Аннотация. Автор статьи анализирует рассказ Людмилы Петрушевской «Новые Робинзоны (Хроника конца ХХ века)» с помощью методов интегральной герменевтики с опорой на принципы художественной соционики. Такой подход анализа персонажной системы рассказа доказывает, что соционика может стать эффективной методологией для литературоведческого исследования субъектной организации художественного текста и различных контекстов, через которые и в которых раскрываются ключевые социокультурные проблемы в целом. Актуальность представленного эксперимента в том, что литературовед может задать многомерные перспективы изучения произведения и обеспечить комплексный и холистический анализ художественной модели мира как непосредственного отражения сознания.

Ключевые слова: художественная соционика, интегральная герменевтика, социотип, Людмила Петрушевская, Робинзон, ТИМ «Хранитель».

Разработанное Аушрой Аугустинавичюте [1]; [2] новое направление в исследовании психической совместимости экзистенциальных и социальных составляющих определенных типов людей получило название соционики. Наиболее полно теория соционики представлена в работах А.В. Букалова, В.В. Гуленко, В.А. Кирова и др.

Классическая соционика определяется как наука, изучающая информационно-энергетическую взаимосвязь психики индивида и (или групп) индивидов с окружающей средой. Она выявляет специфику социальных систем и социальных организаций, информационную психологию общения.

Художественная соционика может быть представлена как интегральное научное направление (в системе классической соционики и литературоведения). Оно основано на анализе художественного текста с применением теории соционических типов. В ряде исследований соционика причислена к псевдонауке, так как вопрос существования типов личности современная социология считает крайне спорным (см. труды В.Н. Сокольчик [9], Л.А. Салпагаровой [7]). Однако с точки зрения философских и психологических констант соционическая типология рассматривается наравне с другими типологиями личности. По мнению ряда ученых, соционическая типология согласуется с юнгианской и вытекает из нее, в отличие от концепций, отклонившихся от типологии Юнга в силу тех или иных несовпадений. Наиболее концептуально теоретическое обоснование состоятельности соционики представлено в работах Л.Д. Столяренко [11], А.П. Казакова [5] (и еще в ряде трудов, указанных на сайте: https://www.socioniko.net/ru/books/literature-socion.html).

Современный интерес к художественной соционике обусловлен возможностями анализа персонажной системы произведения, которая строится на характеристиках соционических категорий: «социотип», «ТИМ» (тип информационного метаболизма) и «ТЭМ» (тип энергетического метаболизма).

Обращение к соционической аналитике актуализировано такими междисциплинарными векторами науки, как социология литературы и интегральное литературоведение. Соционики систематизируют внутринаучный категориальный аппарат, разграничивая понятия «социотип» (одна из базовых устойчивых структур психики), «ТИМ» (свойство психики, связанное с обменом информации) и «ТЭМ» (свойство психики, связанное с обменом энергии). ТИМ и ТЭМ определяются как способы проявления социотипа, динамические процессы и закономерности в них [10].

Художественная соционика способствует адаптации социологической проблематики при анализе литературного текста, выполняя функцию аналитического инструментария в исследованиях того или иного типа литературного героя.

Так, соционика позволяет определить характер рецептивной фрактальной типизации (создание типа «нового героя» через тип «классического героя». В нашем случае – «новые Робинзоны» Л. Петрушевской анализируется через соотнесение с интертипным претекстом «Робинзон» Даниэля Дэфо). В художественной соционике условно ряд социотипов можно обозначить как паттерны. Так, исследователь Э.Ф. Шафранская выделяет, например, «врунов» и «фантазеров» как паттерн локальных текстов ХХ в.: «Этот паттерн – реальные и одновременно легендарные личности, странные люди, городские сумасшедшие» [12, с. 22].

