Аннотация. В данной статье рассмотрена специфика использования эмоционально-оценочной лексики в интернет-комментариях, ее семантико-стилистическая характеристика, роль в реализации непосредственной спонтанной речевой деятельности в интернет-пространстве. Представлены особенности читательских комментариев как средства самовыражения, выявления чувств и оценок личности в интернет-дискурсе.

Ключевые слова: категория оценки, эмоции, эмоционально-оценочная лексика, интернет-коммуникация, интернет-пользователи, комментарий.

Современное информационное общество связано с различного рода коммуникациями, осуществляющими взаимодействие между отдельными людьми и целыми государствами. Интернет-коммуникация занимает важнейшее место в их ряду, оказывает влияние на все стороны жизни социума, делая роль человеческого фактора все более важной и привлекая к себе самое пристальное внимание лингвистов. Одним из интереснейших для анализа жанров межличностного общения является жанр интернет-комментария. По мнению исследователей, интернет-комментарии как способ самопрезентации личности в интернет-пространстве дают возможность самовыражения, выявления чувств, оценок, отношения к себе и адресату, проблемам общества. А.В. Кирилина определяет понятие интернет-комментария как «быструю реакцию читателя на сообщение о каком-либо факте» [3, с. 68]. Такая спонтанная реакция по существу выражает эмоциональный фон социума, складывающийся из множества проявлений индивидуального отношения к миру.

В интернет-коммуникации ученые выделяют следующие типы интернет-комментариев:

  • Аналитический комментарий содержит наблюдения читателя над текстом, его вопросы к автору, анализ семантических удач и неудач в тексте.
  • Комментарий-эмоциональный отклик не содержит элементов анализа, а представляет собой лишь выражение эмоции по отношению к автору, к произведению; может содержать оценку без обоснований.
  • Комментарий-сотворчество содержит реакцию читателя на авторский текст и желание ответить автору в образной, а нередко и в художественной форме. Это наиболее интересный тип комментария, т. к. иногда читателю удается вступить в художественную полемику с автором и другими читателями.
  • Смешанный комментарий обнаруживает элементы как минимум двух предыдущих типов [2, с. 12–13].

Содержанием интернет-комментария может стать любое актуальное событие в жизни человека, а также политике, экономике, науке, культуре, искусстве и т.д.

Предметом рассмотрения в статье являются комментарии, содержащие эмоциональный отклик, а также смешанные комментарии, где есть и эмоция, и объективный анализ прочитанного текста, представленные в постах информационно-развлекательного сообщества «Пикабу».

Целью названного развлекательного портала является коммуникация между людьми, поводом которой служит написанный зарегистрированным пользователем пост − история на любую интересную для него тему, которая будет оцениваться читателями в комментариях. По имеющимся данным, основные пользователи «Пикабу» − представители русскоязычной молодежи, возрастной ценз участников познавательной площадки в основном в пределах от восемнадцати до двадцати четырех лет, большинство из них имеют высшее образование или являются студентами. Примечателен факт, что большинство посетителей площадки являются представителями мужской части молодежи.

В комментариях обсуждают различные события, задают вопросы, завязывают знакомства и т.д., т.е. комментарии нацелены на общение (призваны удовлетворить потребность в нем), на новые контакты. Практически всегда читательские комментарии имеют оценочный характер. Началом диалога, обсуждения на площадке «Пикабу» могут стать посты, посвященные проблемам социальной жизни, политики, взаимоотношениям людей, нравственным проблемам и т.д. Посты, которые касаются политики и социальной жизни людей, по нашим наблюдениям, как правило, получают негативную оценку, отрицательный эмоциональный отклик. Именно здесь мы можем увидеть такие эмоции, как отвращение, возмущение, презрение, неуважение и даже гнев, ярость. Так, в посте «В своем глазу бревно стерильно» говорится о том, как люди, которые часто жалуются на государство, сами не могут обеспечить чистоту и порядок на улицах своего города. Рассмотрим комментарии пользователей к нему (здесь и далее сохраняется авторская орфография и пунктуация).

personform: Отсутствие воспитания... уважения к чужому труду. Попросту говоря – быдло. И тут можно только камеры и контроль повальный вводить, с наказанием за вандализм, однако часть населения начнет орать про «полицейское государство». Воспитывать надо новые поколения − нормальными адекватными людьми, с нынешними уже ничего не сделать.

Iamanotherhero: Да, скажу по примеру своего города, камеры очень хорошее средство по контролю за городом. В нашем городе есть так называемый «ситуационный центр», где собраны картинки из кучи камер. А потом в новостях только и говорят, как нашли очередного придурка и взяли прямо на месте с поличным за порчу имущества.

Пользователи, которые не согласны с мнением автора, могут вступать с ним в открытый конфликт:

аdfadfadfadf: Это очередная чиновничья бредятина, что начинать надо с низов, это несусветная тупость. А почему чиновничья, да потому что автор зарегался сегодня, чтобы выдать это, что они здесь не причем.

