Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о методическом потенциале интонационных конструкций песенных текстов при преподавании русского языка как иностранного на уровне А2. Отмечено, что интонационные конструкции помогают организовать и выделить в потоке речи смысловые части (целое высказывание или его фрагменты - синтагмы), помогая говорящему сообщить слушателю некую общую цель своего высказывания (повествования, волеизъявления, вопроса) и свое субъективное отношение к высказываемому. Однако упоминаются и недостатки песенного материала в аспекте преподавания РКИ: неправильное использование интонационных конструкций, затрудненность восприятия отдельных интонационных конструкций.

Ключевые слова: РКИ, интонационные конструкции, песенные тексты, современные подходы к образованию.

В настоящее время все большую популярность набирает использование нестандартных подходов к обучению, предполагающих повышение его эффективности и мотивации студентов. Одной из основных задач является формирование фонетических навыков и их совершенствование. Однако, методика преподавания РКИ не стоит на месте. Методисты склоняются к мнению, что только совершенствование методики и появление новых методов в обучении может привести к более эффективному обучению русскому языку как иностранному. В частности, в сфере обучения иностранным языкам прослеживается тенденция, связанная с использованием песенного материала. В большей степени он применяется для развития аудитивных навыков, однако мы не всегда имеем дело с правильным интонированием в песнях, что затрудняет восприятие и тормозит процесс обучения. Исходя из этого, были поставлены следующие вопросы: какова истинная роль интонационных конструкций, есть ли у обучения интонированию на основе песенных текстов методический потенциал и насколько неправильное интонирование влияет на восприятие песенных текстов?

В качестве материала для проведения исследования было отобрано 20 русскоязычных песен, на основании трех критериев:

  1. жанр – рок и его поджанры: панк-рок, альтернативных рок, фолк-рок, поп-рок;
  2. время появления – в выборку вошли песни, вышедшие за 15 лет: с 2009 по 2022 гг.;
  3. популярность в РФ – попадание в ТОП-100 песен в своем поджанре.

Данные критерии были выбраны, поскольку для многих песен русского рока характерны лирические тексты, которые перекликаются с классической литературой. Выделение популярности песни в качестве критерия позволило отобрать материал, отражающий актуальные тенденции в русском языке. Более того, именно данный жанр славится правильными интонационными конструкциями, не отходящими от норм, что может позволить на конкретных примерах показать изучающим русский язык как иностранный правильное интонирование.

В процессе анализа были изучены интонационные конструкции, основой для анализа стала классификация Е.А. Брызгуновой [2], предлагающей считать единицами интонационной системы интонационные конструкции (далее – ИК), способные различать значение высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом. За основу берется различительная функция ИК, однако при описании их даются и те значения, которые приобретают высказывания в результате того или иного интонационного оформления. Однако важно подчеркнуть, что определение самого набора ИК базируется не на возможных значениях, а на формальных признаках самого контура. В качестве формальных признаков ИК выступают чаще всего место интонационного центра и мелодические характеристики, однако при описании некоторых ИК используются и такие признаки, как интенсивность, тембр, длительность.

Следует проанализировать типы интонационных конструкций, указав особенности каждой из них. Рассмотрим каждую из них подробнее:

  • В университете учатся студенты. (ИК-1)

ИК-1 характерна для повествовательных предложений, указании на факт, представлении завершенной мысли. Произношение конструкций данного типа характеризуются понижением тона на ударном слоге последнего слова или на слове, которое является смысловым центром предложения.

  • Где учатся студенты? (ИК-2)

ИК-2 характерна для вопросительных предложений, содержащих в себе вопросительное слово. В предложениях данного типа тон понижается на ударном слоге вопросительного слова, понижение тона происходит на протяжении всего предложения.

  • В университете учатся студенты? (ИК-3)

ИК-3 характерна для вопросительных предложений, не содержащих в себе вопросительное слово. Произнесение конструкций данного типа характеризуется повышением тона на ударном слоге слова, являющегося смысловым центром предложения.

  • В университете работают преподаватели. А студенты? (ИК-4)

ИК-4 характерна для неполных вопросов, начинающихся с союзом «а». При произнесении таких предложений наблюдается нисходяще-восходящий тон на ударном слоге слова, которое является смысловым центром предложения. Восходящий тон наблюдается до конца предложения.

