Аннотация. В статье освещаются принципы обучения диалогическому взаимодействию на уроках английского языка обучающихся, имеющих расстройства аутистического спектра. Автор обращается к различным исследованиям в области обучения иностранному языку лиц с расстройством аутистического спектра (РАС) с целью выявления и обобщения принципов обучения детей с аутизмом общению посредством диалога при помощи средств английского языка.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, диалог, обучение иностранному языку, инклюзивное обучение

При обучении иностранному языку стоит помнить, что главной целью освоения данной дисциплины является овладение иностранным языком как средством коммуникации, что подразумевает в большей степени диалогическое взаимодействие с носителями или другими изучающими этот язык. Как известно, при расстройствах аутистического спектра (далее – РАС) у обучающихся возникают трудности в построении диалога в повседневной жизни, такие дети предпочитают использовать монологическую форму высказывания и не умеют правильно строить диалог, не понимают, когда наступает их очередь говорить, как реагировать на реплику собеседника. В данной статье рассматриваются принципы обучения школьников с РАС диалогическому взаимодействию, а также роль предмета «иностранный язык» в обучении данному навыку обучающихся с аутизмом.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) обучающиеся с аутизмом в легкой или средней форме обучаются по Адаптивной основной образовательной программе (далее – АООП) – Вариант 8.2., который «предназначен для образования детей с РАС, которые не достигают к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме, и не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО (начального общего образования) в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с овладением жизненными компетенциями» [8, с. 55].

Согласно данному варианту АООП, обучающиеся с РАС получают образование в таком же объеме, как и их нормотипичные сверстники, и конечные результаты их обучения также идентичны, поскольку обучающиеся с аутизмом в легкой форме являются высокофункциональными, то есть способны добиваться значительных успехов в обучении. Также, согласно стандарту для учащихся с РАС должны быть в обязательном порядке организованы повседневные социальные контакты с целью развития навыков коммуникации и эмоционально-личностной сферы [8, с. 55]. Однако, как известно, обучающиеся с аутизмом, испытывают существенные трудности в социальной сфере, у детей с РАС затруднено: понимание контекста, юмора, переносного значения образных выражений, двойного смысла слов, понимание принципов построение диалога и многие другие языковые аспекты. Последний пункт в большей степени затрудняет процесс коммуникации таких детей с окружающими, поскольку они не могут выражать свои просьбы, желания, задавать вопросы и отвечать на них. Они, как правило, избирают более примитивную форму получения желаемого, например, крик, либо монологическую форму высказывания. Обучение таких обучающихся социальному взаимодействию невозможно без обучения диалогическому общению, в том числе и на уроках иностранного языка с целью последующего применения полученных умений для коммуникации с носителями языка. Кроме того, как указывает Е.Г. Коваленко в своей статье «Система формирования диалогической речи младших школьников на уроках английского языка»: «при развитии навыков общения осуществляется требование общества к открытости личности, а готовность к диалогу представляет собой одно из современных условий гуманистического стиля общения» [7, с. 131].

 В пользу обучения диалогу высказывается и Л.Б. Штилгуз в статье «Обучение диалогу в начальной школе»: «Говорение является одним из основных видов речевой деятельности, наряду с аудированием, чтением и письмом. <…> Обучение говорению на английском языке является социальным заказом общества, т.к. современная жизнь немыслима без широких интернациональных контактов, а английский язык – это язык интернета и международного общения» [10, с. 217]. В той же статье приводятся и коммуникативные функции диалогового общения, которые особенно важно учитывать, если речь идет об обучении детей с аутизмом:

  • контактная (включает в себя способы обращения, приветствия; прощания; знакомства с другими людьми);
  • информационно-коммуникативная (способы передачи и получения информации);
  • регуляционно-коммуникативная (регуляция поведения собеседника);
  • эмоционально-коммуникативная (направлена на эмоциональную сферу человека) [10, с. 217].

Кроме того, обучение диалогу на иностранном языке помогает ребенку с аутизмом лучше понять культуру разных стран, освоить нормы поведения в обществе, родного и иностранного, научиться реагировать на разного рода ситуации адекватно возрасту, не используя более примитивные формы взаимодействия. Не стоит забывать о том, что изучение иностранного языка неотрывно связано с изучением также и культуры страны, в которой данный язык используется, поэтому обучение диалогическому общению точно также завязано на обучении культуре страны изучаемого языка, которое включает в себя правила поведения в обществе, традиции, обычаи. Следует отметить, что обучить диалогическому общению – это не просто научить задавать вопросы и отвечать на них, но также научить слушать и слышать своего собеседника, правильно интерпретировать сказанное им, анализировать речь другого человека и понимать мотивы того или иного высказывания. В монографии «Межкультурная коммуникация в современном мире» авторы указывают, что «Всякий диалог — это процесс взаимодействия, а формы взаимодействия представляют собой различные виды диалогических отношений. Эффективный диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов» [6, с. 6].

