Аннотация. В данной статье рассматривается сущность разноуровневого подхода в обучении английскому языку. В работе предложены технологии разработки разноуровневых заданий, направленных на совершенствование навыка письма.

Ключевые слова: дифференцированное обучение, разноуровневый подход, гетерогенный класс.

Проблемой дифференцированного обучения в методическом аспекте занимались А.А. Кузнецова, В.В. Фирсова, Г.В. Дорофеева, Н.Н. Петрова, В.А. Орлова и другие. В.В. Волкова определяет дифференциацию следующим образом: «разноуровневый подход – условное разделение языковой группы на определенных этапах занятия на несколько команд, для каждой из которых предполагается своя стратегия достижения поставленных целей и задач» [2]. О.В. Королева, рассматривая структуру уровневой дифференциации, утверждает, что «разноуровневое обучение предоставляет шанс обучающимся организовать обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные» [3, с. 15]. Анализируя вышеприведенные определения, можно прийти к выводу, что, несмотря на разночтения, методисты предлагают организацию педагогического процесса с учетом особенностей, характерных для определенной группы обучающихся в качестве существенного критерия дифференцированного подхода.

В настоящее время можно утверждать, что все классы в той или иной степени являются разноуровневыми. Тем не менее, мы можем рассматривать гетерогенные классы не только как группу, в которой обучающиеся различаются по успеваемости, участию и готовности к изучению иностранного языка, но и как класс с отличающимися стилями обучения и предпочтениями. Индивидуальное и дифференцированное обучение тесно взаимосвязаны, поскольку за счет дифференциации осуществляется индивидуальный подход в обучении. Так, стоит учитывать, что неоднородный класс характеризуется отличием обучающихся по уровню компетенций, мотивации к изучению языка, опыту, потребностям и стилям обучения. В классе учитель может столкнуться как с мотивированными обучающимися, что является ключевым фактором в освоении языка, так и с теми, кто не испытывает интереса к изучению нового языка.

Разноуровневый подход получил широкое распространение в практике, поскольку направлен на предупреждение и преодоление проблемы неуспеваемости. Обучающихся, как правило, распределяют по классам в соответствии с их возрастом и годом обучения случайным образом, независимо от их успеваемости и уровня способностей, что обуславливает актуальность дифференцированного подхода.

Адаптация материалов для гетерогенного класса может принимать различные формы. Некоторые подходы к реализации этой задачи представлены, например, в учебном пособии под редакцией Н.В. Языковой и С.Н. Макеевой [4].

В нашем исследовании мы планируем разработать технологии, с помощью которых можно поддержать академически менее успешных обучающихся и в то же время обеспечить успевающих обучающихся дополнительными заданиями, используя при этом принятый образовательным учреждением учебно-методический комплект. Преимуществом разработки технологий такого рода являются экономичность и совместная работа класса большую часть урока.

В качестве примера рассмотрим совершенствование навыков письма на основе УМК Starlight, 8 класс, первый модуль которого посвящен навыкам написания истории (см. рисунок 1). Так, при знакомстве с планом истории, данным в учебнике и теоретической составляющей об описательных прилагательных и наречиях, средствах сравнения, вводных словах, обучающимся могут быть предложены следующие задания.

Во-первых, план истории традиционно включает в себя введение, основную часть и заключение. Тем не менее, академически более успешные обучающиеся могут опираться на план, где присутствуют такие компоненты истории, как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Стоит отметить, что и академически успевающим, и менее успевающим обучающимся учитель должен предоставить пример-образец истории и совместно проанализировать структуру, обратив внимание на вышеупомянутые аспекты.

Рис. 1. Примеры разноуровневых заданий, направленных на совершенствование навыков письма. План истории

Во-вторых, при выполнении письменных работ учитель может устанавливать лимит слов. Соответственно, для более успевающих обучающихся рекомендовано увеличить требуемое количество слов, для менее успевающих можно сократить количество слов.

В-третьих, класс можно разделить на группы, где успевающие обучающиеся самостоятельно пишут историю согласно предложенному плану и образцу, а менее успевающие составляют черновой вариант, который совместно обсуждают с учителем или в парах, при этом учитель не остается в стороне, а напротив, осуществляет контроль.

