Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования элективного курса при формировании межкультурной коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку. Уточняются цели и результаты использования элективного курса. Доказывается, что разработка элективного курса для обучения английскому языку делает его своеобразной педагогической моделью межкультурной коммуникации, что увеличивает возможности формирования межкультурной коммуникативной компетенции в условиях среднего общего образования.

Ключевые слова: элективный курс, межкультурная коммуникативная компетенция, межкультурная коммуникация, межкультурный диалог, педагогическая модель.

В условиях современной мировой политической ситуации вопрос обучения английскому языку (далее – АЯ) как языку международного общения остается одним из приоритетных, несмотря на политико-экономические разногласия. Особое внимание в области языкового образования уделяется развитию динамических и функциональных аспектов личности. При обучении АЯ акцент ставится на формировании «информационной готовности личности к межкультурному диалогу» [15, с. 109], рассматриваемой как внутренний ценностный потенциал человека при конструировании межкультурного мира в информационной среде. Вместе с тем растут требования к уровню овладения АЯ учащимися старшей школы. Значительное внимание в обществе приобретает проблема корректного общения, проявляющаяся в уважении к собеседнику, в стремлении избегать коммуникативных конфликтов [3, с. 32], что необходимо учитывать в процессе обучения языку. Отсюда появляется необходимость поиска новых средств обучения языку, которые позволят школьникам эффективно налаживать межкультурную коммуникацию с представителями страны изучаемого языка или иных стран.

В старшей школе процесс обучения АЯ ориентируется на формирование межкультурной коммуникативной компетенции (далее – МКК), что позволит обучающимся успешно общаться с представителями других культур, в том числе в интернет-среде. Подтверждением необходимости формирования данной компетенции является одна из целей иноязычного образования (базовый уровень владения языком), отраженная в Федеральной образовательной программе по АЯ для 10-11 классов. В документе сказано, что формирование социокультурной/межкультурной компетенции проявляет себя в виде «приобщения к культуре, традициям англоговорящих стран в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся на уровне среднего общего образования, формирования умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения [14].

Значимыми акцентами в определении МКК становятся равноправие языковых систем и взаимодействие коммуникантов при переосмыслении родной и осмыслении иноязычной культуры. Е.Г. Тарева указывает, что способность к межкультурной коммуникации с представителем иной культуры возможна, а «межкультурный диалог интерпретируется как открытый и уважительный обмен мнениями между индивидами и группами, принадлежащими к различным культурам, который ведет к более глубокому пониманию мировосприятия других и к осознанию своей культуры» [10, с. 71].

Формирование МКК является одной из основных целей обучения АЯ в старшей школе, однако вопрос о том, действительно ли возможно достижение указанной цели в условиях среднего общего образования остается дискуссионным. Тем не менее, все авторы сходятся в одном – важность формирования МКК для успешного обучения АЯ и подготовки учащихся старшей школы к жизни в современном мире [6], [7], [9] [11].

Думаем, что элективные курсы как «обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения» [12, с. 184] являются одним из эффективных инструментов формирования МКК и развития способности к межкультурному общению в сфере интернет-коммуникации. Они направлены на углубление знаний по определенным предметам или на развитие навыков, в том числе на уровне межкультурного общения, которые могут быть полезны в будущей профессии. Среди целей, выдвигаемых при создании элективных курсов для обучения АЯ выделим имеющие важное значение при развитии культуры речи старшеклассников в процессе интернет-коммуникации [8, с. 115]:

  1. Углубить содержание основного учебного предмета «Английский язык»;
  2. Ориентировать обучающихся в специфике, особенностях изучаемого языка;
  3. Способствовать расширению кругозора обучающихся;
  4. Знакомить с культурой и историей англоговорящих стран.

При разработке элективного курса важно учитывать тот факт, что он становится не только средством формирования МКК, но и своеобразной педагогической моделью межкультурной коммуникации, при использовании которой необходимо учитывать определенные требования на уровне старшей ступени обучения [8, с. 116]:

  1. Содержание всех форм организации обучения: индивидуальной, групповой и фронтальной работы, проектных, творческих заданий и др.;
  2. Пробуждение и поддержание у обучающихся интереса к изучению английского языка;
  3. Знакомство обучающихся со спецификой основных видов деятельности на уроках АЯ в частности: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных;
  4. Не дублирование содержания предмета «Английский язык».

К компетенциям, которые может формировать элективный курс у учащихся старшей школы, отнесем [13, с. 237]:

  • предметные (знания и умения в области обучения АЯ);
  • метапредметные (умение применять знания из разных областей для решения проблем в реальных жизненных ситуациях);
  • коммуникативные (умение общаться и сотрудничать с другими людьми как на родном, так и на изучаемом ИЯ);
  • социальные (способность вести себя в обществе в соответствии с социальными нормами и ценностями).