Кроме того, как утверждают авторы монографии «Взаимодействие языков и культур: от диалога к полилогу»: «во всех крупных странах коммуникативное пространство стало поликультурным, причем в разных его сегментах соотношение исходного и привнесенного может быть различным; <…> культурные ценности общества, традиционные и складывавшиеся исторически, стали «ценностями культуры» как ее самодостаточным элементом, обращение к которому возможно в коммуникации» [2, c. 10].

Представляется, что для обеспечения более эффективного и успешного процесса обучения диалоговому общению детей с РАС необходимо соблюдать ряд определенных принципов.

Для начала необходимо выяснить в каких ситуациях ребенок уже способен к активному диалогу, т.е. отвечать на вопрос не «да» или «нет», а более развернуто, используя большее количество деталей. Преподаватель должен выяснить на какую тему ребенок может вести диалог и что помогает ему в этом, есть ли какой-то стимул для него, чтобы начать взаимодействовать в цикле коммуникации, а не просто произносить длинный монолог, рассказывая о своей любимой теме. 

Далее, обучать диалогу следует в контексте реальных жизненных ситуаций. Ребенок должен соотносить ситуации, разыгрываемые на уроках, со своей реальной жизнью, где ему приходится, либо придется в будущем вступать в диалог. Например, в общественных местах, на улице, если возникнет необходимость обратиться к прохожим с вопросом, как пройти куда-либо; в магазинах при общении с кассиром или продавцами-консультантами, если будет необходима помощь в поиске нужного отдела супермаркета или в подборке размера одежды или обуви; в поликлинике, в общественном транспорте и т.д. Если целью обучения является подготовка ребенка к реальному процессу коммуникации, то и разыгрываемые ситуации общения должны быть максимально приближены к естественным условиям. Но в то же время, стоит объяснить ребенку, как он может использовать известные речевые клише, например, «Excuse me», «Could you help me, please?», «How much?», «Where is the restroom?», поскольку их правильное применение в обычной речи так же немаловажно.

Следующий принцип – намеренно создавать ситуации, в которых ребенку будет необходимо вступать в диалог. Для начала необходимо как можно чаще вести диалоги с ребенком именно на его любимую тему, а затем постепенно расширять диапазон более мелких тем, связанных с основной. К примеру, если ребенок интересуется самолетами, сперва можно обсуждать с ним их виды, типы, как они летают, а затем обсудить то, как процесс полета самолета похож на процесс полета птиц. Таким образом будет закрепляться ситуация успеха при процессе коммуникации, что позволит в будущем создавать ситуации диалога, значительно отличающиеся от привычных, но участие в диалоге уже не будет вызывать стресс у ребенка, ведь он имел возможность потренироваться в общении на интересную для него тему.

Наконец, не следует смешивать лингвистику и обучение коммуникации, т.е. необходимо сначала закрепить навыки построения диалога в принципе, а затем уже переходить к корректировке грамматических и лексических ошибок. Этот принцип тесно взаимосвязан с принципом естественности обучения диалогу, и способствует сохранению благоприятной спокойной атмосферы на занятии, ведь как правило обучающиеся начинают больше волноваться, когда учитель поправляет их речевые ошибки, от этого они становятся более замкнутыми, что приводит к формированию языкового и психологического барьера и затрудняет дальнейшее обучение. В случае детей с аутизмом фактор нервного напряжения в ходе обучения особенно важен, поэтому сперва следует научить их как правильно вести диалог, как отвечать на вопросы, когда начинать говорить, как понять, что собеседник закончил свою речь и ждет ответа. После того как эти навыки и умения будут освоены, можно переходить к грамматической составляющей и корректировать языковые и произносительные ошибки, что также невероятно важно, но в случае обучающихся с РАС эти два аспекта не стоит совмещать, поскольку существует риск триггера у ребенка на слишком большой объем получаемой информации, что не является редкостью при данной особенности развития.

Таким образом, можно с полной уверенностью заявить, что обучение диалогическому взаимодействию на иностранном языке обучающихся с РАС безусловно возможно и необходимо, т.к. существует общественный запрос на развитие данного умения у обучающихся с подобной проблемой. Поскольку такие дети, обучающиеся в инклюзивных классах, получают образование наравне с нормотипичными сверстниками, то и требования к результатам их обучения предъявляются соответственные. Однако, учитывая специфику преподавания детям с РАС, обучение диалогу для них носит жизненно-необходимый характер, поэтому необходимо соблюдать определенные принципы работы с такими обучающимися, и тогда они смогут освоить умение выражать свои просьбы, желания и эмоции в адекватной их возрасту форме не только на родном, но и на иностранном языке.