В этих комментариях транслируются эмоции возмущения, негодования, презрения.

Анализ показывает, что для читательских комментариев характерно сильное влияние спонтанной разговорной речи, преобладание ее норм. Это выражается в популярности оценочных слов как с положительной, так и с отрицательной окраской, склонностью, в особенности молодежной аудитории, к использованию сниженной лексики, просторечию, сленгу [4; 5].

Для выражения субъективного отношения к реалиям окружающей действительности и их оценки одним из наиболее ярких языковых средств является эмоционально-оценочная лексика, содержащая в своем значении как элемент оценки, так и определенный эмоциональный заряд.

Оценка является необходимым компонентом эмоциональной реакции, т.к. определение значимости события или ситуации, а, следовательно, и активизация эмоции, происходит через оценивание.

Сами эмоции в жизни человека и межличностном общении играют большую роль. В эмоциях, как и в оценке, человек выражает свое отношение к явлениям окружающей действительности, тем более что в интернет-коммуникации более остро ощущается необходимость самовыражения. Проявление указанных особенностей, безусловно, зависит от личностных и социокультурных предпочтений каждого пользователя.

И. Изард выделяет 10 основных эмоций человека: радость, интерес-возбуждение, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-возмущение, презрение-неуважение, страх, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Эмоции включают в себя три компонента: нейрофизиологическое функционирование, мимическую деятельность и субъективное переживание [1, с. 52-53].

В данной статье мы рассматриваем эмоционально-оценочные существительные.

Они выражают различные субъективные модальности, чаще, по нашим наблюдениям, отрицательные: негодование, возмущение, гнев, отвращение и т.д., но также и положительные: восторг, удивление и пр., как это и бывает при повседневном общении людей.

Более широко в информационно-развлекательном сообществе «Pikabu» в комментариях представлена отрицательная оценочная лексика, особенно там, где пользователи выражают свои эмоции относительно действий местных властей, чиновников разного ранга, функционирования каких-то общественных структур.

Так, в комментариях, где читатели постов реагируют на неправомерные действия чиновников, можно увидеть бранную лексику и даже инвективы, например, в посте «От коронавируса умер врач-реаниматолог Лабинской ЦРБ (именно эту больницу заставляла самостоятельно шить бахилы чиновница из Минздрава)» можно увидеть следующие комментарии (пунктуация и орфография авторов сохранены):

hokeliver: А эта толстомордая мразь будет жить ещё очень долго.
miranda12: Сжечь гниду.
ingati: Посадить суку в тюрьму бахилы шить.

Отрицательная оценочная лексика здесь служит средством реализации эмоции гнева-ярости.

Сильные негативные эмоции вызывают и некоторые меры, предпринимаемые в различных сферах общественной жизни, в том числе и в образовании, в связи с коронавирусной инфекцией. Например, к посту «Страх и ужас в дистанционном обучении» зафиксированы такие комментарии:

1qwartex: Ох этот драный зум! Будет урок, качайте zoom. Ну ок, ошибка установки. <…> Взял рабочий ноут, скачал, поставил. <…> Учитель спрашивает моего, он орет правильный ответ, звук не идет, я судорожно пытаюсь что-то сделать. Какой вывод делает учитель, если рот у ребенка открывается, а звука нет? Правильно, ребенок тупой и не смог ответить на вопрос, просто открывал рот, оценки не достоин, о чем она объявила в конце конференции!

KoshkaMira: Я очень давно отошла от учительства (к величайшему счастью, судя по нынешней родительской вакханалии), но меня поражает это родительское: нам за это деньги не платят, платят учителям. Да ты, идиота кусок, себе его рожал, а не учителю. Кто и что тебе должен?

nekomimi: Да у этих дегроидов дети в садике даже пластилином не умеют пользоваться. В садиках задания тоже стали задавать, так некоторые родители впервые детям купили краски и пластилин. Если родитель не смог научить ребенка ходить в туалет, есть ложкой и лепить пластилином, то что говорить о школе. Сделали из своих детей овощей и бесятся теперь.

В данных комментариях представлена эмоция возмущения, гнев.

В сообществе осуждаются те люди, которые нарушают режим самоизоляции. Например, такие комментарии можно увидеть к посту «Вылазка»:

Wherecat: К сожалению многие сограждане тотально, беспросветно тупы.
megAHero: Даа, смотрел у одной знакомой шкуры в инсте истории, мало того, что сама везде шастает с подругами, так ещё и в лесопарковой зоне народа столько, сколько и обычно, мамочки с колясками, парочки, бегуны...
Alex.M89: Страна непуганных дебилов.

Здесь представлены эмоции презрения-неуважения и гнева-ярости (шкура, шастает), переходящие в открытую агрессию.

