Аннотация. Актуальность статьи обусловлена активизацией миграционных процессов на территории Российской Федерации и г. Москве, в частности. В статье авторы рассматривают вопросы, связанные с интеграцией детей-мигрантов в образовательную среду. Приводится анализ проблем, возникающих при реализации детьми-мигрантами права на образование. Авторы предлагают комплекс мер, направленных на преодоление выявленных проблем путем внедрения ряда предложений в практику образовательного процесса.

Ключевые слова: образовательный процесс, основное общее образование, миграционный процесс, дети-мигранты, современные проблемы в образовании.

В современном мире наблюдается рост миграционного процесса, который затрагивает различные страны мира. Такое массовое перемещение людей как внутри государства, так и из одного государства в другое влечет за собой важные социальные и экономические изменения.

В последнее время растет миграция из одного государства в другое целыми семьями. В соответствии с законодательством Российской Федерации детям необходимо обеспечить соответствующие условия для их образования и развития, получение основного общего образования является обязательным для всех. Государство обязано обеспечить качество и доступность реализации права на образование для каждого проживающего на территории России [6]. Следовательно, дети-мигранты поступают, как правило, в государственные общеобразовательные учреждения для продолжения своего обучения в школе.

В соответствии со статистическими данными о миграционном приросте населения с 2010-2021 гг. [7] увеличилось число несовершеннолетних, прибывших в Российскую Федерацию по тем или иным причинам (см. рисунок 1). Спад миграционного прироста в 2020 году характеризуется ограничениями, которые были введены в связи с пандемией COVID-19, после чего вновь наблюдается значительный прирост мигрантов.  

Рис. 1. Статистика прироста мигрантов в возрасте 14 лет и старше по Российской Федерации (2010-2021 гг.)

Наибольшее число детей-мигрантов прибывает в Российскую Федерацию из стран СНГ, что подтверждается статистикой, отраженной на рисунке 2. Наименьшее количество миграции несовершеннолетних наблюдается из стран Европы, в том числе стран бывшего Советского Союза.

 

Рис. 2. Рейтинг стран по числу прибывших в Российскую Федерацию мигрантов в возрасте 0-17 лет за 2021 год

Интеграция детей-мигрантов в образовательный процесс имеет высокую степень важности. Помимо получения качественного общеобязательного образования интеграция способствует развитию культурного разнообразия и межкультурной коммуникации, помогает детям адаптироваться к новой среде и приобрести необходимые навыки для успешной социализации.

Освоение основной образовательной программы, в классах которых обучаются дети-мигранты, затрудняется для всех обучающихся при наличии не только большого числа несовершеннолетних с иностранным гражданством, но и всего нескольких обучающихся.

Рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкиваются дети-мигранты при получении образования.

Одной из главных проблем является языковой барьер. Не все дети, приезжающие на новое место жительства, владеют языком, на котором осуществляется обучение, в достаточной мере, что влечет за собой ряд препятствий перед детьми при получении образования определенного уровня. Также дети испытывают трудности в общении со сверстниками.

По мнению Е.В. Коробцова незнание языка является основным препятствием успешной адаптации. В ходе адаптации происходит воспитание языковой личности и воспитание гражданина. Поэтому для безболезненной адаптации мигрантов необходимо предъявлять такие социальные нормы, которые будут не сильно отличаться от уже освоенных [5].

К Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка поступают обращения о беспокойстве о большом количестве детей-мигрантов, не владеющих русским языком на достаточном уровне, в московских школах. Заявители считают, что данный факт лишает права их детей на качественное образование и грамотное общение, т.к. не соблюдается правило, допускающее обучение не более 20% детей в классе, для которых русский язык является неродным [2].

Еще одна важная проблема, с которой сталкиваются дети-мигранты – культурная адаптация. Зачастую незнание и непонимание детьми-мигрантами местной культуры становится причиной их изолированности от остальных детей.

Немаловажное значение имеет и социальная интеграция. Социальная изоляция может привести к появлению проблем с психическим здоровьем детей-мигрантов, что негативно повлияет на их успеваемость. В.Г. Закирова считает, что в своей практике школам необходимо иметь возможность компактного исследования учебной и социально-психологической адаптации детей-мигрантов. Должна вестись систематическая работа для успешной адаптации таких детей [4].

