Аннотация: В статье рассмотрена необходимость развития риторической компетенции выпускников-бакалавров, будущих учителей английского языка, представлены нормативные документы, определяющие необходимые компетенции учителей английского языка, определена значимость риторизации современного высшего образования.

Ключевые слова: риторизация, риторическая компетенция, риторика, фонетика, высшее образование.

Одно из ключевых умений педагога четко и грамотно излагать свои мысли необходимо не только для того, чтобы обучающиеся могли воспринимать речь учителя, но и для того, чтобы учитель мог эффективно передавать свои знания по предмету. Грамотная речь педагога способствует установлению контакта с обучающимися, а также созданию атмосферы доверия и уважения в классе.

Кроме того, красноречие важно и для профессионального развития учителя, поскольку помогает ему быть более уверенным в своих выступлениях как на уроках, так и конференциях, семинарах и других мероприятиях, где необходимо выступать публично, общаться с коллегами в рамках педагогического дискурса, делиться своими знаниями и опытом.

Говоря об учителях английского языка, необходимо отметить тот факт, что для носителей русского языка акт коммуникации осложняется использованием иностранного языка, который в значительной степени отличается от русского на сегментном и сверхсегментном уровнях. Таким образом, учитель должен в полной мере овладеть не только лексическим и грамматическим, но и фонетическим строем языка, чтобы осуществлять профессиональный дискурс с его использованием.

На сегодняшний день реализуется множество программ высшего образования, которые готовят высококвалифицированных специалистов в разных областях. Обратимся к требованиям Федерального государственного образовательного стандарта 3++ (ФГОС), чтобы рассмотреть компетенции, которыми овладеет учитель английского языка. 

Социальным заказом общества формируются требования к выпускникам бакалавриата направления 44.03.01 «Педагогическое образование» (иностранный язык), а именно к компетенциям. Так, отметим УК – 4, которая определяет способность выпускника осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) [8, с. 5]. Согласно ОПК – 8 выпускник способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний [8, с. 6-7]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в нормативных актах указана необходимость владения иностранным языком на уровне, который позволяет осуществлять общение в рамках образовательной программы, иными словами, должна быть сформирована иноязычная коммуникативная компетенция (далее – ИКК).

Одним из основных понятий для данной работы является риторическая компетенция (далее – РК), которая является высшей ступенью ИКК. Вахрушева М.И. отмечает, что РК – важная «профессионально-ориентированная компетенция», которая обеспечивает обмен научной информацией [2, с. 91]. По мнению В.А. Нищеты – это «владение знаниями, умениями, навыками, экспрессивными, эмоциональными, логическими средствами речи и способность направлять эти качества для достижения запланированного прагматического результата» [5, с. 4]. Определение Л.А. Баландиной и Г.Ф. Кураченковой суммирует данные ранее определения РК как «совокупность таких качеств, как грамотно построенная речь, естественность поведения, адаптивное риторическое поведение, умение установить контакт с аудиторией» [9].

Для определения необходимости развития РК студентов языкового вуза был проведен анализов уроков студентов 4 курса в рамках педагогической практики в школах. Во внимание принимались манера подачи материала (используется английский или русский язык для постановки КЗ, держит ли учитель зрительный контакт с обучающимися, преобладает уверенность или неуверенность во время представления материала и т.д.), речь на АЯ (вербальное взаимодействие – произношение, интонация, громкость голоса и т.д.), интеракция с аудиторией (вовлечение обучающихся в ход урока), невербальное взаимодействие (язык жестов и тела учителя).

Проведенный анализ уроков студентов показал, что из пяти студентов только у двоих (40%) уровень РК определён как высокий или выше среднего.

Основными сложностями стали:

  1. неумение использовать английский язык как инструмент общения, в частности отсутствие эмоциональности в речи, которую можно было достичь с помощью варьирования ядерных тонов и шкал (из-за этого неумения было частое превалирование русского языка в постановках КЗ, когда ученики не понимали учителя на АЯ);
  2. выраженность русского акцента в артикуляции английских фонем, например, отсутствие аспирации при произнесении /p, t, k/ в начальной позиции, несоблюдение долготы и краткости гласных звуков (что иногда приводило к изменению основного содержания высказывания);
  3. отсутствие зрительного контакта с классом – учителя часто смотрят в учебник, на распечатанный конспект урока, теряя связь с классом, а также преобладание «закрытых» поз, которые также препятствуют установлению контакта.