Комментарии с отрицательной оценочной лексикой можно встретить и в таких постах, где пользователи сталкиваются с безответственностью каких-либо структур. Примеры комментариев из поста «Неучи», где опубликована фотография поздравительного баннера с ошибкой («С празником!»):

Vivazz: Я лично точно знаю, почему стыдно мне. Потому что это я, будучи частью народа позволяю оставаться на руководящих постах дебилам, которые принимают такую работу.
AxiomaXX: не неучи, а долбоящеры. Один опечатался, другие не проверили.
Vdanilkin: Мне всегда на подобных фотках любопытно: ладно те, кто печатал провафлились и не заметили, но потом-то есть принимающий человек, потом те, кто устанавливает. Они тоже не видят какую хрень они вешают?!

Негативная оценочная лексика способствует выражению эмоции отвращения-возмущения.

В апреле в развлекательном сообществе была волна шуточных постов о казаках из Екатеринбурга, которых поставили проверять на коронавирус мигрантов на въезде в регион. Соответственно это вызвало бурную реакцию у комментаторов сообщества. Например, в посте «Не казаками едиными» можно увидеть такие реакции:

Slalomjohn: Вообще в жопу этих клоунов... Соплежуи, которые работать не хотят. Какие из них мужики???
Angler: В ростове вместе с гаишниками эти долботрясы стоят. Меня остановил гаишник, спросил, куда еду. Я показал пропуск. А потом спросил, а этот в папахе что тут делает? Почему дома не сидит? Мне ответили «счастливого пути».
and22: Среди казаков много знакомых. Так вот, по моим многолетним наблюдениям казаки делятся на две части. Первая часть – это дармоеды, лентяи с воспаленным синдромом вахтера. Вторые это шабашники-сантехники, электрики, кто огороды пашет, траву косит, в общем все те у кого заработок не стабильный или сезонный, в казачество идут ради трудового стажа и небольшой зарплаты.

В данных комментариях реализуется эмоция презрения-неуважения.

Таким образом, можно сделать вывод, что комментирование постов, где затрагивается политика и социальная жизнь людей, безответственность каких-либо структур, злободневные события (эпидемия коронавируса, связанные с этим ограничения), касающиеся жизненных интересов населения, вызывающие дискомфорт, транслирует разнообразные негативные эмоции, выражаемые чаще всего стилистически сниженной эмоционально-оценочной лексикой. Использование пользователями подобных средств нам представляется не следствием их низкого культурного уровня, а скорее намеренным, вызванным отчасти своеобразной модой на употребление именно таких средств, отчасти стремлением к менее формальному общению, отвечающему основной потребности интернет-коммуникантов в более эффективных способах самовыражения личности в Сети как члена социального виртуального сообщества.

Emotional evaluation vocabulary in the online-comment (for example of the «Picabu» information and entertainment community)

Zotova A.A.
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Markina Lyudmila Vitalyevna,
Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching of Philological Disciplines of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Doctor of Philological Sciences, Associate Professor.

Annotation. This article examines the phenomenon of language tools often used in Internet communication, such as emotional and evaluative vocabulary. The article analyzes the relevance of using this vocabulary in posts in the online community «Picabu». The article describes the semantic and stylistic characteristics of this vocabulary and the specifics of its use in Internet comments. Features of comments as a means of self-expression, identification of feelings and assessments of the individual in the Internet discourse are presented.
Keywords: evaluation category, emotions, emotional-evaluative vocabulary, Internet communication, Internet users, comment.


  1. Изард И. Эмоции человека. М.: 1980. 439 с.
  2. Барышева С.Ф., Касперова Л.Т и др. Жанровое своеобразие интернет коммуникации // Филология и человек. 2015. № 4. С. 12-25.
  3. Кирилина А.В. Интернет-жанр «комментарий читателя» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2015. № 1 (17). С. 67-76.
  4. Маркина Л.В. Жаргонные бранные номинации и характеристики женщин в современной молодежной коммуникации: гендерные стереотипы // Русский язык и литература в профессиональной коммуникации и мультикультурном пространстве: Материалы Международной научно-практической конференции. Саратов, М.: 2018. С. 197-204.
  5. Маркина Л.В., Сипатова Е.Н. К вопросу о функциях бранной лексики в современной молодежной коммуникации // Русская литература и современные проблемы образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Саратов: 2015. С. 162-167.
  1. Izard I. Human emotions. M.: 1980. 439 pages.
  2. Barysheva S.F., Kasparova L.T. etc. Genre peculiarity of the Internet communication // Philology and a Man. 2015. № 4. Page: 12-25.
  3. Kirilina A.V. Internet-the genre of the «reader comment» // Bulletin of the Moscow City University. Series: Philology. Theory of language. Language education. 2015. № 1 (17). Page: 67-76.
  4. Markina L.V. Swearing nominations and characteristics of women in modern youth communication: gender stereotypes // Russian language and literature in professional communication and multicultural space: Materials of the International Scientific and Practical Conference. Saratov, M.: 2018. Рage: 197-204.
  5. Markina L.V., Sipatova E.N. To the question of the functions of swearing vocabulary in modern youth communication // Russian literature and modern problems of education: Materials of the International scientific and practical conference. Saratov: 2015. Page: 162-167.