Аннотация. В статье описано исследование факторов, которые влияют на степень вовлечённости учащихся в процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию. На основе исследования даны рекомендации по использованию определённых факторов и инструментов для повешения вовлечённости и мотивации при процессе подготовке к ЕГЭ по обществознанию в онлайн– формате.

Ключевые слова: Подготовка к ЕГЭ по обществознанию, онлайн – обучение, мотивация.

Единый государственный экзамен является формой государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Первые попытки внедрения единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) были приняты в 1997 году. С 2009 года ЕГЭ является обязательным экзаменом для выпускников 11 класса. Обязательными предметами по выбору на текущий 2023 год является русский язык и математика (базовая). Экзамен является важной частью образовательного процесса и дает возможность поступления в высшие учебные заведения. В 2023 году ЕГЭ сдавали более 700 тысяч человек, примерно 46% сдающих дополнительным предметом выбирали обществознание [3].

Единый государственный экзамен по обществознанию сдается учащимися по выбору (в добровольном порядке). Популярность ЕГЭ по обществознанию определяется тем, что является обязательным для поступления на многие направления гуманитарных специальностях в вузах. Сам экзамен каждый год изменяется: могут добавляться или убраться задания, изменяются критерии оценивания и т.д.

В связи с этим подготовка к экзамену становится актуальной и необходимой для широкой аудитории, поэтому создается большое количество различных курсов и занятий, предлагающих разнообразные формы обучения. Но несмотря на то, что в настоящее время существует большое количество ресурсов для подготовки, различных школ и частных преподавателей, средний балл за ЕГЭ по обществознанию за 2023 год составляет 56,4 балла [0], а в 2022 – 59, 88 [9], в 2021 году средний балл составлял 56,4 [6]. После повышения среднего балла в 2022 году экзамен был изменен, средний балл упал, что говорит о достаточно высоком уровне сложности экзамена и необходимости более тщательной подготовки. В связи с данными факторами встаёт вопрос о вовлечённости обучающихся в процесс подготовки к экзамену и об уровне их мотивации в период обучения.

В современной научной литературе широко обсуждается вопрос вовлеченности студентов в учебную деятельность в условиях традиционного обучения. Научные исследования отечественных ученых в этой области представлены трудами И. Груздева, Н.В. Киселевой, Е.Ю. Литвиновой, Н.Г. Малошонок, М.А. Правдиной и др. Вопросы вовлеченности студентов в учебную деятельность рассматривают зарубежные ученые Т.Д. Ким, А.Д. Ламберт, А.Д. Льюис, Д. Мюррей, С.С. Робинсон и др. Однако, вопрос о вовлеченности в процесс подготовки к единому государственному экзамену изучен недостаточно глубоко и требует наибольшего внимания в современной сложившейся ситуации.

Актуальность данного вопроса имеет и прикладной характер, так как его результаты могут лечь в основу предпроектного анализа для разработки различных онлайн - курсов по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Имея большое количество различных предложений на рынке, сдающие ЕГЭ выбирают способ подготовки, чаще всего, по отзывам. Высокая степень вовлечённости при любом формате подготовке позволяет удержать ученика как клиента, а также, используя популярные и качественные инструменты вовлечения в процесс обучения расширить аудиторию.

Целью данной работы является определение факторов, которые влияют на вовлеченность обучающихся в процесс подготовки к ЕГЭ. В связи с заявленной целью были решены следующие задачи:

  • проведен анализ источников, посвященных проблеме вовлечения обучающихся при процессе обучения;
  • проведено исследование (опрос) 138 человек, проходивших подготовку к ЕГЭ по обществознанию в онлайн формате;
  • описаны результаты опроса обучающихся различных школ, а также репетиторов и иных сервисах по обществознанию в формате онлайн – обучения;
  • сформулированы выводы о востребованности тех или иных инструментов и факторов, используемых в процессе обучения для сдачи ЕГЭ по обществознанию;
  • составлены рекомендации для выбора наиболее значимых инструментов вовлечения обучающегося в процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

В образовании вовлеченность студентов означает степень внимания, любознательности, интереса, оптимизма и страсти, которую студенты проявляют, когда они учатся [1]. Благодаря высокому уровню вовлечённости обучающиеся могут достигать более высоких результатов, а их мотивация к изучению предмета растет. С вопросом о вовлеченности обучающегося в процесс обучения связано понятие мотивации. Н.Н. Быкова [2] рассматривает положительную и отрицательную мотивацию, отмечая, что спектр эмоций, который может быть задействован при обучении дистанционно, может нести различный окрас, оказывая влияние на процесс подготовки, соответственно, прямо влияющий на результат. 

