Аннотация. В настоящей статье рассматриваются ряд политических изменений, происходящих в Китае в процессе взаимодействия с Японией в период второго срока нахождения у власти бывшего японского премьер-министра Синдзо Абэ (в 2012-2020 гг.). Рассматриваемый период совпал по срокам с приходом к власти действующего руководителя Китая – Си Цзиньпина. Отношения между Китаем и Японией исторически складывались напряженно. В статье проанализированы особенности взаимоотношений между странами в данный период, описаны предпринятые экономические, политические и социальные реформы, рассмотрены ряд территориальных вопросов, вызывающих взаимную обеспокоенность, и причины укрепления альянса Японии с США.

Ключевые слова: политика Китая, китайско-японские отношения, Синдзо Абэ, Си Цзиньпин.

В настоящее время всё чаще исследуется период нахождения у власти Синдзо Абэ, который являлся бывшим японским премьер-министром. Он находился у власти почти девять лет. Японский политик тесно взаимодействовал с Китаем, благодаря чему отношения между странами развивались по разным направлениям. Некоторые предпринятые им преобразования были противоречивыми и негативно воспринимались Поднебесной, но были и положительные инициативы.

В сентябре 2012 исполнилось 40 лет со дня установления дипломатических отношений между Китаем и Японией. С данного момента взаимодействие двух стран трансформировалось, поскольку произошла эскалация конфликта по поводу территориальных претензий насчет спорных островов. КНР считала их частью своей территории и называла Дяоюйдао, но они находились под контролем Японии, где они именовались Сенкаку. В Китае прошли массовые антияпонские демонстрации после национализации этих островов. Население Поднебесной было против такого хода развития событий, равно как и правительство Китая, которое усилило своё воздушное и водное присутствие в этом регионе. Это привело к охлаждению отношений между странами, более того, отменились ряд встреч на высшем уровне [7, с. 28-32].

В ноябре 2013 года Китайская Народная Республика установила зону противовоздушной обороны над Восточно-Китайским морем. Китайское агентство Синьхуа опубликовало на сайте карту новой зоны, которая охватывала обширные районы Восточно-Китайского моря, включая те, которые расположены недалеко от Японии и Южной Кореи. Очертания обозначенной на карте территории представляют собой геометрическую фигуру из семи углов, вытянутую с севера на юг. Китайские картографы обозначили территорию новой опознавательной зоны в непосредственной близости с японскими островами, а также территорией Южной Кореи и островом Тайвань. Территория действия новой зоны включала также район спорных островов – Дяоюйдао или Сенкаку. К тому же, в список ограничений включили регистрацию любых воздушных средств, которые пролетали над данным объектом, что создавало большие неудобства для Японии [6].

После встречи в 2014 году на саммите АТЭС Абэ Синдзо и Си Цзиньпина, стороны договорились о ряде пунктов. Они включали в себя, во-первых, продолжение развития отношений партнёрства и сотрудничества, которые основаны на стратегических интересах, во-вторых, решение вопросов, негативно воздействующих на политические взаимоотношения, в-третьих, стремление к предотвращению дальнейшей эскалации конфликта вокруг островов в Восточно-Китайском море, создание механизма противодействия в случае кризисных ситуаций для того, чтобы избежать непредвиденных последствий, в-четвёртых, возобновление дипломатических контактов и диалога в сфере политики и безопасности для того, чтобы построить доверительные политические отношения [8].

Данные формулировки условий позволили странам заморозить спорные вопросы, но при этом частично возобновить взаимоотношения. Более того, лидеры Китая и Японии сделали заявления, которые включали в себя различные пункты и мероприятия, касающиеся стабилизации и улучшения отношений двух стран. Важным пунктом, который необходимо выделить, стала договорённость о создании механизма по предупреждению происшествий в случае морских и воздушных контактов сторон, так называемой «горячей линии» [2, с. 35-37].

Начиная с 2017 г. Китай подписал с Японией ряд документов о создании и развитии инфраструктуры в рамках китайской инициативы «Один пояс – один путь». Это масштабный проект, целью которого являются создание транспортного, энергетического и торгового коридоров для обеспечения стабильности цепочек поставок. [3, с. 2-6] Синдзо Абэ и другие члены японского правительства были обеспокоены возможностью Китая фактически взять под контроль многие процессы в Азии путём увеличения дипломатической, военной и экономической активности, более жёсткой внешней политикой и создания новых международных институтов, таких как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, АБИИ и другие. Более того, помимо усиления китайского влияния, Япония беспокоилась о потере контроля за соблюдением экологических стандартов и проблем с коррупцией. С другой стороны, эта инициатива была выгодна японскому бизнесу для выхода на новый уровень, способствуя его непрерывному развитию [3 с. 24-28].

