Аннотация. Статья посвящена вопросу использования игровых технологий на уроках по английскому языку в основной общеобразовательной школе, рассмотрены преимущества использования игрового метода и их виды, которые учителя английского языка могут внедрять на занятиях у средних классов, а именно эффективность и продуктивность использования игр для отработки фонетической стороны речи обучающихся. Результатом работы являются примеры двух фонетических игр, которые можно использовать для совершенствования фонетических навыков школьников на уроках английского языка в школе.

Ключевые слова: игра, игровая деятельность, английский язык, обучение фонетике, школьники среднего звена.

Освоение любого иностранного языка всегда сопряжено с определенными трудностями, которые мешают сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию.

В данную компетенцию входит несколько составляющих: языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции. В данной статье подробно будет рассмотрена языковая компетенция.

Благодаря языковой компетенции школьники способны выстраивать правильное и грамотное общение на английском языке, соблюдая все правила и их собственные знания фонетических норм иностранного языка: звукопроизношение, интонацию, ударение и ритм высказывания.

Сегодня вопрос, связанный с совершенствованием фонетических навыков обучающихся признан одним из наиболее ключевых в области изучения иностранных языков по всему миру. Многие лингвисты и методисты, такие как И.А. Зимняя [3], И. Л. Бим [1], Н.Д. Гальскова [2], Ю.Е. Иванова [4], Е.И. Михалева [5] и многие другие занимались и продолжают заниматься исследованием данного аспекта языка по нескольким причинам.

Во-первых, некорректное произношение англоязычных слов может стать серьёзным препятствием для адекватного общения учащихся как на уроках по английскому языку в школе, так и в реальной жизни, т.к. «при интерпретации той или иной языковой реалии иностранные учащиеся склонны опираться именно на фонетическую информацию» [5, с. 111], а без подходящего произношения устная коммуникация может быть серьёзно нарушена. Такой компонент, как просодия играет ключевую роль в интерпретации информации, ее адекватном восприятии, поскольку «дает общающимся первую ориентацию в понимании смысла высказывания во время акта речевой коммуникации, выполняя контактоустанавливающую, коммуникативную функцию» [5, с. 112]. Авторы статьи, интерпретируя полученные в ходе прагмафонетического исследования данные утверждают, что важно учитывать факт интерференции при переходе с родного на иностранный язык. Соблюдение правил речевого поведения на английском языке на фонетическом уровне будет благоприятно воспринято представителями иноязычной культуры [8, с. 58].

Кроме этого, «благодаря своей полифункциональности просодия выполняет целый ряд задач в речи. Так, правильное просодическое оформление высказывания придаст речи особую выделенность и экспрессивность, и в итоге окажет определённое воздействие на эмоциональную и интеллектуальную сферы собеседника» [4, с. 37]. 

Таким образом, обладание достоверными англоязычными фонетическими знаниями позволит повысить понятность речи говорящего и её разборчивость, облегчив тем самым задачу восприятия и понимания носителями английского языка.

Во-вторых, факт того, что ученики владеют полноценными знаниями по фонетике и способны применять их на практике, позволяет нам говорить о таком важном явлении в методике преподавания иностранных языков как аппроксимация, то есть у учеников есть возможность достичь высокого уровня владения иностранным языком, приближенного к уровню носителя данного языка.

Благодаря прохождению педагогической практики в ноябре 2022 и в апреле 2023 года в роли стажёра-практиканта в ГБОУ г. Москвы «Школы № 1520 имени Капцовых» и «Школы № 1356» у нас была возможность провести исследование в рамках данной темы. Была составлена анкета для преподавателей английского языка для выяснения того, что является наиболее трудным в преподавании фонетического аспекта речи ученикам на уроках в школе и с какими сложностями учителя могут столкнуться на своих уроках. Анкета включала 11 вопросов. В нашем исследовании приняли участие 14 учителей английского языка. На основе полученных данных был проведен анализ, который показал, что основными проблемами невысокой способности учеников к овладению фонетическими навыками являются:

  1. неинтересная и неразнообразная деятельность на уроках по изучению английского языка для школьников;
  2. трудности обучающихся в произношении английских слов и словосочетаний;
  3. низкая мотивация учеников к обучению иностранного языка.

