Аннотация. В статье анализируются цифровые компетенции учителя, которыми следует обладать, функционал цифровых крупных образовательных ресурсов. Представлены методические рекомендации по построению урока по теме «Начало Первой мировой войны» на цифровой платформе в парадигме системно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: МЭШ, РЭШ, компетенции учителя, цифровые платформы, урок истории, системно-деятельностный подход.

В настоящее время в мире существует тенденция к цифровизации, использованию различных образовательных платформ для передачи знаний. Таким образом делается попытка усовершенствования учебного занятия используя всевозможные методы, средства и технологии в процессе обучения.

Россия также принимает активное участие в развитии данного направления понимая, что оно необходимо модернизации образования и развития государства, которое желает иметь значительную степень участия в общемировых процессах. Поэтому в современной системе российского образования историческим знаниям уделяется особое внимание.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) говорится о необходимости трансформации подготовки обучающихся как в методах, так и в содержании. Данный подход не отрицает классические и общепринятые всеми методы обучения в образовательных учреждениях, речь идет лишь о том, чтобы привести технический прием подачи информации к гармоничности с окружающим нас миром. Ключевыми компонентами, которые должны способствовать для решения поставленной цели, могут стать образовательные платформы и мультимедийные технологии. Создание цифровой среды способной стать подспорьем для обеспечения безопасного и высококачественного образования и самообразования, развития цифровых компетенций у педагогов и обучающихся, построения модели для составления индивидуального плана обучения, автоматизации вспомогательных процессов образовательной организации – все это обозначается во ФГОС понятием «Цифровая образовательная среда» [7], который является составной частью национального проекта «Образование» реализующийся Министерством просвещения Российской Федерации.

Ярким примером необходимости развития данного направления является не только удобство использования образовательных платформ и мультимедийных технологий в урочной и внеурочной деятельности, но и такие необычные ситуации, которые начинают вынуждать действовать нетривиальными методами – такими, например, как ситуация с Covid-19.

Совсем недавно, в один миг, стал востребованным цифровой контент, который должен был виртуально сопровождать дистанционные и внеклассные занятия. Такие методические разработки и рекомендации по созданию контента остаются востребованными и в настоящее время.

Целью статьи является анализ цифровых компетенций учителя, функционала цифровых образовательных платформ, а также предоставление методических рекомендаций по проведению урока по теме «Начало Первой мировой войны» на цифровой платформе, в рамках системно-деятельностного подхода. Актуальность темы обусловлена тем, что использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе представляется важным в современных реалиях, поскольку мы живем в цифровую эпоху и должны быть уверенными, что даже при частой смене информационного потока и его обновлением, могут быть выполнены требования стандарта по развитию у учащихся таких компетенций, как: способность к самообразованию, поиск и анализ информации, цифровая грамотность учеников и преподавателей.

После издания приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 2020 года о переводе образовательных организаций на дистанционную форму обучения [9], большинство учителей столкнулось с кризисом, который был обусловлен трудностями, связанными с преподавательской деятельностью в новых условиях. За короткий промежуток времени многим пришлось осваивать новые методы работы с аудиторией, а также пришлось тесно соприкоснуться как с функционалом образовательных платформ, так и с мультимедийными технологиями.

Многим пришлось осваивать с ходу новые компетенции, так как значительная часть учителей [1] не использовала онлайн-платформы до перехода на дистанционное обучение. Особенно это затронуло те регионы, в которых существовала значительная нехватка необходимого оборудования.

Таким образом возникает вопрос цифровых компетенций учителя для эффективного использования образовательных платформ и мультимедийных технологий. Требуются новые подходы к профессиональной подготовке педагогов, в частности развитие информационно-коммуникационных умений современного учителя в образовательной среде [3].