В исследовании М. Хартнетт [11] учебная мотивация представляется комплексной, многогранной, очень чувствительной к условиям конкретной ситуации. С помощью исследования было обнаружено, что и внешняя, и внутренняя мотивация у обучающихся онлайн существуют одновременно, а на учебную мотивацию в одинаковой степени влияли как внешние факторы (ощущаемая субъективная важность, актуальность и оценка полезности деятельности), так и внутренние факторы (интерес и ощущения удовольствия от выполняемой задачи) [5].

По мнению Гордеевой Т.О. и Шепелевой Е.А., при внутренней мотивации причины, порождающие данную деятельность, лежат внутри индивида, он сам является источником мотивации, и активная познавательная деятельность сама по себе доставляет ему удовольствие и представляет интерес и ценность. При внешней мотивации выполняемая деятельность является средством достижения внешних по отношению к ее содержанию целей, заданных самостоятельно или другими людьми [4].

При этом мотивация в обучении различается в зависимости от предмета и целей обучения. Так, вовлеченность в изучение общеобразовательных дисциплин зависит от ряда факторов, например, таких как формат обучения, характер подачи материала со стороны преподавателя и его требований к обучающемуся, а также наличия внешних и внутренних стимулов, связанных с влиянием родителей и интересом ученика к предмету. Подготовка же к итоговому экзамену, результат которого определит возможность поступления выпускника в учебное заведение, в некоторых вопросах обусловлена другими стимулами, которые могут быть сильнее и глубже, нежели при обучении разным школьным дисциплинам.

Безусловно, некоторые факторы могут пересекаться, так как часть обучающихся сдают обществознание в качестве предмета по выбору в связи с требованиями родителей, интересом к предмету или в качестве запасного варианта в случае получения неудачного результата по основным предметам. Однако, зачастую выбор данного экзамена зависит от необходимости получения определенного количества баллов именно по обществознанию при поступлении в высшее учебное заведение. Поэтому многие ученики вынуждены готовиться к экзамену, вкладывать в подготовку силы и время, что может определенным образом влиять на их мотивацию к обучению в течение учебного года, их моральное состояние и вовлеченность непосредственно в предмет.

В связи с этим встает вопрос о том, как повысить процесс собственной вовлечённости обучающегося во время подготовки к экзамену.

Факторы вовлеченности, опираясь на О.В. Кононыхину, в подготовку к ЕГЭ можно разделить на две большие группы – внешние и внутренние [7]. В данном вопросе они совпадают с внутренней и внешней мотивацией и напрямую влияют на вовлеченность обучающегося в процесс подготовки. К внутренним факторам можно отнести следующее: потребность в получении знаний по предмету, интерес к предмету и его содержанию, желание (цель) сдать экзамен на высокий балл, желание (цель) поступить в университет на определённое направление подготовки. К внешним факторам вовлечённости можно отнести: требования родителей сдать конкретный экзамен, требования родителей поступить в университет, особенности подготовки со стороны конкретного образовательного учреждения или преподавателя – формат занятий, дизайн и содержание учебных материалов, наличие разнообразного контента и видов заданий и др. [2].

В данном контексте встаёт вопрос о том, какие факторы наибольшим образом влияют на вовлеченность обучающихся в подготовку и как её повысить в условиях усложнения экзамена и предъявления высоких требований со стороны проверяющих экспертов.

Сегодня большую популярность набирает онлайн-образование. Появляются онлайн-школы, различные курсы, которые предоставляют возможность не только обучать онлайн, но и обучить профессии. Репетиторы также всё больше уходят в онлайн-преподавание. Ускорение темпов перехода образования в онлайн-пространство было из-за пандемии. Онлайн-обучение – это форма взаимодействия преподавателя с обучающимися с помощью информационных технологий посредством ресурсов Интернета. Благодаря развитию информационных технологий в настоящее время большое количество программ и направлений создается именно в онлайн среде, в том числе подготовка к итоговым экзаменам. И поэтому при изучении вопроса о вовлеченности обучающихся в подготовку важно учитывать не только факторы, связанные с внутренней мотивацией выпускника и требованиями внешних стимулов, но и возможности, которые предоставляют информационные технологии. Дж. Келлером были выведены принципы [8], которые позволяют повысить мотивацию обучающихся в онлайн-обучении:

  1. Мотивация к обучению повышается, когда у учащихся возникает чувство любопытства из-за осознаваемого им пробела в своих текущих знаниях.
  2. Повышение учебной мотивации происходит тогда, когда знания, которые должны быть выучены, воспринимаются как имеющие значительную связь с целями обучающегося.
  3. Вера обучающихся в то, что они могут преуспеть в освоении учебной задачи.
  4. Предвосхищение и переживание обучающимися удовлетворяющих их результатов выполнения учебных заданий.
  5. Использование учащимися стратегий саморегуляции (т.е. волевых стратегий) для защиты своих намерений.

Опираясь на данные принципы, необходимо рассмотреть возможности и ресурсы, которые используются в онлайн-обучении при подготовке к ЕГЭ. Как уже было отмечено, в связи с распространением информационных технологий расширяются и различные курсы, частная практика преподавателей, которые, в свою очередь, стремятся использовать разнообразные ресурсы и технологии для вовлечения обучающегося в процесс обучения и повышения его интереса к предмету. Так, большинство онлайн-курсов предоставляют широкий спектр материалов, большое разнообразие контента для ученика или потенциального клиента, которые привлекают их именно к данному продукту и обучению. В настоящее время большинство преподавателей используют в подготовке презентации, онлайн-платформы, интерактивные задания, скрипты, чек-листы и конспекты в разнообразных ярких форматах, которые заинтересовывают ученика и повышают его интерес к обучению. Особенно актуальной встает вопрос об использовании элементов геймификации в обучении, представляющая собой использование игровых ресурсов в неигровых ситуациях. Все больше курсов используют различные баллы и очки для учеников как стимулирование их активности, внедряют онлайн-игры для повторения или развлечения и используют вознаграждение учеников за их работу.

При подготовке к ЕГЭ преподаватели используют следующие ресурсы:

  • Презентации, чек-листы и конспекты – они помогают при проведении лекции или вебинара для наглядности и отражения необходимой информации для учеников на слайдах; презентации могут создаваться с помощью разных ресурсов – PiwerPoint, Canva, Adobe Presenter, Google Slides и другие сервисы.
  • Онлайн-платформы для создания обучающего контента и заданий – CoreApp, Антитренинги, ZenClass, GetCourse и другие сервисы. Они позволяют создавать задания и выкладывать материалы, обеспечивая ученику удобный личный кабинет со всей нужной информацией для подготовки.
  • Интерактивные задания и онлайн-игры – они обеспечивают вовлеченность ученика и использование геймификации в обучение, благодаря чему мотивация к обучению участников курса остается на высоком уровне, а он сам вовлечен и активен в процессе подготовки. В создании таких элементов могут помочь следующие сервисы: LearningApps, Wordwall, Quizlett, Online Test Pad, Learnis и другие.
  • Видео и вебинары – это важная и неотъемлемая часть курсов, особенно массовых, т.к. именно с помощью либо записанных видео, либо проведенных вебинаров происходит изучение теоретического материала учеником, который он использует при подготовке и решении заданий. Вебинары и записи видео можно производить с помощью сервисов Zoom, Webinar, GoogleMeet, ClickMeeting и другие.

Таким образом, можно прийти к выводу, что в современной ситуации для подготовки к экзаменам существует множество ресурсов и возможностей, которые помогают преподавателям создавать качественные материалы, а ученикам эффективно и интересно подготовиться. Кроме того, эти ресурсы способствуют повышению вовлеченности обучающихся и делают подготовку более интересной и результативной.

Для того, чтобы подтвердить озвученные тезисы, мы провели исследование, в котором было опрошено 138 человек, которые готовились к ЕГЭ в онлайн – формате в 2020-2023 годах. 

Исследование было произведено с помощью платформы Google Forms в формате анкетирования. Критерием отбора являлось то, что анкетируемый должен был обучаться на курсах или у репетитора по подготовке к ЕГЭ по обществознанию в онлайн – формате. Пройти анкету предлагалась тем, кто сдавал ЕГЭ не более двух лет назад (то есть не раньше 2021 года). В исследовании приняли участие 138 человека из разных регионов России. Пройти анкету предлагалась людям из разных городов, разного достатка, а также разной продолжительности подготовки (от пары месяцев до двух – трёх лет).

