Аннотация. В статье описывается раздел «Языковой сад», который включен в учебные пособия по курсу «Словесность» для глухих обучающихся начальных классов в Китайской народной республике. Рассматривается 12 подразделов данной методической единицы, стратегии и цели их использования в преподавании языкового курса. Помимо описания содержания подразделов в статье представлены примеры конкретных заданий.

Ключевые слова: обучение языку, китайский язык, глухие обучающиеся, начальное образование.

В ходе 23-го заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству, которое прошло в ноябре 2022 года, была отмечена важность расширения сотрудничества Российской Федерации и Китайской народной республики в области образования. Особенно важным было отмечено взаимодействие в рамках общего образования. Обмен педагогическими практиками также играет важную роль в сотрудничестве двух стран. Рассмотрение зарубежного методического обеспечения освоения языкового курса глухими обучающимися позволяет проанализировать систему обучения языку зарубежом в целом. Усвоение языковой системы является одним из важнейших направлений в начальном образовании обучающихся с нарушениями слуха [1, с. 5].

Несмотря на то, что подходы к методическому обеспечению языкового курса в Китайской народной республике обладают неким сходством с подходами в России [2; с. 85], есть некоторые уникальные разделы. Среди них разделы: «Почитай с радостью», «Читаем с удовольствием», «Языковой сад». Именно последнему разделу посвящена настоящая статья. В ходе аналитического обзора мы рассмотрим содержание 12 подразделов «Языкового сада» (кит. 《语文园地》), их роль в учебной программе и стратегии их использования учителями. Рассматриваться будет первая ступень обучения языку – с 1 по 3 классы. Для каждого года обучения предлагается по 2 учебника, выпущенные Министерством образования КНР [4], [5], [6], [7], [8], [9], серии «Экспериментальный учебник для обязательного обучения в школах для глухих» (кит.:《聋校义务教育实验教科书》).

Перейдем к содержательному рассмотрению «Языкового сада», как специфического раздела учебных пособий. В каждом пособии всего 6 таких разделов и расположены они в конце разделов «Грамотность» или Чтение». Эти разделы содержатся также в учебниках для слышащих детей, за исключением подразделов «Использование жестового языка» и «Языковое общение».

Каждый раздел «Языковой сад» содержит от 3 до 6 подразделов. Количество подразделов постепенно увеличивается с течением времени, а их сложность – возрастает. Не существует единого порядка размещения подразделов, они представлены в различных сочетаниях. Но в каждом «Языковом саду» есть подраздел «В течение длительного времени». Его мы рассмотрим в первую очередь. На китайском языке данный подраздел называется «日积月累», что является фразеологизмом и прямо переводится как «собираться с каждым днём, накапливаться с каждым месяцем». Его значение можно охарактеризовать, как событие, происходящее в течение длительного времени, накопление чего-либо. И соответственно названию в рамках этой части учеников постепенно знакомят с поэтическими произведениями. В первом классе в него включены детские стихотворения и песенки, но далее внимание смещается на изучение традиционной поэзии. Каждое стихотворение снабжено иллюстрацией в традиционном стиле; детям сообщается не только автор произведения, но и временной период (династия), в рамках которого стихотворение было написано. Например, стихотворение «Поднимаюсь на Башню Аиста (Гуаньцюэлоу)» поэта династии Тан Ван Чжихуаня (см. рисунок 1) [6, с. 16].

 

Рис. 1. Стихотворение  «Поднимаюсь на Башню Аиста (Гуаньцюэлоу)»

Далее подразделы будут рассматриваться в хронологическом порядке их встречаемости в учебниках. Подраздел «Использование слов» (кит. 字词运用) встречается только в первом классе. В его рамках происходит закрепление изученной лексики. Приведем пример задания. Во втором разделе «Языковой сад» в учебнике для первого класса учащимся предлагается найти иероглифы, содержание финали [a], [i], [u] в ряду [3; с. 31].

Иероглифы: 五([wu3], пять), 土 ([shi4], ученый), 木 ([mu4], дерево), 目([mu4], глаз); 七 ([qi1], семь), 米 ([mi3], рис), 地 ([di4], земля), 第 ([di4], часть слова «младший брат»); 爸 ([ba1], часть слова «папа»), 妈 ([ma1], часть слова «мама»), 马 ([ma3], лошадь), 大 ([da4], большой).