Для приобретения и развития данных умений педагогам необходимо использовать:

  • открытые образовательные онлайн-курсы;
  • электронные библиотечные системы и, соответственно, электронные учебники;
  • возможно использовать блогерские ресурсы, в которых есть специализированная информация;
  • можно также использовать СМИ [11] с использованием автоматизированных систем управления для более продуктивного управления потоками информации, они зачастую могут ускорить поиск и анализ данных.

Таким образом можно отметить ряд цифровых знаний, которые могут повлиять на успешность преподавательской практики:

  • осознание роли и места информационно коммуникационных платформ, умение использовать их программные и технические преимущества в усвоении учебной программы учащимися, оценивании и профессиональном развитии самого педагога;
  • способность владеть набором педагогических инструментов начиная с электронных дневников, использования цифровых образовательных платформ, умения их различать до создания и применения учебного контента с использованием мультимедийных технологий как во время очных, так и дистанционных занятий;
  • подготовка к урочной деятельности не только лишь с помощью выданных учебных пособий, но и производство знаний с использованием цифровых материалов. Например, электронных текстов посредством электронных библиотек (КиберЛенинка, eLibrary и др.); открытых образовательных платформ для подготовки к урокам: МЭШ, РЭШ и др.; аудиовизуальных материалов (фото-, кино-, видео- документов: histrf, izi.travel, google и др.).

Умение владеть цифровыми компетенциями не только увеличивает востребованность таких специалистов, но и запускает процесс овладения новыми знаниями в целом в преподавательской среде и приведет к повышению успешности преподавательской деятельности, что, в свою очередь, повышает развитие у обучающихся ИКТ-навыков в ходе получения новой информации. Таким образом удастся улучшить soft skills учащихся к использованию цифровых технологий, информационной грамотности при работе с данными во всемирной паутине и СМИ, для социального развития.

Следует также затронуть вопрос о самих образовательных платформах, дать оценку их функционалу, а также того, что может предоставить та или иная платформа учителю для наиболее качественной организации образовательного процесса.

Критериями, на основании которых были выбраны Интернет-ресурсы, стали следующие:

  • возможность взаимодействия с интерактивной доской;
  • возможность демонстрации фото и видеоматериалов;
  • возможность проверки знаний учащихся с помощью тестовых заданий встроенных в сценарии уроков;
  • возможность проведения анализа результатов каждого ученика по выполненным заданиям на самой платформе;
  • возможность конструирования и добавления учителем собственных заданий и материалов.

Исходя из этих критериев можно выделить следующие, наиболее популярные в городах-миллионниках ресурсы:

  1. РЭШ (Российская электронная школа) [10]

Это цифровая платформа, на которой можно найти уроки, задания и материалы для разных уровней подготовки учащихся и разного возраста.

Преимуществом уроков является четкая схема их выстраивания: они все следуют четкому плану от актуализации знаний учащихся, постановке цели и задач, освоения основной информации различными способами, до закрепления знаний в виде готовых тренировочных заданий.

Важное отличие от платформ, которые будут проанализированы далее – это наличие готового конспекта с изложенным материалом, а также наличие выделенной специальной терминологии (Тезауруса), которую предстоит изучить учащимся, основной (обязательной) и дополнительной литературы. Готовый конспект может облегчить освоение нового материала, но, к сожалению, есть вероятность что это может отрицательно повлиять на учащегося, ведь он может предпочесть или понадеяться на уже готовое решение и не будет самостоятельно вести запись, во время которой происходит осмысление излагаемого на бумаге материала и его запоминание.

Еще одним отличием является возможность взаимодействия с готовыми уроками без регистрации на самом сайте.

Среди недостатков следует обратить внимание на отсутствие функционала, который дал бы возможность преподавателю самостоятельно создать свой собственный урок. Преподаватель может лишь в текстовом варианте дать задание, либо ссылку на внешний ресурс для дополнительной проверки знаний учащегося.

  1. ЯКласс (цифровой образовательный ресурс для школ) [13]

Данная цифровая платформа предоставляет возможность учителю получить доступ к большому количеству контента, который обеспечивает систему дистанционного и традиционного обучения.