Данные проблемы, по нашему мнению, возможно преодолеть, включая в работу на занятиях по английскому языку современные технологии.

Сегодняшние школьники с раннего детства использует телефоны, планшеты и компьютеры для познания этого мира, развлечений и общения, поэтому мы можем утверждать, что их использование необходимо активно внедрять и в учебный процесс. Уроки, проведенные с помощью интересных информационных ресурсов, сделают обучение более эффективным, продуктивным и захватывающим для учеников и самих преподавателей. Учителя смогут таким образом знакомить учеников с новым фонетическим материалом и совершенствовать фонетическую сторону речи учащихся с помощью различных игровых технологий.

Согласно Кристиану Техедор-Гарсия, Давиду Эскудеро-Мансебо, Валентину Карденьозо-Пайо, Сесару Гонсалес-Феррерас, игра представляет собой структурированную деятельность, в которой предусмотрены определенные правила. Задача учеников следовать данным инструкциям, ориентированным на достижение определённых целей и задач через создание условий, приближенных к жизненным ситуациям, а задача учителя объяснить эти правила ученикам и в течение парной или групповой работы следить за работой групп, параллельно помогая, направляя и корректируя их ошибки [9].

Конкуренция и возможность риска, как правило, являются благоприятными факторами для взаимодействия, стимулируя школьников активно принимать участие в заданиях для получения и обработки не только лексико-грамматического материала, но и фонетической стороны речи обучающихся. Если игровая технология использована учителем должным образом, она будет вызывать у учащихся желание общаться на английском языке, подражая речи их учителя. Обычно по окончании игры выявляется победитель, который лучше и качественнее выполнит задания игры, это также является стимулом для учеников активно принимать участие в игре.

Таким образом, игровые технологии перестают быть просто наградой или средством для расслабления после трудоёмкого труда в течение всего школьного учебного дня, а станут продуктивным и интересным способом помощи обучающимся при овладении изучаемым языком, в особенности фонетическими навыками, даже не осознавая того, что игра создаёт для них приятную атмосферу, ситуацию, в которой общение имеет очень важное значение.

Существует достаточно большое количество игровых технологий, которые ориентированы на улучшение способности учащихся по использованию английского языка с определённой целью в конкретных заданных ситуациях. Игровые технологии можно разделить на две большие группы: подготовительные и творческие игры.

Подготовительные игры способствуют формированию новых англоязычных навыков, а именно игр грамматических, лексических, орфографических и фонетических. Используя подготовительные игры, учитель как бы закладывает фундамент речи, формирует лингвистические навыки, ведь без грамматических структур, словарного запаса, фонетики и правописания языком не овладеешь.

Творческие игры направлены на дальнейшее развитие речевых навыков школьников. С помощью творческих игровых технологий учащиеся освоят умения творчески использовать речевые навыки, которые могут использоваться учителем на уроках для повторения и отработки языкового материала.

Если мы обратимся к работе О.Е. Ушаковой и В.В. Батицкой [7], то они рассматривают и выделяют четыре типа игровых технологий для совершенствования фонетических навыков школьников: для развития произношения, фонематического слуха, транскрипции и интонации. Именно эта классификация является более обширной и затрагивает все важные аспекты фонетики английского языка. Эта классификация помогает решить ряд проблем, связанных с фонетическими навыками, но рамки статьи не позволяют нам подробно рассказывать о каждой, поэтому остановимся на двух из четырёх типов, а именно, на звукопроизношении и на интонации.

Мы считаем, что эти два аспекта фонетики наиболее важны, так как они влияют на устную речь учеников – её беглость. Звукопроизношение заключается в изучении и отработке англоязычных звуков и их правил произношения в зависимости от их артикуляционного положения в ротовой полости, их позиции в слове или предложении и сочетании с другими звуками. При системной и ежедневной отработке звуков и их сочетаний через игровые приёмы, ученики с лёгкостью овладевают ими, используя их в своей речи и понимая их смысл при общении с носителями.