Также в 2017 году произошло потепление в отношениях Китая и Японии на фоне двух памятных дат – 45-летия со дня нормализации отношений и 40-летия со дня подписания договора о мире и дружбе. Говоря о причинах, которые привели к примирению во взаимодействии между Китаем и Японией, немаловажным фактором стало изменение международной политической ситуации. В основном это связано с политикой администрации президента Дональда Трампа в Соединенных Штатах. Несмотря на беспрецедентные усилия премьер-министра Синдзо Абэ по установлению хороших отношений с президентом США и подтверждению безопасности, действия Дональда Трампа вызвали озабоченность у японского лидера. Более того, произошёл выход Соединенных Штатов из Транстихоокеанского партнерства, которое Япония считала очень важной частью поддержания либерального экономического порядка, ориентированного на Америку. Также Дональд Трамп оказывал давление на союзников, что ущемляло их интересы, и в первую очередь затрагивало интересы самой Японии (например, в случае переговоров с Северной Кореей) [6]. Кроме того, торговая политика администрации США также заслуживает внимания, поскольку Соединенные Штаты, в отличие от других союзников, не отменяли тарифы, введенные на сталь и алюминий, и, следовательно, негативные антияпонские торговые войны между Японией и Соединенными Штатами повлияли на товары, производимые японскими компаниями в Китае.

В июле 2017 года во время съезда саммита «Большая двадцатка» Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин провёл официальную встречу с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Председатель КНР сообщил о начале нового витка в отношениях двух стран в сторону потепления. После данного заявления премьер-министр Японии и другие члены управляющего аппарата в августе 2017 года впервые за тридцать семь лет не посетили святилище Ясукуни [6].

Данный храм является символом японского милитаризма для Китая, соответственно фактором дестабилизации международных отношений. Проблема стояла настолько остро, поскольку с 1931 по 1945 года против Китая велись военные действия со стороны Японии. Армия Японии проявила чрезвычайную жестокость по отношению не только к китайским военным, но и к мирному населению. Наибольшую огласку получила деятельность «отряда 731». Данное подразделение занималось изготовлением бактериологического оружия и его испытанием на военнопленных и беззащитных мирных жителях. Также стоит отметить массовое убийство мирного населения во время «Нанкинской резни» в 1937 году. Во время военных действий храм Ясукуни был символом для поддержания боевого духа воинов. Солдатам обещали написать их имена на табличках, что было высшей наградой для людей того времени. Этот обряд мотивировал японское население к мобилизации. После завершения войны властями были предприняты попытки отделения религии от государства, но для консерваторов было важно продолжать посещать храм Ясукуни, что вызывало множество вопросов со стороны правительства Китая [5].

Начиная с 2018 года премьер-министр Японии понимает, что улучшение отношений с Китаем – это необходимость, поскольку администрация США угрожала ввести тарифы на японские автомобили, а также двустороннее соглашение о свободной торговле, которое было невыгодно для Японии. Японское правительство пришло к выводу, что полагаться на США становится опасно, из-за того, что они не предоставляют никаких гарантий, более того для Японии было важно сохранить текущий порядок положения дел без сдвига в сторону Китая [6].

Фактор Соединённых Штатов Америки также присутствует и с китайской стороны. Из-за ухудшения взаимоотношений с США Китай стремился к сближению с другими крупными партнёрами, такими как государства Европейского Союза и с ближайшими соседями Японией и Южной Кореей, даже если некоторые из перечисленных стран могли быть исторически недружественными Поднебесной.

 С другой стороны, нужно отметить, что признаки улучшения отношений между двумя азиатскими государствами проявились ещё до ситуации возросшей напряжённости между Соединенными Штатами и Японией. Это обусловлено особой политикой, которую проводил Синдзо Абэ. Она получила название «Абэномика». Это политика была направлена на преодоление экономической стагнации, увеличение денежной массы и на повышение конкурентоспособности Японии на международной арене. Этот способ был призван вывести экономику Японии из периода минимального роста. От Китая также ожидалась финансовая поддержка, в рамках привлечения иностранных инвестиций.

Программа «Абэномики» состояла из трёх «стрел». Первым направлением стал выпуск дополнительной валюты для того, чтобы повысить спрос на экспортные японские товары, поддерживая при этом умеренную инфляцию в районе 2%. Второй «стрелой» стало введение новых программ государственных расходов для стимулирования роста бюджета. Это было необходимо как для краткосрочного увеличения его объемов, так и для создания долгосрочного профицита. Третий компонент «Абэномики» включал в себя реформирование различных нормативных актов, которое должно было привести к улучшению конкурентоспособности японской промышленности, а также к усиленному инвестированию в частный сектор. Это означает, что были внесены изменения в управление компаниями, упрощены правила найма иностранных работников, облегчено увольнение неэффективных сотрудников, проведена либерализация в сфере здравоохранения и приняты меры поддержки предпринимателей. Закон также направлен на реструктуризацию коммунальной и фармацевтической промышленности и модернизацию сельского хозяйства. Особое внимание было уделено Транстихоокеанскому партнерству, которое сделало Японию более конкурентоспособной благодаря свободной торговле [9].

