Аннотация. В статье доказывается актуальность изучения социальных факторов физической образовательной среды. Приводится анализ теоретических и эмпирических исследований, раскрывающих вопросы воздействия физических факторов среды школы на процесс социализации личности школьника, его личностное и метакогнитивное развитие. Выделены и раскрыты научные направления в сфере изучения физической среды школы. Определены социальные функции факторов физической среды и методы их реализации: обеспечение взаимодействия субъектов образовательного процесса, развитие саморегуляции и автономии, метакогнитивное развитие, способствование психологическому комфорту, развитие эстетических чувств. Приводятся методы реализации функций, предусмотренные в нормативных актах Российской Федерации. Определяется содержание методических, психологических, социально-психологических барьеров оптимизации взаимодействия физических факторов образовательной среды и социализации личности обучающегося.
На основе теоретического анализа определяется типология физической среды школы. Характеризуются особенности благоприятной, строго организованной и стресс-факторной среды.

Ключевые слова: физическая среда, школа, социальная роль, функции, социализация, обучающиеся.

В контексте проблем эффективности системы образования ученые обращаются к вопросам средовых факторов, определяющих и оптимизирующих процесс обучения, воспитания, социализации личности учащегося. Рассматриваются и анализируются предложения, регламентирующие строительство и дизайн интерьера образовательной среды, обсуждаются инновационные проекты, разрабатываемые с целью удовлетворения образовательных потребностей в условиях государственной школы. Актуальность проблемы развития физической образовательной среды школы, ее архитектуры и дизайна обусловлено следующими противоречиями:

  • между необходимостью внедрения инновационных педагогических технологий и недостаточным развитием школьной физической среды для их реализации;
  • между запросом общества развития у обучающихся метакогнитивных знаний, умений, навыков, высокого уровня социализации и отсутствием специально разработанных методических разработок для использования физических факторов среды его удовлетворить;
  • между возрастающими потребностями субъектов образовательного процесса в личностном развитии, эмоционально благоприятных психологических условиях деятельности и недостаточным уровнем состояния физических факторов школьной среды.

Многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов доказывают, что здание школы, ее архитектурные характеристики и интерьер являются важным инструментом преподавания, обучения, развития, воспитания [2], [8]. Ученые приводят доказательства воздействия физических факторов образовательной среды на социально-психологический климат, психические состояния, эмоциональный статус участников образовательного процесса, успеваемость обучающихся [13]. Школьная физическая среда играет активную роль в образовательном процессе, поддерживая его и способствуя закреплению вырабатываемой в нем педагогической стратегии.

Общество требует, чтобы школьная среда соответствовала ожиданиям в отношении качества образования, способствовала социальной идентичности [прим. 1] обучающихся. Образовательные реформы России, происходящие на протяжении нескольких десятилетий, были сосредоточены на методах и содержании обучения [4]. Очевидно, что пространственные условия места обучения игнорировались при оптимизации государственного сектора общего образования. В настоящее время школьная среда рассматривается как фундаментальная часть образовательного процесса, а ее физическая составляющая считается активным элементом обучения (Deliberador M.S., Kowaltowski, D.C.C.K., 2019).

Физическая среда помещения традиционно включает такие факторы как свет, шум, температуру и качество воздуха, вибрацию, электромагнитное поле. Так, было выявлено, что оптимальное решение в отношении освещения класса способствует благоприятным межличностным отношениям и сотрудничеству обучающихся. Цветовое оформление интерьера школы создает специфические психологические эффекты, связанные с настроением, эмоциональным состоянием и поведенческими паттернами. Существуют также связь между акустикой помещения, температурным режимом и психологическим статусом школьника. Авторы отмечают, что звуковые характеристики учебной информации тесно коррелируют с достижениями, пространственной ориентировкой, межличностными отношениями, проявлением признаков стрессового состояния. Дизайн помещения способствует повышению контроля, чувства безопасности и дисциплинированности [15].

Особенность школьной физической среды заключается в том, что она обязательно предполагает множество материальных объектов, разнообразных по своему функциональному назначению. Прежде всего, это мебель, посуда, экстерьер и интерьер, дидактический материал и оборудование. При этом, время, проведенное субъектами образовательного процесса в школе, является неотъемлемым условием контроля влияния физических факторов обучающей и развивающей среды на субъект деятельности [14].

Обращаясь к исследованиям в области социологии, философии, психологии [прим. 2], с уверенностью можно утверждать, что физическая среда является материальным воплощением социальных потребностей общества, личности, в целом, социальных отношений. В настоящее время средовые [прим. 3] характеристики места пребывания человека постоянно изменяются под влиянием быстрого развития технических средств обучения. Это приводит к необходимости школьника приспосабливаться к средовым условиям, как на биологическом, так и на социально-психологическом уровнях. Существует всеобщее признание социального аспекта физической среды школы, которая, на наш, взгляд, требует пристального внимания в контексте оптимизации образовательного процесса, совершенствования реализации системного подхода в обучении и воспитании школьников в соответствии с новыми реалиями.

