Аннотация. В статье рассматривается модель распределенного лидерства в деятельности общеобразовательной организации. Представлен механизм распределения лидерства, который реализуется в работе над проектом. Описано соответствие отдельных этапов существования проекта с действиями участников проектной группы на каждом из этапов. Перечислены факторы, влияющие на успешную реализацию распределенного лидерства. Отмечается важность поддержания среды, способствующей развитию распределенного лидерства.

Ключевые слова: лидерство, распределенное лидерство, управление, образовательная организация, проект, проектная группа.

Школа представляет собой сложную, автономную, образовательную социальную систему, которая постоянно развивается и подстраивается под запросы меняющегося внешнего мира. В связи с возрастанием функций школы и увеличивающейся нагрузки на руководство в вопросах распоряжения человеческими и экономическими ресурсами одного лидера-руководителя становится недостаточно. Возникает потребность в привлечении лидеров на всех уровнях управления общеобразовательной организацией, делегировании управленческих полномочий.

Поэтому современные образовательные организации чаще обращаются к идее распределенного лидерства, но оно только начинает появляться в практике управления образовательными организациями, которые делятся своим успешным опытом [3]. Однако вопрос применения распределенного лидерства в управленческой деятельности общеобразовательных организаций недостаточно разработан, отсутствует эффективная модель управления общеобразовательной организацией, основанная на идее распределенного лидерства.

В этой статье предлагается рассмотреть модель распределенного лидерства, реализуемую в работе над проектами.

Распределение лидерства в деятельности общеобразовательной организации при решении управленческих и педагогических задач может осуществляться на основе проекта, где под проектом понимается совокупность действий и усилий, направленных на достижение конкретной цели в рамках заданного периода времени, бюджета и выделенных ресурсов. Проекты могут соответствовать разным направлениям деятельности образовательного учреждения: от создания благоприятной образовательной среды до улучшения качества образования и повышения мотивации учащихся. Проектное управление позволяет учитывать интересы всех участников образовательного процесса, включая учителей, руководство организации, учеников и их родителей, и обеспечивает быстрое и эффективное решение задач [2].

Суть распределенного лидерства в работе над проектом заключается в том, что при реализации проекта группой не устанавливается один единственный и постоянный лидер-руководитель. Для этого задача, стоящая перед командой, разбивается на этапы, на каждом из которых востребована та или иная компетенция. Обладатель этой компетенции и назначается временным лидером, координирующим работу всей группы на данном этапе проекта. Затем временного лидера сменяет следующий, что напоминает передачу эстафетной палочки. Такой процесс передачи лидерства происходит до тех пор, пока проект не будет полностью реализован [6].

Реализуя распределенное лидерство в работе над проектами, следует опираться на проектно-ориентированный, коммуникативно-диалогический и системно-деятельностный подходы.

Проектно-ориентированный подход обеспечивает включение педагогов и руководителей в решение педагогических и управленческих задач с помощью проектов, в процессе которых определяются и сменяются лидеры, проявляются лидерские и иные необходимые для решения задач компетенции. Данный подход ориентирован на достижение заранее определенной цели, достижение которой совершается поэтапно; требует нестандартных взглядов к решению задач; отражает готовность к изменениям в общеобразовательной организации.

Применение коммуникативно-диалогического подхода содействует установлению положительного микроклимата в проектной группе и в коллективе в целом, поддержанию атмосферы доверия и сотрудничества, осуществлению непрерывного обмена информацией между сотрудниками и с внешней средой.

Использование системно-деятельностного подхода позволяет рассмотреть лидерство как целостную систему элементов, взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга, определить отдельные этапы работы над проектом и отобразить их связи с распределением лидерства в проектной группе. Подход подразумевает как системное и целостное видение каждым ситуации (контекста), так и каждого участника в отдельности.

На рисунке 1 представлен механизм распределенного лидерства, который реализуется в проектных группах в методических объединениях учителей, в отдельных звеньях школы, между учителями одного класса, в коллективах одного подразделения и т.п. Левая сторона схемы отражает отдельные этапы существования проекта и их взаимосвязь с правой стороной модели, где обозначены действия исполнителей (участников проектной группы) на каждом из этих этапов.