В дальнейшем подраздел «Использование слов»  переходит в подразделе «Использование слов и предложений» (кит. 字词句运用). В нем продолжается работа над расширение словарного запаса обучающихся. В нем в основном содержатся письменные упражнения, который призваны улучшить навык написание китайских иероглифов. Такую же цель преследует и следующий подраздел – «Подсказки для письма» (кит.书写提示). В нём учеников знакомят с практическими советами о том, как писать иероглифы быстрее, эффективнее и правильнее. Например, в первой части учебника для третьего класса даются советы о том, как правильно писать черты в представленных иероглифов (см. рисунок 2) [5, с. 92].

Рис. 2. «Подсказки для письма»

Мы переходим к подразделам, не связанным напрямую с развитием навыков письма. Подраздел «Использование пиньиня» (кит.: 拼音运用) посвящен системе транскрипции китайского языка. Помимо иероглифической письменности детьми в Китае также изучается система романизации китайского языка пиньинь. Она позволяет записать транскрипцию иероглифов, т.е. способ их прочтения. В дальнейшем этот навык используется при наборе текста на клавиатуре компьютера. В рамках упражнений происходит тренировка различений похожих звуков китайского языка, повторение транскрипции изученных иероглифов. Дактильная азбука китайского языка также основана на пиньинь, поэтому есть часть заданий направленные на тренировку дактилирования и устного произношения. Подраздел «Образец» (кит.: 展示台) содержит в себе иллюстрированные сцены из повседневной жизни обучающихся начальной школы. В нём также даются задания и соответствующий им речевой материал. Например, если ребенку дается задание написать табличку со своим именем и возрастом, то также к нему предлагаются фразы: «Я узнал имя своего одноклассника. Я знаю все имена, написанные на карточках».

Следующий подраздел «Мое открытие» (кит.: 我的发现) содержит интересные факты о китайском языке. Например, в первом классе детям объясняется, что иероглифами с одинаковыми составными частями (в данном случае часть 女(«женщина» и  艹 «трава») имеют схожее значение [4, с. 87]:

  1. 姐 (страшая сестра), 妹 (младшая сестра), 奶 (бабушка по материнской линии);
  2. 花 (цветок), 草 (трава, сено, солома).

В китайском языковом курсе также уделяется внимание жестовому языку. Повторение и усвоение жестовой лексики происходит в подразделе «Использование жестового языка» (кит.: 手语用). Развитие устной диалогической и монологической речи происходит в рамках подраздела «Языковое общение» (кит.: 语言交往). В нем детям предлагаются темы для обсуждения, практические советы по улучшению своей устной речи. Например, уделяется внимание важности использования мимики и эмоционального выражения лица при разговоре. Следующий подраздел имеет достаточно шуточное название - «Заправочная станция иероглифов» (кит.: 认字加油站). При его изучении, как автомобили заправляются бензином, дети повышают свой словарный запас, «заправляются» новыми словами. Подраздел «Письмо по образцу» (кит.: 写话) способствует достижению результатов в предметной области «Письмо»[3, с. 179-180]. При освоении этой области дети учатся писать под диктовку, составлять деловые документы и выполнять другие письменные работы. В ходе обучения обучающихся учат работать со словарем, этому посвящен подраздел «Поиск в словаре» (кит.: 查字典). Его задания помогают научиться пользоваться поиском слов по фонетическому и радикальному методам. Зачастую в ходе выполнения заданий дети заполняют подобные таблицы (см. рисунок 3).

Рис. 3. Таблица «Поиск в словаре»

Таким образом, все 12 подразделов «Языкового сада» на начальном этапе обучения языку используются в нескольких направлениях:

  1. Расширение словарного запаса, закрепление изученной лексики.
  2. Обучение навыкам эффективного иероглифического письма.
  3. Знакомство детей с произведениями традиционной поэзии.
  4. Расширение использования детьми различных средств коммуникации: устная речь, дактилирование и жестовый язык.

Раздел «Языковой сад» представляет большой интерес для изучения. Некоторые приемы, используемые здесь, могут быть полезны при овладении не только китайским, но и другими языками. Такими примерами могут стать таблицы по итогам работы со словарем, комментированные изображения из повседневной жизни, рассмотрение структуры письменных бытовых документов (открытки, записки и др.).