Мы считаем, что интонация – это ритмико-интонационная окраска текстов авторов и их высказываний, с помощью которых люди передают смысл, заложенный ими в речь при взаимодействии с другими людьми. Здесь надо обратить внимание на тот факт, что только с помощью правильного употребления говорящим ядерных тонов, пауз и ритма наш собеседник сможет уловить и понять основную идею и логику сообщения. Именно игровые технологии способны помочь ученикам овладеть интонацией через проигрывание реальных жизненных ситуаций с использованием английского языка на уроке в увлекательном и продуктивном формате отработки фонетического материала.

На основе этих двух видов игровых технологий для развития звукопроизношения и интонации, были разработаны упражнения, которые учителя могут применять на уроках с учениками. Ниже придем некоторые из них:

Первое игровое задание – «Битва чтецов». Данная игровая технология заключается в отработке англоязычных звуков через произношение скороговорок учениками. На платформе Wordwall учитель загружает 5-8 скороговорок с картинками через шаблон «Игровое поле». Задача учителя: разделись учеников на две команды и предложить каждой команде по очереди выбрать цифру, за которой прячется скороговорка. Ученики должны произнести скороговорку три раза: сначала медленно, знакомясь с ней и ее смыслом, потом быстрее и, наконец, используют самый быстрый темп речи. Команда получает балл, если ученик произнёс скороговорку быстро и без фонетических ошибок. Ученики с охотой произносят скороговорки и благодаря духу соперничества не только получают баллы, но и отрабатывают сложные для них звуки в потоке речи.

Второе игровое задание называется «Лучший чтец». Данная игра направлена на практику ритмико-интонационной окраски небольшого отрывка учениками через чтение и разыгрывание его по ролям. Задача учителя подготовить 2-3 текста, которые будут соответствовать языковому уровню учеников и разделить учеников по группам так, чтобы в каждой было по 3-4 человека. Ученики распределяют роли между собой так, чтобы один человек оценивал их фонетическую сторону речи, а другие читали и наоборот. В конце ученики перед всем классом проигрывают текст, и победители получают дополнительную оценку: правильное звукопроизношение, ритмико-интонационная окраска соответствует характеру и смыслу текста.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что именно игровые технологии могут помочь учителям разнообразить уроки, повысить мотивацию, сформировать и развить фонетические навыки школьников. Благодаря тому факту, что игра стимулирует учеников разговаривать друг с другом, создает непринуждённую атмосферу в классе и даёт учащимся возможность использовать своё воображение и творческие способности во время таких занятий.

 Литература:

  1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988. С. 24-29.
  2. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2006. 336 с.
  3. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: кн. для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
  4. Иванова Ю.Е. Отражение смены регистра на степени выразительности публичной речи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. М.: 2013. №2. С. 37-44.
  5. Михалева Е.И. Трудности восприятия английского текста русскоязычными билингвами // Билингвизм и его аспекты: XXI век: межвузовский сборник научных трудов: посвящается юбилею доктора филологических наук Вишневской Г.М. / Ивановский государственный университет. Иваново: Ивановский государственный университет, 2012. С. 110-114.
  6. Тимофеева Л.С. Коммуникативный и игровой методы в обучении английскому языку в средней школе / Л.С. Тимофеева, А.Е. Ильин // Актуальные вопросы преподавания иностранного языка в высшей школе: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, посвященной Году науки и технологий в России (Чебоксары, 17 мая 2021) / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары: 2021. С. 436-442.
  7. Ушакова О.Е. Использование фонетических игр на уроках английского языка / О.Е. Ушакова, В.В. Батицкая // Иностранные языки: лингвистические и лингводидактические аспекты: Материалы конференции преподавателей по итогам НИР за 2021 год и 76 смотра студенческих научных трудов (Иркутск, 14 апреля 2022) / отв. ред. А.В. Федорюк. Иркутск: Аспринт, 2022. С. 289-294.
  8. Ivanova Yu.E. The role of prosody in expressing culture-specific speech behaviour of language teachers in English / Yu.E. Ivanova, E.I. Mikhaleva // Training, Language and Culture. 2022. Vol. 6, № Page: 49-59.
  9. Tejedor-García C., Escudero-Mancebo D., Cardeñoso-Payo V. (2020). Using Challenges to Enhance a Learning Game for Pronunciation Training of English as a Second Language, IEEE Access, 8(1). Page: 74250-74266 (дата обращения: 05.05.2023).
  10. Nurthayati D.A. (2015). Improving Students’ English Pronunciation Ability Through Go Fish Game and Maze Game, Improving Students’ English Pronunciation, Vol. 15, №2. Page: 215-233 (дата обращения: 05.05.2023).

