Аннотация. В статье рассматриваются варианты моделирования системы коррекционно-развивающих занятий по оптимизации двигательной активности дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Автор обращает внимание на особенности развития познавательной сферы и пространственной ориентировки, вариативность педагогических воздействий, которая реализуется не только физическими упражнениями, но и условиями их выполнения, способами регулирования эмоционального состояния детей, воздействия на различные сенсорные ощущения.

Ключевые слова. Двигательная активность, нарушения функций опорно-двигательного аппарата, движения, моделирование.

У детей дошкольного возраста без особенностей психофизического развития формирование и усвоение разных по структуре и характеру движений происходит без каких-либо трудностей [1, с. 39]. В свою очередь у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата наблюдается боязнь пространства, а также выполнения базовых и сложных движений в нем. Как отмечали В.В. Ковалев и В.В. Лебединский, лица с «дефицитарным развитием личности» (к которому также относятся дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) имеют ряд особенностей в течении психических процессов и состояний. При нейротипичном развитии все анализаторные системы взаимодействуют между собой, поэтому отсутствие или недостаточная сформированность одной из них приводит к нарушению всех психических процессов.

У детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата наблюдается ряд особенностей развития и прежде всего в психомоторной сфере. Вследствие отсутствия или недостаточной сформированности моторных образов (первичное нарушение) у детей рассматриваемой категории наблюдается нарушение восприятия (прежде всего зрительного и тактильного), а также пространственного гнозиса и праксиса (вторичное нарушение) [3, с. 82]. Именно поэтому у детей данной категории можно наблюдать боязнь пространства, выполнения различных движений в нем [3, с. 138]. А это ведет к снижению познавательной деятельности, пространственной ориентировки и двигательной активности, что напрямую влияет не только на их психоэмоциональное состояние, но и на развитие в целом.

Необходимо обосновать и разработать средства стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности, применение которых будет способствовать оптимизации двигательной мобильности детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Для этого нами были выбраны определенные дидактические упражнения и игры, цель которых ориентирована одновременно и на определенные локомоции, и на развитие познавательной деятельности. Также была осуществлена работа по моделированию и включению в коррекционные занятия определенных дидактических упражнений.

В ходе проведенного наблюдения были определены движения, требующие коррегирования у рассматриваемой категории детей дошкольного возраста в 3-4 года:

  • опора на руки или предплечье;
  • ползание (на животе; принимать положение на четвереньках, а также передвигаться на четвереньках);
  • стойка у опоры и без (на коленях, на стопе);
  • манипулирование предметами с помощью рук.

Проведенный анализ учебной программы позволил сформулировать следующие коррекционно-развивающие задачи:

  • Формирование опороспособности верхних (в положении лежа и на четвереньках) и нижних (стойка у опоры, с опорой, без нее) конечностей.
  • Формирование умения ползать (на животе; принимать положение на четвереньках, а также передвигаться на четвереньках).
  • Формирование умения стоять у опоры и без нее (на коленях, на стопе).
  • Развитие умения манипулирования предметами с помощью рук в зависимости от размера предмета (одной и двумя руками).

Для решения поставленных задач были подобраны соответствующие упражнения и игры, с помощью которых педагоги могут отрабатывать те или иные движения с детьми дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Этот алгоритм отражает примерную схему педагогического моделирования необходимых упражнений, с помощью которых мы сможем скорректировать данные движения.

Для формирования опороспособности верхних и нижних конечностей можно использовать следующие упражнения (для облегчения выполнения данных упражнений под голову и плечи ребенка можно положить валик):

  • кладем ребенка на живот и медленно раскачиваем на мяче, просим найти (зрительно) какой-либо предмет, можно использовать музыку при ритмичном, но медленном покачивании;
  • просим ребенка, лежащего на животе, проследить взглядом предмет, сосредоточить взгляд;
  • просим сосредоточить взгляд ребенка на предмете, постараться проследить его движение, но уже лежа на спине.

Также для решения задачи развития опороспособности ребенка можно использовать игру «Дотянись» (на мяче) или упражнение «Змейка с опорой» (можно использовать валик или собственное бедро): ребенка кладем на валик боком так, чтобы нога, которая находится внизу, была под животом, а вторую ногу фиксируем рукой за таз, чтобы вышла «прямая ось» (голова-позвоночник-таз). Используем яркий, привлекающий внимание материал, который кладем перед ребенком или валиком (обязательно делать данное упражнение на обеих сторонах). Просим ребенка дотянуться до предлагаемой игрушки (можно фиксировать дополнительно верхнюю ногу, но тогда выполняем упражнение на собственном бедре). При этом тренируем опору на руки, а также «стабильную ось». Из данного упражнения плавно переходим в упражнение «Змейка без опоры». Хорошо идет с ним в связке для стимулирования стояния на четвереньках.