Платформа дает возможность проводить различную урочную деятельность, диагностические, проверочные и другие виды проверки знаний, а также предоставляется возможность подачи нового материала. Преимуществом платформы является возможность выдачи учащимся заданий исходя из способностей каждого из них и таким образом реализовывать индивидуальные курсы, следовательно, все смогут быть вовлечены в изучение конкретной темы максимально эффективно. В силу этого можно констатировать что учитель может самостоятельно создать свой собственный уникальный контент, а также использовать тот, что предоставляется самим ресурсом. Образовательный ресурс предоставляет доступ учащимся к тренировочным вариантам по всем видам проверки знаний таких как ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Интересной особенностью является рейтинговая система, которая может придать некий соревновательный и игровой дух в повышении личных результатов обучающихся.

Также ЯКласс дает возможность повышения квалификации и самих преподавателей в виде проводимых вебинаров и курсов повышения квалификации.

Минусом платформы можно выделить скудный функционал по созданию урока, а также отсутствие материалов по истории для 10-11 классов.

  1. МЭШ (Московская электронная школа) [6]

Данная цифровая образовательная платформа предоставляет доступ к большому количеству дидактических материалов, сценариев уроков, книг и пособий.

Уроки также выстроены по определенному плану это: актуализация знаний, постановка целей и задач, усвоение новых знаний с помощью различных методов и форм, а также закрепление и контроль полученных знаний с помощью заданий.

Самым главным преимуществом данной платформы является создание учителем своего собственного сценария урока при помощи функционала, который предоставляется сайтом, а также использование сторонних ресурсов, которые также могут функционировать с анализируемой площадкой. Учитель может с легкость организовать групповую деятельность используя возможности портала, а также вывести на электронные носители учащихся ту или иную информацию или задание.

К минусам следует отнести то, что использование некоторых ресурсов (например, Электронного дневника), возможно только для жителей г. Москвы, зарегистрированных на официальном сайте Мэра Москвы https://www.mos.ru/.

Вышеперечисленные плюсы и минусы анализируемых цифровых образовательных ресурсов, позволяют сделать вывод, что наиболее подходящим для творческой деятельности учителя и вариативности создания цифрового образовательного контента предпочтителен именно МЭШ. Другие платформы от этого не перестают быть полезными или плохими, но половинчатость их функционала может дать о себе знать во время подготовки учителей к проведению занятия.

Исходя из всего вышеизложенного, представляется важным дать методические рекомендации к уроку по отечественной истории по теме «Начало первой мировой войны». Также с помощью данного урока можно будет на примере продемонстрировать, как может проходить занятие с использованием мультимедийных технологий и образовательных платформ.

Данный урок проводится в 10 классе, составлен на основании учебника История России. Начало ХХ – начало XXI века. Просвещение, 2021 г. под общей редакции В.Р. Мединского [12]. Для изучения озвученной выше темы понадобится одно-два учебных занятия в зависимости от формата выполнения мини-заданий.

Первым в плане у учителя обязательно должна идти постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.

Предлагается рассмотреть изображение, которое появится у учеников на планшетах, либо на интерактивной доске после чего будет задан вопрос о нем, таким образом можно подвести учащихся к тому, о чем пойдет речь впоследствии.

Например: «Рассмотрите плакат (см. рисунок 1). Как вы думаете, о чем пойдет речь на этом уроке? (1 минута)».

По рисунку дети могут определить, что речь пойдет о войне. Количество портретов государственных деятелей говорит о масштабах войны, затрагивающей большое количество стран.

Рис. 1. Российский патриотический плакат времён первой мировой.

Целью урока будет изучение такого важного исторического события, как Первая мировая война, определение причин начала одной из крупнейших войн в истории человечества, развитие у учащихся способности анализа информации в источниках, формирование критического мышления, достижение личностных результатов посредством работы в группе.