Данные результаты убеждают нас в особой актуальности риторизации образовательного процесса с целью повышения качества образовательного процесса.

В современном мире педагогическая коммуникация играет ключевую роль в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Сегодняшние педагоги должны не только обладать глубокими знаниями в своей предметной области, но и уметь грамотно и эффективно общаться со своими учениками. Риторизация педагогической коммуникации является одним из ключевых инструментов в арсенале современного педагога.

Как пишет С.А. Минеева, риторизация это «процесс преобразования, т.е. совершенствования и развития, образовательного процесса в целом, преподавания любой учебной дисциплины средствами риторической деятельности участников процесса» [4]. Риторизация подразумевает использование различных методов и техник, таких как дискуссии, дебаты, презентации, ролевые игры и другие формы взаимодействия между преподавателями и студентами.

Цель риторизации образовательного процесса заключается в том, чтобы помочь студентам развить навыки критического мышления, аргументации, общения и решения проблем. Она также помогает преподавателям лучше понимать потребности и интересы студентов, а также создавать более интересные и эффективные учебные материалы.

По мнению М. В. Горбуновой, риторизация учебного предмета сводится к:

  1. стимулированию интереса к изучению предмета;
  2. ориентации на практическую значимость изучения учебного предмета;
  3. определению и установлению взаимосвязей между учебными дисциплинами;
  4. превалированию диалогической и монологической речи на занятиях и во время внеурочной деятельности;
  5. определению урока как речевого события [3, с. 29].

В.А. Нищета поддерживает мнение М.В. Горбуновой и отмечает, что риторизация образовательного процесса является инновационной технологией, поскольку:

  1. внедрение риторизации в систему языкового образования будет сопровождаться глубоким переосмыслением всего учебно-воспитательного процесса и самой организации современной школы;
  2. для того чтобы соответствовать новым требованиям, потребуется совершенствование уже существующих и разработка актуальных методов, приемов, форм и технологий обучения (кроме того, риторизация предполагает использование различных технологий, таких как мультимедийные презентации, интерактивные доски, электронные учебники и т.п. Это позволяет сделать процесс обучения более интерактивным и интересным для учащихся), а также организация процесса обучения особым образом. Все это вдохновит педагогических работников на творческий поиск и инновационное мышление, что неизбежно приведет к возникновению прогрессивных методов;
  3. риторика, а, следовательно, и риторизация содержат в себе гуманистическое начало (они являются человекоцентрическими явлениями), поэтому их внедрение в образовательную среду приведет к формированию и развитию нового в личности обучающихся [6].

Перейдем к рассмотрению основных методов и преимуществ риторизации педагогической коммуникации:

  1. вербальные и невербальные методы коммуникации:
    a) вербальная коммуникация – это общение с использованием слов и фраз, которое является основным средством передачи информации в педагогической практике;
    b) невербальная коммуникация включает в себя все остальные формы общения, такие как жесты, мимика, интонация и т.д.;
  2. умение задавать вопросы – один из важнейших навыков педагога, поскольку это позволяет вовлечь учащихся в процесс обучения и стимулировать их мышление;
  3. использование различных методов и приемов, которые помогают активизировать внимание учащихся и сделать процесс обучения более интересным и увлекательным. К таким методам можно отнести использование наглядных материалов, игровых форм обучения, создание проблемных ситуаций и т.д.

Грамотное использование этих видов коммуникации позволяет педагогу не только донести информацию до учащихся, но и установить с ними контакт, вызвать интерес к изучаемому материалу.

Однако, несмотря на все преимущества риторизации, этот подход требует от учителя определенных навыков и умений.

Методика работы над речью может быть различной, но основная роль здесь отводится творческому самораскрытию оратора. Задача преподавателя здесь, как отмечает Е.Н. Абрашина, – «не «натаскивать», не подавлять, но советовать и направлять» [1, с. 53].

Нельзя не отметить значимость совместной работы преподавателя и студентов, которая будет направлена на улучшение произносительной культуры ораторов и их поведения во время публичных выступлений. Способность привлечь внимание аудитории и удержать его на протяжении всего выступления благодаря изменению силы, высоты голоса, интонаций, развитие практических умений и навыков контроля над своим эмоциональным состоянием возможно только в процессе непрерывной подготовки и самого публичного выступления перед аудиторией.

