По итогам студенческой конференции
«Лига исследователей МГПУ» 23 ноября 2022 г.

Аннотация. В статье отмечается актуальность образования при использовании ресурсов мегаполиса. Было проведено исследование образовательных маршрутов студентов 1-2 курса института иностранных языков ГАОУ ВО МГПУ по дополнительному изучению английского языка в городе, проанализированы возможности города в совершенствовании фонетики, лексики, грамматики, аудирования, чтения, письма, говорения. Приводятся результаты опроса студентов, предъявляются основные выводы по итогам опроса , обозначаются дальнейшие пути исследования заявленной проблематики.

Ключевые слова: современное образование, дополнительное изучение, английский язык, опрос, непрерывность образования.

Современное образование продолжается за пределами образовательных учреждений. Как отмечает Д.Л. Агранат, «современное образование может и должно выходить за пределы учебных заведений – в город» [1]. В связи с этим возникает необходимость сказать о дополнительном образовании, в рамках которого школьники и студенты могут находить в городе альтернативные варианты обучения и развития.

В Законе об образовании прописана важность и необходимость дополнительного образования, и его определение. Дополнительное образование определяется «как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования, направлено на совершенствование имеющихся навыков или приобретение новых, является добровольным, не обязательным и происходит по желанию обучающегося» [5].

Непрерывность образования подтверждается тенденцией «образование в течение всей жизни» (Lifelong learning), которое также развивается в рамках иноязычного обучения. В этом случае важным является умение искать возможности для своего саморазвития. И как справедливо отмечает Е.А. Асонова, студент может самостоятельно формировать и определять свой образовательный маршрут [2].

В дидактике существует понятие «индивидуальный образовательный маршрут» (далее – ИОМ), которое связано с индивидуализацией процесса обучения. Понятие ИОМ возникло в педагогической науке, и получило освещение в работах таких ученых, как С.В. Воробьева, Н.Г. Зверева, Н.А. Лабунской, В.В. Лоренц, В.В. Николина, М.Л. Соколова, А.П. Тряпицына, Н.А. Будаева. Следуя их логике, «индивидуальный образовательный маршрут определяется как персональный путь реализации личностного интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, творческого, духовно-нравственного потенциала студента в образовательном процессе в соответствии с его личностными предпочтениями и потребностями и социальным заказом общества» [3].

В своей работе Будаева Н.А. определяет «индивидуальные образовательные маршруты как заранее намеченные пути следования или движения, которые направлены на обучение» [4].  

В статье Ивановой Е.В., Барсуковой Е.М., и др., выделено проектирование, создание (своего) образовательного маршрута, как способа понять и исследовать когнитивную карту жизни (целостное представление обстановки вокруг себя), способа самообучения горожанина, возможности использовать город для решения своих целей [5].

Таким образом, мы можем определить образовательный маршрут как путь, направление для обучения и самосовершенствования человека в изучении английского языка в пространстве города.

Возникают вопросы: «Как студенту построить свой ИОМ? Каким образом возможно совершенствовать навыки в языках, если практических занятий по языку в Университете оказывается недостаточно?».

В связи с этим было решено провести исследование среди студентов для определения того, где и как они дополнительно изучают английский язык и какие способы используют для самосовершенствования языковых навыков.

Таким образом, целью исследования стало выявление образовательных маршрутов студентов ГАОУ ВО МГПУ в изучении городских пространств для совершенствования английского языка. В качестве объекта исследования выступают ИОМ, предметом исследования – образовательные маршруты студентов 1-2 курса по изучению английского языка в городе.

В исследовании приняли участие 35 студентов 1-2 курсов института иностранных языков ГАОУ ВО МГПУ (далее – ИИЯ), выбравшие для своего обучения специальности педагогическое образование и лингвистика. Опрос проводился в первом семестре 2021 года.

Опрос студентов состоял из следующих вопросов: о поле и возрасте опрашиваемых, об уровне владения иностранным языком, о потребностях студентов в изучении английского языка, о возможностях города в дополнительном изучении английского языка, определении предпочтительных для посещения в городе мест. Некоторые вопросы предполагали несколько вариантов ответов.

По уровню владения языком большее количество студентов относит себя к уровню владения языком: Upper Intermediate (В2) – 62%, Advanced (C1) – 22%, Intermediate (В1) – 11% и Proficiency (C2) –5%. На основании результатов можно сказать, что студенты имеют высокие знания в английском языке до поступления в Университет, занимаются самостоятельно и имеют стабильную мотивацию (см. рисунок 1).

