Аннотация. Данная статья посвящена специфике изучения творчества А.С. Грина на уроках литературы в 6 классе. Автором выделяются методические проблемы на основе проведенного анкетирования. Определяется роль информационно-коммуникативных технологий при анализе повести-феерии «Алые паруса». Также рассматриваются другие возможные направления изучения биографии и произведения.

Ключевые слова: методика преподавания литературы, творчество писателя, А.С. Грин, информационно-коммуникационные технологии, технологии Web 2.0, образовательные технологии.

«Смелость фантазии, необычность образов, изысканность метафор романтичного Александра Грина увлекает подростков, и потому произведения писателя неизменно входят в школьную программу. И вместе с тем можно заметить, что, например, повесть «Алые паруса», породившая многочисленные песни об Ассоль и Грее, стала почти литературным шлягером в среде тинейджеров; а изучение Грина в школе порой ограничивается поверхностным морализаторством или фиксированием корабельной атрибутики Гринландии» [3].

Сегодня в нашей жизни широко используются компьютерные технологии практически во всех сферах жизни. Информационно-коммуникационные технологии активно входят в школьную жизнь, и уже ни один урок не обходится без использования даже мультимедийной презентации.

Повесть-феерия А.С. Грина «Алые паруса» изучается учащимися в 6-м классе. Это довольно юный возраст, поэтому велика вероятность того, что далеко не все ребята смогут понять самостоятельно весь смысл данного произведения. Поэтому нашей целью будет являться выяснить, какие ИКТ помогут постичь одно из самых лучших творений А.С. Грина.

По нашему мнению, именно применение различных информационно-коммуникационных технологий поможет достичь указанные нами цели, поскольку на творчество А.С. Грина выделяется 2 часа, и только немногие включают дополнительный 3-й час. Поэтому задачей учителя будет являться выстроить соответствующую структуру уроков по повести-феерии «Алые паруса» с использованием ИКТ. Во-первых, использование каких-либо технологий привлекает внимание учащихся. Во-вторых, благодаря тому, что учитель применяет ИКТ, развивается не только его информационная грамотность, но и учащихся.

С целью установления актуальности нашего исследования и выявления особенностей изучения творчества А.С. Грина в современной школе, а также возможности применения ИКТ как эффективного средства организации изучения творчества писателя нами было проведено анкетирование.

В нем согласились принять участие не только учителя русского языка и литературы ГБОУ г. Москвы «Школа № 498», но также учителя других учебных заведений и студенты 2-го курса магистратуры ГАОУ ВО МГПУ, обучающиеся по направлению «Филология». Всего было опрошено 9 человек. Преподавателям был предложен ряд вопросов с выбором одного или нескольких ответов.

Анкета для учителей состоит из 7 вопросов:

  1. Какое количество часов вы выделяете на изучение творчества и произведений А.С. Грина?
  2. В течение какого времени вы изучаете биографию А.С. Грина?
  3. Какие методы вы используете на этапе изучения биографии писателя?
  4. Какие произведения А.С. Грина вы бы включили в программу помимо повести-феерии «Алые паруса»?
  5. Какие формы работы вы считаете более эффективными на уроке при изучении произведений?
  6. Какие личностно-ориентированные технологии актуальны на уроках литературы?
  7. Какие информационно-коммуникационные технологии вы используете в ходе анализа произведения?

Результаты анкетирования показали, что 66,7 % опрошенных в своем планировании выделили бы 3 урока на изучение творчества А.С. Грина, и только 33,3 % – 2 урока. Именно ответ на этот вопрос давался учителям труднее всего, поскольку общее количество часов в учебном году по литературе становится меньше, соответственно приходится сокращать до одного-двух часов на изучение каждого произведения. Но большинство все-таки посчитали необходимым сохранить 3 часа на анализ одного из самых лучших произведений А.С. Грина.

На знакомство и изучение биографии писателя большинство учителей (77,8 %) выделяют только часть урока, только 2 человека (22,2 %) – урок целиком. На этом же этапе практически все участники (88,9 %) опроса используют небольшой видеоролик, где рассказывается жизнеописание Александра Грина, затем продолжают урок небольшим рассказом и обсуждением. Всего лишь 22,2 % опрошенных учителей используют виртуальную экскурсию в литературный музей Александра Грина.

Необходимо также отметить, что многие преподаватели (77,8 %) готовы изменить поурочное планирование и добавить рассказы Александра Грина, т.к. они небольшие и помогут более глубоко осмыслить творчество писателя. Лишь 3 человека (33,3 %) на уроке внеклассного чтения могут проанализировать роман «Бегущая по волнам», а произведение «Блистающий мир» никто из опрошенных не выбрал, а мы с ними полностью солидарны, поскольку юные читатели не поймут его замысел.