Так как любой урок в настоящее время начинается с актуализации и активизации уже полученных ранее знаний и умений, которые понадобятся на данном занятии для наиболее эффективного усвоения новой темы, учитель предлагает выполнить небольшое задание. Мы приведём три варианта как можно это сделать (продолжительность кейса – 6 минут):

  1. Раскрыть содержание следующих понятий: военно-политический союз, мировая война. Затем выслушать, сравнить с определением из словаря, либо оставить их записи, объяснить новую тему, в конце урока вернуться к этим понятиям, что-либо добавить или убрать.
  2. Ответить на вопрос: по какой причине до XX века мир не видел войн такого масштаба, как Первая мировая война? Можно организовать попытку совместного поиска, но так как у обучающихся еще возможно не будет необходимых знаний повторить эту попытку вновь уже в конце урока.
  3. Вспомнить из курса Всеобщей истории, между какими странами и по каким вопросам существовали внешнеполитические противоречия в начале XX в. Совместно с учителем учащиеся вспоминают и отвечают на данный вопрос.

Англия и Германия противостояли друг другу в экономическом, военно-морском и колониальном плане. Между Францией и Германией существовали противоречия из-за Эльзаса и Лотарингии, отобранных у Франции после франко-прусской войны 1870-1871 гг., и французских колоний в Африке, на которые претендовала Германия. Два боснийских кризиса свидетельствовали об усилении разногласий между европейскими державами на Балканах и Ближнем Востоке из-за сфер влияния и вопросов о проливах.

Соперничество между ведущими европейскими странами – Англией и Германией привело к возникновению и противостоянию военных блоков – Тройственного союза и Антанты.

Далее детям предлагается прочитать отрывок из документа «Манифеста российского императора от 20 июля (1 августа) 1914 г.» и ответить на вопросы письменно, если урок проводится в офлайн формате, если в онлайн формате, то предлагается учащимся перейти по ссылке на сайт LearningApps [14] и выполнить задание там. Таким образом мы можем проверить и оценить читательскую грамотность (продолжительность кейса – 12 минут).

Из Манифеста российского императора:

«Немного дней тому назад Манифестом Нашим оповестили Мы русский народ о войне, объявленной Нам Германией.
Ныне Австро-Венгрия, первая зачинщица мировой смуты, обнажившая посреди глубокого мира меч против слабейшей Сербии, сбросила с себя личину и объявила войну не раз спасавшей её России...
Видит Господь, что не ради воинственных замыслов или суетной мирской славы подняли Мы оружие, н ограждая достоинство и безопасность Богом хранимой Нашей Империи, боремся за правое дело. В предстоящей войне народов Мы не одни: вместе с Нами встали доблестные союзники Наши, также вынужденные прибегнуть к силе оружия, дабы устранить наконец вечную угрозу германских держав общему миру и спокойствию» [2].

Примерные вопросы :

  1. Назовите год издания Манифеста и начавшуюся войну. Укажите два государства, именованные в документе «доблестными союзниками».
  2. Почему Австро-Венгрия названа в Манифесте «первой зачинщицей мировой смуты»? Укажите не менее двух причин.
  3. Приведите любые три факта, подтверждающих мнение большинства современных историков о наличии глубинных причин начала войны и отсутствии «глубокого мира» в тот период.

Затем идет усвоение новых знаний. Учитель может самостоятельно дать историческую справку в виде лекции, либо предложить посмотреть обучающий ролик перейдя по ссылке [5] (продолжительность кейса – 15 минут) .

Учитель организует групповую работу предлагая разделиться на 6 групп по 5 человек в каждой, представителей стран Антанты (России, Англии и Франции) и Тройственного союза (Германии, Австро-Венгрии и Турции) и провести дискуссию. Каждой группе необходимо будет подробно назвать и аргументировать те причины, которые каждая страна приняла за основу для ввязывания в крупнейший конфликт начала XX века. Ученики могут использовать как учебник, так и дополнительную информацию например: специализированные сайты по теме Первая мировая война 1914-1918 [8]. Для работы в микрогруппах в дистанционном режиме может быть использован функционал программы для общения Discord, с помощью который учитель может распределить учащихся по закрытым «комнатам», в которых может проходить творческая работа (продолжительность кейса – 10-15 минут).