 

Рис. 1. Ответы студентов на вопрос «Уровень владения языком?» (ИИЯ)

При ответе на вопрос «Где помимо школы/института можно совершенствовать навыки английского языка в Москве?» большинство опрашиваемых (50%), ответило, что помимо школы/института английский язык в Москве можно изучать в языковых школах. На втором месте (30%) разговорные клубы, библиотеки и самостоятельное обучение. Наименьшее количество студентов (20%) изучают язык с репетитором (см. рисунок 2).

Рис. 2. Ответы студентов на вопрос «Где помимо школы / института можно совершенствовать («прокачивать») навыки английского языка в Москве?» (ИИЯ)

Отвечая на вопрос «Почему Вы выбираете именно эти места?», респонденты выбирают языковые школы (50%) – как основной метод совершенствования их английского языка, потому что таких школ много в Москве, можно выбрать удобное для себя расположение рядом с домом, либо университетом. Также, многие школы предоставляют возможность обучения на онлайн-курсах.

Опрашиваемые совершенствуют навыки английского языка в языковых клубах, поскольку, во-первых, многие английские клубы бесплатны или предоставляют свои услуги за достаточно небольшую плату; во-вторых, там можно в комфортной обстановке говорить на интересные темы, находить друзей с общими интересам и хобби.

Только 20% из опрашиваемых выбирают индивидуальное обучение с репетитором, поскольку им комфортнее заниматься один на один с профессиональным педагогом. Следуя их логике, так лучше усваивается информация и выше возможность повысить свой уровень владения английским языком.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что у студентов абсолютно разные предпочтения и они ищут для себя комфортные методы обучения. В свою очередь город проживания (в данном случае г. Москва) предоставляет возможность изучать язык почти любым удобным для студента способом.

Анализируя ответы на вопрос «Какие навыки умения/компетенции Вы там «прокачиваете?»», можно сделать вывод, что студенты называли как аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику), так и виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо). Наибольшее количество ответов свидетельствуют о том, что студенты совершенствуют лексические умения – 22% опрошенных, навык говорения – 20% и навык разговорного английского – 16%. Наряду с этим студенты занимаются развитием грамматических навыков – 12% опрошенных и способностей в аудировании 12%.

Также студенты отмечают необходимость практиковать фонетические умения, чтение, умения импровизировать, отдельно выделяют подготовку к международным экзаменам и совершенствование навыков профессионального английского (см. рисунок 3 ). 

Рис. 3. Ответы студентов на вопрос «Какие навыки умения/компетенции Вы там «прокачиваете?»» (ИИЯ)

Изучая ответы на вопрос «Чего Вам не хватает в городе для успешного изучения английского языка?», было установлено, что 28% опрошенных все устраивает, а 72% имеет следующие специфические потребности:

  • общение с носителем «живого» языка, целостная языковая среда – 26% респондентов;
  • бесплатные клубы говорения, навигации на английском, силы воли, времени – по 9% на каждую группу соответственно;
  • дефициты в области культуры, в частности, не достаточное количество спектаклей и мюзиклов на английском языке, нехватка единомышленников – 10% (см. рисунок 4).

Рис. 4. Ответы студентов на вопрос «Чего Вам не хватает в городе для успешного изучения английского языка?» (ИИЯ)

Исходя из анализа данных опроса, была создана схема образовательных маршрутов студентов в изучении английского языка, в которой основными местами являются занятия с репетитором, самостоятельное изучение с помощью ресурсов интернета, изучение в основном месте обучения (университет), разговорные клубы (в библиотеках, кафе или университете) и языковые школы.

На схеме присутствуют условные обозначения: необходимость куда-либо ехать, возможность остаться дома, необходимость платить за услугу (см. рисунок 5).

Рис. 5. Схема образовательных маршрутов студентов ИИЯ

Полученные данные проведенного исследования позволили сделать сравнительную таблицу рекомендаций для совершенствования навыков иноязычного образования (см. таблицу 1).

Таблица 1. Рекомендации для совершенствования навыков иноязычного образования

Городской объект

Плюсы +

Минусы -

Занятия с репетитором

Можно заниматься как онлайн, так и очно, чаще всего репетитор создает индивидуальный план занятий для каждого ученика и уделяет время только ему в течение определенного времени. Такой метод изучения языка является самым эффективным, потому что внимание ученика не рассеивается и фокус преподавателя всегда направлен на него.

Занятие с хорошим, квалифицированным педагогом могут стоить довольно дорого, что не каждый студент может себе позволить.

Языковая школа

Таких школ достаточно много в Москве, можно выбрать удобное для себя расположение рядом с домом, либо университетом. Также многие школы предоставляют онлайн курсы и можно заниматься в любом удобном месте (дома, в кафе и т.д.).

