Аннотация. В статье рассматриваются требования действующих нормативных образовательных документов по предмету «Иностранный язык» к фонетической стороне речи и методические рекомендации Федерального института педагогических измерений, составленные на основе результатов ЕГЭ по английскому языку 2022 года. Определяется лингвометодический потенциал зарубежных учебно-методических комплексов «Gateway B2», «Gateway B2+» и «English File. Upper Intermediate» с точки зрения совершенствования ритмико-интонационных навыков.

Ключевые слова: Учебно-методический комплекс по английскому языку, просодия, ритмико-интонационные навыки, просодико-интонационные отклонения, ЕГЭ по английскому языку.

В условиях требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) [11] и Федерального института педагогических измерений к уровню сформированности иноязычной коммуникативной компетенции (далее – ИКК) у выпускников, сдающих ЕГЭ по английскому языку, возрастает потребность не только в высокой степени методической подготовки преподавателей английского языка, но и в определенной структуре учебно-методических комплексов (далее – УМК), направленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. Фонетические навыки, входящие в состав языковой компетенции, занимают особое место в обучении иностранному языку, поскольку их формирование направлено не только на коррекцию иноязычного произношения, но и на составление более прочной основы владения лексикой, грамматикой, графикой английского языка и всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письменной речью), что определяет необходимость фонетических упражнений в содержании современных УМК. Кроме того, фонетико-фонологический компонент обучения позволяет не только обеспечить качественную фонацию, но и улучшить понимание иноязычной речи в процессе межкультурного взаимодействия [10, с. 311]. В обучении фонетической стороне речи навыки принято классифицировать на слухо-произносительные, связанные с восприятием звукового образца и его адекватным воспроизведением в соответствии с нормами изучаемого языка [1], и ритмико-интонационные, сконцентрированные на «верном восприятии на слух, дифференциации, соотнесении со значением и воспроизведении особенностей ударения, ритма, интонационной структуры, темпа, тембра и расстановки пауз» [7, с. 274]. Последние представляются более сложными в обучении, поскольку просодия рассматривается как одна из «фундаментальных трудностей, с которыми сталкиваются изучающие английский язык» [12, с. 52].

Формирование фонетических навыков главным образом регламентируется действующим ФГОС, на основе которого разрабатываются Примерные основные образовательные программы (далее – ПООП) по разным предметам, в том числе по предмету «Иностранный язык». На базовом уровне изучения иностранного языка учащемуся важно «владеть слухо-произносительными навыками в рамках тем, включенных в раздел «Предметное содержание речи» и «владеть навыками ритмико-интонационного оформления речи в зависимости от коммуникативной ситуации» [9], в то время как на углубленном уровне основным требованием является способность «четко и естественно произносить слова английского языка, в том числе применительно к новому языковому материалу» без ярко выраженного акцента [9]. В дополнение отмечается, что на углубленном уровне выпускник получит возможность научиться «передавать смысловые нюансы высказывания с помощью соответствующей интонации и логического ударения [9]. Данные требования конкретизируются в перечне фонетических средств, обязательных к овладению в рамках ЕГЭ по английскому языку и оцениваемых в процессе выполнения заданий 1-4 устной части экзамена.

Методические рекомендации, составленные на основе анализа результатов участников ЕГЭ прошлых лет, позволяют утверждать, что несмотря на положительные тенденции в области произношения односложных слов, «все еще требуется целенаправленная работа над интонацией» [8, с. 27], что может быть в какой-то степени обусловлено различными интонационными системами русского и английского языков и низкой степенью сформированности ритмико-интонационных навыков у учащихся на английском языке. На интерферирующее влияние в просодическом оформлении высказываний указывают и типичные ошибки участников ЕГЭ, среди которых наиболее частотными являются неправильная постановка ударения в многосложных словах и словах, состоящих из двух корней, неправильная постановка фразового ударения, неверное деление предложений на синтагмы и их дальнейшее интонационное оформление [6, с. 26]. Существующие просодико-интонационные отклонения у учащихся подчеркивают важность систематической и целенаправленной работы по совершенствованию ритмико-интонационных навыков на старшем этапе обучения для сознательного усвоения просодической системы английского языка и, как следствие, грамотного оформления высказываний в рамках предложенных на ЕГЭ заданий. Обучение ритмомелодике необходимо, поскольку она «участвует в оформлении всех остальных уровней языка и речи, функционируя и используя для этого свои компоненты» [5, с. 65]. В связи с этим представляется важным провести анализ УМК 10-11 классов на предмет наличия материала, направленного на совершенствование ритмико-интонационных навыков, и учебника как его ключевого компонента, поскольку именно учебник является эффективным инструментом образовательного процесса [16, с. 246], «наиболее значимой составляющей учебных материалов, используемых в учебно-воспитательном процессе» [4, с. 117], и предлагает стратегию работы с учебным материалом и последовательность его изучения.