С.Ю. Андрейцо указывает на необходимость разработки отдельных методических пособий для детей-мигрантов, которые будут учитывать возрастные особенности. В этих пособиях следует прописать меры по изучению русского языка как не родного. Также, в контексте реализации права на образование, автор считает, что прием в школу детей данной категории должен проходить по упрощенной процедуре. Важным является формирование гибкой модели интеграции детей-мигрантов, чтобы ее можно было использовать в разных регионах, для разных этнических групп [1].

В рамках решения проблемы адаптации детей-мигрантов в образовательной организации О.В. Лозгачева предлагает реализовывать образовательные программы и воспитание детей-мигрантов через социально-инклюзивный подход. То есть не следует делить детей по категориям «мигрант», «инокультурный» и так далее, так как это может усилить стереотипность восприятия другими детьми и педагогами, что повлечет негативные последствия. При этом нельзя совсем игнорировать специфику социального опыта детей-мигрантов [6].

Какие решения проблемы можно предложить, применимые для современного образования и миграционной политики в г. Москве?

  1. Введение обязательных курсов русского языка для детей-мигрантов. Данная мера видится наиболее очевидной, так как незнание языка замедляет процесс обучения и интеграции в новую культурную и социальную среду. Занятия должны проводиться два раза в неделю, в итоге составляя 70 часов нагрузки в год. Эта внеурочная деятельность должна быть обязательной, а также подвергаться регулярному контролю. Выполнение ложится на плечи учителей-предметников с предоставлением повышенного коэффициента к заработной плате за проведение занятий (средства берутся из бюджета Департамента образования и науки г. Москвы). Также стоит предоставить для учителей возможность повышения квалификации и дополнительного профессионального образования по преподаванию русского языка как иностранного. Целесообразным видится разделение учащихся на группы: 1-2 класс, 3-4 классы, 5-7 классы и 8-11 классы.

При внедрении перечисленных мер в практику образовательного процесса необходимо также учитывать Письмо Министерства просвещения «О направлении методических рекомендаций», в том числе методических рекомендаций об организации работы по оценке уровня языковой подготовки обучающихся. Данное письмо содержит особенности организации дополнительной языковой подготовки для детей иностранных граждан, в числе которых дополнительные занятия по русскому языку, возможность построения индивидуальной образовательной траектории, погружение несовершеннолетних в новую языковую и культурную среду.

  1. Создание специальных групп для юридической, социальной помощи родителям-мигрантам. На наш взгляд, обеспечение помощи не только детям, но и родителям-мигрантам позволит более эффективно интегрировать их в общество. Для этого предлагается обеспечить возможность обращения в районный многофункциональный центр для получения необходимой информации от юристов и специалистов по социальной работе. Также посольства и представительства государств могут направлять мигрантов на консультацию.
  2. Проведение культурных мероприятий с целью организации диалога культур и ликвидации стереотипного мышления. Интеграция детей-мигрантов в российскую образовательную среду должна включать в себя и культурный подтекст. В связи с этим, предлагается проведение различных мероприятий на базе школы, которые включали бы в себя общение с представителями различных культур, историков и культурологов. Перспективным направлением здесь станет работа и взаимодействие молодёжного движения «Движение первых» с детскими и молодёжными объединениями других стран.
  3. Организация психологической поддержки для детей и родителей-мигрантов. Система профессиональной психологической помощи очень важна для поддержки людей, которые пытаются влиться в новое общество и адаптироваться к другой, как правило, образовательной системе. Предлагается привлечь профессиональных психологов, которые смогли бы проводить индивидуальные и групповые консультации для социокультурной адаптации, обретения чувства безопасности, уверенности в своих силах и снятия напряжённой обстановки.
  4. Создание системы контроля успеваемости детей-мигрантов с профилактикой отставания. Эффективная система контроля позволит оперативно проводить мониторинг успеваемости и учебных успехов обучающихся, чтобы затем устранить различные пробелы в знаниях. Предлагается введение в Московскую электронную школу специальной функции прогнозирования успеваемости обучения на основе последних полученных отметок. В особых случаях предусматривается создание рабочей группы из психологов, учителей-предметников и классного руководителя для формирования индивидуальной образовательной траектории.