Языковые школы чаще всего требуют больших вложений и подобрать хорошую, недорогую школу достаточно трудно.

Спикинг клубы

Многие английские клубы бесплатные или достаточно недороги, можно в комфортной обстановке говорить на интересные темы, находить друзей с общими интересам и хобби.

У спикинг клуба не всегда удобное месторасположение, уровень языка присутствующих может различаться, что может повлиять на продуктивность беседы.

Университет

Для студентов, обучающихся на бюджетной форме это бесплатно, также есть возможность изучать язык вместе со своими одногруппниками и друзьями.

Часто английский язык преподается в университете на достаточно высоком уровне, студентам нужно быть организованным и мотивированным к изучению языка.

Интернет

Можно заниматься английским самостоятельно из любой точки Москвы (кафе, метро, дом, коворкинг).
Есть возможность самому придумать комфортный план и метод усвоения информации.

Не у всех имеются достаточные навыки для хорошей самоорганизации, также в интернете существует большое количество неправильной или не нужной информации, которую не каждый студент в состоянии отфильтровать.

В заключении представим дальнейшие пути развития темы исследования:

  • изучить возможности языковых клубов Москвы;
  • определить самые популярные и бюджетные языковые школы;
  • проанализировать сайты по изучению иностранных языков;
  • провести похожее исследование возможностей городских объектов в изучении немецкого языка.

Литература:

  1. Агранат Д.Л. Образование и город: складывающиеся новые тенденции и изменения образовательных программ (опыт Московского городского педагогического университета). // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2020. №2. С. 8-13.
  2. Асонова Е.А. Использование ресурсов города в образовании: вызовы и решения. / UniverCity: Города и Университеты: Выпуск 2 / Асонова Е.А., Росинская А.Н. Под ред. С.Н. Вачковой. М.: Экон-информ, 2018. С. 35-46.
  3. Будаева Н.А. Разработка и оформление индивидуального образовательного маршрута. Методические рекомендации. Усть-Кут, 2015 г. 27 с.
  4. Иванова Е.В., Барсукова Е.М., Тер-Григорян А.Э. Направо пойдешь – знания найдешь, налево пойдешь – компетенции приобретешь…: образовательные маршруты городских окраин. UniverCity: Города и Университеты: Выпуск 3 / Под ред. С.Н. Вачковой, Е.А. Асоновой. М.: Экон-информ, 2019. 205 с.
  5. Федеральный закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г. (дата обращения: 21.11.2022).
  6. Фролова С.В. Индивидуальный образовательный маршрут как способ индивидуализации воспитательного процесса в вузе. // Молодой ученый. 2013. №9(56). С. 418-420 (дата обращения: 21.11.2022).

Educational routes of students for additional study of English in the City

Mayakova A.G.,
student of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Chenskikh Ekaterina Petrovna,
Associate Professor of the Department of English Philology at the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, PhD

Annotation. The article notes the relevance of education when using the resources of the metropolis. The author conducted a study of the educational routes of 1st-2nd year students of the Institute of Foreign Languages of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Moscow State Pedagogical University for additional study of the English language in the city. The author analyzes the possibilities of the city in improving phonetics, vocabulary, grammar, listening, reading, writing, speaking. The researcher gives the results of the survey, draws conclusions and outlines further ways of developing the topic of the work.
Keywords: Modern education, additional study, English, survey, continuity of education.

Literature:

  1. Agranat D.L. Education and the city: emerging new trends and changes in educational programs (the experience of the Moscow City Pedagogical University). // Vestnik MGPU. Series «Pedagogy and psychology». 2020. № Page: 8-13.
  2. Asonova E.A. The use of city resources in education: challenges and solutions. / UniverCity: Cities and Universities: Issue 2 / Asonova E.A., Rosinskaya A.N. Ed. S.N. Vachkova. Moscow: Ekon-inform, 2018. Page: 35-46.
  3. Budaeva N.A., Development and design of an individual educational route. Guidelines. Ust-Kut, 2015. 27 pages.
  4. Ivanova E.V., Barsukova E.M., Ter-Grigoryan A.E. If you go to the right, you will find knowledge, if you go to the left, you will acquire competencies…: educational routes of urban outskirts. UniverCity: Cities and Universities: Issue 3 / Ed. S.N. Vachkova, E.A. Asonova. Moscow: Ekon-inform, 2019. 205 pages.
  5. Federal Law «On Education» №273 of December 29, 2012 (date of the address: 21.11.2022).
  6. Frolova S.V. Individual educational route as a way of individualization of the educational process at the university. // Young scientist. 2013. №9(56). Page: 418-420 (date of the address: 21.11.2022).