  • Какие талантливые студенты! (ИК-5)

ИК-5 характерна для восклицательных предложений, начинающихся со слов «какой/ая/ие», «как». ИК-5 является единственной интонационной конструкцией, в которой наблюдается два центра. Первый центр находится на ударном слоге слова, которое обозначает признак выраженности предмета («какой/ая/ие», «как»). Второй центр находится на ударном слоге слова, к которому относится признак или степень его выраженности. Произнесение конструкций данного типа характеризуется повышением тона на ударном слоге первого центра ИК и понижением тона на ударном слоге второго центра ИК.

  • Кого я вчера встретил! Студенты! (ИК-6)

ИК-6 характерна для восклицательных предложений. Повышение тона происходит на ударной части и продолжается на заударной части.

  • И студенты учатся в университете. (ИК-7)

Для ИК-7 характерно выражение завершенности в повествовательных предложениях, однако, в отличие от ИК-1 ударная часть предложения эмоционально окрашена.

Проанализировав «ритмико-мелодические рисунки», использованные в песенных текстах, были выявлены интонационные конструкции не всех семи типов [8]. Кроме этого, были также найдены интонационные конструкции, которые не соответствуют выбранной классификации и, соответственно, именно они могут стать проблемой при изучении языка. Важно отметить, что большинство конструкций все же соответствовали классификации Е.А. Брызгуновой и были нормативны.

Говоря об указанном уровне предполагаемых студентов, а именно А2, можно смело сказать, что все выбранные песенные тексты подходят для развития аудитивного навыка, а также аспекта устной речи (хорошо прослеживается подражание при повторении конструкций, обучающиеся правильно расставляют интонации в зависимости от типа предложений, понимают на слух, с каким видом предложения имеют дело (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Была проведена апробация посредством онлайн опроса студентов, обучающихся по обмену в Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (РГУФК), которая доказала, что такой метод обучения имеет перспективы развития.

Большинство интонационных конструкций соответствуют классификации, которая была взята за основу при анализе. Так, например, в песне исполнителя LASCALA «Реванш» в строке «и будет снег, накроет белым полотном ночной побег», мы видим пример двух ИК-1, в них интонационный центр – на ударном гласном последнего слова, а перед ним находится предцентровая часть. На ней движение тона ровное, а на гласном центра тон понижается и до конца ИК, в постцентровой части, остается в достигнутом положении. ИК-2 была обнаружена в песне Аффинаж «Волчком» в строке «Кем будешь?», интонационный центр на ударном гласном первого слова, движение тона ровное или нисходящее, а само словесное ударение усилено. Так оформляются вопросы с вопросительным словом, побудительные предложения, предложения со значением сопоставления. ИК-4 была найдена в песне Louna «Сделай громче» в строке «То, что нужно нам – сделай громче!», т.к. в данном примере, в отличие от других ИК, данная ИК имеет два центра, на первом тон повышается, а на гласном второго центра – понижается. Такое оформление свойственно восклицательной интонации, придающей высказыванию значение восхищения. ИК-6 была найдена в песне ЯАVЬ «Один в поле воин» в строчке «Всем сердцем верить!», т.к. эта строчка характеризуется незавершенностью в мыслях автора.

Стоить упомянуть, что в проанализированном песенном материале не представлены три интонационные конструкции из классификации Е.А. Брызгуновой (ИК-3, ИК-5, ИК-7), что позволяет сделать вывод – выбранный песенный материал не до конца может продемонстрировать разнообразие интонационных конструкций. Однако, данный минус не делает его (песенный материал) неподходящим для обучения, т.к. все же основные виды интонационных конструкций можно встретить и построить на этом процесс обучения интонированию на начальных этапах.

В песенных текстах содержатся некоторые примеры нарушения интонационной конструкции. Так, например, в песне Алены Швец «Ведьм у нас сжигают» присутствует строчка «О, как ты могла меня променять», которая в песенном тексте произносится как ИК-3, тон резко повышается и соответствует общему вопросу, в то время как в письменном варианте текста строчка обозначается как ИК-1, что соответствует повествованию. Еще одним таким примером является песня ЯАVЬ «Один в поле воин» в строчке «Я двигаюсь к цели, мама!». Интонационная конструкция здесь указывает на восклицание, т.к. используется обращение, подразумевается повышение тона, однако исполнительница использует ИК-2. В аспекте преподавания РКИ это может быть оценено неоднозначно: для изучающих язык на уровне А2 это станет трудностью в восприятии, может привести к непониманию, как именно нужно произносить те или иные предложения (о прочих коммуникативных барьерах см. [5]). Однако для изучающих язык на уровне B1-2 обращение к спорным и неоднозначным случаям интонирования станет уже необходимостью при изучении, чтобы иметь представление о том, что не все интонационные конструкции произносятся согласно правилам.