Для проведения вышеописанных игр и упражнений нам потребуется следующее оборудование: гимнастический мяч, звучащие и (или) яркие предметы, магнитофон или любые иные средства воспроизведения аудиозаписей (педагог также может петь сам).

При выполнении вышеописанных упражнений важно помнить, что ребенок с умеренной спастичностью, с меняющимся мышечным тонусом и непроизвольными движениями, а также низким мышечным тонусом будет выполнять данные упражнения и игры по-разному. Стоит обратить внимание на то, что дается ему легче, а что сложнее, какую помощь мы можем ему предложить (использование валика, физическая поддержка).

Некоторые дети с повышенным тонусом запрокидывают голову и одновременно выводят плечи вперед. Не стоит надавливать ребенку на затылок в попытке исправить, так он еще сильнее постарается запрокинуть голову. Лучше взять голову ребенка с двух сторон и потянуть вверх, надавливая при этом своим предплечьем на его плечи, немного вытягивая шею.

Дети с меняющимися и непроизвольными движениями могут принимать следующую позу: руки согнуты в локтях, плечи приподняты и повернуты наружу. Это затрудняет правильно удержание головы. Возьмите руки ребенка с внешней стороны локтей и над ними. Одним движением поднимите и поверните наружу руки ребенка, притягивая его к себе. Таким образом вы помогаете ребенку поднять голову и выпрямить спину.

При гипотонии ребенок может откидывать голову назад или класть ее на грудь, может согнуться, как бы «сложиться пополам». Это происходит вследствие отсутствия стабильности в плечевом поясе. Чтобы исправить данную позу, лучше зафиксировать плечи ребенка руками, опуская их и выводя вперед. Таким образом вы стабилизируете плечевой пояс ребенка и помогаете ему правильно удерживать голову.

При формировании умения ползать (на животе; принимать положение на четвереньках, а также передвигаться на четвереньках) могут использоваться следующие игры и упражнения:

  • использование на занятиях и играх технических средств реабилитации (специальные ползунки);
  • упражнение «Лягушка»: сгибание и разведение в стороны ног ребенка в коленях при положении лежа на животе, при этом в дальнейшем можно стимулировать его работать ногами самостоятельно (упираясь ими в ладонь взрослого и отталкиваясь);
  • использование валика: кладем его под грудь ребенка так, чтобы живот и ноги находились на полу, далее стараемся делать «прокатывания»;
  • упражнение «Змейка без опоры»;
  • упражнение «Трехопорная стойка с опорой на бедро»: из упражнения «Змейка с опорой» разворачиваем таз в горизонтальное положение (параллельно полу), нижняя нога остается под животом, верхнюю стараемся выпрямить, натягиваем и направляем строго в пол, таз прижимаем к пятке, ребенок опирается руками на вашу ногу, удерживаем ребенка в таком положении;
  • упражнение «Трехопорная стойка без опоры»: ребенок опирается на вытянутые руки и ногу под собой (фиксируем уже таз ребенка, а не его ногу), помогаем развернуть таз, когда ребенок тянется к предмету перед собой. Можно поддерживать под грудью, если поза неустойчивая. Далее стимулируем ребенка вывести нижнюю ногу вперед для того, чтобы получились четвереньки; если у ребенка получается стоять на четвереньках, а двигаться в данном положении нет, можно помочь ему поддерживая под грудь или за бока.

Важно помнить, что к формированию данного движения стоит переходить, когда ребенок уже может удерживать голову, опираться на руки (кисти и предплечье) и переносить вес с одной руки на другую. Одновременно с обучением ползанию обращаем внимание на объем движений в тазобедренных суставах. Если его не хватает, то ребенок не согнет ногу для толчка, будет только подтягивание на руках или получится ассиметричное ползание. Обращаем внимание на формирование «стабильной оси» (голова-позвоночник-таз), а также на перенос таза в разные плоскости.

При работе с детьми с умеренной спастичностью важно обращать внимание на то, что зачастую при ползании такие дети могут приподнять голову, но при этом будут сильно разгибать шею. В таком случае подбородок смещается вперед [5, с. 44]. Поэтому необходимо дозировать упражнения, давать возможность отдыха, оказывать контролирующую помощь. Если ребенок может опираться на руки, но они будут прижаты к бокам, и плечи, которые оказываются приподнятыми, таким образом помогая удерживать голову, то ребенку достаточно тяжело совершать движения руками, толкнуться вперед (перенос веса тела то на одну, то на другую руку). Стоит добавить, что ребенок, имеющий гемиплегию, затрудняется перенести вес тела на спастичную руку (рука будет согнута, а нога выпрямлена (если спастичность больше выражена в руке)), так движение будет ассиметричным. Педагог при этом должен предоставлять помощь в виде вспомогательных средств (валиков, специальных каталок с ремнями), чтобы избежать формирования неправильных поз.