Классическая соционика моделирует систему из шестнадцати человеческих типов, взаимосвязанных личностными и социальными интертипными отношениями. Благодаря этому удалось глубже понять возможности людей и принципы их психологической совместимости. Один из центральных и концептуальных терминов соционики «типный» носит междисциплинарный характер, предполагая потенциальное использование наработок соционики не только в социологии, но и в психологии, культурологии, литературоведении. Это дает возможность применить определенные соционические закономерности в анализе проблем «внутреннего человека» и «социального человека» применительно к художественным образам в литературе, обладающей в определенной степени свойством метафорической типизации героев на основе их социально-личностных характеристик.

Понятие «художественная соционика» пока не имеет четкой дефиниции, а сам принцип соотнесения литературных типов и типов литературных героев недостаточно прояснен в системе анализа художественного текста. Проводимое нами исследование лежит в плоскости экспериментальных разработок. Понятие социотипа, соотносимого с типами информационного метаболизма (ТИМ), является одним из ключевых в соционике и может быть применимо при характеристике любого героя художественного текста вне зависимости от его типичности или нетипичности.

Важно помнить, что понятие социотипа употребляется в двух разных значениях – узком, как врожденная и неизменная структура, и широком, как вся соционическая подструктура психики. Тип информационного метаболизма (ТИМ) особенно важен, если мы стремимся изучить взаимодействие людей и социальных систем, поскольку само взаимодействие происходит именно путем информационного обмена. А. Аугустинавичюте пишет, что «основы соционики – науки о совместимости людей. Впервые были найдены законы, управляющие построением и развитием человеческих отношений, объяснена природа эротических чувств. Стремление человека к общению с другими людьми вызывается его двойственной – дуальной – природой, необходимостью найти своего дополняющего (свое «второе Я») – человека, наиболее совместимого в жизни (семья, работа, отдых) и психологически защищающего его слабые места» [2, с. 2], в том числе это важно продемонстрировать и в системе анализа объектно-субъектных структур художественного текста.

Читая художественную литературу, мы не раз сталкиваемся с тем, что писатели иногда довольно точно воспроизводят в своих персонажах черты того или иного ТИМа. Кроме того, именно в системе современной литературы использование соционических положений интертипности может стать исследовательской основой для систематизации категорий «тип», «характер», «образ», поскольку интертекстуальность современных текстов структурирует в личностно-психические и социальные поля героев большое количество интертипных констант из других произведений. Поведение литературных героев прекрасно вписывается в теорию «интертипных отношений». Например, большинство внутренних конфликтов «Я – Эго», обозначенных категориями двойничество, двоемирие, бинарность, амбивалентность, вполне могут быть объяснены с точки зрения соционической дуальной природы интертипности. Кроме того, все соционики, признавая типную природу человека, выделяют общий набор признаков для их описания в коммуникативном пространстве, но дифференцируют аксиоматические принципы их идентификации [4, с. 11].

В исследованиях, связанных с проблемами художественной соционики, важно выстроить методологическую стратегию. На наш взгляд, среди многих современных методов с элементами междисциплинарной аналитики наиболее актуальной является схема интегральной методологии. В основе феномена интегральности лежит теория об эволюции сознания, которое проходит разные уровни развития. В основе бытия лежит сознание, которое задает векторы становления, формирования и актуализации новой парадигмы мировоззрения, культуры, социальных и государственных формаций. Художественная культура является коррелятом каждой из стадий. Писатель, создавая мир художественного произведения, шифрует в нем ценности предыдущего и/или будущего этапов развития (пророчествует).

Каждому уровню сознания соответствует определенный социотип. Это можно сравнить с художественными типами сознания, каждому из которых также соответствует определенный тип литературного героя: классицизму – тип «герой долга», сентиментализму – «герой чувств», реализму – типический герой в типических обстоятельствах (маленький человек, лишний человек, нигилист), романтизму – исключительный герой в исключительных обстоятельствах, модернизму – экзистенциальный тип личности и т.д. Эволюционные стадии художественного сознания с учетом их социотипных коррелятов определяют персонажную систему текста, а интертипные отношения – структуру внешнего или внутреннего конфликта. Принципы интегральной герменевтики Кена Уилбера могут стать основой для аналитики и интерпретации художественного типа на основе соционической аналитики того или иного социотипа/ТИМа в социокультурном контексте.