Даются направления для поиска информации группам:

  1. Экономические и финансовые причины войны.
  2. Колониальная политика.
  3. «Рельсовая политика».
  4. Причины местного характера (старые конфликты, которые вновь актуализировались).
  5. Рост вооружений перед Мировой войной.
  6. Политические события, приведшие к Мировой войне.

Затем устраивается дискуссия, на которой каждая группа озвучивает найденную информацию, учитель же выступает в качестве модератора, исправляя неточности и по необходимости дополняя информацию, поощряя представителей других групп задавать выступающим вопросы (продолжительность кейса – 15-25 минут).

Таким образом, учащиеся будут включены в поисковую деятельность, что предполагает лучшее усвоение необходимой информации. Также подобным образом выстроенное задание поможет достижению метапредмедных навыков: участие в обсуждении в процессе работы в группах, использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, а также ряда личностных навыков: сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

В качестве же домашнего задания для контроля функциональной грамотности, учащимся предстоит составить таблицу, с шестью колонками и ответить на вопросы, направленных на:

  1. ознакомление (перечислить основных членов двух блоков);
  2. понимание (обрисовать причины соперничества между странами);
  3. применение (сравнить потенциалы двух блоков);
  4. анализ (проанализируйте мотивацию сторон в основе создания этих союзов);
  5. синтез (напишите возможный сценарий развития в ходе эскалации конфликта для сторон);
  6. оценку (оцените значимость создания Антанты в плане налаживания отношений между странами).

Данный сценарий урока, основанный на системно-деятельностном подходе [4], может быть реализован в урочной деятельности в офлайн режиме, также дистанционном формате на различных цифровых образовательных платформах, например МЭШ, а также с помощью применения таких сайтов как LearningApps создавать интерактивные упражнения для проверки знаний. Это дает возможность получить учащимся не только предметные знания, развить коммуникативные и познавательные способности, способствовать коллективной работе и разнообразию выполняемых заданий тем самым мотивируя интерес к обучению.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что цифровые образовательные платформы способны преобразить классические уроки, разнообразив их большим количеством заданий направленных на развитие всевозможных качеств обучающихся, что делает развитие этого направления значимым, а также в условиях реальности возникновения нетривиальных ситуаций как эпидемии и карантины, сделать все для непрерывности обучения с сохранением качества образования.

Литература:

  1. Взгляд учителей на проблемы дистанционного урока / Ю.В. Казакова, П.Н. Смирнова, С.Г. Юсубова // Актуальные вопросы гуманитарных наук: сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов. М.: ООО «Книгодел», 2022. С. 320-326.
  2. Викитека (сайт) (дата обращения: 19.04.2023).
  3. Духовникова И.Ю., Король А.М. Цифровые компетенции современного учителя как основа успешной преподавательской деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №2(104). С. 99-101 (дата обращения: 13.03.2023).
  4. Мальшакова И.Л. Проектирование уроков истории на основе деятельностного подхода к обучению // Инновации в образовании. 2020. №3. С. 79-87 (дата обращения: 13.03.2023).
  5. Маслова Л.М. Причины и начало Первой мировой войны История. Базовый уровень. 10 класс. ID: 7148318 : Видеоматериал МЭШ. / Л.М. Маслова. ГБОУ Школа №2065. 2020 (дата обращения: 19.04.2023).
  6. Московская электронная школа (сайт) (дата обращения: 13.03.2023).
  7. Национальный проект «Современная цифровая образовательная среда» от 25 октября 2016 года №9 // Сайт правительства России (дата обращения: 13.03.2023).
  8. Портал «Памяти героев Великой войны 1914-1918 годов» (сайт) (дата обращения: 19.04.2023).
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» от 17.03.2020 № 104 // Банк документов Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/750dd535d2c38b2a15cd47c9ea44086e/ (дата обращения: 13.03.2023).
  10. Российская электронная школа (сайт) (дата обращения: 13.03.2023).
  11. Сетевые уроки, события и игры: как учить подростков в сети? / С.Н. Вачкова, Е.Ю. Петряева, О.В. Сененко. М.: Некоммерческое партнерство содействия научной и творческой интеллигенции в интеграции мировой культуры «Авторский Клуб», 2020. 160 с.
  12. Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. История России. Начало ХХ - начало XXI века. 10 класс : базовый уровень : учебник. М.: Просвещение, 2021. 6-14 с.
  13. ЯКласс (сайт) (дата обращения: 13.03.2023).
  14. Learningapps (сайт) (дата обращения: 19.04.2023).