Опрос был посвящён особенностям их подготовки, а также факторам, которые влияли на их обучение. Были заданы вопросы касательно полученных баллов, вопрос о субъективной оценке самого процесса подготовки, способе подготовки. Основной блок вопросов, необходимый для исследования, состоял из двух: что оказало наиболее положительное впечатление при подготовке к ЕГЭ по обществознанию и что оказало наиболее отрицательное впечатление при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.

Из опрошенных для 79,4% экзамен по обществознанию являлся ключевым, в то время как 20,6% выбирали обществознание как неосновной предмет для поступления.

53,9% опрошенных набрали высокие баллы (от 85 до 100 баллов), 39,7% – от 65 до 84. От 45 до 64 баллов набрали 5,7% опрошенных, а порог не перешли 0,7%.

46,1% опрашиваемых отметили, что процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию прошел отлично, 37,6% – хорошо. 14,2% выбрали вариант ответа удовлетворительно. 0,7% выбрали, что подготовка прошла негативно, а 1,4% отметили, что подготовка прошла крайне негативно.

Доминирующими способами подготовки оказались следующие: 54,6% готовились с помощью онлайн-школы в группе, 14,2% – онлайн с помощью репетитора в группе. 13,5% опрошенных выбрали, что основной способ подготовки – онлайн-вебинары. Тем самым представляется возможность отследить тенденцию на групповые занятия. Это предположение требует дополнительного исследования.

Важным для исследования были вопросы касательно субъективного впечатления от процесса подготовки. Были предложены различные позитивные варианты с возможностью предложить свои. Был разрешён множественный ответ.

Больше всего – 73,9% отметили, что в процессе подготовке понравилась отзывчивость обучающего. 71,7% выбрали материалы курса, которыми пользовались в процессе подготовки (некоторые отметили, что пользовались ими и после сдачи экзамена). Для 70,3% важным являлась подача репетитора.

Поддержка обучающего при подготовке, а также его экспертность важна для 60,9% процентов опрошенных. Дружелюбие и дружеские отношения – для 58,7%. Можно сделать вывод, что важную составляющую при подготовке и поиске обучающего для сдачи ЕГЭ играет и личная (субъективная) симпатия.

Дополнительный материалы важны для 64,5%, использование онлайн-платформы или приложений для обучения – 41,3%. 55,1% отметили, что сам процесс подготовки показался привлекательным из – за возможности готовится онлайн (т.е. не выходя из дома).

51,4% отметили, что для них было важно пересматривать занятия.

Лишь 30,4% выбрали то, что им понравились интерактивные задания. Возможно, это было связано с тем, что, несмотря на некую навязчивость внедрения интерактивных действий в занятия, они не так важны и привлекательны для самих обучающихся в процессе подготовки к ЕГЭ.

42% было важно, что курс имел чёткий план и структуру, лишь 9,4% выбрали вариант того, что позитивным моментом была возможность изменения курса обучающимся.

Интересно, что 44,2% отметили, что им важен был стиль (дизайн) предоставленных материалов и сама внешняя составляющая курса.

2,9% ответили, что положительных моментов при обучении не было.

На вопрос о том, что больше всего не понравилось при подготовке к ЕГЭ по обществознанию 52,9% ответили, что всё устраивало.

28,3% высказались о том, что их не устраивали возникающие технические сложности с платформой или используемыми приложениями для подготовки (пропажа доступа, некорректное отображение данных и т.д.).

Чувство одиночества и изоляции появилось у 7,2%, а 4,3% не хватило отзывчивости обучающего.

5,8% отметили, что отсутствовал гибкий график занятий, а скучные и однотипные занятия не понравились. Плохую подачу обучающего отметили 0,7%.

Также, не понравились и личные качества обучающего, такие как повышенная мягкость или повышенная строгость репетитора – 5,3% и 7,2% соответственно. Также, 6,5% ответили, что нельзя было внести собственные предложение или изменения при подготовке, а 4,3% – то, что курс был не продуман вовсе.

Отмена занятий и перенос не понравились 1,4% опрошенных. Плохой дизайн материалов и их внешний вид выбрали 6,9%.

Отсутствие интерактивных занятий и каких – либо разнообразных активностей отметили 2,2%.