Следуя логике контекста Кена Уилбера, в рамках подобной интегральной герменевтики актуализируется четвертый холон больших контекстов – экономических, социальных, технических, культурных, институциональных, мировоззренческих, ценностных, религиозных. Без этих больших контекстов невозможно было бы создать какие-либо специфические смыслы в художественном произведении. Таким образом, интегральная теория интерпретации литературы представляет нам возможность произвести многомерный анализ разнообразных контекстов к анализируемым текстам современной литературы. Исследование современных художественных процессов развивается в научной парадигме междисциплинарности и метапредметности, в рамках которых можно решить «задачу актуализации нового видения истории и теории современного литературного процесса в контексте феномена “интегральное литературоведение”, вбирающего принципы комплексного междисциплинарного, полилингвального, транслингвального, поликультурного, метапредметного, трансмедийного исследования художественного текста» [3, с. 4].

Знания, добытые соционикой, позволяют конструировать и тиражировать коммуникативные ситуационные системы с наперед заданными свойствами (в нашем случае – художественные произведения, развивающие социокультурные и экзистенциальные проблемы). Соционическая экспертиза героев, позиционирующих «социокультурную и экзистенциальную ситуацию», описанную в художественном тексте на примере персонажных типов-образов, позволяет представить поведенческие стратегии. Выявление их типических характеристик и интертипных отношений/конфликтов впоследствии дает возможность метафорического наложения литературного героя с заданными «художественными» константами на реального современного социотипа (настоящий Чичиков, тот еще Хлестаков, Онегин новой формации, Бедный всадник, Медные люди, дядя Диккенс).

В современной соционике выделяют 16 социотипов: Искатель (Дон Кихот, интуитивно-логический экстраверт); Посредник (Дюма, сенсорно-этический интроверт); Энтузиаст (Гюго, этико-сенсорный экстраверт); Аналитик (Робеспьер, логико-интуитивный интроверт); Маршал (Жуков, сенсорно-логический экстраверт); Лирик (Есенин, интуитивно-этический интроверт); Наставник (Гамлет, этико-интуитивный экстраверт); Инспектор (Максим Горький, логико-сенсорный интроверт); Политик (Наполеон, сенсорно-этический экстраверт); Критик (Бальзак, интуитивно-логический интроверт); Предприниматель (Джек Лондон, логико-интуитивный экстраверт); Хранитель (Драйзер, этико-сенсорный интроверт); Советчик (Гексли, интуитивно-этический экстраверт); Мастер (Габен, сенсорно-логический интроверт); Администратор (Штирлиц, логико-сенсорный экстраверт); Гуманист (Достоевский, этико-интуитивный интроверт).

Достаточно интересно моделируется соционический тип «Хранитель» в рассказе Людмилы Петрушевской «Новые Робинзоны (Хроника конца ХХ века)».

Рассказ – некий антиутопический «постапокалипсис», который содержит в себе интертекстуальные отсылки к экзистенциальной психологии, философии, социологии. Петрушевская рисует модель мира после уже случившейся социальной катастрофы распада «семьи советских народов». Сюжет строится вокруг семьи, состоящей из мамы, папы и дочери, пытающихся выжить в этом разрушенном мире. Спасительным островком, своего рода Ноевым ковчегом, становится деревенская дача. На наш взгляд, Петрушевская в социотипах своих героев спроектировала соционический ТИМ Хранителя (Драйзер, этико-сенсорный интроверт). Не случайно возникает обобщающий оним «Робинзон», который по своим характеристикам соотносится с соционическими константами Хранителя.

Типизация образа Робинзона в художественной соционике может быть выстроена в дуалистической системе наложения ТИМа Хранитель и образа Робинзон из одноименного романа Даниэля Дефо (герой Робинзон есть претекст общелитературного типа «Робинзон»).