Наиболее популярными УМК, используемыми учителями в школах с углубленным изучением английского языка, являются УМК «Starlight 10» и «Starlight 11», соответствующие требованиям ФГОС СОО и составляющие актуальный на 2022-2023 год федеральный перечень учебников, утверждаемый Министерством просвещения РФ. Содержательный анализ учебников 10 и 11 классов позволяет выявить дефицит упражнений, связанных с просодической системой английского языка: единственным компонентом обучения фонетике является расположенный в конце учебника Appendix, направленный на отработку элементов сегментной фонетики, а именно на произношение глаголов третьего лица единственного числа и правильных глаголов в прошедшем времени. В этом случае для работы над ритмом, ударением и интонацией средствами обучения могут выступить аудиозаписи текстов для чтения диалогов, моделирующих нормативное произношение (Received Pronunciation).

Принимая во внимание отсутствие ритмико-интонационных упражнений в отечественных УМК, представляется возможным обратиться к зарубежным комплексам для выявления методического потенциала фонетических упражнений, которые могут способствовать уменьшению интерферирующего влияния родного языка на производство речи на иностранном языке.

Для сравнения были взяты ориентированные на обучение 10 и 11 классов УМК «Gateway B2» и «Gateway B2+» под авторством Д. Спенсера, выпускаемые издательством Macmillan и широко используемые в старших классах в школах с углубленным изучением английского языка в качестве дополнительного материала к основному УМК. Несмотря на то, что в УМК «Gateway B2+» (адресован учащимся 11 класса) не представляется возможным выделить упражнения, направленные на совершенствование ритмико-интонационных навыков, в УМК «Gateway B2» (адресован учащимся 10 класса) на основе проведенного анализа могут быть условно определены 2 группы упражнений, целью которых является обучение просодии английского языка. Первая группа упражнений отражает особенности постановки ударения в многосложных словах (например, allergic, prescription) и словах, состоящих из двух корней (например, soundtrack, marketplace). Кроме того, в эту группу также целесообразно отнести упражнения, связанные с применением на практике правила отсутствия ударения на служебных словах и главным образом представленные в УМК в разделе по обучению диалогической речи. Вторую группу составляют упражнения, акцентирующие внимание учащихся на интонационном оформлении различных коммуникативных типов предложений – при их выполнении от учащихся ожидается не просто имитация речевых образцов, а понимание того, какое эмоциональное отношение передает используемый восходящий или нисходящий тон, что позволяет осознать роль модальности в процессе межкультурного общения. Одним из предложений, взятых для указанных упражнений, может стать разделительный вопрос (например, Everybody likes football, dont they?), где использование восходящего или нисходящего тона является индикатором степени уверенности говорящего в ожидаемом ответе на поставленный вопрос. Таким образом, в то время как УМК «Gateway B2+» не реализует в полной мере требования ФГОС с точки зрения обучения фонетической стороне речи, УМК «Gateway B2» может быть охарактеризован как комплекс, содержащий оптимальное количество упражнений, способствующих более прочному усвоению просодического материала и увеличивающих гибкость совершенствуемых ритмико-интонационных навыков.