Наиболее эффективными формами работы являются, по мнению учителей, аналитическая беседа и групповая или парная работа (77,8 %). Половина участников опроса (44,4 %) выбрали учебные кейсы и урок-семинар с последующим написанием эссе. Только один человек в графе «Другое» указал проектную деятельность, т.к. она подразумевает самостоятельную работу учащихся и позволяет развивать их творческие способности, что является важной задачей современного образования.

Как показал опрос, самой актуальной личностно-ориентированной технологией является диалоговая. Ее особенностью считается наличие различных точек зрения по поставленным вопросам, их сопоставление, поиск на основе обсуждения истинной точки зрения.

Примерно 45 % опрошенных сошлись во мнении, что применение исследовательской, игровой технологий и технологии коллективного обучения не будет лишним.

Чуть больше половины учителей (66,7 %) имеют общие взгляды на то, какие средства ИКТ использовать на своих уроках при изучении творчества писателя:

  • Электронная библиотека МЭШ;
  • презентация PowerPoint;
  • видеоролик для создания учебной ситуации, обеспечивающей определение темы и цели урока обучающимися;
  • Интернет-ресурсы.

Лишь один человек готов попробовать вместе с учениками создать интерактивную карту Гринландии при помощи сервиса Prezi.

Мы считаем, что эффективным средством организации изучения творчества А. Грина на уроках литературы за малое количество времени могут стать ИКТ. В современной школе не хватает применения различных ИКТ, которые помогут создать новые, яркие и качественные уроки. Использование ИКТ в ходе образовательного процесса – это путь повышения развития личности, а также мотивации обучающихся к самостоятельной деятельности.

Прежде чем приступить к разработке уроков по творчеству А.С. Грина с использованием ИКТ, необходимо выяснить, с какими произведениями А.С. Грина и компьютерными технологиями знакомы учащиеся.

В рамках констатирующего эксперимента нами была проведена следующая работа. В начале 3-й четверти 2019-2020 учебного года перед изучением творчества А.С. Грина мы предложили учащимся 6-го класса ГБОУ города Москвы «Школа № 498» пройти анкетирование. В анкетировании приняло участие 23 учащихся. Анкета состоит из нескольких вопросов, как с кратким ответом, так и с выбором ответа:

  1. Какие произведения А.С. Грина были тобой прочитаны?
  2. Какие эмоции вызвали прочитанные тобой произведения А.С. Грина?
  3. Какие формы работы в ходе анализа произведения на уроке литературы тебе нравятся?
  4. Какой ты видишь урок литературы, когда будет изучаться повесть А.С. Грина «Алые паруса»?
  5. Какие игры можно использовать на уроках литературы?
  6. Какие ИКТ актуальны на уроках литературы?
  7. Знаешь ли ты что-нибудь о технологиях Web 2.0?
  8. Какие программы/сервисы для создания презентаций тебе известны?
  9. Какие программы/сервисы ты знаешь для создания видеороликов?

Результаты показали, что на сегодняшний день только 13 человек (64 %) прочли повесть «Алые паруса», и только один учащийся (4 %) прочитал рассказ «Зеленая лампа».

Также благодаря данному опросу удалось выявить, какие эмоции у обучающихся вызвали произведения А.С. Грина. Практически всем учащимся, кто прочитал повесть «Алые паруса», произведение понравилось (73 %), четверо ребят сказали, что произведение не понравилось, и только у одного учащегося появились грустные чувства. На основании ответов мы можем сделать вывод, что повесть «Алые паруса» вызвала интерес у учащихся. Следовательно, необходимо заинтересовать и не оставлять в стороне тех учащихся, которые не прониклись произведением.

Анкетирование помогло выяснить, какие формы работы на уроках литературы нравятся учащимся больше всего. 18 учащихся (42 %) предпочитают отвечать на поставленные учителем вопросы, а 14 (33 %) считают интересным выполнение интерактивных заданий на доске МЭШ («Московская электронная школа»). Всего лишь половина (11 учеников, 26 %) остановили свой выбор на выполнении заданий в парах или группах.

На вопрос: «Каким тебе хочется представить урок литературы, когда будет изучаться повесть А.С. Грина «Алые паруса»?» – даны неточные ответы. Более половины учащихся использовали только определения: «интересным», «веселым», «тихим», «обычным» и т.п. Трое ребят (13,6 %) видят урок с выполнением групповых заданий, два человека (9,1%) предпочитают вести диалог с учителем, отвечая на его вопросы. Только один учащийся предложил применить интерактивную игру-соревнование на смартфоне Kahoot.