Интересным является то, что слабую экспертность или полностью её отсутствие никто не выбрал. Возможно, это связано с тем, что обучающиеся по каким-либо причинам не умеют определять экспертность, либо полагаются на отзывы других, а также сама подача и симпатия к обучающему заставляют не думать об уровне владения материалом. Также, это вопрос, который требует дополнительного исследования.

На основании проведенного исследования, анализа литературы и изучения состояния проблемы мы пришли к следующим выводам:

  • ЕГЭ по обществознанию является достаточно сложным для обучающихся и выпускников и требует усиленной подготовки.
  • Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в настоящее время является достаточно актуальной в связи с высоким уровнем его сложности и осуществляется с помощью большого количества курсов, частных онлайн-школ и преподавателей (репетиторов), которые предоставляют широкий спектр форматов и вариантов обучения.
  • В ходе исследования мнения выпускников, сдавших экзамен по обществознанию за последние несколько лет, мы пришли к выводу, что обучающиеся в процессе своей подготовки в большей степени выделяют такие факторы, которые делают подготовку к экзамену наиболее эффективной и оказывает влияние на благополучную обстановку. Обучающимся важно, чтобы обучающий был настроен дружелюбно и отзывчиво, кроме того, важны материалы курса (их качество), также важно и то, как преподаватель ведёт занятие. Подача играет важную роль при выборе специалиста, к которому обучающийся будет обращаться с целью подготовки. Кроме того, стоит отметить, что ряд опрашиваемых отметили возможность онлайн-обучения как один из плюсов их подготовки, что позволяет сделать вывод об эффективности онлайн-обучения и непосредственного его влияния на вовлеченность обучающихся.
  • Основываясь на данных проведенного исследования, можно прийти к выводу о том, что обучающиеся отмечают в качестве отрицательных пунктов своей подготовки к экзамену, и к этим факторам относятся: трудности с онлайн-ресурсами, с которыми некоторые обучающиеся столкнулись, отсутствие гибкого графика подготовки, недостаточность поддержки со стороны преподавателя или куратора курса, а также отсутствие интерактивных заданий. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в онлайн среде при подготовке к экзамену, с одной стороны, важна строгость и дисциплина, но с другой стороны некоторые ученики отмечают потребность в свободе действий и возможности изменения программы. Кроме того, некоторые опрашиваемые отмечали нехватку интерактивных заданий, что подтверждает тезис о том, что разнообразие ресурсов и сервисов необходимо при подготовке, т.к. поддерживает интерес и мотивацию обучающихся.
  • Наиболее интересным в исследовании представляется то, что экспертность обучающего с одной стороны является важным фактором для обучающегося, а с другой – возможны сложности с определением уровня специалиста как преподавателя в целом.

Также, предлагаются следующие рекомендации:

  • при подготовке к ЕГЭ по обществознанию в онлайн-формате использовать качественные и стабильные приложения и платформы, которые реже дают сбой;
  • максимально часто интересоваться состоянием обучающегося, проявлять интерес к его чувствам и переживаниям;
  • использовать единый стиль в материалах, которые предлагаются обучающимся, они должны находиться в одном месте, иметь схожую логику и структуру;
  • обучающийся должен иметь представление о курсе, возможно, иметь доступ к документу, где есть расписание всего курса или тематический план.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что современная подготовка к единому государственному экзамену по обществознанию в настоящее время осуществляется с помощью различных информационных технологий и развивается в онлайн-среде, благодаря чему в обучении используются разнообразные цифровые ресурсы – презентации, видео в виде записанных лекций и онлайн-вебинаров, сайты и онлайн-платформы, интерактивные задания и игры в различных формах. Эти ресурсы позволяют создать уникальный и интересный контент, который положительно влияет на процесс обучения и вовлеченность обучающихся в подготовку, что отмечается выпускниками и обучающимися, прошедшими различные курсы и занятия в период подготовки к экзамену.

Но, не смотря на полную цифровизацию обучения, не менее важным остаются и личные качества обучающего. Обучающимся важна личная симпатия к обучающемуся, важны хорошие отношения и поддержка в период обучения.