Другим зарубежным УМК, обладающим весьма значительным методическим потенциалом в области просодии, является УМК «English File. Upper Intermediate» авторов C. Oxenden, K. Chomaki и Chr. Latham-Koenig. В дополнение к упражнениям на отработку постановки ударения в многосложных словах, в учебнике представлены задания, связанные с дифференцирующей функцией ударения в лексических единицах, относящихся к разным частям речи (например, `exportex`port). Интонационные навыки в рассматриваемом УМК совершенствуются в тесной связи с ритмическими в различных фонетических контекстах, где интонационные контуры определяются в большей степени коммуникативным типом предложения, а ритмическая организация высказывания выстраивается за счет редукции служебных частей речи (например, Do you want me to phone and make an excuse?). Особого внимания заслуживают упражнения, способствующие обучению правильному делению предложения на смысловые части (синтагмы) и соответствующей расстановке пауз в тексте. Их выполнение обеспечивает большую гибкость и прочность совершенствуемых ритмико-интонационных навыков.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что использование фонетических упражнений из зарубежных УМК на уроках английского языка в 10-11 классах не только может потенциально повысить эффективность подготовки выпускников к ЕГЭ по английскому языку, но и снизить риск возникновения просодико-интонационных отклонений, препятствующих процессу межкультурного общения.

Литература:

  1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с. (дата обращения: 10.12.2021).
  2. Английский язык. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. орг.: углубл. уровень / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова [и др.]. 10-е изд. стер. М.: Express Publishing: Просвещение, 2011. 200 с.
  3. Английский язык. 10 кл.: учеб. для общеобразоват. орг.: углублен. уровень / К.М. Баранова, Дж. Дули, В.В. Копылова [и др.]. 3-е изд. М.: Express Publishing : Просвещение, 2012. 200 c.
  4. Биболетова М.З. Роль учебно-методического комплекта по иностранному языку в моделировании современной информационно-образовательной среды / М.З. Бибиолетова, Н.Н. Трубанева // Ценности и смыслы. 2018. №5. С. 111-127.
  5. Бурнакова К.Н. Ритмомелодическое оформление иноязычной речи: содержательный аспект / К.Н. Бурнакова, Т.Н. Боргоякова // Казанская наука. 2018. №9. С. 64-67.
  6. Вербицкая М.В. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ 2022 года. Английский язык. Раздел «Говорение» / М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян // М..: ФИПИ, 2023. 105 с. (дата обращения: 10.05.2023).
  7. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. 6-е 72 изд. М.: Академия, 2009. 336 с.
  8. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года / сост.: М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян, А.Е. Бажанов [и др.]. М.: ФИПИ, 2022. 104 с. (дата обращения: 10.05.2023).
  9. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (28 июня 2016). (дата обращения: 18.02.2023).
  10. Тарева Е.Г. Подходы к изучению проблемы формирования фонологической компетенции в языковом вузе / Е.Г. Тарева, О.А. Малых // Язык и социальная динамика. 2013. №1311. С. 310-312.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.). (дата обращения: 10.05.2023).
  12. Ivanova Yu.E. The role of prosody in expressing culture-specific speech behaviour of language teachers in English / Yu.E. Ivanova, E.I. Mikhaleva // Training, Language and Culture. Vol. 6. №1. Page: 49-59. (дата обращения: 13.05.2023).
  13. Latham-Koenig, Chr. New English File Upper–Intermediate: Student`s Book / Chr. Latham-Koenig, Cl. Oxeden, K. Chomacki. Oxford: Oxford University Press, 2020. 168 pages.
  14. Spencer, D. Gateway B2. 2nd Edition: Student’s Book / D. Spencer. London: Macmillan Publishers, 2016. 160 pages.
  15. Spencer, D. Gateway B2+. 2nd Edition: Student’s Book / D. Spencer, G. Holley. London: Macmillan Publishers, 2016. 168 pages.
  16. Tareva E.G. Intercultural content of a foreign language textbooks: Concept, texts, practices / E.G. Tareva, A.V. Schepilova, B.V. Tarev // XLinguae. 2017. Vol. 10, №3. Page: 246-255.

Potential of rhythm and intonation exercises for overcoming interference at secondary school

Bogdanov A.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mikhaleva Elena Igorevna,
Associate Professor of the Department of Teaching English and Business Communication of the Institute of Foreign Languages, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor.

Annotation. The article examines the requirements of the current regulatory educational documents on the subject «Foreign Language» regarding the phonetic side of speech and methodological recommendations of the Federal Institute of Pedagogical Measurements, compiled on the basis of the results of the Russian National Exam in English in 2022. The linguistic and methodological potential of the foreign educational and methodical packages «Gateway B2», «Gateway B2+» and «English File. Upper Intermediate» is determined from the point of view of improving rhythmic and intonation skills.
Keywords: English educational and methodological packages, prosody, rhythm and intonation skills, prosodic-intonation deviations, RNE in English.