Если мы говорим о ребенке с меняющимся мышечным тонусом и непроизвольными движениями, то такие дети, наоборот, плохо контролируют положение головы, опору рук. Зачастую они передвигаются или со спины на живот, или отталкиваясь ногами лежа на спине.

Стоит отметить, что многие дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата могут передвигаться «по-заячьи». Однако для них это будет вредно: тонус мышц, сгибающих тазобедренные суставы возрастает, появляется риск развития деформаций, это также тормозит развитие равновесия в положении сидя и на четвереньках, осуществление перехода в другую позу.

Необходимо следить за данными проявлениями и просить ребенка принять верное положение, передвигаться так, как учили, осуществлять помощь, если она необходима. Можно использовать вспомогательные технические средства.

Если вы выкладываете ребенка с повышенным мышечным тонусом на валик или клин, не стоит сначала поднимать его голову, а после пытаться вывести руки. Лучше делать это одновременно: приподнимайте голову ребенка и выводите руки вперед, поднимая и выпрямляя руку поворачивайте плечи наружу. Продолжайте держать голову ребенка прямо, удерживая руку выпрямленной, пока вы не почувствуете, что она расслабилась. Только затем ставьте ее на опору. Ту же операцию проделайте и с другой рукой. Иногда достаточно приподнять ребенка и повернуть плечи наружу, одновременно поворачивая туловище [5, с. 58].

Если мы кладем ребенка на валик (лучше делать это, когда тело ребенка выпрямлено), то сначала зафиксируйте его руки: рука, которая ближе к вам выходит вперед, а та, что дальше фиксируется вашей, ближе к телу ребенка. Выпрямите ноги воспитанника и поверните бедрами наружу. Когда ребенок лежит на валике, вы можете взять его за таз с двух сторон и несильно потянуть на себя (дополнительная стабильность и точка фиксации).

Для проведения вышеописанных упражнений потребуется валик, различные звучащие и яркие игрушки, технические средства реабилитации (специальные ползунки).

При формировании умения стоять у опоры и без нее (на коленях, на стопе) можно использовать следующие упражнения:

  • для правильного выведения ног, их постановки, необходимо не просто поднимать ребенка с поверхности и ставить: просим ребенка протянуть к вам свои руки, слегка приподнимаем его так, чтобы тот самостоятельно толкался ногами, учился ставить стопу правильно, совершал толчок;
  • можно просить ребенка лечь на спину, зафиксировав при этом его ступни своими, далее просим его также дать свои руки педагогу, лишь слегка придерживая и приподнимая. Таким образом, можно снизить нагрузку как для педагога, так и стимулировать работу ног воспитанника. Просим ребенка встать самостоятельно (если это возможно), опираясь на ближайший предмет, правильно ставя ногу: выводя из положения стоя на коленях вначале одну, а после другую, совершая толчок;
  • удерживать ребенка в положении стоя у опоры на коленях или на стопах, расставив перед ним интересные игрушки и предлагая ему совершать различные действия с предметами.

Важно помнить, что необходимо учить каждого ребенка стоять на ногах вне зависимости от тяжести двигательных нарушений, учить опираться на них, даже если при этом вам приходиться его ставить и (или) держать. Нужно ли будет использовать специальные технические средства (ходунки, стояки, вертикализатор) зависит от самого ребенка (например, его мышечного тонуса, двигательных умений). Если присутствуют ранние контрактуры или деформации, то это также учитывается при подборе и выполнении упражнений. Стояние на ногах и коленях стимулирует правильное формирование тазобедренных, коленных и голеностопных суставов ребенка, помогает растягиванию мышц голени и стимулирует правильное кровообращение.

Если у ребёнка с повышенным мышечным тонусом стопа находится в положении подошвенного сгибания, не стоит ее разгибать, надавливая на пальцы. Лучше одной рукой удерживайте колено ребенка (оно должно быть согнутым), а другой захватите его стопу с пяткой, а после медленно сгибайте стопу по направлению вверх.

Для проведения вышеописанных игр и упражнений можно дать следующие общие рекомендации:

  • Соблюдение принципа онтогенетической последовательности.
  • Адаптирование предлагаемых упражнений к повседневной жизни ребенка (например, манипулирование предметами в свободной игровой деятельности лежа на валике, стоя в вертикализаторе, в упражнении «Змейка с опорой» и др.).
  • Формирование движений в последовательности «сверху-вниз» (голова, руки, туловище, ноги). При этом в начале движения выполняются в суставах, расположенных ближе к туловищу.
  • Обучение движениям не должно происходить резко, быстро. Делайте это плавно и аккуратно.
  • Бывает, что проблема неумения выполнять какое-либо движение – психологическая (боязнь пространства, боязнь упасть, неуверенность в собственных силах, предыдущий неприятный опыт). Таким детям иногда достаточно легкого касания взрослого к их телу, для уверенной, к примеру, стойки у опоры.

