить обращение С.Ю. Витте. В письме к министру финансов рассматривалось текущее положение сельского хозяйства и маслодельной отрасли в Сибири, а также излагались предложения по созданию центрального органа для координации деятельности крестьянских артелей в Тобольской губернии. Подчеркивалось, что новое учреждение должно не только поддерживать уже действующие производственные объединения, но и способствовать открытию новых, обеспечивая их методической (просвещением крестьян при открытии ими артелей) и материальной помощью [18]. Такое сотрудничество привело к созданию «Организации по устройству кооперативных маслоделен-артелей» в 1902 году. В свою очередь министерство финансов в течение трех лет ассигновало на создание маслоделательных артелей 7 тыс. рублей. Артели функционировали на основе договоров, но всё осложнялось отсутствием единой нормативной базы, включая уставы.

Для централизации и контроля над деятельностью маслоделательных кооперативов в 1907 году был создан Союз Сибирских маслоделательных артелей (ССМА). Траектория взаимодействия ССМА включала таких агентов как государство, зарубежных партнеров, крестьян-производителей. С точки зрения последних, кооперация была способом избежать частных торговцев, перекупающих молоко по невыгодным ценам. В журнале «Вестник кооперации» подчеркивались возможности крестьянина получать выручку от масла «в среднем более 100 рублей на крестьянский двор, что создавало у крестьян материальный стимул и вызывало интерес к выращиванию крупного скота» [12, c. 28]. В печатном органе Союза «Народная Газета» отмечалась готовность посодействовать в организации общей конторы со стороны частных артелей «По мнению здешней артели, найти новые рынки и новых покупателей без посредства чужестранных предпринимателей весьма выгодно. На все предложения об открытии своей конторы, Караульская артель отвечает утвердительно и сочувствует самодеятельности сбыта на главные рынки» [4, c. 3].

Более 70% масла, произведенного сибирскими крестьянами, перерабатывалось через Сибирский Союз маслодельных артелей, что доказывало его доминирование на региональном рынке. К 1910 году организация объединяла 181 артель, а к 1913 году их количество выросло до 563. Общий оборот Союза за пять лет превысил 21 млн. рублей, а к 1915 году число артелей достигло 902 млн. рублей, что позволило расширить охват [7]. Учрежденная система стала ключевым фактором улучшения качества сибирского масла – благодаря внедрению современных технологий и усиленному контролю за производством, продукция Союза стоила на иностранных рынках на 50 копеек за пуд выше, чем у конкурентов. Это преимущество объяснялось не только техническим переоснащением заводов, но и оптимизацией логистики, так как ускоренная доставка продукции в вагонах-холодильниках позволяла сохранять свежесть масла.

Понимая коммерческий потенциал маслоделия, правительство стремилось поддержать перспективную отрасль на законодательном уровне. Указ 1909 года «Об отпуске Государственным казначейством средств на улучшение маслоделия в Сибири» закрепил государственное финансирование отрасли. В рамках программы правительство оплачивало расходы на оплату инструкторов для крестьян. Финансирование дополнялось средствами из центрального и местного бюджетов – в 1909-1911 годах на развитие маслоделия из императорского казначейства было выделено 100 тыс. рублей, а Тобольская губерния добавила 9,7 тыс. рублей. Это двухуровневое финансирование позволило повысить уровень просвещения, обновить оборудование маслоцехов, повысить качество продукции за счет совершенствования технологии производства и укрепить позиции региона во внутрироссийской и международной экономической системе.