Роман Даниэля Дефо о моряке из Йорка, прожившем 28 лет на одном из островов около побережья Южной Америки, был впервые опубликован в 1719 г. Интересна история о реальном прототипе Робинзона: «Сюжет, скорее всего, основан на реальной истории Александра Селькирка, боцмана судна «Cinque Ports» («Сэнк Пор»), отличавшегося крайне неуживчивым характером. В 1704 году он был высажен по собственному требованию на необитаемый остров, снабжен оружием, продовольствием, семенами и инструментами. На этом острове Селькирк прожил до 1709 года. Книга Дефо о Робинзоне ценна не только примером выживания, но и примером силы духа человека. Наиболее популярный перевод на русский язык этой книги, который мы все знаем с детства, выполнен К. Чуковским в 1930-е годы. К сожалению, в некоторых важнейших местах роман был подвергнут цензуре и порой прямо противоречит оригиналу. Полностью вытравлена идея Бога, между тем как Робинзон Крузо – глубоко верующий христианин. И именно вера помогла Робинзону выжить на острове и обратить в нее своего Пятницу. В позднесоветское время вышел и другой перевод с английского М.А. Шишмарёвой, где эти недостатки были устранены» [8].

Диагностика типа личности героя романа Дефо позволяет соотнести Робинзона с социотипом Хранитель. Ему присущи многие добродетели (доброта, мужество, порядочность, нравственность). Его высокие морально-этические качества не позволили отказать в помощи тому же Пятнице. Он не может никому причинить зла, он умеет сохранять самообладание в сложной ситуации.

Робинзон Петрушевской – канонический пример Хранителя: принципиален и выдержан, хорошо чувствует недоброжелателей, делит людей на своих и чужих, поддерживает порядок и чистоту на своей территории, активно защищает от нападок себя и своих близких, практичен в повседневных делах, внешне стремится выглядеть уравновешенным и безэмоциональным. Но при этом есть принципиальное отличие – он социопат, стремящийся к исходу из общества, обладающий способностью к трезвой оценке ситуации, мистификации и не склонный подвергать жизнь опасности.

Петрушевская никак не фиксирует портрет, не моделирует внешность своих робинзонов. Особенности поведения – умение активно защищать себя и близких – также коррелируются с ТИМом Хранителя (Драйзер): «Мои папа с мамой решили быть самыми хитрыми и в начале всех дел удалились со мной и с грузом набранных продуктов в деревню, глухую и заброшенную, куда-то за речку Мору. Наш дом мы купили за небольшие деньги, и он стоял себе и стоял, мы туда ездили раз в году на конец июня, то есть на сбор земляники для моего здоровья, а затем приезжали в августе, когда по заброшенным садам можно уже было набрать яблок, терновки-сливки и одичавшей мелкой черной смородины, а в лесах была малина и росли грибы. Дом был куплен как бы на развал, мы жили и пользовались им, ничего не поправляя, пока в один прекрасный день отец не договорился с шофером, и мы весной, как только просохло, отправились в деревню с грузом продуктов, как Робинзоны, со всяким садовым инвентарем, а также с ружьем и собакой борзой Красивой, которая, по всеобщему убеждению, могла брать осенью зайцев в поле.

И отец начал лихорадочные действия, он копал огород, захватив и соседний участок, для чего перекопал столбы и перенес изгородь несуществующих соседей» [6, с. 166].

По ходу сюжета герои интуитивно чувствуют надвигающуюся опасность и все больше создают границы с внешним миром. Миграция во внутреннее пространство обусловлена стремлением сохранить семью от некой угрозы. Искусственно созданная изоляция не совсем коррелирует с принципами социо-робинзонады, но отражает сам принцип «затворничества» или «подполья» как социального интертипного отношения. Новые Робинзоны предвидят развитие ситуации и предчувствуют надвигающуюся опасность. В соответствии с социотипом Хранителя отец-робинзон четко формулирует свои цели и вырабатывает вполне эффективные способы их достижения, создавая герметичное жизненное пространство для себя и близких. При этом его мало волнует реакция общества.

