Аннотация. В данной статье рассматривается особенности организации обучения иностранным языкам в рамках социокультурного подхода, рассматриваются возможности использования данного подхода в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Дается краткая характеристика возможных способов и приемов обучения.

Ключевые слова: социокультурный подход, личность, синдром дефицита внимания и гиперактивности, социальная норма, культура.

Изучение иностранного языка неотделимо от познания культуры. Считается, что через язык происходит знакомство с особенностями менталитета, культурными концепциями и другими культурно-специфическими явлениями. Одна из конечных целей овладения иностранным языком – это сформированная языковая личность, готовая к межкультурной коммуникации без так называемых «культурных помех». В современной образовательной парадигме общепризнанным считается то, что при изучении иностранных языков следует уделять внимание культурному компоненту содержания образования. В частности, знакомству школьников с традициями, этикетными и поведенческими нормами, принятыми в культуре изучаемого языка, а также анализу тех ситуаций, когда в случае межкультурного общения возникает, например, ошибочное восприятие интенции, или неверное декодирование информации.

В связи с этим считается целесообразным использовать на уроках иностранного языка такую систему походов [11, с. 171], которая позволит учитывать как культуроведческий аспект содержания иноязычного образования, так и социокультурные особенности носителей изучаемого языка. В частности, одним из таких выступает социокультурный подход, который рассматривает взаимовлияние культуры и общества, а также учит пониманию иной культуры как широкого спектра различных социальных явлений. В рамках данного подхода предполагается не только знакомство с фактами и особенностями иноязычной культуры, но и их сопоставление с родной культурой, а также понимание факта наличия иного лингвосоциума [12]. Основной принцип социокультурного подхода – понимание обучающимися языкового образа мира, отличного от их собственного, без стереотипизации, то есть упрощенной репрезентации определенной культуры, преувеличивающей моменты сходства и игнорирующей различия [6, с. 281]. Стоит отметить, что сопоставление фактов культур не является интерференцией – вмешательством факторов родной культуры в интерпретацию сведений о чужой [6, с. 275], а лишь помогает лучше понять своеобразие культуры страны изучаемого языка и ее лингвосоциума. Обучение иностранным языкам позволяет воспитывать у детей именно те ценности и личностные качества, которые нужны современному человеку для продолжения образования и успешной адаптации в обществе [4], в частности, толерантное отношение как к собственной культуре, так и к культурам других народов.

Социокультурный подход является многокомпонентным феноменом. Однако основной целью нашей статьи является рассмотрение личностного аспекта данного подхода. В частности, нас не просто интересует усвоение обучающимися социальных и поведенческих норм и ценностей в рамках сопоставления родной и изучаемой культур. В нашей работе мы уделяем большое внимание особой категории детей – подросткам с проявлениями гиперактивности. Именно в подростковом возрасте симптоматика гиперактивности наблюдается особенно ярко в силу «гормонального всплеска», так называемого пубертатного периода, который характеризуется, в частности, большой эмоциональной нестабильностью. Гиперактивным подросткам сложно развивать и применять социальные навыки, из-за чего они нередко выделяются в обществе и, как следствие, испытывают сложности с коммуникацией и взаимодействием с социумом. Для них характерны такие поведенческие проявления как быстрая смена настроения, импульсивность, чрезмерная разговорчивость, частое необоснованное перебивание других и вмешательство в разговоры. Кроме того, присутствует определенная психомоторная симптоматика – такие дети могут «ерзать» на одном месте и трясти ногой, а общее состояние, зачастую, определяется как нервозное из-за постоянного желания активной деятельности. По всем вышеупомянутым причинам такие дети могут восприниматься другими как беспокойные, с которыми трудно контактировать [13]. Мы считаем, что применение именно социокультурного подхода в обучении данной категории детей иностранным языкам необходимо с той точки зрения, что вместе с овладением иноязычной коммуникацией происходит освоение норм и навыков социального поведения – ключевых для социализации таких детей. 