Развитие данных компетентностных областей происходит с помощью иноязычного профориентационного обучения для дальнейшей нацеленности школьников в профессиональных областях [5, с. 178]. В качестве принципов отбора содержания элективных курсов предлагаем принять за основу ценностно-ориентированный (ориентирует учащихся на приоритет способа деятельности) и проблемно-ориентированный (способствует активизации познавательной деятельности учащихся) подходы к характеру содержания обучения [4, с. 209]. В основе использования указанных подходов при наполнении содержания элективного курса лежат понимание ценностей и интересов учащихся, а также решение задач, способствующих развитию проблемного мышления и активизации познавательной деятельности школьников.

Отбор материалов для элективного курса подчиняется фундаментальным общедидактическим принципам. Согласимся, что в обучении АЯ старшеклассников с учетом межкультурного подхода играют существенную роль такие принципы как актуальность, новизна, проблемность и достоверность материалов [2, с. 90]. Приведем данные об указанных принципах и их функционале в Таблице 1.

Таблица 1. Общедидактические принципы отбора материалов для элективного курса и их функционал

Общедидактические принципы

Функции

Актуальность

отбор материалов, которые отражают современные тенденции и проблемы в определенной области

Новизна

использование новых подходов, методов и технологий в обучении

Проблемность

подбор материалов, которые вызывают интерес у учащихся и стимулируют их к активному участию в учебном процессе

Достоверность

использование проверенных и надежных источников информации, а также экспертных оценок и мнений

Говоря об элективном курсе как педагогической модели межкультурного диалога, укажем кратко на основные результаты при его освоении [1, с. 6]:

  • психологические: основные навыки и/или умения, направленные на профессиональное общение, например, творческие способности в осуществлении перевода;
  • лингвистические: создание необходимых материалов на АЯ, удовлетворяющих наиболее важные потребности обучающихся;
  • методологические: развитие необходимых навыков для осуществления планирования собственной деятельности и развития самоконтроля.

Программная структура элективного курса вариативна, что чаще всего зависит от его целей и содержания. Полагаем, что учебная программа элективного курса (в нашем случае направленная на развитие культуры речи старшеклассников в процессе интернет-коммуникации) с учетом формирования МКК будет включать:

  1. Пояснительную записку, описывающую цели, задачи, планируемые результаты элективного курса.
  2. Учебно-тематический план, содержащий перечень тем и разделов электива.

Мы предлагаем следующие тематические варианты:

  • «Введение в основы коммуникации. Краткая история интернета и интернет-общения»;
  • «Основы интернет-общения: виды и формы»;
  • «Язык интернет-коммуникации: национально-культурные особенности»;
  • «Интернет-сленг: способы образования и использования»;
  • «Невербальные средства интернет-общения»;
  • «Специфика общения в социальных сетях. Язык форумов и блогов»;
  • «Черты письменной речи в интернет-общении. Этикет e-mail переписки»;
  • «Основы поведения во время видеоконференций».
  1. Содержательную часть, включающую в себя теоретическую и практическую части. Считаем, что практическая часть проводимого элективного курса должна состоять из заданий, имеющих деятельностную коммуникативную составляющую:
  • написание этикетного электронного письма;
  • разработка англоязычного профиля в социальной сети;
  • анализ новостей и тематических публикаций из сети Интернет;
  • выступление на видео конференции.
  1. Требования к результатам освоения элективного курса, подразумевающие:
  • создание образовательного продукта (например, образцы электронных писем, текстов для социальных медиа или веб-статей на АЯ), который может быть использован учащимися как портфолио для будущей карьеры в области маркетинга и коммуникаций;
  • формы контроля (например, проведение тестирования по теоретической части курса, кейсы и создание проектов по практической части);
  • систему оценки образовательных достижений учащихся.
  1. Информационное обеспечение (литература и электронные ресурсы).
  2. Возможные приложения (дополнительные статьи или материалы для самостоятельного изучения, видеоуроки, демонстрирующие ключевые аспекты речевого поведения в процессе интернет-коммуникации, интерактивные ресурсы).

Умение успешно взаимодействовать и общаться с представителями других культур в Интернет-пространстве становится важнейшим результатом элективного курса как модели межкультурной коммуникации. В данном случае важность включения элементов межкультурной коммуникации в процесс обучения АЯ невозможно переоценить. Концепция элективного образования позволяет школьникам выбрать направление обучения, ориентируясь на свои интересы и потребности. Включая в себя изучение языковых структур, тематика элективного курса при обучении АЯ сопровождается такими аспектами межкультурной коммуникации как культурные различия, стереотипы, приемлемые способы общения в Интернет-среде и т.д.