Определённую роль в быстром развитии кооперативного движения также сыграл департамент земледелия, предоставлявший финансовую помощь. По данным Е.М. Чедуровой, через городскую управу кооперативы получали регулярное финансирование на организацию производства так «…в 1913 г. ссуду в размере 21,5 тыс. руб. получили 18 сельскохозяйственных кооперативов Тобольской губернии, в 1914 г. их получили 24 кооператива на сумму 32,2 тыс. руб. В 1915 г. ссуда выдавалась 31 кооперативу на сумму 73,1 тыс. руб.» [23, c. 176]. Правительство отправляло Союзу кураторов кооперации – инструкторов и агротехнологов, спонсировало строительство вагонов-холодильников, а также создавало льготные тарифы для вывоза масла. «Народная газета» отмечала, что установленный государством железнодорожный путь Челябинск – Пермь – Вятка и путь по открытой Северной железной дороге до Санкт-Петербурга, позволил провести к Западным портам 2 064 вагона сибирского масла в июле 1907 г., против 75 вагонов за весь 1906 г. [19, c. 4].

Экспорт масла, произведенного сибирскими артелями, организовывался путем посредничества с зарубежными компаниями. Ведущую роль среди экспортеров играла датская фирма «Сибирская компания», в распоряжении которой находилось около 50 логистических пунктов для закупки и продажи продукции. В 1913 году через неё было экспортировано 35,1 тыс. бочек масла, что превышало объёмы Союза (32,6 тыс. бочек) [10]. Однако доминирование иностранных структур на рынке вызывало недовольство местных предпринимателей. Иностранный капитал, не инвестируя в сельское хозяйство Сибири, стремительно выводил прибыль, что негативно сказывалось на экономическом благосостоянии местных производителей. Но несмотря на это, сотрудничество с зарубежными партнёрами имело и позитивные аспекты. Во-первых, оно усиливало конкуренцию, что стимулировало развитие собственных экспортных организаций. Во-вторых, российские предприниматели активно перенимали у иностранных коллег опыт организации производства, транспортировок и маркетинга. К 1912 году эти тенденции позволили России выйти на второе место в мире по экспорту масла, достигнув объёма 2,4 млн. пудов в год (см. рисунок 1).

Рис. 1. Соотношение вывоза ведущих экспортеров масла [5, с. 246]

В 1913 году по инициативе А.Н. Балакшина в Лондоне была создана международная организация «Союз сибирских кооперативных товариществ Юнион», в которую вошли Союз сибирских маслодельных артелей и английская торговая фирма «Лонсдейль». По условиям соглашения, сибирские банки выплачивали Союзу 90% стоимости каждой партии масла сразу после её поставки на иностранные рынки. Оставшиеся 10% перечислялись артельщикам только после полного завершения продажи всей партии. Это не только ускоряло оборот средств для кооперативов, но и снижало риски связанные с задержками оплаты.

Активизация военных действий нарушила работу путей сообщения, из-за чего сбыт масла на европейские рынки прекратился. После вступления России в Первую мировую войну железнодорожный транспорт перешел на военное положение, специальные «масляные» вагоны простаивали, либо были переоборудованы под нужды фронта. Закономерно возникли проблемы с производством масла, поскольку мобилизация лишала заводы квалифицированных кадров. Местные артели лишались кредитов, что привело к резкому падению цен – от 5 до 8 руб. за пуд (до 1914 г. стоимость составляла 13-14 руб. за пуд). 

В сентябре 1914 г. когда правительство объявило о начале заготовок для армии, Союз Сибирских маслодельных артелей заключил договор, предоставлявший право на поставку масла [8, c. 167-172]. Цена закупки устанавливалась на уровне 12 рублей 20 копеек за пуд продукции, тогда как рыночная стоимость продукта не превышала 10 рублей. Благодаря получению стабильного дохода, Союз вышел из критического финансового состояния, а закрывшиеся ранее заводы возобновили свою работу. В 1915 г. через Союз было вывезено из Сибири 1.303.000 пудов масла, а общий вывоз составил 4.612.000 пудов. В 1916 г. вывоз составил 3.177.000 пудов, а в 1917 г. – 3.494.000 пудов [10]. К 1918 г. Союз контролировал до 90% всего произведенного сибирского масла.

