Аннотация. Исследование затрагивает аспекты применения игровых технологий в школе для проверки качества усвояемости материала в области финансовой грамотности. Отмечены преимущества использования игровых методов при контроле знаний школьников. Приведена разработка игры для учащихся, которая позволяет выявить конкретные пробелы в знаниях учеников для коррекции плана обучения. Раскрыта суть данной игры, приведены примеры используемых заданий.

Ключевые слова: учитель, финансовая грамотность, школа, ученик, игра, урок

В наше время довольно сложно представить жизнь без денег – они являются эквивалентом, выступающим измерителем стоимости товаров и услуг. С ранних лет человек сталкивается с деньгами, а одним из важных моментов социализации ребенка являются его самостоятельные покупки в магазинах, благодаря которому он может почувствовать себя самостоятельным, что и является одной из первых ступеней сепарации от родителей. Финансово грамотное поведение человека дает ему возможность максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы для достижения жизненных целей, а государству – эффективно внедрять меры денежно-кредитной политики [1], [3], [8]. Вместе с тем, для эффективного управления деньгами человек должен иметь определенные знания и навыки, которые наиболее эффективно прививать ему с детства [4], [9], именно поэтому во многих школах страны активно внедряются уроки финансовой грамотности, а с сентября 2022 года изучение отдельных элементов финансовой грамотности обязательно в ряде дисциплин. Это не только способствует развитию ребенка в новой, еще не изведанной для него стезе, но пригодится ему на повседневной основе.

Почему же интерес к изучению финансов возник именно в последние годы? Правительство РФ в 2017 году утвердило стратегию повышения уровня финансовой грамотности населения, при этом Москва – один из первых регионов, который активно начал внедрять обучение школьников азам обращения с финансами. Проведение такого предмета как финансовая грамотность поможет сформировать у ребёнка представление о деньгах и их ценности, а также позволит обсуждать различные темы, связанные с финансами. В 2021 году впервые в России создали класс социально-экономического профиля – «Предпринимательский класс в московской школе», в настоящее время участниками этого проекта является 141 школа. В программу таких классов включено обучение финансовой грамотности как одной из важных составляющих школьной программы. Вместе с тем, пособий, учебников и методических рекомендаций, которые позволят учителям легко и доступно изложить материал по данной тематике, не так уж и много.

В связи с внедрением элементов финансовой грамотности в школах интернет-издание «Комсомольская правда» провело опрос: «Как вы считаете, нужны ли уроки финансовой грамотности в школах?». Результаты представлены на рис 1.

Рис. 1. Результаты опроса населения по поводу необходимости введения в школе уроков финансовой грамотности [6]

Анализируя ответы вопроса, можно сделать вывод, что больше половины опрошенных считают, что уроки по финансовой грамотности необходимы, так как знания в области финансов полезны с самого детства.

В московских школах уроки по финансовой грамотности обычно проводятся с 1 по 9 классы. В начальных классах информация преподносится в игровом формате и затрагивает темы, которые также связанны с безопасным поведением в интернете – совершение каких-либо платежей, а также денежных переводов. В средних же классах при проведении финансовой грамотности упор делается на оценку рисков предпринимательской деятельности и определение недобросовестных финансовых организаций. Основные темы финансовой грамотности, изучаемые школьниками, являются доходы, расходы, личный бюджет и бюджет семьи, банки и их структура, финансовое мошенничество, инвестиции и, конечно же, налоги. Преподавая финансовую грамотность, учителю важно понимать, насколько материал усваивается учениками и есть ли какие-либо пробелы, которые стоит восполнить, и обучение школьников в такой области, как налогообложение, также не является исключением. Вместе с тем, важным аспектом обучения является контроль знаний, при этом желательно, чтобы школьники получили положительные эмоции от такого контроля для формирования положительного отношения к изучению различных тем. В связи с этим авторами предлагается проведение контроля усвоения материала, связанного с такой темой финансовой грамотности, как налогообложение, в игровом формате в виде «Своей игры» с использованием информационно-коммуникационных технологий, что особенно важно в условиях повсеместной цифровизации [2], [7].

«Своя игра» представляет собой интеллектуальную викторину, направленную на обобщение и закрепление пройденного материала, а также выявление пробелов в знаниях учеников. Во время участия в данной игре у школьников происходит активизация интеллектуальной деятельности, развитие познавательного интереса и эмоциональное обогащение за счет наличия здоровой конкуренции.

Рассмотрим особенности проведения разработанной игры. Ученики должны быть поделены поровну на несколько команд, в зависимости от их общего количества. Главной целью каждой из команд является получение как можно большего количества очков, путем ответа на вопросы. Игра может состоять как из одного, так и из нескольких раундов – в каждом раунде присутствуют несколько тем, которым соответствует определенное количество вопросов. При этом каждый из вопросов имеет свою стоимость, которая возрастает от вопроса к вопросу: чем выше стоимость вопроса, тем он сложнее.