В научном сообществе существует два подхода к пониманию и анализу физической среды. Первый подход касается физического или химического и влияния факторов среды на организм человека. В этом случае при контроле среды школы оцениваются физические факторы, исходя из санитарно-эпидемиологических требований. Второй подход означает оценку отношений, действий личности или группы в учебных ситуациях при учете физических факторов образовательной среды. В этом контексте можно выделить ряд научно-исследовательских направлений, основанием для выделения которых является предмет исследования:

  1. Особенности взаимосвязи между физической средой и характером взаимодействия субъектов деятельности [12].
  2. Влияние факторов физической среды на безопасность и комфорт, работоспособность обучающихся [16].
  3. Физическая среда как дополнительный обучающий фактор [7].
  4. Развитие метапознавательных умений посредством факторов физической среды [1].

В связи с развитием данных направлений изменяется содержательное наполнение характеристик образовательной среды: инклюзивность [прим. 4], иммерсивность [прим. 5], безопасность [прим. 6] и др. Очевидно, что данные явления имеют как социальное, так и физическое воплощение. На современном этапе развития образования в условиях государственной школы и его совершенствования проблемы реализации и развития выше обозначенных свойств образовательной среды выходят на первый план. Остановимся на мировых и отечественных достижениях науки и практики с точки зрения комплексного подхода, заключающегося в одновременном преобразовании физического и социального компонента образовательной среды.

Особенности взаимосвязи между физической средой и характером взаимодействия субъектов деятельности

Авторы используют понятия места для интеграции феноменов опыта социальной группы и физического пространства. Эффективная обучающая среда способствует взаимодействию субъектов образовательной деятельности, инклюзивна, предоставляет возможности для различных педагогических стратегий. Физическая среда рассматривается как ресурс достижения эффективности процесса образования.

Внутренняя политика руководства школ и физическое пространство позволяет быть открытым учреждением не только для обучающихся в данный период, но и для их родителей [прим. 7]. В школах организовываются тематические встречи, консультативная помощь, работа спортивных и творческих кружков и другие мероприятия для граждан, проживающих в данном районе.

В связи с возросшей потребностью в развитии универсальных компетенций личности, становления самостоятельного субъекта деятельности, с высокой готовностью адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизнедеятельности сегодня происходит формирование новых тенденций организации физической школьной среды. Среда, в которой ребенок проводит третью часть своего активного времени, может стать жизненным пространством, где дети, не имеющие братьев и сестер, возможности неформально общаться со сверстниками, обучаются социальному взаимодействию, получают навыки межличностного и межгруппового общения [9]. В связи с этим, в государственных школах развивается собственная инфраструктура, способствующая взаимодействию обучающихся различного возраста. Это появление открытых пространств, обустроенные спортивные и игровые площадки, специально оборудованные пришкольные территории.

Взаимодействию субъектов образовательного пространства способствует также такое расположение мебели, при котором учитель одновременно может взаимодействовать не только с теми учениками, которые сидят впереди, но и со всем классом. Например, расставленные парты в виде «каре» позволяют разместиться школьникам так, чтобы они могли взаимодействовать визуально, обсуждать, дискутировать, комментировать, одновременно обращаясь ко всем присутствующим и учителю, находящемуся пространственно и дистанционно равно всем участникам занятия. Как правило, такая ситуация характерна для специальных учебных помещений: библиотека, кабинет психолога, социального работника, творческая мастерская и др.

Среди социально-психологических эффектов физической образовательной среды школы исследователи называют символическую идентификацию, заключающуюся в возможностях среды отражать мысли, образы, чувства обучающихся. В сущности, речь идет о том, что дизайнерские решения субъектов образовательного процесса, реализованные в учебном помещении, предстают их воплощенными личностными образами. 

Это могут быть цветы, выращиваемые учениками, рисунки, поделки, словом, все те продукты деятельности, которые символизируют о ценностях личности, ее интересах. Очевидно, что подобный подход позволяет  обучающимся переживать чувства значимости, сопричастности к общему делу, позитивно воспринимать школьную среду. Можно утверждать, что с увеличением школьного пространства у учителя возрастает возможность применения разнообразных форм взаимодействия с подопечными.

Влияние факторов физической среды на безопасность и  комфорт обучающихся

Обеспечение комфорта [прим. 8] играет значимую роль в обучении и социализации школьников. Традиционно, обращаясь к проблеме формирования и сохранения психологического и физического комфорта, исследователи придерживаются принципа сочетания утилитарности и эстетичности среды. При этом эстетическое свойство рассматривается как общественное, формируемое в социальных отношениях. Основаниями для оценки эстетичности являются принципы, актуальные в контексте изучения физической среды школы:

  1. Эстетически значимое содержание (информационно-образная выразительность). Предметно-пространственная эстетическая среда школы включает эстетическое оформление окружающей обстановки: освещение и цветовую отделку помещений, внешний вид мебели, учебных пособий, наглядных материалов, технических устройств и оборудования для занятий, творческие работы учеников и педагогов, а также природное окружение как внутри учебного заведения (зимний сад, живой уголок), так и вокруг него. Эстетическое восприятие школьной среды предполагает наличие позитивных эмоций, отражающих стремление к чистоте, красоте, гармонии [3]. У ученика, получающего удовольствие при восприятии архитектуры, эстетично оформленного интерьера или школьного двора, будет формироваться готовность делать посильный вклад в поддержание красоты, в преобразование места пребывания, соблюдению чистоты.
  2. Эстетическая значимость формы (композиционная целостность). Чувственное эстетическое переживание всегда связано с установкой на форму, структуру объекта или явления, оценку того, как организовано, простроено, воплощено формой данное содержание. В контексте нашего исследования, данное положение означает, что наибольшее воздействие на личностную сферу обучающегося окажет то образовательное содержание, которое в наибольшей степени поддерживается соответствующими физическими факторами школьной среды [прим. 9].
  3. Соотнесение содержания и формы с его назначением (рациональность структуры объекта). Эстетически организованная среда имплицитно формирует психологические установки на доброжелательное отношение, сохранение и поддержание психологической и физической безопасности, социально поощряемую активность.