Важно подчеркнуть, что поощрение обучающихся обращаться к словарю на уроке является ключевой стратегией разноуровневого обучения. Академически менее успешные обучающиеся могут пользоваться двуязычным словарем для уточнения значения лексической единицы, ее сочетаемости с другими единицами или использования в контексте. Для академически успешных обучающихся учитель может в задании обозначить использование как минимум одного идиоматического выражения и 5 фразовых глаголов, что предполагает работу со словарем.

Что касается проверки работ, то для сильных обучающихся ошибки можно указывать с помощью таких символов, как SP spelling, GR grammar, MW missing word, WO word order, Prep wrong preposition, AW  awkward, perhaps grammatically correct, but doesn't sound natural на полях и т.д. Наиболее частотные ошибки класса рекомендовано совместно проанализировать и выполнить ряд дополнительных упражнений для закрепления материала. Можно поощрять обучающихся исправлять друг друга и требовать более высокого уровня точности от академически успешных учеников.

В заключение, не менее значимо рассмотреть кейс, когда учитель дает академически менее успешному обучающемуся относительно простое задание, полагаясь на принцип «лучше меньше, но качественнее», а академически более успешному предлагает выполнить сложное задание. Последний может задать вполне правомерный вопрос, почему ему приходится работать над сложными заданиями, чтобы получить ту же оценку, которую может получить одноклассник за выполнение простой работы. Мы считаем, что основополагающим принципом является свобода выбора. Иными словами, каждому обучающемуся можно предложить три варианта заданий, где каждый определяет уровень сложности задания самостоятельно, что способствует саморефлексии (см. рисунок 2).

Рис. 2. Дифференцированный подход как способ рефлексии

Однако, при выборе простых заданий учитель должен мотивировать менее уверенных в своих знаниях обучающихся попробовать свои силы в сложных заданиях и, в случае затруднений, предоставлять вспомогательные материалы или указывать на страницы учебника, где можно найти информацию по выполнению того или иного задания. Принимая во внимание особенности реализации разноуровневого подхода, необходимо подчеркнуть, что открытость дифференциации является одним из способов формирования положительной мотивации, сознательного отношения обучающегося к учебе.

Литература:

  1. Баранова К.М. Звездный английский (Starlight): учебник. М.: Просвещение, Express Publishing, 2013. 216 с. (8 класс).
  2. Волкова В.В. Процесс обучения иностранному языку в разноуровневых группах. // Научные проблемы водного транспорта. 2016. №47. С. 233-235 (дата обращения: 01.12.2022).
  3. Королева О.В. Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения на занятиях английского языка. // Сборник материалов пед. чтений преподавателей Бюджетного проф. образовательного учреждения Омской обл. 2018. С. 15-20 (дата обращения: 01.12.2022).
  4. Языкова Н.В. Практикум профессионального общения. / Н.В. Языкова, В.А. Гончарова, О.О. Корзун [и др.]; Отв. ред.: Н.В. Языкова, С.Н. Макеева. М.: Московский городской педагогический университет, 2020. 163 с.

The issue of creating multilevel assignments in the English language at the stage of basic general education

Saifulina V.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Molchanova Maria Alexandrovna,
Associate Professor, Deputy Head for Scientific Work, Department of English Studies and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. The paper examines the essence of the multilevel approach to teaching English. Development technologies of multilevel tasks aimed at enhancing writing skills are suggested in the work.
Keywords: differentiated approach to learning, multilevel approach, heterogeneous class.

Literature:

  1. Baranova K.M. Starlight: textbook. Moscow: Prosveshchenie, Express Publishing, 2013. 216 pages (Grade 8).
  2. Volkova V.V. The process of learning a foreign language in multilevel groups. // Scientific problems of water transport. 2016. №47. Page: 233-235 (date of the address: 01.12.2022).
  3. Koroleva O.V. The technology of multilevel (differentiated) training in English classes. // Collection of materials of pedagogical readings of teachers of the Budgetary professional educational institution of the Omsk region. 2018. Page: 15-20 (date of the address: 01.12.2022).
  4. Yazykova N.V. Practice of professional communication. / N.V. Yazykova, V.A. Goncharova, O.O. Korzun [and others]; Editor: N.V. Yazykova, S.N. Makeeva. Moscow: Moscow City Pedagogical University, 2020. 163 pages.