Литература:

  1. Андреева С.В. Формирование произвольной речи у обучающихся с расстройствами аутистического спектра и задержкой психического развития в начальной специализированной школе // Специальное образование. 2021. №4 (64). С. 6-26. (дата обращения: 09.10.2023).
  2. Афанасьева О.В. Взаимодействие языков и культур: от диалога к полилогу / О.В. Афанасьева, К.М. Баранова, Н.В. Барышников [и др.]. М.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ВКН», 2021. 328 с. (дата обращения: 09.10.2023).
  3. Бегунова Н.А. Развитие коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста с аутизмом // Символ науки. 2020. №12-2. (дата обращения: 09.10.2023).
  4. Валеева Ю.Ю., Амирова О.Г. Формирование навыков диалогической речи на уроках английского языка в младших классах // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2020. №1(53). (дата обращения: 09.10.2023).
  5. Высоцкая М.Н., Баскаулова П.А. Особенности обучения английскому языку детей с расстройством аутистического спектра на начальном этапе обучения // Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 5-6 декабря 2017 г. / отв. Ред. И.А. Майер; ред. кол. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2018. 400 с.
  6. Жукоцкая А.В. Межкультурная коммуникация в современном мире / А.В. Жукоцкая, С.В. Черненькая, С.Б. Кожевников [и др.]. М.: Московский городской педагогический университет, 2018. 100 с.
  7. Коваленко Е.Г., Андрейченко А.В. Система формирования диалогической речи младших школьников на уроках английского языка // Актуальные исследования. 2022. №42(121). С. 131-134. (дата обращения: 09.10.2023).
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598) С изменениями и дополнениями от: 8 ноября 2022 г. приложение №8 Требования к АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра. (дата обращения: 09.10.2023).
  9. Числова П.Д., Бояринцева М.В. Исследование диалогической речи у детей с расстройством аутистического спектра // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. №3(51). (дата обращения: 09.10.2023).
  10. Штиглуз Л.Б., Реймерс Н.А. Обучение диалогу в начальной школе // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2018. №14. (дата обращения: 09.10.2023).

The potential of the subject «foreign language» in the aspect of the formation of skills of dialogic interaction of students with autism spectrum disorders

Tselikova A.E.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscowe-mail:

Research supervisor:
Molchanova Maria Alexandrovna,
Associate Professor, Deputy Head for Scientific Work, Department of English Studies and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Аnnotation. The article highlights the principles of teaching dialogic interaction in English lessons to students with autism spectrum disorders. The author refers to various studies in the field of teaching a foreign language to people with autism spectrum disorder (ASD) in order to identify and generalize the principles of teaching children with autism to communicate through dialogue using the means of the English language.
Keywords: autism spectrum disorders, dialogue, foreign language teaching, inclusive learning

Literature:

  1. Andreeva S.V. Formation of free speech in students with autism spectrum disorders and mental retardation in primary specialized school // Special education. 2021. №4(64). Page: 6-26. (date of the address: 09.10.2023).
  2. Afanasyeva O.V. Interaction of languages and cultures: from dialogue to polylogue / O.V. Afanasyeva, K.M. Baranova, N.V. Baryshnikov [et al.]. Moscow : Limited Liability Company «PUBLISHING HOUSE of VKN», 2021. 328 pages. (date of the address: 09.10.2023).
  3. Begunova N.A. Development of communicative abilities in primary school children with autism // Symbol of Science. 2020. №12-2. (date of the address: 09.10.2023).
  4. Valeeva Yu.Yu., Amirova O.G. Formation of dialogic speech skills at English lessons in junior classes // Bulletin of Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla. 2020. №1(53). (date of the address: 09.10.2023).
  5. Vysotskaya M.N., Baskaulova P.A. Features of teaching English to children with autism spectrum disorder at the initial stage of education // Theory and methodology of teaching foreign languages in a multicultural society: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Krasnoyarsk, December 5-6, 2017 / ed. by I.A. Mayer; ed. by Col. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, 2018. 400 pages.
  6. Zhukotskaya A.V. Intercultural communication in the modern world / A.V. Zhukotskaya, S.V. Chernenkaya, S.B. Kozhevnikov [et al.]. Moscow : Moscow City University, 2018. 100 pages.
  7. Kovalenko E.G., Andreichenko A.V. The system of formation of dialogic speech of younger schoolchildren in English lessons // Current research. 2022. №42(121). Page: 131-134. (date of the address: 09.10.2023).
  8. Federal State Educational Standard of Primary General Education for Students with Disabilities (approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation №1598 dated December 19, 2014) With amendments and additions dated: November 8, 2022 Appendix №8 Requirements for AOOPNOO for students with autism spectrum disorders. (date of the address: 09.10.2023).
  9. Chislova P.D., Boyarintseva M.V. The study of dialogic speech in children with autism spectrum disorder // Bulletin of Shadrinsky State Pedagogical University. 2021. №3(51). (date of the address: 09.10.2023).
  10. Stiglouz L.B., Reimers N.A. Teaching dialogue in elementary school // Problems of Romano-Germanic philology, pedagogy and methods of teaching foreign languages. 2018. №14. (date of the address: 09.10.2023).