Таким образом, современная система высшего образования нацелена на подготовку высококвалифицированных специалистов. При этом все выпускники вузов должны обладать навыками свободного общения на литературном языке в любых сферах жизни и быть грамотными в области своего предмета и риторики. Без риторической компетенции учитель не сможет полноценно общаться с учениками, передавать им свои знания и мотивировать их к дальнейшему изучению языка. В связи с этим, развитие этой компетенции является важным аспектом профессионального становления учителя.

Литература:

 

  1. Абрашина Е.Н. Аргументирующая речь как завершающий этап системы риторической подготовки студентов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. №3. С. 51-55.
  2. Вахрушева М.И. Формирование риторической компетенции будущих учителей иностранных языков // Проблемы современного педагогического образования. Оренбург, 2022. №4. 90-92.
  3. Горбунова М.В., Сальникова О.А. Использование приемов риторизации в процессе изучения речевых норм // Русский язык в школе. 2020. Т. 81. №2. С. 27-32.
  4. Минеева С.А. Проблемы и трудности риторизации. 2019.  (дата обращения: 04.10.2023).
  5. Нищета В.А. Коммуникативная и риторическая компетентности как результативная база школьного языкового образования // Сборник научных статей молодых ученых, специалистов и аспирантов. Невинномысск: НГГТИ, 2015. С. 170-179.
  6. Нищета В.А. Риторизация языкового образования как инновационная педагогическая технология В.А. Нищета // Матер. Междунар. науч.-практич. конф. «Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты» (ЗНЭК - заочная научная электронная конференция). - Институт заочного и дополнительного профессионального образования Оренбургского гос. аграрного ун-та. (дата обращения 06.10.2023).
  7. Стурикова М.В. Риторизация образовательного процесса как развитие коммуникативной компетенции учащихся и студентов // Образование и наука. 2009. №11(68). С. 104-113.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование». (дата обращения 02.10.2023).
  9. Чечева Н.А. К вопросу о развитии риторической компетенции педагога высшей школы // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6. (дата обращения: 03.10. 2023).

To the issue of the rhetorization of the high school education

Abdrahmanova A.R.,
undergraduate of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mikhaleva Elena Igorevna,
Associate Professor of English Language Teaching and Business Communication Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, candidate of philological sciences, Associate Professor

Annotation. The article looks at the necessity of developing rhetorical competence of bachelors getting their degree in teaching English (future English teachers), reviews national Curriculum that defines the essential competencies of English language teachers and the importance of the rhetorization of modern higher education is determined.
Keywords: Rhetoric, rhetorical competence, rhetoric, phonetics, higher education

Literature:

  1. Abrashina E.N. Argumentative speech as the final stage of the system of students’ rhetorical training // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. 2019. №3. Page: 51-55.
  2. Vakhrusheva M.I. Formation of rhetorical competence of future teachers of foreign languages // Problems of modern pedagogical education. Orenburg, 2022. №4. Page: 90-92.
  3. Gorbunova M.V., Salnikova O.A. The use of rhetorization techniques in the process of studying speech norms // Russian language at school. 2020. Vol. 81. №2. Page:. 27-32.
  4. Mineeva S.A. Problems and difficulties of rhetoric. 2019. (date of the address: 04.10.2023).
  5. Nisheta V.A. Communicative and rhetorical competence as a productive base of school language education // Collection of scientific articles by young scientists, specialists and postgraduates. Nevinnomyssk: NGGTI, 2015. Page: 170-179.
  6. Nisheta V.A. Rhetorization of language education as an innovative pedagogical technology V.A. Nisheta // Mater. International Scientific and Practical Conference «Modern professional education: theoretical foundations and applied aspects» (ZNEK – correspondence scientific electronic conference). Institute of Correspondence and Additional Professional Education of the Orenburg State. (date of the address: 06.10.2023).
  7. Sturikova M.V. Rhetorization of the educational process as the development of the communicative competence of students and students // Education and science. 2009. №11(68). Page: 104-113.
  8. Federal state educational standard of higher education – bachelor's degree 44.03.01 «Pedagogical education». (date of the address: 02.10.2023).
  9. Checheva N.A. To the issue of the development of rhetorical competence of high education teachers // The world of science. Pedagogy and Psychology, 2020 №6. (date of the address: 03.10.2023).