Эстетичность образовательной среды является значимым фактором в развитии культурного статуса личности школьника. Ряд исследований показывает, что эстетически приятная обстановка способствует групповой сплоченности и образовательной активности обучающихся [8].

Отдельное  внимание при проектировании и развитии школьной образовательной среды уделяется такому фактору как доступность: возможность для человека с любыми особенностями обучаться наравне с другими без посторонней помощи. Комфорт и безопасность формирует чувство стабильности, являющееся условием мотивации преобразующей деятельности, развития, стремления к достижениям и успешности.

Физическая среда как фактор обучения и личностного развития.

Ученики воспринимают школьную среду на трех разных уровнях: во-первых, они постоянно принимают пространственные решения, организуют в среде позиционирование себя по отношению к другим; во-вторых, среда воспринимается как часть образовательного процесса; в-третьих, ученики противостоят спроектированной школе в целом. Очевидно, что все эти уровни восприятия формируются и развиваются в различные возрастные периоды и во взаимосвязи с индивидуально-психологическими качествами личности и с разной степенью воздействия включены в процесс осознания учеником себя как личности, субъекта образовательной деятельности, члена группы.

Иллюстрируя первый уровень, можно привести следующий пример. Школьник, не удовлетворенный социальным статусом в учебном коллективе, по всей видимости, уединяется, находит место, где ему было бы комфортно, избегая взаимодействия. Для решения подобных психологических проблем в школе важную роль играет психолог и его рабочее место. Существуют специально разработанные рекомендации для оформления интерьера кабинета специалиста или психологической службы, способствующие снижению психического напряжения, агрессии, коррекционной работе.

Говоря о втором уровне, важно отметить, что в современных реалиях актуальным становится единство восприятия школьной физической среды. Иногда можно наблюдать явные отличия восприятия обучающегося и учителя, который, в соответствии с подходом «мел и разговор», не готов к преобразованиям среды, постоянно обогащаемой техническими средствами. Понятно, что для ученика, владеющего компьютерными технологиями, становится интересной и необходимой такая среда, в которой современное компьютерное оснащение, программное обеспечение, новейшие педагогические технологии, соответствующие потребностям и познавательному интересу современного субъекта образовательного процесса.

Третий уровень восприятия школьной среды является наиболее сложным по своему влиянию на поведение школьника. Известно, что склонность к эмансипации школьника подросткового возраста порождает его оппозиционные установки по отношению к миру взрослых. Отдельные ученики, в своем противостоянии, совершают поступки девиантного, разрушительного свойства. Это могут быть формы вандального поведения (надписи на стенах и мебели и др.), курение на территории школы, пренебрежительное отношение к правилам соблюдать чистоту и порядок и т.п. Несомненно, что наличие лишь хорошего дизайна и архитектуры не достаточно для социализации детей и подростков. В то же время, надо отметить, что целостная атмосфера эмоционального благополучия, поддерживаемая эстетичностью среды, будет способствовать снижению проявления девиаций.

Таким образом, физическая среда школы, обеспечивая достижение образовательных целей, оказывает влияние на социальное поведение обучающихся, их интересы, эмоциональную и мотивационную сферы личности.

В современных государственных школах России формируются и развиваются образовательные кластеры – открытые системы, объединяющих несколько уровней образования [прим. 10] и предполагающие широкую горизонтальную координацию и управление структур. Образовательные кластеры – современные площадки объединения субъектов педагогической деятельности, обеспечивающие непрерывность когнитивного, социально-эмоционального, морально-нравственного развития. Благодаря единому образовательному пространству рационализируются все условия [прим. 11] обмена опытом обучения, применения на практике современных знаний и т.д. В связи с данной тенденцией предметные классы могут быть соединены в единый кластер, что позволяет использовать междисциплинарный подход, а это, в свою очередь, способствует формированию универсальных учебных действий. С целью обеспечения эффективного функционирования физической среды в условиях развития кластеров, кабинеты и лаборатории оборудуются специальными материальными средствами обучения, которые  позволяют обучающимся погрузиться в учебный процесс быстро, активизировать познавательные интересы.

В контексте определения физической среды школы как дополнительного обучающего фактора необходимо обозначить проблему морального износа школьных зданий и оборудования. В связи со стремительным научно-техническим прогрессом и с изменением нормативных требований к комфортности у школьных сооружений снижаются эксплуатационные качества [прим. 12]. Морально изношенным оборудованием являются те технические средства, которые могут быть функционально заменены новым образцом [прим. 13] [6]. Архитектурные, конструкторские, проектные решения, обеспечивающие образовательный процесс, все в большей степени характеризуются динамичностью содержания, многофункциональностью контекстов. Так, например, трансформируемый актовый зал, может выполнять функции спортивного зала, помещением для занятий хореографическими видами деятельности, пространством для музейной выставки, тематических встреч, тренингов и т.д. В данной парадигме школьное здание предлагает разнообразие образовательной деятельности, реализуя потенциал максимально широкого использования школьной среды для образовательных и развивающих целей. Можно сказать, что доминирующей тенденцией развития школьной образовательной среды является синтез конструктивных, объемных, планировочных систем, увеличение числа технологических решений, обеспечивающих потребности современного субъекта образовательного процесса.