Для повышения уровня двигательной активности дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата важно проводить комплексную и согласованную работу (соблюдая преемственность в работе специалистов) с разнопрофильными специалистами: занятия с инструктором ЛФК, коррекционные занятия с учителем-дефектологом, занятия с воспитателем.

Стоит отметить, что вариативность педагогических воздействий реализуется не только физическими упражнениями, но и условиями их выполнения, способами регулирования эмоционального состояния детей, воздействия на различные сенсорные ощущения и так далее. Для этого взрослые должны подбирать привлекательную для детей музыку, предлагать яркие и интересные игрушки разной фактуры, текстуры, размера и веса. Педагоги должны подбирать разные доступные детям виды деятельности: предметную (например, постучим молоточком); игровую (с дидактическими игрушками матрёшками, пирамидками, вкладышами и т.п.); социально – бытовую (помоги маме вытереть пыль, полить цветы и т.п.); конструктивную и продуктивную деятельность. Таким образом, правильно подобранная и (или) смоделированная двигательная активность будет способствовать физическому, социальному и эмоциональному развитию ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Именно поэтому на коррекционно-развивающих занятиях учителя – дефектолога и инструктора ЛФК должно учитываться не только двигательное развитие дошкольника, но и особенности его социально-эмоционального развития, возможность расширения его социального и эмоционального опыта через повышение двигательных возможностей.

Литература:

  1. Голубева Г.Н., Агеева Г.Ф. Параметры двигательной активности детей 3-6 лет. // Современные проблемы науки и образования. 2017. №1. С. 203-205.
  2. Левченко И.Ю., Ткачева В.В., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении: метод. Рекомендации. // Департамент образования г. Москвы, Спец. (коррекционная) школа-интернат VI вида №44, Ин-т проблем интегративного (инклюзивного) образования Моск. гор. псих.-пед. ун-та; Левченко И. Ю., Ткачева В.В., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. [и др.]. СПб: Нестор-История, 2012. 205 с.
  3. Лемех Е.А. Основы специальной психологии. Минск: РИПО, 2017. 218 с.
  4. Лямцева И.В., Белинова Н.П. Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. г. Чита: Изд. Молодой ученый, апрель, 2014. С. 61-66.
  5. Нэнси Р. Финни Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие. СПб: Теревинф, 2009. 234 с.

Optimizing movement activity in preschool children with cerebral palsy

Serdyukova A.V.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Ishmuratova Elena Mikhailovna,
Associate Professor of the Department of Speech therapy of the Institute of Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University, PhD in Pedagogic sciences

Annotation. The article considers variations of the modeling of the system of correcting-developing classes on the optimization of motor activity of preschool children with cerebral palsy. The author pays attention to the special features of cognitive development and spatial orientation. The article touches on a number of their features of the development of the cognitive sphere and spatial orientation, as well as the variability of pedagogical influences, conditions of performance of physical exercises, ways of regulating emotional conditions of children, effects on various sensory sensations.
Keywords. Motor activity, disorders of the musculoskeletal system, movement, modeling.

Literature:

  1. Golubeva G.N., Ageeva G.F. Parameters of motor activity of children 3-6 years old. // Modern problems of science and education. 2017. №1. Page: 203-205.
  2. Levchenko I.Yu., Tkacheva V.V., Prikhodko O.G., Huseynova A.A. Features of teaching a child with disorders of the musculoskeletal system in a general education institution: method. Recommendations. // Department of Education of Moscow, Spec. (correctional) boarding school of VI type №44, Institute of Problems of integrative (inclusive) education Moscow mountains. psycho.-ped. University; Levchenko I.Yu., Tkacheva V.V., Prikhodko O.G., Huseynova A.A. [et al.]. St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2012. 205 pages.
  3. Lemekh E.A. Fundamentals of special psychology. Minsk: RIPO, 2017. 218 pages.
  4. Lyamtseva I.V., Belinova N.P. Motor activity of preschool children as a psychological and pedagogical problem. // Actual tasks of pedagogy : materials of the V International Scientific Conference. Chita: Young Scientist Publishing House, April, 2014. Page: 61-66.
  5. Nancy R. Finney is a child with cerebral palsy. Help, care, development. St. Petersburg: Terevinf, 2009. 234 pages.