Петрушевская ремифологизирует в новых условиях постсоветского мира «подпольного» Робинзона новой формации. «Внутренняя миграция» героев рассказа – это бегство из мира лжи и страхов, это попытка спастись и сохранить в себе «внутреннего человека». Психоаналитический и характерологический анализ главных персонажей позволяет понять специфику и цель художественной типизации соционического ТИМа Хранителя в коннотации Петрушевской «Хранитель Робинзон), вывести этот тип в широкое социокультурное поле, делая социально значимые выводы о человеке и мире «постапокалиптической» истории: «Повторяю, мы жили далеко от мира, я сильно тосковала по своим подругам и друзьям, но ничто уже не доносилось до нашего дома, отец, правда, слушал радио, но редко: берег батарейки. По радио передавалось все очень лживое и невыносимое…» [6, с. 168-169].

Функция отца – мессианская. В полном соответствии с ТИМом Хранителя герой Петрушевской прекрасно реализует свои способности в хозяйственной деятельности, любит животных, сельскохозяйственные работы, становится наставником для дочери, умеет создать хорошие бытовые условия для своих подопечных, обеспечивает их тыл. В этом плане «Робинзон» Петрушевской лишь формально соотносится с литературным героем Дефо. По характеристикам ТИМа он ближе к Моисею.

Исход Моисея из Египта в системе интертипного контекста равен исходу отца-Робинзона из города, а затем и из общества. Это тип «нового Робинзона», не совпадающего с концепцией реального и литературного прототипов, а реализующего соционические установки Хранителя. Выступая в роли хранителя семьи, он встраивается в мессианскую семантику архетипического образа Хранитель рода или Спаситель мира (в соответствии с юнгианским архетипом отца, в том числе). Не случайно герои уходят все дальше и дальше в лес в поисках «земли обетованной». Пространство леса усиливает ощущение сакральности исхода новых Робинзонов. Весь внешний мир (страна, город, деревня) застывает и соотносится с координатами «психейного хронотопа», в котором метафора остановившегося времени фиксирует особые измененные состояния сознания (идеологические, культурные и личностные), формирующие художественный «миф потрясенного сознания» ХХ века» [13, с. 132].

Таким образом, анализ рассказа Петрушевской с использованием принципов соционики позволяет рассматривать тип героя «Робинзон» в соотнесении не с компаративными константами с прототипом (реальным или литературным), а со смысловой семантикой социопсихологических, философских и литературных реалем действительности постсоветского «апокалиптического мира». Робинзон перестает быть культурным знаком «приключенческого мира», он становится метафорой остановившегося времени, знаком «исторической травмы» хроники конца ХХ века.

Естественная связь художественной литературы с соционическими аспектами развития общества в целом и культуры в частности может быть учтена в научных исследованиях. Мы подчеркиваем, что соционика – это не «теория», на основе которой строится концепция личности в художественной литературе. Скорее всего, мы позиционируем ее как методологию исследования. Важно при анализе произведений исходить из собственно текстовых концептов. Художественная соционика может служить эффективным инструментарием для литературоведческого анализа, помочь в выявлении соотнесения литературного персонажа с возможными социо- и психотипами, реальными и литературными прототипами, задать объективный стандарт интерпретации литературы, который бы защищал от аналитической субъективности, привносимой интерпретатором.

Литература:

  1. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека. Киев: Изд-во Международного института соционики, 1992. 40 с.
  2. Аугустинавичюте А. Соционика. Введение. М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 1998. 448 с.
  3. Гарипова Г.Т., Шафранская Э.Ф. Сравнительное литературоведение. Современные тенденции русской литературной компаративистики. Владимир: Изд-во ВлГУ имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2022. 125 с.
  4. Гуленко В.В. Гуманитарная соционика. М.: Черная белка, 2009. 344 с.
  5. Казакова А.П. Проблемы личности в групповом соционическом взаимодействии. Челябинск: Знание, 1991. 106 с.
  6. Петрушевская Л. Новые Робинзоны (Хроника конца ХХ века) // Новый мир. 1989. №8. С. 166-172.
  7. Салпагарова Л.А. Самоопределение современной науки: проблема демаркации и ее социальный смысл // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 8. С. 46-50.
  8. Сизов С. Мой список книг о робинзонах и выживальщиках // Проза.ру (дата обращения: 15.06.2023).
  9. Сокольчик В.Н. Феномен паранауки и проблема демаркации знания в постнеклассической науке // Труды БГТУ. Сер. 6. История, философия. 2017. №1(107). С. 113-117.
  10. Социотип, ТИМ, ТЭМ – связь и отличия понятий в соционике // Гуманитарная соционика (дата обращения: 27.06.2023).
  11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997. 736 с.
  12. Шафранская Э.Ф. Вруны и фантазеры как паттерн локальных текстов ХХ в. // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017. №1(25). С. 22-29.
  13. Шафранская Э.Ф., Гарипова Г.Т., Смирнова А.И. Метафоры остановившегося времени в современной литературе // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2022. №4. С. 132-142.

Artistic socionics: Robinson as a sociotype in the story «New Robinsons (Chronicle of the Late twentieth Century)» by Lyudmila Petrushevskaya

Garipova A.Z.,
undergraduate of 1 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Shafranskaya Eleonora Fedorovna,
Professor of the Department of the Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Doctor of Philological Sciences Professor

Annotation. The author of the article analyzes the story «New Robinsons (Chronicle of the Late twentieth Century)» by Lyudmila Petrushevskaya using the methods of integral hermeneutics based on the principles of artistic socionics. This approach to the analysis of the character system of the story proves that socionics can become an effective methodology for literary research of the subject organization of a literary text and various contexts through which and in which key socio-cultural problems in general are revealed. The relevance of the presented experiment is that a literary critic can set multidimensional perspectives for studying a work and provide a comprehensive and holistic analysis of the artistic model of the world as a direct reflection of consciousness.
Keywords: artistic socionics, integral hermeneutics, sociotype, Lyudmila Petrushevskaya, Robinson, TIM «Keeper».

Literature:

  1. Augustinavichyute A. On the dual nature of man. Kyiv: Publishing House of the International Institute of Socionics, 1992. 40 pages.
  2. Augustinavichute A. Socionics. Introduction. Moscow: AST; St. Petersburg: Terra Fantastica, 1998. 448 pages.
  3. Garipova G.T., Shafranskaya E.F. Comparative literature. Modern trends in Russian literary comparative studies. Vladimir: Publishing House of VlGU named after A.G. and N.G. Stoletovykh, 2022. 125 pages.
  4. Gulenko V.V. Humanitarian socionics. Moscow: Black squirrel, 2009. 344 pages.
  5. Kazakova A.P. Personality problems in group socionic interaction. Chelyabinsk: Znanie, 1991. 106 pages.
  6. Petrushevskaya L. New Robinsons (Chronicle of the end of the twentieth century) // New World. 1989. №8. Рage: 166-172.
  7. Salpagarova L.A. Self-determination of modern science: the problem of demarcation and its social meaning // Manuscript. 2019. Vol. 12. Issue 8. Page: 46-50.
  8. Sizov S. My list of books about Robinsons and survivalists // Proza.ru (date of the address: 15.06.2023).
  9. Sokolchik V.N. The phenomenon of paranoscience and the problem of demarcation of knowledge in postnonclassical science // Proceedings of BSTU. Ser. 6. History, philosophy. 2017. №1(107). Page: 113-117.
  10. Sociotype, TIM, TEM – connection and differences of concepts in socionics // Humanitarian Socionics (date of the address: 27.06.2023).
  11. Stolyarenko L.D. Fundamentals of psychology. Rostov-on-Don, 1997. 736 pages.
  12. Shafranskaya E.F. Liars and Dreamers as a Pattern of Local Texts of the 20th Century. // Vestnik MGPU. Series: Philology. Theory of language. Language education. 2017. №1(25). Page: 22-29.
  13. Shafranskaya E.F., Garipova G.T., Smirnova A.I. Metaphors of stopped time in modern literature // Philological Sciences. Scientific reports of higher school. 2022. №4. Page: 132-142.