The use of digital educational resources when creating a lesson on the topic «The Beginning of the First World War»

Karapetyan D.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Malysheva Olga Geraldovna,
Professor of the Department of National History of the Institute of the Humanities of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Moscow State Pedagogical University, Doctor of Historical Sciences, Professor

Аnnotation. The article analyzes the digital competencies of a teacher that should be possessed, the functionality of large digital educational resources. Methodological recommendations are presented for building a lesson on the topic «The Beginning of the First World War» on a digital platform in the paradigm of a system-activity approach.
Keywords: MES, NES, teacher competencies, digital platforms, history lesson, system-activity approach.

Literature:

  1. Teachers' view on the problems of distance learning / Yu.V. Kazakova, P.N. Smirnova, S.G. Yusubova // Actual issues of the humanities: a collection of scientific articles by bachelors, master's students and graduate students. Moscow: Knigodel LLC, 2022. Page: 320-326.
  2. Wikisource (website) (date of the address: 19.04.2023).
  3. Dukhovnikova I.Yu., King A.M. Digital competencies of a modern teacher as the basis of successful teaching activities // International Research Journal. 2021. №2(104). Page: 99-101 (date of the address: 13.03.2023).
  4. Malshakova I.L. Designing history lessons based on an active approach to learning//Innovations in education. 2020. №3. Page: 79-87 (date of the address: 13.03.2023).
  5. Maslova L.M. Causes and beginning of the First World War History. A basic level of. Grade 10. ID: 7148318 : MES video / L.M. Maslova. GBOU School №2065. 2020 (date of the address: 19.04.2023).
  6. Moscow Electronic School (website) (date of the address: 13.03.2023).
  7. National project «Modern Digital Educational Environment» dated October 25, 2016. №9 // Website of the Russian government (date of the address: 13.03.2023).
  8. Portal «In memory of the heroes of the Great War of 1914-1918» (website) (date of access: 19.04,2023).
  9. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation «On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of primary general, basic general and secondary general education, educational programs of secondary vocational education, relevant additional vocational education and additional educational programs, in the context of the spread of a new coronavirus infection in the Russian Federation» dated 17.03.2020 №104 // Bank of Documents Ministry of Education of the Russian Federation. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/750dd535d2c38b2a15cd47c9ea44086e/ (date of the address: 13.03.2023).
  10. Russian Electronic School (website) (date of the address: 13.03.2023).
  11. Network lessons, events and games: how to teach teenagers on the network? / S.N. Vachkova, E.Yu. Petryaeva, O.V. Senenko. Moscow: Non-profit partnership for the promotion of scientific and creative intelligentsia in the integration of world culture «Author's Club», 2020. 160 pages.
  12. Shubin A.V., Myagkov M.Yu., Nikiforov Yu.A. History of Russia. Early XX - early XXI century. Grade 10: basic level: textbook. Moscow: Education, 2021. Pages 6-14.
  13. YAKlass (website) (date of the address: 13.03.2023).
  14. Learningapps (website) (date of the address: 19.04.2023).