Рис. 2. Пример тем, которые могут использоваться в ходе игры

На рис. 2 представлен пример тем, которые могут применяться в ходе викторины – «Общие вопросы налогового права», «Налог на добавленную стоимость» и «Акциз».

Каждая из этих тем включает в себя четыре вопроса по принципу от простого к сложному. Как пример можно привести вопросы:

  1. Из темы «Акциз» за 100:
    Какие бывают виды налоговых ставок по акцизам?
    Ответ: адвалорные, твердые, комбинированные
  1. Из темы «Налог на добавленную стоимость» за 200:
    В течение какого времени проводится камеральная проверка НДС?
    Ответ: камеральные проверки должны завершаться в течение двух месяцев со дня представления декларации по НДС, если налогоплательщик не соответствует необходимым критериям, или же будут выявлены какие-либо противоречия, то срок камеральной проверки может быть продлен до 3–х месяцев.
  1. Из темы «Общие вопросы налогового права» за 300:
    Какие специальные налоговые режимы существуют в России?
    Ответ: четыре постоянных режима: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентная система налогообложения, а также два режима в форме эксперимента: налог на профессиональный доход, автоматизированная упрощенная система налогообложения.

Последним же вопросом в каждой из тем является небольшое практическое задание – решение подобных задачек помогает погрузить учеников в реально возможные условия, а также проверить их знания на практике. Естественно, для ответа на задания из данного раздела школьникам необходимо дать больше времени, чем для ответа на более «дешевые» вопросы. Оптимальное время для решения практического задания – 7-10 минут.

Как пример можно привести задание за 400 из тем «Налог на добавленную стоимость» (Пример 1) и «Общие вопросы налогового права» (Пример 2).

Пример 1.
Сумма выручки за квартал составила 11 760 000 руб. (в том числе НДС 20%). Стоимость оприходованных, но еще не оплаченных в этом же периоде материалов составила 10 512 000 руб. (в том числе НДС 20%). Соответствующие счета-фактуры выставлены и получены. Определить размер НДС за квартал.

Рассмотрим решение данного примера.

НДС к начислению составляет (НДС в книге продаж):
11 760 000 * 20/120 = 1 960 000 рублей.
НДС к зачету (НДС в книге покупок):
10 512 000 * 20/120 = 1 752 000 рублей.

Таким образом, НДС к уплате в бюджет составит:
1 960 000 – 1 752 000 = 208 000 рублей к уплате в бюджет.

Пример 2.
Налоговый период по налогу составляет календарный месяц. Декларацию по нему необходимо подать не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом.
Каков крайний срок подачи декларации за май 2023 года.

При решении данной задачи ученикам следует быть особенно внимательными – так, первый же приходящий в голову ответ – это 25 июня 2023 года. Вместе с тем, очень важно при привитии школьникам элементов налоговой грамотности рассматривать с ними реальные, а не абстрактные ситуации, а, значит, и учитывать все нюансы, которые будут встречаться им на практике. Так, 25 июня 2023 года – это воскресенье, то есть официальный выходной день в России.

В этом случае для решения задачи школьники должны применить пункт 7 статьи 6.1 «Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах» части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Он гласит: «В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день» [5].

Таким образом, правильный ответ в рассматриваемом примере – 26 июня 2023 года.

Игра начинается, когда одна из команд выберет один из всех предоставленных вопросов, ведущий зачитывает его вслух и выводит на экран. Любая команда может поднять руку, чтобы дать ответ, но только после того, как ведущий закончит читать вопрос. Также есть альтернативный вариант, при котором каждая команда нумеруется, например, с 1 по 5, и отвечает по очереди, в соответствии со своим номером. Если команда дала правильный ответ, то им начисляются баллы, равные стоимости вопроса. Если же команда дала неверный ответ, с них снимаются баллы, а другие команды имеют право дать свой вариант ответа. В случае, когда по истечении двадцати секунд правильный ответ не был дан, он озвучивается ведущим, а следующий вопрос выбирает та команда, что выбирала и предыдущий.

Помимо обычных вопросов в игре могут быть и специальные, их формат учитель может придумать самостоятельно, в частности, это может быть такая форма, как «Кот в мешке». Если команде выпадает вопрос такого формата, она должна самостоятельно выбрать, какой команде хочет передать данный вопрос. Команда, которой был передан «Кот в мешке» должна выбрать цену данного вопроса, она может равняться либо минимальной, либо максимальной стоимости. Если команда отвечает на переданный вопрос в течение 30 секунд, то получает удвоенное количество баллов, если в течение минуты, то получает ранее выбранное количество баллов, если же не отвечает на специальный вопрос, то теряет баллы. В итоге в «Своей игре» побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов. Такой игровой формат не только приносит позитивные эмоции ученикам, но и позволяет контролировать уровень усваиваемости материала учениками.

Разработанная игра позволит в интересной форме провести проверку знаний учеников, выявить наиболее трудные темы, которым впоследствии следует уделить особое внимание, при этом школьники не будут бояться такой проверки, а, наоборот, ждать ее – ведь игра – это один из наиболее увлекательных форматов обучения.