Таким образом, в начале XX века кооперация играла важную роль в развитии окраин, удаленные регионы интегрировались в общероссийскую систему капиталистического хозяйства. Сибирь отличалась от Центральной России своей относительной экономической стабильностью. Главной особенностью является наличие трех секторов экономики: государственного, кооперативного, частного. История кооперирования при государственной поддержке показывает, что агентами модернизации общества в равных степенях, но в разных контекстах выступают государственные реформаторы, инструктора, лидеры организаций, проводившие через кооперативы разные преобразования в общество. Значительный импульс развитию кооперации в Тобольской губернии был дан в период 1880-х – 1900-х гг. К этому периоду подавляющее количество крестьянских хозяйств присоединились к кооперативам, став их пайщиками. В ходе этого процесса был создан Союз Сибирских маслодельных артелей, который помимо успешной организации артелей, стал экспортировать свою продукцию за рубеж. Распространение кооперации в Западной Сибири не только укрепило экономику местного крестьянства, но и повысило его благосостояние. Становление и развитие ССМА является примером как кооперативные организации адаптировались к разным политическим условиям и выстраивали сложные взаимодействия между обществом и агентами государственной власти, проделав путь от кооператива – «Организации по устройству кооперативных маслодельных артелей» с его пайщиками к Союзу Сибирских маслоделательных артелей – международному кооперативному движению с вертикальной структурой.

Эффективное взаимодействие между государством и бизнесом может способствовать экономическому развитию региона. Российское кооперативное законодательство имперского периода с момента своего возникновения и до 1917 г. прошло значительный путь. Это стало возможным благодаря двойственной политике государства. С одной стороны, власти поощряли кооперативы через льготы и субсидии, с другой – поддерживали жёсткий административный контроль. Такие меры стимулировали рост кооперативов, делая их ключевым инструментом снабжения и сбыта сельскохозяйственной продукции, но в то же время – подчёркивали зависимость движения от администрации. Однако до событий 1917 года так и не удалось преодолеть эту фрагментарность, и кооперация продолжала развиваться в условиях правовой неопределённости.

Анализ законодательных механизмов, использованных в тот период, позволяет выделить как успешные практики, так и ошибки, которые могут быть учтены в современных условиях. Кроме того, кооперация была не просто экономическим инструментом, но и важным социальным явлением, способствовавшим повышению благосостояния крестьянства и развитию сельских территорий. Этот опыт остается актуальным и сегодня, особенно в условиях экономических изменений и необходимости поддержки малого и среднего бизнеса.

Список литературы:

  1. Аскарин В.В. Кооперация Севера на страницах «Кооперативного листка» // Северный регион: наука, образование, культура: научный и культурно-просветительский журнал, 2017. №2(36). С. 30-34.
  2. Бурнашев Э.Г. Маслодельческая кооперация в Тобольском округе в первой трети XX в. // Тобольск: Материалы X Всероссийской научной конференции молодых историков, 2009. С. 97-100.
  3. Ведомость о фабриках и заводах в Тобольской губернии за 1896 г. Обзор Тобольской губернии за 1896 г. Тобольск: Тобольская губернская типография, 1897. 104 с.
  4. Вестник кооперации. Кн. 4. СПб.: 1913.
  5. Горюшкин Л.М. Сибирское крестьянство на рубеже двух веков. Конец XIX – начало XX. Новосибирск: Наука, 1967. 412 с.
  6. Докладная записка начальника Томского губернского жандармского управления губернатору с ходатайством о закрытии потребительного Общества / Сибирская потребительская кооперация на переломе эпох (1911-1931 гг.): сборник документов. Новосибирск: Ин-т истории СО РАН, 2012. 58 с.
  7. Доклады инспекторов мелкого кредита при отделениях Государственного банка. Съезду инспекторов мелкого кредита. СПб.: тип. М.Д. Ломковского, 1908. Разд. паг.
  8. Ермачкова Е.П. Кооперативное маслоделие в исторической локалистике Приишимья рубежа XIX в. Томск: Вестник Томского государственного педагогического университета, 2015. №9(162). C. 167-172.
  9. Заельская С.А. Роль потребительской кооперации Южного Урала в социалистических преобразованиях в экономике в годы Гражданской войны // Эпоха социалистической реконструкции: идеи, мифы и программы социальных преобразований: сборник научных трудов / гл. редактор Л.Н. Мазур; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. С. 259-265.
  10. «Картина маслом». К столетию Союза Сибирских маслодельных артелей. (дата обращения: 19.02.2025)
  11. «О благотворительных обществах и кассах» // Свод Законов Российской империи. СПб: 1910. Кн. IV. Т. XIII-XVI. 479 с.
  12. «Об артельной конторе» // Народная газета. 1907. №11. 27 января.
  13. Отчет Министерству земледелия и государственных имуществ заведывающего Организацией по устройству кооперативных маслодельных артелей А.Н. Балакшина за 1904 г. СПб.: типо-литография Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1905. 135 с.
  14. Панова М.В. Сельская кооперация Западной Сибири в период 1-ой мировой войны и революции, 1914-1918 гг. Дис. …канд. ист. наук: 07.00.02 / Панова Марина Викторовна. М.: 2001. 230 с.
  15. Пахомчик С.А. Роль А.Н. Балакшина в развитии маслоделательной и сыродельной кооперации Сибири в начале XX столетия // Мир Евразии, 2015. №1. С. 42-48.
  16. Пивоваров Н.Ю., Рынков В.М. Сибирская кооперация в системе властных отношений в эпоху войн и революций 1914-1920 гг. // Власть и общество в Сибири в XX веке. Сборник научных статей. Новосибирск: Параллель, 2012. Вып. 3. С. 35-58. (дата обращения: 19.02.2025).
  17. Положение о кооперативных товариществах и их союзах // Харьковское общество сельского хозяйства. Комитет содействия сельской кооперации. Неофициальное издание. Харьков: Б. и., 1917. 30 с.
  18. «Письмо графу С.Ю. Витте» // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 23. Оп. 1. Д. 10. СПб.: 1960. С. 81.
  19. «Разные известия» // Народная газета. 1907. №7. 20 августа.
  20. Сафронова А. Блеск и нищета российской кооперации: как народ приучали к современности, 1860-1930 / Пер. с фр. А. Сафроновой. М.: Новое литературное обозрение, 2025. 444 с.
  21. Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам. СПб.: 1900. Т. 35. 516 с.
  22. Тычинин С.В. Становление законодательства о кооперации в России // Известия высших учебных заведений. Правоведение, 2004. №1 (252). 245 с.
  23. Чедурова Е.М. Западносибирская кооперация в период реформ и революции начала XXв.: идеология, законотворчество, агротехнологии. Барнаул, 2011. 272 с.

The relationship between the state and the cooperative sector of the economy on the example of the Union of Siberian artels 1864-1917

Reshetnikova J.K.,
undergraduate of 1 course of the Surgut State University, Surgut

Research supervisor:
Zadorozhnaya Olga Anatolyevna,
Associate Professor of the Department of Russian History at the Institute of Humanitarian Education and Sports of Surgut State University, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

Abstract. The article is devoted to the analysis of the problem of the formation and development of the cooperative movement in the Russian Empire in the context of its interaction with the state. Using the example of the Union of Siberian Oil-making Artels, it is shown that cooperation contributed to the capitalization of the village, the social mobility of peasants and the modernization of rural areas, however, the fragmentation of legislation and the ambivalent position of the authorities limited its sustainable development.

Keywords: сooperative legislation, Union of Siberian Artels (SSMA), artels, modernization of the Siberian economy, trade, export financial support.