Рис 1. Механизм распределенного лидерства в проектной деятельности образовательной организации

На этапе инициации проекта возникает необходимость решить управленческую или педагогическую проблему (трудности в разработке образовательной программы, составлении графика дежурств по коридорам, необходимость в подготовке к впервые осуществляемому мероприятию, организация Дня здоровья, желание педагогов обустроить зону отдыха в холле и т.п.), происходит постановка цели, сроки выполнения, определяются ресурсы, утверждается концепция, возможен сбор исходных данных. Одновременно с этим требуется сформировать группу исполнителей проекта, учитывая условие их социальной, интеллектуальной и культурной идентичности, чтобы не возникло трудности в передаче лидерства от одного человека к другому.

На следующем этапе цель проекта разбивается на отдельные шаги и задачи, происходит планирование деятельности участников проектной группы и распределение лидерства в зависимости от требуемых от лидера, ответственного за этап или задачу, опыта, умений, компетенций и их наличия у членов команды.

Ответственность за поиск решения для каждой конкретной задачи, за результат работы на этапе осуществляет выбранный временный лидер, наиболее подходящий в данных условиях, в то время как остальные члены проектной группы ведомы им. Переходя к следующей задаче проекта, выбирается другой лидер, чьи компетенции наиболее востребованы для руководства и принятия решений. Этот цикл продолжается до тех пор, пока все задачи не «найдут» своего лидера и не будут решены.

К условиям, влияющим на успешную реализацию распределенного лидерства, указанным в модели относятся: командная идентичность (на этапе формирования проектной группы требуется убедиться, что участники команды находятся приблизительно на одном интеллектуальном, культурном и социальном уровнях, не имеют личного превосходства в достижениях, чтобы беспрепятственно уступать роль лидера и подчиняться); владение навыками эффективных коммуникаций (включающих умение передавать информацию другим людям таким образом, чтобы она была понятна и вызвала нужную реакцию, умение слушать и воспринимать информацию со стороны, использование ясных и точных выражений, способность к общению и убеждению, уважение к другим людям и их мнениям, а также умение реагировать на негативные ситуации и конфликты); владение основами как лидерского поведения, так и поведения ведомого; учет опыта участника группы; вовлеченность каждого; ситуационные факторы, такие как сроки работы над проектом, имеющиеся ресурсы, загруженность педагогов и др.

На этапе исполнения проекта необходимо осуществлять контроль за соответствием промежуточных результатов поставленной цели, за сроками, за ресурсами, за качеством. Возможно внесение необходимых изменений и корректировок в зависимости от ситуационных факторов, частичное перераспределение ролей, подразбиение задачи на подзадачи и т.д.

Когда все этапы и задачи работы над проектом осуществлены, наступает этап завершения проекта: подведение итогов, обобщение и сохранение полученного опыта.

Важно отметить, что реализация распределенного лидерства подразумевает долгосрочную работу по «выращиванию» организационной культуры. [5]. Это неразрывно связано с пониманием и разделением миссии образовательной организации всеми сотрудниками, с необходимостью коллективной постановки целей, определении планируемых образовательных результатов, чтобы каждый педагог почувствовал сопричастность к тем результатам, которые будут записаны в Основной образовательной программе школы и признал их в качестве своих личных, на которые он работает [4, с. 224].

Так, для успешного внедрения модели распределенного лидерства в деятельность общеобразовательной организации недостаточно лишь регулярно осуществлять работу над проектами, соблюдая требования к формированию проектных групп и распределению лидерства внутри проектной группы, но необходимо создать и поддерживать условия (среду), стимулирующие распределенное лидерство в коллективе.