Развитие метапознавательных способностей посредством факторов образовательной физической среды

Метакогнитивные способности являются одними из основных переменных саморегулируемого обучения. Они оказывают значимое влияние на академическую успеваемость, координируя, направляя, контролируя и модифицируя когнитивные процессы. Прежде всего, речь идет о рефлексии обучающегося собственной познавательной деятельности и ее результата [1].

Нет сомнений в том, что при организации современной школьной среды возникает необходимость обеспечения развития метапознавательных способностей. Школьная среда представляет собой сложную комбинацию познавательных, эстетических, культурных и многих других [прим. 14] запросов обучающихся и обучаемых. Структурные отношения этих потребностей могут меняться в зависимости от личностных и возрастных характеристик обучающихся [прим. 15]; преобразований организационной культуры; социальных [прим. 16] и социально-психологических факторов [прим. 17]. Уровень удовлетворенности потребностей субъекта образовательного процесса связан с организацией школьной среды, которая помогает развивать рефлексивные процессы, метакогнитивные способности. Одним из показателей развития среды в данном контексте является наличие свободного пространства, информационных сообщений и др. Информация позволяет обучающимся подготавливаться и  планировать свою деятельность, оценивать собственные действия, рационально использовать время. Воспринимая факторы школьной среды, обучающиеся являются активными участниками ее преобразования при условии наличия самоконтроля, чувства социальной значимости и востребованности. Для этого предусмотрены мобильные площадки для демонстрации достижений обучающихся, что способствует формированию позитивной самооценки, мотивации достижения и др.

Социальные функции образовательной физической среды школ России и методы их реализации

Формирование, развитие и реализация целевых ориентиров отечественного образования происходит преимущественно в государственных общеобразовательных школах, каждая из которых имеет специфику организационной культуры [прим. 18], предметно-физической среды. Однако существуют общие аспекты в социальном функционировании физических факторов образовательной среды. «Физическая» территория становится «событийной», определяющей характер социальных ситуаций, особенности социально-психологического развития субъектов образовательного процесса. В таблице 1 нами представлены социальные функции факторов физической среды и те возможные методы, которые предусмотрены российским законодательством в области образования.

 Таблица 1. Социальные функции факторов физической среды и методы их реализации

№ 
п/п

Социальные функции факторов физической среды

Методы

1

Обеспечение взаимодействия субъектов образовательного процесса

Допускается предусматривать трансформируемые пространства для многофункционального назначения [прим. 19], создание и обеспечение функционирования центров образования естественнонаучной и технологической направленности, детских технопарков «Кванториум», возможности использования помещения библиотеки в качестве клубной деятельности, дискуссии, свободной коммуникации.

2

Развитие саморегуляции и автономии

Допускается и поощряется участие обучающихся в оформлении специальных стендов, информационных плакатов и т.д.; модификация школьной мебели, обязательное включение различных форм двигательной активности, в том числе во время учебных занятий. Наличие трансформируемой среды, что позволяет зонировать класс или учебное пространство для разных видов деятельности; специально оборудованных школьных площадок, пришкольной территории.

3

Метакогнитивное развитие

Внедрение и использование цифровых технологий, обогащение материально-технической и информационной базы компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением [прим. 20]. Реализация принципа универсализма учебных кабинетов.

4

Способствование психологическому комфорту

Решение приоритетных задач по ликвидации сменности обучения, специально оборудованный кабинет психолога, организованные площадки для тематических встреч или трансляции культурных ценностей.

5

Развитие эстетических чувств

Перевод обучающихся в общеобразовательных организациях из зданий, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта [прим. 21]; дизайнерское оформление интерьера; создание блоков медиалабораторий [прим. 22].  

 

Сущность функции обеспечения взаимодействия субъектов образовательного процесса выражена в способствовании организации общения, объединения членов группы (класса или педагогического сообщества) для совместного решения социально значимых и образовательных задач.

Содержание функции развития саморегуляции и автономии обучающихся состоит в формировании субъектности личности, выраженной в способности самостоятельного принятия решения в соответствии с заданными условиями и целями деятельности.

Функция метакогнитивного развития раскрывается в таких назначениях среды как формирование опыта познания, регуляция интеллектуальных и волевых установок, обеспечение социальной идентичности.

Функция способствования психологическому комфорту отражается в возможности среды транслировать смыслы  справедливости, добра, дружбы, товарищества, а также  формировании ценностных ориентиров творческой атмосферы, потребности эмоционального и интеллектуального совершенствования.

Содержание функции эстетического развития раскрывается в формировании удовлетворения от созерцания пространства, форм, предметов и объектов деятельности.

Каждый элемент физической образовательной среды может одновременно реализовывать несколько функций, а также обладать компенсационным потенциалом, т.е. иметь возможность предоставлять субъекту то, чего он лишен в других ситуациях жизнедеятельности.