В качестве игры большинство учеников (13 человек, 59,1 %) заинтересовала виртуальная литературная экскурсия. Около 40 % опрошенных хотят видеть на уроке конкурсы или соревнования. 6 человек (27,3 %) привлек ответ, где предлагается организовать небольшую театральную постановку по пройденному произведению.

Необходимо также отметить, какие ИКТ выбрали учащиеся 6-го класса. 16 человек (69,6 %) считают актуальным просмотр видеоролика по биографии писателя, 19 (82,6 %) – выполнение интерактивных заданий из библиотеки МЭШ. Только 6 опрошенных (26,1 %) заинтересовались несуществующей страной под названием Гринландия и ее созданием при помощи интерактивной презентации. И лишь 5 учащихся (21,7 %) выбрали вариант создания электронной литературной энциклопедии.

Стоит признать, что учащиеся 6-го класса не знают, что такое технологии Web 2.0 и что включает в себя это понятие. Из этого следует сделать вывод, что также нашей дополнительной задачей будет провести небольшой мастер-класс по знакомству с такими технологиями для того, чтобы мы смогли выстроить дальнейшую стратегию организации изучения творчества писателя с использованием ИКТ.

Следующие два вопроса были посвящены отдельным категориям технологий Web 2.0. Абсолютно все участники опроса знают и используют видеохостинг YouTube. Только 5 человек (22,7 %) слышали о программе Adobe Slate, а 6 (27,3 %) – о программе Adobe Voice. Также немногие (примерно 13,6 %) знают о следующих сервисах для создания видеороликов:

  • Photopeach;
  • Roxio PhotoShow;
  • Inshot;
  • Vegas.

Результаты опроса показали, что абсолютно никто из учеников не знает и не использовал никогда онлайн-сервис для создания интерактивных презентаций Prezi.

Результаты анкетирования показали, что обучающимся понравилась повесть-феерия «Алые паруса», но они не осознают ее глубинный смысл. В связи с этим мы пришли к выводу о необходимости комплексного использования ИКТ при разработке системы уроков в рамках изучения творчества А.С. Грина.

В своей работе мы учитываем, что основные проблемы изучения творчества А.С. Грина связаны, на наш взгляд, с использованием на уроках литературы традиционных методов обучения и применением учителями малого количества средств ИКТ (как правило, просмотр видеоролика, презентации PowerPoint, сценарии уроков и интерактивные задания из библиотеки МЭШ, различные Интернет-ресурсы). Между тем как ИКТ могут стать эффективным средством организации изучения творчества писателя на уроках литературы, если использовать ИКТ не просто для демонстрации учителем на уроке различных материалов, но и для того, чтобы вовлечь обучающихся в активную работу с этими материалами, чтобы обучающиеся сами могли разрабатывать различные материалы на основе ИКТ, что будет мотивировать их к самостоятельной деятельности и развивать творческую личность.

После работы над текстом произведения мы планируем повторное анкетирование по тем же самым вопросам. Таким образом, у нас появится возможность сравнить ответы учащихся и выяснить, насколько ИКТ были эффективны при изучении творчества А.С. Грина на уроках литературы в 6 классе.

Problems of study A.S. Grin’s creativity on the literature lessons in modern school

Lagutina A.I.
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kolysheva Elena Yurjevna,
Associate Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.

Annotation. This article is devoted to the specifics of study A.S. Greene’s creativity on the Literature lessons in 6 class. The author highlights methodological problems based on the questionnaires conducted. The role of information and communication technologies in the analysis of the story “The Red Sails” is determined. Other possible areas of study of biography and work are also considered.
Keywords: methodology of teaching literature, creativity of the writer, Alexander Grin, information and communication technologies, Web 2.0 technologies, educational technologies.


  1. Баданов А.Г. Интерактивности. WEB сервисы для образования (дата обращения: 15.06.2020).
  2. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: 2016. 239 с.
  3. Носкова В.Б. Осмысление роли сюжета и жанра как путь изучения произведений А.С. Грина на уроках литературы (дата обращения: 15.06.2020).
  1. Badanov A.G. Interactivities. WEB services for education (date of the address: 15.06.2020).
  2. Bialiayeva N.V. Literature lessons in grade 6. Pre-day developments: educational manual for general education. Organizations. M.: 2016. 239 pages.
  3. Noskova V.B. Judgment of a role of a plot and genre as a way of studying of works of A.S. Green at literature lessons (date of the address: 15.06.2020).