 

Game technologies as an effective tool for improving phonetic skills of schoolchildren

Polunina A.V.,
student of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Ivanova Yulia Evgenievna.
Associate Professor, Department of English Language and Business Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philology

Annotation. The paper deals with the issue of using different gaming technologies in the lessons of English at a secondary school. The classification of games and the advantages of using various types of games in the middle classes are presented. The author points out the great potential of the gaming method in teaching phonetics thanks to high motivation among schoolchildren and their active involvement in the process. The paper results in some examples of phonetic games that proved their effectiveness with schoolchildren and can be widely used by teachers of English to improve schoolchildren’s phonetic skills.
Keywords: game, game method, English lessons, phonetics, schoolchildren.

Literature:

  1. Bim I.L. Theory and practice of teaching German in secondary school. Moscow: Prosveshchenie, 1988. Page: 24-29.
  2. Galskova N.D. Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methodology: studies. manual for students. lingv. un-tov and fac. in. yaz. higher. ped. studies. institutions / N.D. Galskova, N.I. Gez. 3rd ed., erased. Moscow Academy, 2006. 336 pages.
  3. Zimnaya I.A. Psychological aspects of teaching speaking in a foreign language: book for a teacher. 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie, 1985. 160 pages.
  4. Ivanova Yu.E. Reflection of the change of register on the degree of expressiveness of public speech // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Linguistics. Moscow: 2013. № Page: 37-44.
  5. Mikhaleva E.I. Difficulties of perception of the English text by Russian-speaking bilinguals // Bilingualism and its aspects: XXI century: intercollegiate collection of scientific papers: dedicated to the anniversary of Doctor of Philology Vishnevskaya G.M. / Ivanovo State University. Ivanovo: 2012. Page: 110-114.
  6. Timofeeva L.S. Communicative and game methods in teaching English in secondary school / L.S. Timofeeva, A.E. Ilyin // Topical issues of teaching a foreign language in higher education: A collection of materials of the V International Scientific and Practical Conference dedicated to the Year of Science and Technology in Russia (Cheboksary, May 17, 2021) / I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University. Cheboksary: 2021. Page: 436-442.
  7. Ushakova O.E. The use of phonetic games in English lessons / O.E. Ushakova, V.V. Batitskaya // Foreign languages: linguistic and linguodidactic aspects: Materials of the teachers' conference on the results of research for 2021 and the 76th review of student scientific papers (Irkutsk, April 14, 2022) / ed. A.V. Fedoryuk. Irkutsk: Asprint, 2022.Page: 289-294.
  8. Ivanova Yu E. The role of prosody in expressing culture-specific speech behaviour of language teachers in English / Yu.E. Ivanova, E.I. Mikhaleva // Training, Language and Culture. 2022. Vol. 6, № Page: 49-59.
  9. Tejedor-García C., Escudero-Mancebo D., Cardeñoso-Payo V. (2020). Using Challenges to Enhance a Learning Game for Pronunciation Training of English as a Second Language, IEEE Access, 8(1). Page: 74250-74266 (date of the address: 05.05.2023).
  10. Nurthayati D.A. (2015). Improving Students’ English Pronunciation Ability Through Go Fish Game and Maze Game, Improving Students’ English Pronunciation, Vol. 15, №2. Page: 215-233 (date of the address: 05.05.2023).