С целью реализации социальных функций физической среды предусмотрены требования к мебели, которая должна быть в идеальном санитарно-гигиеническом и физическом состоянии; обновляются столовая посуда, технологическое оборудование, спортивный инвентарь. Для удовлетворения потребностей обучающихся в общении с учителем или одноклассниками развивается система доступа в интернет, позволяющая ему пользоваться в удобном для него месте школьной среды образовательными ресурсами, участвовать  в индивидуальных или групповых образовательных и воспитательных мероприятиях в интерактивном режиме.

Барьеры оптимизации взаимодействия физических факторов образовательной среды и социализации личности обучающегося

Отечественные исследователи отмечают, что реализация всех социальных функций физической образовательной среды школы затруднена [5]. Причинами трудностей выступает множество факторов методического, психологического и социально-исторического характера.

Методические трудности заключаются в отсутствии актуальных эмпирических данных о влиянии средовых факторов на динамику развития обучающихся, методических разработок по реализации эргономических решений при совершенствовании физической образовательной среды школы.

Значимым барьером выступает также низкая методическая оснащенность образовательного процесса: как правило, методические рекомендации предполагают деятельность учителя, основным дидактическим пособием которого выступает доска или заменяющий ее видеопроектор. Учитель играет роль распространителя знаний, дает инструкции, планирует, выбирает и направляет деятельность, при этом процесс осуществляется в условиях статичности мебели и ограниченного доступа к дидактическим материалам [прим. 23]. Это делает урок процессом, сосредоточенным на учителе и низводит ученика до пассивного агента, который находится в ожидании следования инструкциям. По всей видимости, такая ситуация снижает возможности школьной среды личностного развития школьника, его метакогнитивных способностей, учебной мотивации. 

Что касается социально-исторических барьеров, то зарубежные и отечественные исследователи отмечают низкую гибкость модели обучения, предполагающей ориентацию на учителя, его авторитарность. В физическом плане это выражено спецификой расположения мебели: стол учителя, пространственно отделяясь от другой мебели, выступает символом власти и контроля, учебные столы расставлены в ряды. Властные отношения «вписаны» в определенное пространство класса. Однако внесение изменений в образовательную физическую среду, чтобы сделать ее более удобной и способствующей взаимодействию между учащимся и учителем, предполагает изменение традиционных дидактических практик. Изменения такого кардинального характера воспринимаются сегодня большинством обучающихся и взрослых субъектов образовательной деятельности как угроза эффективности процесса обучения. Кроме того, количество обучающихся не позволяет заниматься в небольших группах, а организация пространства для малых групп, способствующая интерактивному обучению и наиболее тесному сотрудничеству [прим. 24], возможна лишь на отдельных видах занятий (например, уроки иностранного языка). То есть, физическая среда материализует прошлые практики и социальные отношения, исторически сложившиеся на протяжении не одного столетия.

Психологические трудности оптимизации взаимодействия физических факторов образовательной среды и социализации личности обучающегося определяются различными факторами. Среди них выделяется наблюдаемый низкий уровень мотивации и связанной с ней профессионализмом учителей. Так, например, можно видеть, как учитель избегает методы педагогики сотрудничества, ориентированные на развитие саморегуляции ученика, обучения навыкам общения. Такой учитель не организовывает специальные места для обсуждения, сравнения идей, проектов, анализа результатов, ограничиваясь ролью единственного носителя знаний. Несомненно, такое организационное поведение учителя приведет как к психологическим, так и к педагогическим проблемам. Следствием профессиональной некомпетентности учителя в области организации среды становится не только низкий уровень развития метакогнитивного потенциала обучающихся, но и упадок авторитетности учителя, образования, в целом.

Учитель зачастую не учитывает принцип персонализации пространства, связанной с социализацией, установлением кодексов поведения, коллективной эффективности, развития самосознания школьника как субъекта деятельности, активного преобразователя действительности. Между тем, именно деятельность учителя как основного организатора физической образовательной среды учебного класса, может способствовать формированию позитивного образа учебного коллектива посредством внесения изменений в дизайн помещения с учетом интересов и потребностей обучающихся.

Отдельно можно выделить психофизиологический аспект в обсуждаемом вопросе. Известно, что работоспособность человека зависит от многих физических факторов и их влияния на центральную нервную систему. Сегодня отсутствуют разработки, позволяющие учитывать психофизиологические и личностные характеристики обучающихся при определении места в классе. Место учеником воспринимается через призму представлений о собственной социальной позиции в классе. Поэтому, если физически школьник, имеющий низкую самооценку, находится на самом дальнем от учителя месте (или в последнем ряду парт), то он будет воспринимать себя как отверженного, аутсайдера, неспособного. Конечно, такая ситуация вариативна. Однако в ряде случаев данный фактор необходимо учитывать. Кроме того, школьники с подвижной нервной системой и доминированием процесса возбуждения отличаются низким уровнем концентрации внимания. В связи с этим фактом при распределении мест учителю необходимо учитывать следующее:

  • влияние психофизиологических особенностей на работоспособность обучающегося;
  • роль шума и звуковых эффектов в восприятии информации;
  • влияние визуализации информации на качество ее когнитивной обработки;
  • периоды утомляемости;
  • характер воздействия освещения учебного класса на функционирование сенсорной сферы организма обучающегося [прим. 25];
  • влияние температуры и качества воздуха на психическое состояние учащихся [прим. 26].