Таким образом, проанализировав все интонационные конструкции отобранных песенных текстов, мы можем сделать вывод о том, что песенные тексты – продуктивное поле для изучения интонационных конструкций русского языка. Однако они не универсальны, поэтому при их использовании в преподавании РКИ важно обращать внимание на основные сложности: не все ИК могут быть изучены на основе песенного материала, так же не для любого уровня изучения языка подойдет тот или иной материал.

Литература:

  1. Богачева А.В. Работа с песней как способ создания искусственной языковой среды на занятиях РКИ. // кнж. 2020. №4(33) (дата обращения: 29.10.2022).
  2. Брызгунова Е.А. Практическая фонетика и интонация русского языка: Пособие для преподавателей, занимающихся с иностранцами. Москва: Изд-во Московского ун-та, 1963. 306 с.
  3. Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове): учеб. пособие для студентов филол. специальностей ун-тов. 3-е изд. М.: Высш. шк., 1986. 639 с.
  4. Даниелян М.Г. Формирование речевых умений и навыков при аудировании в процессе обучения РКИ. // БГЖ. 2021. №1(34) (дата обращения: 06.11.2022).
  5. Желтухина С.А. Коммуникация. Теория и практика: учебник. / Л.Г. Викулова, М.Р. Желтухина, С.А. Герасимова, И.В. Макарова. М.: ВКН, 2020. 336 с.
  6. Миронова А.А. Геймификация в обучении русскому языку как иностранному. // Образование на русском. 2017. №2 (дата обращения: 04.10.2022).
  7. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. 17-е изд. М.: Айрис-пресс, 2021. 448 с.
  8. Стекольщикова И.В. Теоретическая фонетика современного русского языка. / И.В. Стекольщикова, Н.В. Постнова. М.: Экон-информ, 2022. 189 с.

Intonation constructions in modern Russian-language song texts: their role, perception problems, and methodological potential in teaching Russian as a foreign language (level A2)

Kuzminykh D.D.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Stekol'shchikova Irina Vitalievna,
Professor at the Department of English Studies and Intercultural Communication of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Doctor in Philological Sciences, Associate Professor

Аnnotation. The article deals with the question of the methodological potential of intonation constructions of song texts in teaching Russian as a foreign language at the level A2. The authors point out that intonation constructions help organize speech flow and separate semantic parts (the whole statement or its fragments – syntagms), thus «informing» the listener of the general purpose of the statement (narration, declaration of will, question) and the subjective relation to the spoken word. However, the disadvantages of the song material are also mentioned: the violation of intonation structures, difficulty in the perception.
Keywords: Russian as a foreign language, intonation constructions, song lyrics, modern approaches in education.

Literature:

  1. Bogacheva A.V. Work with song as a way to create an artificial language environment in rki classes. // Knj. 2020. №4(33) (date of reference: 29.10.2022).
  2. Bryzgunova E.A. Practical phonetics and intonation of the Russian language: Handbook for teachers dealing with foreigners. Moscow: Moscow University Press, 1963. 306 pages.
  3. Vinogradov V.V. Russian Language: (Grammatical Doctrine of the Word): textbook for students of philological specialties of universities. 3rd ed. Moscow: Vyssh. shk. 1986. 639 pages.
  4. Danielyan M.G. Formation of speech skills and abilities in listening in the process of learning RFL. // BGS. 2021. №1(34) (date of reference: 06.11.2022).
  5. Zheltukhina M.Р. Communication. Theory and practice: textbook. / L.G. Vikulova, S.А. Gerasimova, I.В. Makarova. Moscow: VKN, 2020. 336 pages.
  6. Mironova A.A. Gamification in teaching Russian as a foreign language. // Education in Russian. 2017. №2 (date of reference: 04.10.2022)
  7. Rosenthal D.E. Modern Russian language. / D.E. Rosenthal, I.B. Golub, M.A. Telenkova. 17th ed. Moscow: Iris-Press, 2021. 448 pages.
  8. Stekolshchikova I.V. Theoretical phonetics of the modern Russian language. / I.V. Stekolshchikova, N.V. Postnova. Moscow: Econ-Inform, 2022. 189 pages.