В общем и целом, личность в социокультурном подходе рассматривается связанной с обществом как системой отношений и культурой как совокупностью ценностей и норм [7]. На уроках иностранного языка происходит развитие личности учащегося как культурно-исторического субъекта и носителя социокультурных характеристик [11, с. 174]. С одной стороны, за счет анализа языковой среды обучения и социокультурных особенностей носителей языка мы помогаем обучающимся узнать о нормах поведения, принятых как в другой, так и в родной культурах, развиваем в них навыки сопоставления, а вместе с тем и интерес к обеим культурам в целом [15]. Параллельно с усвоением социальных норм другой культуры происходит их освоение в рамках родной культуры на эмоционально-оценочном уровне [10]. С другой стороны, социокультурный подход неразрывно связан с коммуникативно-ориентированным обучением, при котором социализирующий фактор урока иностранного языка также приобретает огромное значение. Таким образом, в условиях языкового образования происходит лингвокультурологическое насыщение учебно-коммуникативного взаимодействия, что помогает обучающимся более глубоко познавать культуру страны изучаемого языка и развивать иноязычную коммуникативную компетенцию [11]. Именно через сравнение культурных норм происходит более эффективное усвоение иноязычной культуры, осознание социальных особенностей собственной, а вместе с тем и дальнейшая социализация обучающегося.

Каким образом следует организовать обучение иностранному языку в рамках социокультурного подхода, если одной из целей такого обучения является помощь гиперактивным подросткам в социализации? Одним из методических принципов данного подхода является использование на уроках системы проблемных социокультурных заданий, нацеленных как на раскрытие творческого потенциала обучающихся, так и на познание культуры носителей изучаемого языка [3]. На наш взгляд, детям с проявлениями гиперактивности такой тип заданий может помочь как в развитии творческих способностей, так и в осознании себя значимой частью коллектива, чья индивидуальность признается и ценится другими его членами. Выполнение творческих заданий в парах или в группах помогает в познании социальных аспектов, культурных особенностей взаимодействия и специфики взаимоотношений между людьми.

Однако следует признать, что в силу своих поведенческих особенностей дети с гиперактивными проявлениями не могут выполнять некоторые виды упражнений. Часть из них может быть просто неинтересной, часть – трудновыполнимой для них в силу их неусидчивости. Другие, связанные с активным общением и социализацией, могут вызвать трудности по причинам, упомянутым нами выше. По нашему мнению, данной категории детей необходима особая учебная система, которая будет учитывать их психологическую и когнитивную специфику. В частности, одной из таких учебных систем выступает система вмешательств и поддержания желаемого поведения (positive behavioral intervention and support) [2]. Она является, скорее, рамочной структурой, которая включает определенную совокупность мер, позволяющих повысить успеваемость и преодолеть поведенческие проблемы у детей с особенностями, в частности, гиперактивных. Данная система предполагает максимальный учет специфики обучающихся с трудным поведением и адаптацию условий обучения как один из путей к решению этой проблемы. Например, существует мнение, что у многих гиперактивных детей хорошо развито творческое мышление [16] – большинство таких детей создают уникальные тексты, рисунки, прекрасно танцуют и поют. В связи с этим, как упоминалось ранее, целесообразно давать им на занятиях некий «простор для творчества». Мы полагаем, что проектные работы, наряду с другими заданиями, направленными на развитие креативного мышления, при соответствующей подготовке и бережной помощи учителя могут дать свои результаты. Изучение иноязычного фольклора, театральная постановка или сочинение собственной сказки, знакомство с традициями изучаемой культуры и изготовление открытки на праздник принесут радость такому ребенку и приблизят его к освоению некоторых социальных норм. Таким образом, обучение иностранному языку, построенное по технологии «эдьютеймент», то есть в игровом формате, потенциально сможет помочь обучающимся с проявлениями гиперактивности в эффективном усвоении иностранного языка, а также в социализации в рамках родной культуры.