Различия барьеров оптимизации взаимодействия физических факторов образовательной среды и социализации личности обучающегося могут быть связаны с территориальными особенностями расположения школы. Школы крупных городов, являющиеся социальным, образовательным и культурным посылом, быстрее адаптируются к инновационным процессам по сравнению с периферией. Для школ небольших поселений требуется длительный период, чтобы произошло изменение физической среды в соответствии с образовательными инновациями. Во многом, это обусловлено экономическими и административными сложностями.

Особенности восприятия образовательной физической среды школы позволяет построить типологию, основанием которой может служить характер психологического и социального воздействия на субъект. Данный подход к определению характеристик среды позволяет выделить следующие типы: 1) благоприятная; 2) строго организованная; 3) стресс-факторная.

Благоприятная образовательная физическая среда характеризуется многофункциональностью и разнообразием элементов, в том числе, пришкольной территории и дополнительных сооружений (например, пристройка для организации занятий каким-либо видом спорта). Пространственные решения, цветовые и звуковые компоненты являются психологически спокойными и привычными (без экстремально необычных элементов). Изменения в соответствии с новыми требованиями и технологическим процессом  происходят постепенно с временным запасом для системной психологической и прагматической адаптации субъектов.

Строго организованная среда характеризуется наличием в центре внимания субъекта постоянно доминирующих объектов. Например, четко и ярко определены административный корпус, кабинет учителя (так называемая учительская). В такой среде упорядочена логистика, ограничены зоны пассивного отдыха; самопроизвольные пути следования в различные точки исключены (например, в столовую можно прийти только по одной стороне лестницы), время является также строго регламентированным: например, учащиеся  могут воспользоваться школьным буфетом в определенное время, а не весь учебный день.

Стресс-факторная среда порождает негативные переживания, связанные с опасностью, конфликтами, неуспешностью, агрессией. Для такой среды характерно однородность элементов, примитивное предметное оснащение, бессистемный характер цветовых решений. Примером элементов стресс-факторной среды могут быть затененные холлы, плохо проветриваемые учебные классы или залы, яркий контраст расцветки стен и объектов.

Заключение

Образовательная физическая среда школы является одной из форм выражения образовательной деятельности. Главное назначение феномена школьной физической среды, отличающейся процессуальностью, является создание условий для социализации личности обучающегося. В настоящее время в России существует, как минимум, три вида планировочной организации школьной среды:

  1. Организация, передаваемая из поколения в поколение, отличающаяся статичным пространством и незначительно развивающаяся в соответствии с нормами и требованиями к организации образовательной среды, закрепленные в законодательных актах Российской Федерации. Она характеризуется жестким закреплением функциональных зон и инерционностью.
  2. Организация, передаваемая из поколения в поколение, однако имеет признаки интеграции различных компонентов физической среды, учитывая принципы многофункциональности школьной среды и потребности субъектов образовательного процесса.
  3. Организация, отличающаяся новизной, гибкостью, многофункциональностью, технологичностью, инновациями.

Физическая среда школы предстает как сложная динамическая система, в которой конструктивные системы и социальное содержание жизни субъектов образовательного процесса тесно коррелируют. Современная образовательная физическая среда способна не только выполнять роль накопителя или ретранслятора информации, но и формирующего начала социально значимых отношений. Очевидно, что физическая среда являются значимым фактором динамики субъектов образовательного процесса. Современная тенденция достижения высокого уровня технологичности российской государственной школьной среды предполагает наличие функционального зонирования, предметное наполнение в соответствии с потребностями субъектов, строгое соответствие нормативным санитарно-гигиеническим требованиям и необходимым требованиям безопасности. Такое представление о физической школьной среде, реализованное на практике, обеспечивает социальное развитие обучающихся, включая психологический потенциал и нравственное воспитание.

Предметно-пространственная среда современной школы материально воплощает ценностные ориентиры отечественного образования. Элементы физической среды являются значимым компонентов социализации, свойства которых проявляются в различных сочетаниях и обуславливают закономерности реализации ее функций.

________________________________________________ 

[1] Под социальной идентичностью будем понимать знание индивидом своей принадлежности определенной социальной группе или сообществу, а также эмоциональной значимости для него групповых норм, культуры общения, поведения, в целом, способов самовыражения, принятого в социуме.

[2] П. Бурдье, M. Лоу, И. Руайе, Д. Одегов и др.

[3] В том числе, пространственные, территориальные, предметные, физические.

[4] Инклюзивность предполагает наличие возможности у субъекта с особыми потребностями быть включенным в образовательную среду наравне с другими учениками.

[5]  Иммерсивность предполагает психологическое погружение в обучающую среду, быть актором происходящих событий образовательного процесса.

[6] Можно говорить о тесно взаимосвязанных видах безопасности: психологической и физической. Психологическая безопасность понимается как система психических процессов, результатом функционирования которых является отсутствие противоречий между потребностью субъекта и уровнем ее реализации. Физическая безопасность – это защищенность организма от вредных воздействий окружающей среды.

[7] Так, можно наблюдать, как люди, в том числе, с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте от 20 лет и старше посещают бассейн школы, получают дополнительное образование, посещают концерты, объединяются в творческие коллективы в помещениях комплекса школьных зданий и т.п.