Литература:

  1. Бобылева А.С. Развитие российской системы нормотворчества в сфере повышения финансовой грамотности населения // Вестник Екатерининского института. 2021. №2(54). С. 11-14.
  2. Держай Г.Ю., Пазенко Е.А. Деловая игра как метод активного обучения на уроках обществознания // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-4. С. 75-78.
  3. Карабанова О.В. Трекинг как технология развития предпринимательской грамотности через управляемые изменения // Непрерывное образование в контексте будущего: экосистемный взгляд на педагогическую деятельность: Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции, Москва, 19-20 апреля 2022 года. Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2022. С. 86-89.
  4. Миронова К.Г., Орлова А.О., Шинкарёва О.В. Сочетание онлайн-технологий и геймификации при обучении школьников финансовой грамотности // Экономическое развитие России: точка баланса в мировой экосистеме и инфраструктура будущего: материалы Международной научно-практической конференции / под редакцией профессора И.В. Шевченко; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Кубанский государственный университет. Краснодар: 2022. С. 217-222.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998, №146-ФЗ. (дата обращения: 04.12.2023).
  6. Финансовая грамотность в школах России. Официальный сайт газеты «Комсомольская правда». (дата обращения: 04.12.2023).
  7. Формирование и развитие метапредметных компетенций на основе цифровых сервисов в сфере общего образования / С.В. Весманов, А.А. Терехов, Д.С. Весманов, В.В. Источников // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. 2023. №1(35). С. 118-131.
  8. Формирование новых компетенций для общественного сектора цифровой экономики: монография / В.В. Строев, М.Л. Левицкий, О.А. Ломовцева [и др.]. М.: Московский городской педагогический университет, 2021. 180 с.
  9. Шинкарева О.В., Куломзина Е.Ю. Развитие налоговой грамотности у студентов на основе их привлечения к научно-исследовательской работе // Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность: Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции, Москва, 18-19 июня 2020 года / Составитель Н.И. Шевченко. М.: Общество с ограниченной ответственностью «А-Приор», 2020. С. 324-328.

Game methods to assess the quality of material assimilation by schoolchildren in teaching financial literacy

Zimina V.A.,
student of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Monakhova E.M.,
student of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Shinkareva Olga Vladimirovna,
Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Institute of Economics, Management and Law of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the Moscow City University, PhD in Economics, Associate professor

Аnnotation. The study touches on aspects of the use of gaming technologies in school to test the quality of material comprehension in the field of financial literacy. The advantages of using game methods in monitoring schoolchildren's knowledge are noted. The development of a game for students is presented, which allows you to identify specific gaps in students’ knowledge in order to correct the training plan. The essence of this game is revealed, examples of the tasks used are given.
Keywords: teacher, financial literacy, school, student, game, lesson

Literature:

  1. Bobyleva A.S. Development of the Russian rule-making system in the sphere of increasing the financial literacy of the population // Bulletin of the Catherine Institute. 2021. №2(54). Page: 11-14.
  2. Dergay G.Yu., Pazenko E.A. Business game as a method of active training in social studies // Problems of modern pedagogical education. 2020. №69-4. Page: 75-78.
  3. Karabanova O.V. Tracking as a technology for the development of entrepreneurial literacy through managed changes // Continuing education in the context of the future: an ecosystem view of pedagogical activity: A collection of scientific articles based on the materials of the V International Scientific and Practical Conference, Moscow, April 19-20, 2022. Yaroslavl-Moscow: Publishing House «Chancellor», 2022. Page: 86-89.
  4. Mironova K.G., Orlova A.O., Shinkareva O.V. Combination of online technologies and gamification in teaching financial literacy to schoolchildren // Economic development of Russia: a point of balance in the world ecosystem and infrastructure of the future: materials of the International Scientific and Practical Conference/edited by Professor I.V. Shevchenko; Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Kuban State University. Krasnodar: 2022. Page: 217-222.
  5. Tax Code of the Russian Federation (Part One) from 31.07.1998, №146-FZ. (date of the address: 04.12.2023).
  6. Financial literacy in Russian schools. The official website of the newspaper «Komsomolskaya Pravda». (date of the address: 04.12.2023).
  7. The formation and development of meta-subject competencies based on digital services in the field of general education / S.V. Vesmanov, A.A. Terekhov, D.S. Vesmanov, V.V. Istochnikov // Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Economics. 2023. №1(35). Page: 118-131.
  8. Formation of new competencies for the public sector of the digital economy: monograph / V.V. Stroev, M.L. Levitsky, O.A. Lomovtseva [and others]. Moscow: Moscow City Pedagogical University, 2021. 180 pages.
  9. Shinkareva O.V., Kulomzina E.Yu. Development of tax literacy among students based on their involvement in research // Continuing education in the context of the idea of the Future: new literacy: Collection of scientific articles based on the materials of the III International Scientific and Practical Conference, Moscow, June 18-19, 2020 / Compiled by N.I. Shevchenko. Moscow: A-Prior Limited Liability Company, 2020. Page: 324-328.