Мы предполагаем, что в обучении интересующей нас категории детей огромную роль играет организация учителем взаимодействия обучающихся на уроке. Коллективные формы работы – парное, групповое выполнение заданий приводит гиперактивных детей к осознанию своей ответственности за достижение общей цели и, как следствие, своей уникальной роли в сообществе сверстников. На наш взгляд, вовлечение таких детей в диалоги, полилоги, а также дискуссии может сыграть положительную роль. Однако представляется, что в парную и групповую работу таких детей следует вводить исключительно поэтапно, начиная с небольших диалогов и создавая ситуацию успеха, которая поможет такому ребенку увидеть значимый результат своей деятельности и вызовет положительные эмоции. Далее можно подключать гиперактивных детей к ролевым играм, организация которых возможна в рамках тематического содержания. Ролевые игры могут стать действенным способом изучения этикетных норм, в частности, повседневных. Овладение ими возможно через построение диалогов в контексте актуальных жизненных ситуаций – как сходить в магазин, как узнать дорогу и так далее. Такой формат обеспечит введение определенной игровой формы в учебный процесс, поможет развить мотивацию у обучающихся с проявлениями гиперактивности, а также стать некой базой для формирования определенных социальных навыков, которые так важны данной категории детей. Основным инструментом обучения иностранному языку в рамках социокультурного подхода является работа с текстом. Однако детям с проявлениями гиперактивности может быть сложно усваивать информацию в словесной форме, например, читать художественный или страноведческий текст из учебника. Поэтому заменить его могут стихи, письма, аудиотексты с носителями языка или даже песни. Кроме того, в качестве работы с текстом может выступить, например, просмотр видеофрагмента, что обеспечит не только большее погружение в иноязычную культуру посредством аутентичности, но и лучшее восприятие гиперактивными детьми за счет наглядности и интерактивности [8]. На уроках погружение в языковую среду с помощью аутентичных аудио и видеозаписей, диалогов и полилогов позволит повысить их мотивацию к овладению иностранным языком, а также обеспечит частую сменяемость заданий и переключение внимания с одного вида деятельности на другой.

В обучении детей с гиперактивными проявлениями огромную роль играет сама личность учителя, его политкорректность [1], способность бережно подходить к общению и работе с особенными (гиперактивными) детьми. Работать педагогу с такими детьми довольно непросто – ему необходимо принимать во внимание то, что они неусидчивы и потенциально могут «срывать» уроки. Учитель должен быть не только профессионалом своего дела, но и «тонким психологом», способным проявить терпение, учесть эти и другие особенности для планирования индивидуальных и групповых заданий, а также проанализировать возможности последующей интеграции таких детей в учебный процесс.

На наш взгляд, применение социокультурного подхода в обучении иностранному языку гиперактивных детей безусловно важно, поскольку данный подход предполагает, с одной стороны, погружение в культуру страны изучаемого языка, что при правильной организации обучения может стать мотивирующим фактором, с другой – этот подход предполагает учет специфики психических реакций, а также особенностей взаимодействия между людьми [9]. В рамках дисциплины «Иностранный язык» необходимо формировать у учащихся не только навыки общения на изучаемом языке, но и приобщать их к системе социальных связей, а также развивать понимание ими социальных отношений, к чему современный учитель должен быть подготовлен [14] Такой подход поможет выработать у учащихся с проявлениями гиперактивности навыки адаптации в существующей социальной среде, лучшего понимания социальных норм и, в целом, культуры, усвоение которой также происходит через общение.

Литература:

  1. Афанасьева О.В., Баранова К.М. Корректность и политкорректность речи учителя на уроках английского языка // Педагогический дискурс: качество речи учи­теля: мат-лы II Всерос. конф. (Москва, 27-29 мая 2020 ). М.: Языки Народов Мира, 2020. С. 17-22.
  2. Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. М.: Оперант, 2015. 480 с.
  3. Дареева О.А. Система проблемных социокультурных задач для формирования социокультурной компетенции // Вестник Бурятского государственного университета. 2007. №10. С. 162-167.
  4. Идилова И.С. Подготовка выпускников классов с углубленным изучением английского языка к адаптации на языковых факультетах ВУЗов // Иностранные языки в школе. 2008. №5. С. 53-57.
  5. Инклюзивное иноязычное образование сегодня: проблемы и решения: Сборник статей по итогам IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2018. 96 с.
  6. Леонтович О.А. Россия и США. Введение в межкультурную коммуникацию. Волгоград: Перемена, 2003. 399 с.
  7. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. СПб.: Искусство-СПб, 2000. 704 с.
  8. Морозова О.А. Способы формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка в основной школе // Актуальные исследования. 2020. №18(21). С. 90-92.
  9. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002. 832 с.
  10. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М.: Академический проект, 2020. 988 с.
  11. Старинина О.В. Культуросообразные подходы в обучении иностранному языку // VII Международная научно-практическая конференция «Научные междисциплинарные исследования» (28 ноября 2020 г.). Ставрополь: СКФУ, 2020. С. 170-179.
  12. Тарева Е.Г. Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку // Язык и культура. 2017. №40. С. 302-320.
  13. Файзуллина А.Г. Особенности обучения детей дошкольного и школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. №4. С. 125-128.
  14. Черкашина Е.И. Современные тенденции профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. №5(120). С. 58-64.
  15. Чупрына О.Г. Язык. Культура. Текст: учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Лингвистика». М.: ООО «ФЛИНТА», 2020. 104 с.
  16. Borkowska A.R. The dynamics of attentional and inhibitory functions in the presence of distracting stimuli in children with attention-deficit/hyperactivity disorder, high-functioning autism and oppositional defiant disorder // Psychiatr Psychol Klin. 2016. Vol. 16(2). Page: 68-80.