[8] Например, в  экспериментах Х. Хекхаузена, опубликованных в  книге «Мотивация и деятельность», доказано наличие взаимосвязи между состоянием и качеством запоминаемой информации.

[9] Очевидно, что старый спортивный инвентарь, теснота в раздевалках, грязные стены и т.п. не будут способствовать мотивации обучающихся к занятиям физической культуре.

[10] Например, образовательный кластер с профильной медицинской подготовкой открыт на базе новосибирской школы №51 (https://www.nsktv.ru/news/education/)

[11] Речь идет о рациональной регламентации временных и пространственных ресурсов образовательного учреждения.

[12] Так, последние  гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности школьных сооружений были утверждены в 2021 г. (Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2).

[13] В этой связи речь идет в большей степени о функциональном износе.

[14] Например, спортивных, потребностей в дружбе, любви, межличностных отношениях.

[15] В данном случае речь идет о персонализированном подходе к анализу среды.

[16] Социальные факторы включают культурные традиции, нормы, правила, социальные институты.

[17] Социально-психологические факторы – это особенности личности, обусловленные ее включенностью в социальные отношения.

[18] Организационная культура образовательного учреждения понимается как система  ценностей, требований, культуры, норм поведения субъектов  организационной деятельности.

[19] Актовый и спортивный залы, столовая, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы.

[20] Постановление Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2020 № 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды"

[21] Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28

[22] это видеостудия, студия звукозаписи, анимационная студия, web-проектирование и гейм-студия.

[23] Дидактический материал используется только по указанию учителя.

[24] Например, расстановка мебели по кругу.

[25] Длительное воздействие искусственного света усиливает возбуждение нервной системы, что может быть являться физическим стрессором и причиной раздражительности и агрессии школьников.   

[26] Повышение или понижение температуры воздуха, отклоняющееся от нормы, приводит не только к физиологическим изменениям (потливость и пр.), но и к усталости, спутанности сознания, рассеянности, снижению когнитивных функций. Это, в свою очередь, повышает отвлекаемость, раздражительность, конфликтность. Кроме того, воздействие плохого воздуха связано с наличием пассивного социального поведения.

Литература:

  1. Барсукова Е.М., Белолуцкая А.К., Иванова Е.В. Роль рефлексии и метапознавательных навыков в процессе обучения и самообразования / Барсукова Е.М., Белолуцкая А.К., Иванова Е.В., Леван Т.Н., Шмис Т.Г., Беленкова Ю.С. // Инновационное развитие, 2018. №4(21). С. 199-200.
  2. Виноградова И.А., Иванова Е.В., Нестерова О.В. Система оценки эффектов редизайна пространств образовательных организаций // Современные проблемы науки и образования, 2017. №4 (дата обращения: 01.05.2023).
  3. Левиков А.В. Взаимообусловленность динамики социального бытия и архитектурной среды: социально-философский анализ : дис. …канд. филос. наук. / Левиков Александр Валерьевич: 09.00.11. Тверь, 2017. 137 с.
  4. Одегов Ю.Г., Гарнов А.П. Реформа российского образования: проблемы, результаты, перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2019. №3(213). С. 36-51.
  5. Устинова М.А., Лозовский М.Б. Формирование современной образовательной среды. М.: ГАОУ ВО МГПУ; Корпорация «Российский учебник», 2019. 100 с.
  6. Федоров В.В., Федоров М.В. Архитектурная среда: онтология проспективного // Вестник ТвГУ, 2020. №2(52). С. 21-28.
  7. Alonso-Sanz A. (2017). Escuelas: espacios equivocados frente a los deseados por escolares. Revista Electrónica Actualidades Investigativas en Educación, Dic 2017, vol.17, №3, Page: 397-430 (дата обращения: 01.05.2023).
  8. Byers , Imms W., Hartnell-Young E. Comparative analysis of the impact of traditional versus innovative learning environment on student attitudes and learning outcomes // Studies In Educational Evaluation, 2018. №58 (дата обращения: 01.05.2023).
  9. Cantero J.M.M., Mira R.G., López-Chao V. Influence of Physical Learning Environment in Student’s Behavior and Social Relations // Anthropologist, 2016. 25(3). Page: 249-253 (дата обращения: 01.05.2023).
  10. Durá-Gúrpide I., Llorca P. The Cuestas Blancas school by Miguel Fisac (Madrid, 1965): new approaches for a new school building // Arquitetura Revista, 2018. 14(1). Page: 1-16 (дата обращения: 01.05.2023).
  11. Frangne P.-H. Au principe de l’esthétique environnementale. Du paysage de montagne à l’esthétique de la montagne // Nouvelle revue d’esthétique, 2018/2. №22. Page: 37-53 (дата обращения: 01.05.2023).
  12. Heddad N. L’espace de l’activité: Une construction conjointe de l’activité et de l’espace // Le travail humain, 2017/2. №80. Page: 207-233 (дата обращения: 01.05.2023).
  13. Kaffemaniene , Masiliauskienė E., Melienė R., Milteniene L. Educational Environment of the Modern School in the Aspects of Learning Factors, School Climate and Education Paradigms // Pedagogika, 2017. №126(2). Page: 62-82 (дата обращения: 01.05.2023).
  14. Marini G., Merchan J., Aguayo, M. Estéticas cotidianas escolares: desde lo que se ve hacia cómo se siente la escuela // Educação & Sociedade, 2018. №39(143), 361-378 (дата обращения: 01.05.2023).
  15. Páramo P.Ph. D. y demás autores. El tercer maestro: la dimensión espacial del ambiente educativo y su influencia sobre el aprendizaje // Bogotá: Universidad Pedagógica Nacional, 2021. 226 páginas (дата обращения: 01.05.2023).
  16. Royer Isabelle. Observer la matérialité dans les organisations // M@n@gement, 2020/3. (Vol. 23), Page: 122-175 (дата обращения: 01.05.2023).