Таким образом, мы рассмотрели нормализацию отношений между Японией и Китаем во время нахождения у власти Синдзо Абэ. Это достаточно непростой период, поскольку одновременно в Китае нарастала конфронтация с США. Взаимоотношения усложняют также и болезненные исторические события тяжёлых военных лет, которые регулярно напоминали о себе. Но, безусловно, и Япония, и Китай заинтересованы в расширении экономических связей, развитии сотрудничества в различных областях - автомобилестроении, медицинской сфере, в области развития технологий искусственного интеллекта. Обе страны продемонстрировали своё желание стабилизировать ситуацию в области безопасности, чтобы избежать возникновения военного конфликта. Япония готова наладить экономическое сотрудничество с Китаем и помочь ему стать более кооперационным игроком, однако возможно тактическое сближение может перерасти в стратегическое. Стоит также отметить и внутриполитические факторы, а именно наличие сильных лидеров в этих странах и грамотное взаимодействие в рамках осуществления политики. Конечно, говорить о полном потеплении отношений в этот период ещё рано, но наметились сдвиги в положительную сторону для сохранения стабильных отношений и выгодного экономического взаимодействия.

Литература:

  1. Гордеева И.В. Инициатива Китая «Один пояс, один путь» и позиция Японии: конфронтация или взаимодействие? // Проблемы Дальнего Востока. 2020 №3. С. 53-66.
  2. Киреева А.А. Новая историческая веха в китайско-японских отношениях: насколько глубоко потепление и что за ним стоит? // Японские исследования. 2020 №1. С. 21-47.
  3. Пименова А.О. Один пояс – один путь как глобальный экономический проект Китая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020 №05. (дата обращения: 21.12.2023).
  4. Тимофеев В.В., Шевчук О.М. Личностная дипломатия Абэ Синдзо во внешней политике Японии на примере Северо-Восточной Азии (2012-2020 гг.) // Россия и АТР. 2021 №3. C. 19-35.
  5. China scathes Abe's Yasukuni visit // Жэньминь Жибао. (дата обращения: 19.12.2023).
  6. Nagy S. Is Trump Pushing China and Japan Together? Not Quite, China-US Focus, November 6, 2018. (дата обращения: 21.12.2023).
  7. Takahara A. Forty-four Years of Sino-Japanese Diplomatic Relations Since Normalization, in L.P. Er (ed), China-Japan Relations in the 21st Century. Antagonism Despite interdependency. Singapore: Palgrave Macmillan. Page: 25-66.
  8. Takahara A. The Abe-Xi Summit of 2018: A View from Japan, The Asan Forum, November 8, 2018. (дата обращения: 20.12.2023).
  9. The Japan Times (сайт). (дата обращения: 21.12.2023).

China's policy towards Japan during Shinzo Abe's term in power

Korotkova A.A.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Zaklyazminskaya Ekaterina Olegovna,
Associate Professor of the Department of the Chinese Language of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Science (Economics)

Аnnotation. This article examines several political changes occurring in China in the process of interaction with Japan during the second term in power of the former Japan Prime Minister Shinzo Abe (2012-2020). The period under review coincided with the coming to power of the current leader of China, Xi Jinping. Relations between China and Japan have historically been tense. The article analyzes the features of relations between countries in this period, describes the economic, political and social reforms undertaken, considers a number of territorial issues of mutual concern, and the reasons for strengthening the alliance between Japan and the United States.
Keywords: Chinese policy, Сhina-Japan relations, Shinzo Abe, Xi Jinping.

Literature:

  1. Gordeeva I.V. China's Belt and Road Initiative and Japan's Position: Confrontation or Interaction ? // Problems of the Far East. 2020 №3. Page: 53-66.
  2. Kireeva A.A. New historical milestone in Sino-Japanese relations: how deep is warming and what is behind it? // Japanese research. 2020 №1. Page: 21-47.
  3. Pimenova A.O. One belt – one way as a global economic project of China//Scientific and methodological electronic journal «Concept» 2020 №05.  (date of the address: 21.12.2023).
  4. Timofeev V.V., Shevchuk O.M. Abe Shinzo's personal diplomacy in Japanese foreign policy using the example of Northeast Asia (2012-2020 ) // Russia and the Asia-Pacific region. 2021 №3. Page: 19-35.
  5. China scathes Abe's Yasukuni visit // Renmin Zhibao. URL: http://en.people.cn/90883/8496810.html/ (date of the address: 19.12.2023).
  6. Nagy S. Is Trump Pushing China and Japan Together? Not Quite, China-US Focus, November 6, 2018. (date of the address: 21.12.2023).
  7. Takahara A. Forty-four Years of Sino-Japanese Diplomatic Relations Since Normalization, in L.P. Er (ed), China-Japan Relations in the 21st Century. Antagonism Despite interdependency. Singapore: Palgrave Macmillan. 2017. Page: 25-66.
  8. Takahara A. The Abe-Xi Summit of 2018: A View from Japan, The Asan Forum, November 8, 2018. (date of the address: 20.12.2023).
  9. The Japan Times (website). (date of the address: 21.12.2023).