Интеграция детей-мигрантов в образовательный процесс является сложным, многогранным и длительным процессом, который подразумевает переход несовершеннолетнего в новую социокультурную и правовую среду. Качественная интеграция детей-мигрантов в образовательную среду возможна при реализации комплекса вышеобозначенных мер. Стоит подчеркнуть, что ребенок не просто приспосабливается к новой окружающей действительности, в ходе интеграции происходит становление, развитие и совершенствование личности в обществе.

 

Литература:

  1. Андрейцо С.Ю. Правовые проблемы защиты прав детей-мигрантов в России / С.Ю. Андрейцо, Е.В. Болотина // Закон. Право. Государство. 2023. №1(37). с. 16-19.
  2. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2022 год. (дата обращения: 09.10.2023).
  3. Закирова В.Г. Адаптация детей мигрантов в современной школе / В.Г. Закирова, Э.Г. Сабирова, Л.А. Камалова // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. – Пенза: «Наука и просвещение», 2019. с. 51-53.
  4. Коробцова Е.В. Социально-педагогическая адаптация детей-мигрантов (теоретический аспект) / Е.В. Коробцова, Н.Ю. Налетова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. №3(205). с. 212-216.
  5. Лозгачева О.В. Теоретические аспекты успешной адаптации детей из семей мигрантов к условиям образовательной организации / О.В. Лозгачева, В.В. Ляхова // Актуальные проблемы психологии личности: Сборник научных трудов / под научной редакцией Н.Н. Васягиной, Е.Н. Григорян. Том выпуск 19. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. с. 90-98.
  6. Рябикова Д.Л. К вопросу о реализации права на образование в современной России // Детство - территория безопасности : сборник материалов конференции, Москва, 08 октября 2021 года / Московский городской педагогический университет. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2022. С. 350-354.
  7. Семья и дети в России. 2021. М.: «Перо», 2022. 120 с.

Problems of integration of migrant children into the educational environment

Riabikova D.L.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Сoauthors
Glazunova E.M.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Novikov A.D.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Telegin L.S.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kurakina Julia Vladimirovna,
Associate Professor of the Law Department of the Institute of Economics, Management and Law of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Moscow City University, Candidate of Law Sciences

Аnnotation. The relevance of the article is due to the intensification of migration processes on the territory of the Russian Federation and Moscow, in particular. In the article, the authors consider issues related to the integration of migrant children into the educational environment. An analysis of the problems that arise when migrant children exercise their right to education is provided. The authors propose a set of measures aimed at overcoming the identified problems by introducing a number of proposals into the practice of the educational process.
Keywords: educational process, basic general education, migration process, migrant children, modern problems in education.

Literature:

  1. Andreytso S.Yu. Legal problems of protecting the rights of migrant children in Russia / S.Yu. Andreytso, E.V. Bolotina // Law. Right. State. 2023. №1(37). Page: 16-19.
  2. Report on the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation for 2022. (date of the address: 10.10.2023).
  3. Zakirova V.G. Adaptation of migrant children in modern school / V.G. Zakirova, E.G. Sabirova L.A. Kamalova // Pedagogy and modern education: traditions, experience and innovations: Collection of articles of the VI International Scientific -practical conference. Penza: «Science and Education», 2019. Page: 51-53.
  4. Korobtsova E.V. Social and pedagogical adaptation of migrant children (theoretical aspect) / E.V. Korobtsova, N.Yu. Naletova // Scientific notes of the University. P.F. Lesgafta. 2022. №3(205). Page: 212-216.
  5. Lozgacheva O.V. Theoretical aspects of successful adaptation of children from migrant families to the conditions of an educational organization / O.V. Lozgacheva, V.V. Lyakhova // Current problems of personality psychology: Collection of scientific papers / scientifically edited by N.N. Vasyagina, E.N. Grigoryan. Volume issue 19. Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2022. Page: 90-98.
  6. Riabikova D.L. On the issue of realizing the right to education in modern Russia // Childhood is a territory of security: collection of conference materials, Moscow, October 08, 2021 / Moscow City University. Saratov: Publishing House «Saratov Source», 2022. Page: 350-354.
  7. Family and children in Russia. 2021. Moscow: «Pero», 2022. 120 pages.