The social role of the physical educational environment of the state school

Bogdanova E.I.,
graduate student of the Higher School of Economics (HSE), Moscow

Annotation. The article proves the relevance of studying the social factors of the physical educational environment. An analysis is given of theoretical and empirical studies that reveal the impact of physical factors of the school environment on the process of socialization of the student's personality, his personal and metacognitive development. The scientific directions in the field of studying the physical environment of the school are identified and disclosed. The social functions of the factors of the physical environment and methods for their implementation are determined: ensuring the interaction of the subjects of the educational process, the development of self-regulation and autonomy, metacognitive development, the promotion of psychological comfort, the development of aesthetic feelings. Methods for implementing the functions provided for in the regulations of the Russian Federation are given. The content of methodological, psychological, socio-psychological barriers to optimize the interaction of physical factors of the educational environment and the socialization of the student's personality is determined. On the basis of theoretical analysis, the typology of the physical environment of the school is determined. The features of a favorable, strictly organized and stress-factor environment are characterized.
Keywords: physical environment, school, social role, functions, socialization, students.

Literature:

  1. Barsukova E.M., Belolutskaya A.K. The role of reflection and metacognition skills in the process of learning and self-education / Barsukova EM, Belolutskaya AK, Ivanova EV, Levan TN, Shmis TG, Belenkova JS // Innovative Development, 2018. №4(21). Page: 199-200.
  2. Vinogradova I.A., Ivanova E.V., Nesterova O.V. System for assessing the effects of redesign of spaces of educational organizations // Modern problems of science and education, 2017. №4 (date of the address: 01.05.2023).
  3. Levikov A.V. Mutual agreement of the dynamics of social existence and the architectural environment: socio-philosophical analysis: dis.... cand. phylos. sciences / Levikov Alexander Valerievich: 09.00.11. Tver, 2017. 137 pages.
  4. Odegov Yu.G., Garnov A.P. Reform of Russian education: problems, results, prospects // Standard of living of the population of the regions of Russia. 2019. №3(213). Page: 36-51.
  5. Ustinova M.A., Lozovsky M.B. The formation of a modern educational environment. Moscow: Moscow City University; Russian Textbook Corporation, 2019. 100 pages.
  6. Fyodorov V.V., Fyodorov M.V. Architectural environment: ontology of prospective // Vestnik TvSU, 2020. №2(52). Page: 21-28.
  7. Alonso-Sanz A. Schools: wrong spaces compared to those desired by schoolchildren. Electronic Journal Investigative News in Education, Dec 2017, vol. 17, №3, Page: 397-430. URL: http://dx.doi.org/10.15517/aie.v17i3.29824 (date of the address: 01.05.2023).
  8. Byers T., Imms W., Hartnell-Young E. Comparative analysis of the impact of traditional versus innovative learning environment on student attitudes and learning outcomes // Studies In Educational Evaluation, 2018. №58 (date of the address: 01.05.2023).
  9. Cantero J.M.M., Mira R.G., López-Chao V. Influence of Physical Learning Environment in Student’s Behavior and Social Relations // Anthropologist, 2016. 25(3). Page: 249-253 (date of the address: 01.05.2023).
  10. Durá-Gúrpide I., Llorca P. The Cuestas Blancas school by Miguel Fisac (Madrid, 1965): new approaches for a new school building // Arquitetura Revista, 2018. 14(1). Page: 1-16 (date of the address: 01.05.2023).
  11. Frangne P.-H. The principle of environmental aesthetics. From mountain landscape to mountain aesthetics // New aesthetics review, 2018. №22. Page: 37-53 (date of the address: 01.05.2023).
  12. Heddad N. The space of activity: A joint construction of activity and space//Human work, 2017/2. №80. Page: 207-233 (date of the address: 01.05.2023).
  13. Kaffemaniene I., Masiliauskienė E., Melienė R., Milteniene L. Educational Environment of the Modern School in the Aspects of Learning Factors, School Climate and Education Paradigms // Pedagogika, 2017. №126(2). Page: 62-82 (date of the address: 01.05.2023).
  14. Marini G., Merchan J., Aguayo, M. Everyday school aesthetics: from what you see to how the school feels // Educação & Sociedade, 2018. №39(143), 361-378 (date of the address: 01.05.2023).
  15. Páramo P.Ph. D. and other authors. The third teacher: the spatial dimension of the educational environment and its influence on learning // Bogotá: National Pedagogical University, 2021. 226 pages (date of the address: 01.05.2023).
  16. Royer Isabelle. Observe materiality in organizations // M@n@gement, 2020/3. (Vol. 23), Page: 122-175 (date of the address: 01.05.2023).