Literature:

  1. Azimov E.G. New Dictionary of Methodological Terms and Concepts (Theory and Practice of Language Teaching) / E.G. Asimov, A.N. Shchukin. Moscow: ICARUS Publishing House, 2009. 448 pages. (date of the address: 10.12.2021).
  2. Grade 11: Stud. Book for General Education. Org.: Proficient Level / K.M. Baranova, D. Dooley, V.V. Kopylova [et al.]. 10th ed. Moscow: Express Publishing: Enlightenment, 2011. 200 pages.
  3. Grade 10: Stud. Book for General Education. Org.: Proficient Level / K.M. Baranova, J. Dooley, V.V. Kopylova [et al.]. 3rd ed. Moscow: Express Publishing: Enlightenment, 2012. 200 pages.
  4. Biboletova M.Z. The Role of the Educational and Methodological Kit in a Foreign Language in Modeling the Modern Information and Educational Environment / M.Z. Bibioletova, N.N. Trubaneva // Values and Meanings. 2018. №5 Page: 111-127.
  5. Burnakova K.N. Rhythmomelodic Design of Foreign Language Speech: Meaningful Aspect / K.N. Burnakova, T.N. Borgoyakova // Kazan Science. 2018. №9 Page: 64-67.
  6. Verbitskaya M.V. Methodological Materials for the Chairmen and Members of the Subject Commissions of the Subjects of the Russian Federation to Check the Assessment of Tasks with an Open Answer of Examination Papers in 2022. English language. Section «Speaking» / M.V. Verbitskaya, K.S. Makhmuryan // Moscow: FIPI, 2023. 105 pages. (date of the address: 10.05.2023).
  7. Galskova N.D. Theory of Teaching Foreign Languages. Linguodidactics and Methodology: Stud. Manual / N.D. Galskova, N.I. Gez. 6th 72nd ed. Moscow: Academy, 2009. 336 pages.
  8. Methodological Recommendations for Teachers Prepared on the Basis of the Analysis of Typical Mistakes of the Participants of the Unified State Exam in 2022 / Authors: M.V. Verbitskaya, K.S. Makhmuryan, A.E. Bazhanov [et al.]. Moscow: FIPI, 2022. 104 pages. (date of the address: 10.05.2023).
  9. Approximate Basic Educational Program of Secondary General Education (June 28, 2016) (date of the address: 18.02.2023).
  10. Tareva E.G. Approaches to the Study of the Problem of Phonological Competence Formation in a Language University / E.G. Tareva, O.A. Malykh // Language and social dynamics. 2013. №13-1. Page: 310-312.
  11. Federal State Educational Standard of Secondary General Education: Approved by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation №413 dated May 17, 2012 (with Amendments and Additions Dated December 29, 2014, December 31, 2015, June 29, 2017, September 24, December 11, 2020, August 12, 2022). (date of the address: 10.05.2023).
  12. Ivanova Yu.E. The role of prosody in expressing culture-specific speech behaviour of language teachers in English / Yu.E. Ivanova, E.I. Mikhaleva // Training, Language and Culture. 2022. Vol. 6. №1. Page: 49-59. date of the address: 13.05.2023).
  13. Latham-Koenig, Chr. New English File Upper–Intermediate: Student`s Book / Chr. Latham-Koenig, Cl. Oxeden, K. Chomacki. Oxford: Oxford University Press, 2020. 168 pages.
  14. Spencer, D. Gateway B2. 2nd Edition: Student’s Book / D. Spencer. London: Macmillan Publishers, 2016. 160 pages.
  15. Spencer, D. Gateway B2+. 2nd Edition: Student’s Book / D. Spencer, G. Holley. London: Macmillan Publishers, 2016. 168 pages.
  16. Tareva E.G. Intercultural content of a foreign language textbooks: Concept, texts, practices / E.G. Tareva, A.V. Schepilova, B.V. Tarev // XLinguae. 2017. Vol. 10, №3. Page: 246-255.