Аннотация. В статье рассматривается значение, цель и задачи наставничества в образовательной организации, описываются различные виды наставничества: педагог-ментор, педагог-тьютор, педагог-коуч, педагог-фасилитатор. Приводятся данные опроса, проведенного среди студентов и преподавателей Института среднего профессионального образования ГАОУ ВО МГПУ, посвященного выявлению отношения к роли наставничества в образовательной организации.

Ключевые слова: наставничество, наставник, ступени наставничества, опрос, образовательная организация.

В настоящее время для образовательных организаций России приобретает особое значение система наставничества, понимаемая в широком смысле как отношения, где опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции и знания. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что «…самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей» [9, с. 44].

Наставничество — это двусторонний процесс взаимодействия, способ передачи навыков и знаний, в котором молодой специалист выступает в роли субъекта, и это способствует повышению его самооценки, а также формированию ощущения своей значимости и востребованности как специалиста [12].

Целью наставничества является передача личного профессионального опыта, оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном развитии, а также раскрытие их потенциала для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях [2], [3], [6], [8], [10].

Основными задачами наставничества в образовательной организации являются:

  • повышение качества подготовки и квалификации молодых специалистов;
  • формирование интереса, сознательного и творческого отношения к профессиональной деятельности;
  • формирование и развитие профессиональных и личностных компетенций;
  • обеспечение непрерывного образования и оказание помощи в преодоление различных затруднений;
  • приобщение наставляемых к корпоративной культуре организации;
  • развитие позитивного отношения к работе;
  • представление наставником опыта взаимодействия с молодыми специалистами.

С.Я. Батышев определил четыре ступени наставничества: педагог-ментор, педагог-тьютор, педагог-коуч, педагог-фасилитатор [1].

Педагог-ментор передаёт опыт обучающемуся по типу «делай как я». Наставничество в данном случае носит характер инструктажа, при этом многое зависит от профессиональных компетенций самого педагога.

Педагог-тьютор направляет и сопровождает деятельность обучающихся, помогает переносить полученные теоретические знания в реальную практику. В данном случае педагог помогает молодому специалисту самостоятельно выстроить траекторию его собственного развития.

Педагог-коуч создаёт условия для саморазвития наставляемого, вдохновляет обучающихся на самостоятельный поиск решения проблем, строит процесс обучения на основе партнерских взаимоотношений и разрабатывает программы индивидуального роста.

Педагог-фасилитатор обеспечивает успешную групповую коммуникацию на основе креативных моделей обучения. Наставничество осуществляется на основе собственных моделей и приемов.

Основными принципами наставничества являются:

  • добровольность;
  • согласованность;
  • гуманность и доброжелательность;
  • способность видеть личность в молодом специалисте;
  • соблюдение прав молодого специалиста;
  • конфиденциальность;
  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
  • ответственность;
  • взаимопонимание и психологическая поддержка.

На наш взгляд, самым главным является «добровольность», т.е. согласие опытного наставника работать с молодым специалистом и молодого специалиста с опытным педагогом.

С 26 октября по 4 ноября 2022 года среди студентов Института среднего профессионального образования ГАОУ ВО МГПУ проводился опрос по теме: «Роль наставничества в образовательной организации». В опросе приняло участие 52 студента.

Целью опроса являлось изучение потребности будущих педагогов в наставничестве и взаимодействии с наставниками. Полученные результаты можно применять при проведении семинаров, конференций, а также при формировании системы наставничества в образовательной организации.

Проведенный опрос позволил выявить мнение студентов-респондентов по вопросам:

  • кто в их представлении является наставником;
  • какими качествами должен обладать наставник;
  • нуждаются ли они в помощи наставника;
  • каких результатов ожидают от совместной работы с наставником;
  • каких перемен в своем личностном и учебно-профессиональном росте ожидают после работы с наставником.

Итак, большая часть респондентов считает наставником человека, который направляет на правильные действия, настраивает на продуктивную деятельность, поддерживает и помогает найти верное решение. Так же в представлении опрашиваемых наставник — это родитель, учитель, командир, староста.