Литература:

  1. Бортенева Е.А. Инновационные стратегии обучения, которые улучшают вовлеченность студентов в процесс обучения иностранному языку // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы IV Международной научной конференции, Донецк, 31 октября 2019 года / Под общей редакцией С.В. Беспаловой. Том 4. Часть 1. Донецк: Донецкий национальный университет, 2019. С. 181-183.
  2. Быкова Н.Н. Мотивация обучающихся при применении дистанционных образовательных технологий. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. Выпуск 4, №2: С. 40-45.
  3. В Рособрнадзоре рассказали, какие предметы выбрали выпускники для сдачи ЕГЭ в 2023 году // Skillbox Образование 4.0 (дата обращения: 28.08.2023).
  4. Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестник Московского университета. 2011. №3. С. 33-44.
  5. Ермаков С.С. Современные технологии электронного обучения: анализ влияния методов геймификации на вовлеченность учащихся в образовательный процесс // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, №3. С. 47-58.
  6. Итоги ЕГЭ по обществознанию продемонстрировали стабильность результатов // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Официальный сайт Рособрнадзора (дата обращения: 22.08.2023).
  7. Кононыхина О.В. Мотивация студентов при дистанционном обучении. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №2-1(53). С. 107-111.
  8. Мотивация в дистанционном образовании. Часть первая. Модель Келлера // Бакалавр. Магистр (дата обращения: 10.08.2023).
  9. Рособрнадзор подвел предварительные итоги ЕГЭ по обществознанию // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Официальный сайт Рособрнадзора (дата обращения: 22.08.2023).
  10. Рособрнадзор: предварительные итоги кампании ЕГЭ // Россия сегодня (дата обращения: 23.08.2023).
  11. Hartnett M., George St.A., Dron J. Examining Motivation in Online Distance Learning Environments: Complex, Multifaceted, and Situation-Dependent // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2011. Vol. 12. №6. Page: 20-38.

Engagement factors in online preparation for the USE in social studies.

Zabolotskaya D.Yu.,
undergraduate of 3 course of Moscow State Pedagogical University, Moscow.

Coauthor:
Shchuka T.V.,
undergraduate of 3 course of Moscow State Pedagogical University, Moscow.

Аnnotation. The article describes the research of factors that influence the degree of students' involvement in the process of preparation for the USE in social studies. On the basis of the research recommendations are given on the use of certain factors and tools to increase involvement and motivation in the process of preparation for the USE in social studies in the online format.
Keywords: Preparation for the USE in social studies, online - training, motivation.

Literature:

  1. Borteneva E.A. Innovative learning strategies that improve the involvement of students in the process of learning a foreign language // Donetsk Readings 2019: Education, Science, Innovation, Culture and Modern Challenges : Proceedings of the IV International Scientific Conference, Donetsk, October 31, 2019 / Under the general editorship of S.V. Bespalova. Volume 4. Part 1. Donetsk: Donetsk National University, 2019. Page: 181-183.
  2. Bykova N.N. Motivation of students in the application of distance educational technologies. // Bulletin of the Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2016. Issue 4, №2: Page: 40-45.
  3. Rosobrnadzor told what subjects graduates chose to take the Unified State Exam in 2023 // Skillbox Education 4.0 (date of the address: 28.08.2023).
  4. Gordeeva T.O., Shepeleva E.A. Internal and external educational motivation of academically successful schoolchildren // Bulletin of the Moscow University. 2011. №3. Page: 33-44.
  5. Ermakov S.S. Modern technologies of e-learning: analysis of the influence of gamification methods on the involvement of students in the educational process // Modern foreign psychology. 2020. Vol. 9, №3. Page: 47-58.
  6. Rosobrnadzor summed up the preliminary results of the Unified State Exam in social Studies // FEDERAL SERVICE FOR SUPERVISION OF EDUCATION AND SCIENCE Official website of Rosobrnadzor (date of the address: 22.08.2023).
  7. Kononikhina O.V. Motivation of students in distance learning. // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. №2-1(53). Page: 107-111.
  8. Motivation in distance education. Part one. Keller's model // Bachelor. Master (date of the address: 10.08.2023).
  9. The results of the Unified State Exam in social Studies demonstrated the stability of the results // FEDERAL SERVICE FOR SUPERVISION OF EDUCATION AND SCIENCE Official website of Rosobrnadzor (date of the address: 22.08.2023).
  10. Rosobrnadzor: preliminary results of the USE campaign // Russia Today (date of the address: 23.08.2023).
  11. Hartnett M., George St.A., Dron J. Examining Motivation in Online Distance Learning Environments: Complex, Multifaceted, and Situation-Dependent // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2011. Vol. 12. №6. Page: 20-38.