Sociocultural approach in teaching foreign languages to children with ADHD symptoms

Khrapko D.V.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Idilova Irina Sergeevna,
Associate Professor of the Department of English Philology, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Annotation. The paper reviews the features of the organization of teaching of the organization of teaching foreign languages applying a sociocultural approach, considers the possibilities of using this approach in working with children with attention deficit hyperactivity disorder providing a brief description of the possible ways and methods of teaching.
Keywords: sociocultural approach, personality, attention deficit hyperactivity disorder, social norm, culture.

Literature:

  1. Afanasyeva O.V., Baranova K.M. Correctness and political correctness of the teacher’s speech in English lessons // Pedagogical discourse: the quality of the teacher’s speech: materials of the II All-Russian Conference. Moscow City Pedagogical University. May 27-29, 2020. Moscow: Russia. Page: 17-22.
  2. Vargas, J. Behavior Analysis for Effective Teaching. Moscow: Orepant, 2015. 480 pages.
  3. Dareeva O.A. The system of socio-cultural tasks for developing socio-cultural competence // The Buryat State University Bulletin. 2007. Vol. 10. Page: 162-167.
  4. Idilova I.S. Preparation of the high school graduates with the advanced learning for the adaptation in the linguistics courses // Foreign Languages at School. 2008. №5. Page: 53-57.
  5. Inclusive Foreign Language Education Today: Challenges and Solutions. Collection of articles on the results of the IV correspondence scientific and practical conference. Moscow: 2018. 96 pages.
  6. Leontovich O.A. Russia and USA. Introduction to Intercultural Communication. Volgograd: Peremena: 2003. 399 pages.
  7. Lotman J.M. Culture and Explosion. Saint-Petersburg: Iskusstvo SPb, 2000. 704 pages.
  8. Morozova O.A. The ways of forming sociocultural competence in English lessons at basic school // APNI. 2020. Vol. 18(22). Page: 90-92.
  9. Parsons T. The social system. Moscow: Akademicheskiy Proyekt, 2002. 832 pages.
  10. Sorokin P.A. Social and cultural dynamics. Moscow: Akademicheskiy Proyekt, 2020. 988 pages.
  11. Starinina O.V. Cultural approaches in teaching a foreign language // International scientific and practical conference «Scientific interdisciplinary research» (28 November 2020). Stavropol: NCFU, 2020. Page: 170-179.
  12. Tareva E.G. The system of culture-based approaches to foreign language teaching // Language and Culture. 2017. Vol. 40. Page: 302-320.
  13. Fayzullina A.G. Special aspects of education of preschool and school-age children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) // Azimut of scientific research: pedagogy and psychology. 2014. Vol. 4. Page: 125-128.
  14. Cherkashina E.I. Modern tendencies in foreign languages teachers training // TSPU Bulletin. 2012. Vol. 5(120). Page: 58-64.
  15. Chupryna O.G. Language. Culture // A textbook for master's students studying in the direction of «Linguistics». Moscow: Frinta, 2020. 104 pages.
  16. Borkowska A.R. The dynamics of attentional and inhibitory functions in the presence of distracting stimuli in children with attention-deficit/hyperactivity disorder, high-functioning autism and oppositional defiant disorder // Psychiatr Psychol Klin. 2016. Vol. 16(2). Page: 68-80.