Среди главных характеристик наставника (см. диаграмму 1) были выделены отзывчивость (8%), ответственность (12%), коммуникабельность (20%), стрессоустойчивость (9%), умение выслушать (9%), умение учить и передавать знания (10%), наличие опыта и профессионализм (32%).

Диаграмма 1. Характеристики наставника. Ответы студентов

94% респондентов ответили, что нуждаются в помощи наставника для нахождения и принятия правильного решения, для моральной поддержки. Участники опроса отметили, что им необходим наставник для разъяснения вопросов, связанных с будущей профессиональной деятельностью. 4% респондентов заявили, что не нуждаются в наставнике, 2% воздержались от ответа.

От совместной работы с наставником 96% ожидают получить советы, новые знания, научиться чему-то новому, 2% не ждут результатов, 2% воздержались от ответа.

Большая часть участников опроса ожидает личностного и профессионального роста от сотрудничества с наставником, развития профессиональных качеств и компетенций, развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности, чтобы в будущем можно было стать наставником для кого-то самому.


84% опрошенных студентов заявили о наличии желания стать наставником в будущем, о том, что они готовы попробовать себя в роли наставника (см. диаграмму 2). 12% категорически отрицали возможность быть наставником, из-за неготовности взять на себя ответственность, 4% воздержались от ответа.

Диаграмма 2. Готовность студентов стать наставниками

Параллельно опрос о наставничестве проводился среди педагогов Института среднего профессионального образования МГПУ. В опросе приняли участие 22 преподавателя. Возраст преподавателей от 27 до 48 лет.

На вопрос «Каким, по-вашему, должно быть наставничество среди педагогов и обучающихся?» 100% респондентов ответили, что наставничество – двусторонний процесс взаимодействия, осуществляемый на взаимном уважении и доверии, умении передавать и принимать знания и опыт.

Наиболее ценным в наставничестве 90% опрашиваемых считают диалог и личное общение, 5% указали на самоуважение и личное профессиональное развитие, самореализацию и для 5% педагогов интересы обучающихся являются приоритетом в работе.

На вопрос «какую роль в работе наставника респонденты отводят планированию» было выявлено, что 90% считают планирование основой наставничества, т.к. оно позволяет определить последовательность действий и мер, способствующих закреплению приобретаемых знаний и умений, 10% респондентов считают, что планирование вторично.

Эффективность наставничества по мнению респондентов зависит от:

  • сформированности у наставляемого ценностно-смысловых установок;
  • устойчивости внутренней мотивации наставляемого к деятельности;
  • качества отношений (принятие, поддержка, отсутствие конфликтов);
  • собственных высоких результатов деятельности наставника;
  • методик вовлечения обучающихся в различные формы наставничества и сопровождения;
  • современных технологий наставничества.

Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и образовательной организации.

Обучающиеся получают знания, развивают навыки и умения, повышают свой профессиональный уровень и способности; получают возможность увидеть новые пути в решении поставленных задач; учатся выстраивать конструктивные отношения с преподавателями. Наставник развивает свои деловые качества; повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимного обучения. Наставнические взаимоотношения способствуют профессиональному росту как наставника, так и обучаемого. Таким образом, происходит развитие кадрового потенциала, улучшаются взаимоотношения между преподавателями и студентами.

Литература:

  1. Батышев С.Я. Педагогические основы наставничества // Материалы теоретической конференции; под общ. ред. С.Я. Батышева и И.М. Махмутова, ч.1. М.: 1977. 324 с.
  2. Быстрова Т.Б. Пути преодоления формализма в процессе реализации программы наставничества в системе СПО / Академический вестник. СПб АППО. 2022. №2. С.56-60 (дата обращения: 10.05.2023).
  3. Громова А.А. Направления тьюторской поддержки молодого учителя общеобразовательной школы / Ярославский педагогический вестник. 2012. №2. Т.2. С.229-223.
  4. Донецкая В.В. Наставничество путь к успеху молодого педагога / Практические советы учителю. 2020. №9. С.5-17.
  5. Корольков А.А. Философия учительства и тьюторство / Педагогика. 2020 №9. С.5-17.
  6. Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дисс. канд. пед. наук. 13.00.08 / Круглова Ирина Викторовна. М.: 2007. 178 с.
  7. Матыкин С. Союз опыта и молодости / Директор школы. 2022. №8. С. 15-22.
  8. Тихомирова Н.В. К вопросу о содержании профессиональных компетенций наставника / Академический вестник. СПб АППО. 2022 №2. С. 61-64 (дата обращения: 10.05.2023).
  9. Ушинский К.Д. Русская школа. М.: Изд-во УРАО, 2002. 416 с. (Новая педагогическая библиотека).
  10. Черноусова Л.Н. Проект наставничества от идеи к результату / Методист. 2022 №8. С.27-29.
  11. Чозгиян О.П. Формирование субъектной профессиональной позиции у студентов педагогического колледжа: автореф. дис. кан. наук. М.: 2014. 22 с.
  12. Чозгиян О.П. Организационно-педагогические условия формирования субъектной профессиональной позиции будущих учителей // К.Д. Ушинский и национальное образование: исторические уроки, идеи и современность. Материалы XXV Межрегиональных педагогических чтений, посвященных великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому. М.: 2021. С. 72-74.

A study of the attitude of pedagogical college students to the role of mentoring in an educational organization

Barabanova E.D.,
student of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Guryanycheva Natalia Yurievna,
lecturer at the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky of the Moscow City University

Аnnotation. The significance, purpose and objectives of mentoring in an educational organization are considered, describes the different types of mentoring: teacher-mentor, teacher-tutor, teacher-coach, teacher-facilitator. Data from a survey conducted among students and teachers of the Institute of Secondary Vocational Education of the State Educational Institution of Higher Education of the Moscow City University are presented, dedicated to identifying attitudes to the role of mentoring in an educational organization.
Keywords: mentoring, mentor, mentoring stages, survey, educational organization.

Literature:

  1. Batyshev S.Ya. Pedagogical foundations of mentoring // Materials of the theoretical conference; under the general editor S. Ya. Batysheva and I.M. Makhmutova, part 1. Moscow: 1977. 324 pages.
  2. Bystrova T.B. Ways to overcome formalism in the process of implementing a mentoring program in the SPO/Academic Bulletin system. SPb APPO. 2022. №2. Page: 56-60 (date of the address: 10.05.2023).
  3. Gromova A.A. Directions of tutoring support for a young teacher of a comprehensive school/Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2012. №2. Volume 10. Page: 229-223.
  4. Donetsk V.V. Mentoring the path to the success of a young teacher / Practical advice to the teacher. 2020. №9. Page: 5-17.
  5. Korolkov A.A. Philosophy of teaching and tutoring / Pedagogy. 2020 №9. Page: 5-17.
  6. Kruglova I.V. Mentorship as a condition for the professional formation of a young teacher: diss. cand. ped. sciences. 13.00.08 / Kruglova Irina Viktorovna. Moscow: 2007. 178 pages.
  7. Matykin S. Union of Experience and Youth/School Principal. 2022. №8. Page: 15-22.
  8. Tikhomirova N.V. On the issue of the content of professional competencies of the mentor/Academic Bulletin. SPb APPO. 2022 №2. Page: 61-64 (date of the address: 10.05.2023).
  9. Ushinsky K.D. Russian School. Moscow: Publishing House of URAO, 2002. 416 pages. (New Pedagogical Library).
  10. Chernousova L.N. Project of mentoring from idea to result/Methodologist. 2022 №8. Page: 27-29.
  11. Chozgiyan H.P. Formation of subject professional position among students of the pedagogical college: author. dis. kan. sciences. Moscow: 2014. 22 pages.
  12. Chozgiyan H.P. Organizational and pedagogical conditions for the formation of the subject professional position of future teachers // K.D. Ushinsky and national education: historical lessons, ideas and modernity. Materials of the XXV Interregional Pedagogical Readings dedicated to the great Russian teacher K.D. Ushinsky. Moscow: 2021. Page: 72-74.