Под созданием поддерживающей среды подразумевается присутствие в коллективе и в общеобразовательной организации в целом ряда факторов, способствующих возникновению и развитию распределенного лидерства, например, таких как:

  • знание и разделение миссии и видения общеобразовательной организации работниками, наличие корпоративной культуры;
  • знание теоретических основ лидерства и понимание идеи распределенного лидерства;
  • заинтересованность в работе над проектом участников проектной группы, общая цель;
  • социальная поддержка и право голоса, приветствие инициативы в коллективе, поощрение за успешно осуществленный проект посредством распределенного лидерства;
  • формирование команд с учетом командной идентичности (подразумевает приблизительно равный культурный, интеллектуальный и социальный уровни);
  • умение членов проектной группы быть как лидерами, так и подчиняться, наличие навыков коммуникации.

В.В. Афанасьев, отвечая на вопрос, как же стать лидером, отмечает важность трех позиций: врожденных способностей, образования и опыта лидерства [1, с. 89]. И если на врожденные способности участников проектной группы повлиять не всегда возможно, то укрепить теоретические знания и поспособствовать пониманию феномена лидерства и идеи распределенного лидерства (например, реализовав серию мероприятий, обучающих распределенному лидерству педагогический коллектив школы и знакомящих с теоретическими основами лидерства), а также предоставить возможность получить персональный опыт лидерства – осуществимо.

Так реализуется распределенное лидерство, основанное на разделении управленческих функций при решении задач в рамках общего проекта, и при поддержании среды, стимулирующей распределенное лидерство, выступает как эффективный управленческий инструмент в деятельности общеобразовательной организации.

Литература:

  1. Афанасьев В.В. Проблема лидерства в теории и практике управления организацией // Антропологическая дидактика и воспитание. 2021. №1. С. 81-93.
  2. Карабанова Т.Г. Проектное управление в образовательной организации // Известия вузов. Технология текстильной и легкой промышленности. 2015. №2(90). С. 198-202.
  3. Королькова М.М. Современные проблемы лидерства и распределение лидерства как возможное их решение // Человек. Социум. Общество. 2023. №12. С. 65-74.
  4. Логинова Н.Ф. Распределенное лидерство – инновационный проект или необходимость? // Тенденции развития образования: лидерство в школьном и дошкольном образовании: вчера, сегодня, завтра: материалы XII Международной научно-практической конференции, Москва, 19-20 февраля 2017 года. М.: Издательство Дело. 2016. С. 221-226.
  5. Островская А.А. Проектный менеджмент в учреждениях общего среднего образования: распределенное лидерство // Народная асвета. Минск: 2020. №8. С. 3-7.
  6. Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы// Российский журнал менеджмента. №2. С. 3-24.

The mechanism of distributed leadership in the project activities of an educational organization

Korolkova M.M.,
undergraduate of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Afanasyev Vladimir Vasilievich,
Professor of the Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Psychology of Education of the Moscow City University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Annotation. The article discusses the model of distributed leadership in the activities of an educational organization. The article considers the mechanism of leadership distribution implemented in project work. There is a description of the correspondence between the different stages of project development and the actions of project team members at each stage. The author lists factors influencing the successful implementation of distributed leadership. The importance of maintaining an environment that fosters the development of distributed leadership is emphasized.
Keywords. Leadership, distributed leadership, management, educational organization, leader, project, project team.

Literature:

  1. Afanasyev V.V. The problem of leadership in the theory and practice of organizational management // Anthropological didactics and education. 2021. №1. Page: 81-93.
  2. Karabanova T.G. Project management in educational organizations // Izvestiya vuzov. Textile and light industry technology. №2(90). Page: 198-202.
  3. Korolkova M.M. Contemporary problems of leadership and distributed leadership as a possible solution. // Chelovek. Socium. Obschestvo, 2023. №12. Page: 65-74.
  4. Loginova N.F. Distributed leadership - an innovative project or a necessity? // Trends in the development of education: leadership in school and preschool education: yesterday, today, tomorrow: materials of the XII International Scientific and Practical Conference, Moscow, 19-20 February 2017. 2016. Page: 221-226.
  5. Ostrovskaya A.A. Project management in secondary education institutions: distributed leadership // Narodnaya asveta. Minsk: 2020. №8. Page: 3-7.
  6. Filonovich S.R. Leadership theories in management: history and perspectives // Russian Journal of Management. 2003. №2. Page: 3-24.