Литература:

  1. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. М.: Просвещение, 1977. 200 с.
  2. Набокова Л.А., Шустова С.А. Основные подходы к обучению языку детей с нарушениями слуха в России и Китае // Обучение языку в системе образования детей с ОВЗ. К 95-летию со дня рождения Е.А. Горбуновой: материалы научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 21 мая 2022 / под общ. ред. К.Б. Вовненко. М.: МПГУ, 2022. С. 81-86. (дата обращения: 11.12.2023).
  3. Шустова С.А. Основные направления обучения языку детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха в Российской Федерации и Китайской Народной Республике // Специальная педагогика и психология: традиции и инновации : материалы III Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов с международным участием, г. Москва, 6–7 апреля 2022 г. / под общ. ред. Ю.О. Филатовой. М.: МПГУ, 2022. С.177-181. (дата обращения: 11.12.2023).
  4. 聋校义务教育实给教科书 语文 – 年级 上册 / 冯颖, 刘洁, 李雪珠 [и др.]. 北京 : 人民教育出版社, 2017. 97 c.
  5. 聋校义务教育实给教科书 语文 – 年级 下册 / 冯颖, 刘洁, 李雪珠 [и др.]. 北京 : 人民教育出版社, 2016. 97 с.
  6. 聋校义务教育实给教科书 语文 三年级 上册 / 冯颖, 刘洁, 李雪珠 [и др.]. 北京 : 人民教育出版社, 2018. 106 c. .
  7. 聋校义务教育实给教科书 语文 三年级 下册 / 冯颖, 刘洁, 李雪珠 [и др.]. 北京 : 人民教育出版社, 2016. 107 c.
  8. 聋校义务教育实给教科书 语文 二年级 上册 / 冯颖, 刘洁, 李雪珠 [и др.]. 北京 : 人民教育出版社, 2018. 109 c.
  9. 聋校义务教育实给教科书 语文 二年级 下册 / 冯颖, 刘洁, 李雪珠 [и др.]. 北京 : 人民教育出版社, 2016. 112 c. Текст : электронный.

Chapter «Language Garden» as a means of teaching language to deaf students in China

Shustova S.A.,
undergraduate of 1 course of the Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow

Research supervisor:
Nabokova Lina Alexandrovna,
Associate Professor, Department of Inclusive Education and Sign Language Pedagogy, Moscow Pedagogical State University (MPGU), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Аnnotation. The article describes the «Language Garden» section, which is included in the textbooks for the «Literature and language» course for deaf primary school students in the People's Republic of China. The 12 subsections of this methodological unit, the strategies and purposes of their use in teaching a language course are considered. In addition to describing the content of the subsections, the article provides examples of specific tasks.
Keywords: language teaching, Chinese language, deaf students, primary education.

Literature:

  1. Zykov S.A. Methodology of teaching language to deaf children. Moscow: Prosveshchenie, 1977. 200 pages.
  2. Nabokova L.A., Shustova S.A. Main approaches to language teaching of children with hearing impairment in Russia and China // Language teaching in the system of education of children with disabilities. To the 95th anniversary of E.A. Gorbunova: proceedings of the scientific and practical conference with international participation, Moscow, May 21, 2022 / edited by K. B. Vovnenko. Moscow: MSPU, 2022. Page: 81-86. (date of the address: 11.12.2023).
  3. Shustova S.A. Main directions of language training of primary school children with hearing impairment in the Russian Federation and the People's Republic of China // Special pedagogy and psychology: traditions and innovations : proceedings of the III All-Russian scientific conference of young scientists and students with international participation, Moscow, April 6-7, 2022 / edited by Y.O. Filatova. - Moscow: MSPU, 2022. Page: 177-181. (date of the address: 11.12.2023).
  4. 聋校义务教育实给教科书 语文 – 年级 上册 / 冯颖, 刘洁, 李雪珠 [etc]. 北京 : 人民教育出版社, 2017. 97 pages.
  5. 聋校义务教育实给教科书 语文 – 年级 下册 / 冯颖, 刘洁, 李雪珠 [etc]. 北京 : 人民教育出版社, 2016. 97 pages.
  6. 聋校义务教育实给教科书 语文 三年级 上册 / 冯颖, 刘洁, 李雪珠 [etc]. 北京 : 人民教育出版社, 2018. 106 pages.
  7. 聋校义务教育实给教科书 语文 三年级 下册 / 冯颖, 刘洁, 李雪珠 [etc]. 北京 : 人民教育出版社, 2016. 107 pages.
  8. 聋校义务教育实给教科书 语文 二年级 上册 / 冯颖, 刘洁, 李雪珠 [etc]. 北京 : 人民教育出版社, 2018. 109 pages.
  9. 聋校义务教育实给教科书 语文 二年级 下册 / 冯颖, 刘洁, 李雪珠 [etc]. 北京 : 人民教育出版社, 2016. 112 pages.