References:

  1. Askarin V.V. Cooperation of the North on the pages of the «Cooperative leaflet» // Northern region: science, education, culture: scientific and cultural educational journal, 2017. №2(36).: 30-34.
  2. Burnashev E.G. Dairy farming cooperation in the Tobolsk district in the first third of the 20th century // Tobolsk: Proceedings of the X All-Russian Scientific Conference of Young Historians, 2009.: 97-100.
  3. Bulletin of factories and plants in the Tobolsk province for 1896. Overview of the Tobolsk province for 1896. Tobolsk: Tobolsk Provincial Printing House, 1897. 104 p.
  4. Bulletin of Cooperation. Book 4. St. Petersburg: 1913.
  5. Goryushkin L.M. Siberian Peasantry at the Turn of Two Centuries. Late 19th – Early 20th Century. Novosibirsk: Nauka, 1967. 412 p.
  6. Memorandum from the head of the Tomsk Provincial Gendarme Department to the governor with a request to close the consumer Society / Siberian consumer cooperation at the turning point of epochs (1911-1931): a collection of documents. Novosibirsk: Institute of History SB RAS, 2012. 58 p.
  7. Reports of inspectors of small loans at branches of the State Bank... To the Congress of Credit Inspectors. St. Petersburg: M.D. Lomkovsky Publishing House, 1908. Section page.
  8. Ermachkova E.P. Cooperative in the historical localization of the Rim region of the 19th century // Tomsk: Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2015. №9(162).: 167-172.
  9. Zaelskaya S.A. The role of consumer cooperation in the Southern Urals in the socialist transformations in the economy during the Civil War // The Era of Socialist Reconstruction: ideas, Myths, and programs of social transformation: a collection of scientific papers / editor-in-chief L.N. Mazur; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Ural Federal University. Yekaterinburg: Ural University Publishing House, 2017.: 259-265.
  10. On the centenary of the Union of Siberian Artels. (date of the address: 19.02.2025).
  11. «On charitable societies and cash registers» // Code of Laws of the Russian Empire. St. Petersburg: 1910. Book IV. Vol. XIII-XVI. 479 p.
  12. «About the artel office» // Narodnaya Gazeta, 1907. №11. January 27.
  13. Report to the Ministry of Agriculture and State Property of A.N. Balakshin for 1904. St. Petersburg: typography of F. Weisberg and P. Gershunin, 1905. 135 p.
  14. Panova M.V. Cooperation in Western Siberia during the 1st World War and the revolution, 1914-1918. Dissertation of the candidate of historical sciences: 07.00.02 / Panova Marina Viktorovna. Moscow: 2001. 230 p.
  15. Pakhomchik S.A. The role of A.N. Balakshin in the development of oil and cheese production cooperation in Siberia at the beginning of the 20th century // The world of Eurasia, 2015. №1.: 42-48.
  16. Pivovarov N.Yu., Runkov V.M. Siberian cooperation in the system of power relations in the era of wars and revolutions of 1914-1920 // Power and society in Siberia in the XX century. Collection of scientific articles. Novosibirsk: Parallel, 2012. Issue 3.: 35-58. (date of the address: 19.02.2025).
  17. Regulations on cooperative partnerships and their unions // Kharkov Society of Agriculture. Committee for the Promotion of Rural Cooperation. Unofficial edition. Kharkov: B.I., 1917. 30 p.
  18. «Letter to Count S.Y. Witte» // Russian State Historical Archive (RGIA). F. 23. Op. 1. D. 10. Petersburg: 1960. 81 p.
  19. «Miscellaneous news» // Narodnaya Gazeta, 1907. №7. August 20.
  20. Safronova A. The splendor and poverty of Russian cooperation: how the people were accustomed to modernity, 1860-1930 / Translated from the French by A. Safronova. Mockow: New Literary Review, 2025. 444 p.
  21. Collection of government orders on the Cossack troops, St. Petersburg: 1900, Vol. 35. 516 p.
  22. Tychinin S.V. The formation of legislation on cooperation in Russia // News of higher educational institutions. Law studies, 2004. №1(252). 245 p.
  23. Chedurova E.M. West Siberian cooperation in the period of reforms and revolution of the early twentieth century: ideology, lawmaking, agrotechnology. Barnaul, 2011. 272 p.