Полагаем, что как педагогическая модель и средство формирования МКК в процессе обучения АЯ на ступени среднего общего образования элективные курсы позволяют: формировать МКК, развивая способность к межкультурному общению; расширять кругозор учащихся как в области иноязычного обучения, так и в сфере интернет-коммуникации; отбирать материалы с учетом принципов актуальности, новизны, проблемности и достоверности; обеспечивать эффективность учебного процесса и достижение поставленных целей.

Таким образом, элективный курс может способствовать формированию у старшеклассников умения анализировать, понимать и осознавать различия в собственной и иноязычной речевой культуре, что позволит им посмотреть под другим углом на свою собственную культуру, переосмыслить ее. Подчеркивая значимость включения межкультурного подхода в процесс обучения АЯ для приобретения необходимого уровня культуры речи старшеклассников в процессе межкультурной коммуникации в Интернет-среде, считаем, что элективный курс может стать эффективным средством для достижения этой цели.

Список литературы:

  1. Аболмасова Е.С., Семенова Ю.И. Основы разработки элективного курса в системе профильно-ориентированного обучения иностранному языку на уровне среднего общего образования // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2023. №17. С. 6-12.
  2. Атутов П.Р Дидактика технологического образования: Книга для учителя. ч.1. Москва: ИОСО РАО, 1997. 230 с.
  3. Баранова К.М., Афанасьева О.В. Эвфемизация речи на современном этапе развития английского языка // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2021. №1(41). С. 32-41.
  4. Жураковская В.М. Критерии отбора содержания элективных ориентационных курсов в предпрофильной подготовке // Ползуновский вестник. 2004. №3. С. 209-215.
  5. Колесников А.А. Профориентационное направление в обучении иностранным языкам // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. №4. С. 176-187.
  6. Коротких Ю.Ю. Формирование межкультурной компетенции старшеклассников на основе учебных лингвокультуроведческих материалов: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук./ Юлия Юрьевна Коротких. Ижевск, 2010. 173 с. Место защиты: Удмуртский государственный университет.
  7. Корякина А.А. Межкультурная коммуникация в образовательном контексте: монография. Киров: Издательство МЦИТО, 2022. 108 с.
  8. Кураева А.В. Элективные курсы по иностранному языку как условие определения индивидуальной образовательной траектории обучающегося // Вопросы педагогики. 2020. №1-1. С. 114-116.
  9. Лукина Л.В. Сферы общения: учебное пособие по развитию навыков устной речи и межкультурной коммуникации. Воронеж: Воронежский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2019. 114 с.
  10. Межкультурное образование в вузе: лингводидактические стратегии и практики / Е.Г. Тарева, А.В. Анненкова, О.А. Гаврилюк [и др.]. Санкт-Петербург: ООО «Нестор-История», 2020. 272 с.
  11. Основы межкультурной коммуникации: Государственные и национально-культурные символы / Л.А. Борботько, Л.Г. Викулова, Л.А. Воробьева [и др.]. 2-е издание, стереотипное. М.: ООО «ФЛИНТА», 2019. 277 с.
  12. Паладян К.А. Элективные курсы как содержательная основа профильного обучения // Современные тенденции развития системы образования: Сборник трудов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 28 марта 2018 года. Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2018. С. 184-187.
  13. Поддубская О.Н. Элективный курс по иностранному языку как составляющая инновационной системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы // Российский журнал образования и психологии. 2017. №4-2. С. 234-242.
  14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования». 2023. 3337 с.
  15. Язык, культура, социум: сущность и экзистенция: коллективная монография / Л.Г. Викулова, Г.А. Ермоленко, А.В. Жуковская, Е.Г. Тарева, Е.В. Тройникова [и др.]. М.: ООО «Книгодел», 2023. 152 с.

Elective course as a model of crosscultural communication in English teaching

Zernova M.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Gerasimova Svetlana Anatolyevna,
Associate Professor of the Department of French Language and Linguodidactics Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences

Abstract. The article discusses the possibilities of using an elective course as a model of crosscultural communication in English teaching. Goals and results of using the elective course are being clarified. It is proved that the elective course makes it a kind of pedagogical model of crosscultural communication, which increases the possibilities of the formation of crosscultural communicative competence in conditions of secondary general education.
Keywords: elective course, crosscultural communicative competence, crosscultural communication, crosscultural dialogue, pedagogical model.

References:

  1. Abolmasova E.S., Semenova Y.I. Fundamentals of the development of an elective course in the system of profile-oriented foreign language teaching at the level of secondary general education // Actual problems of modern foreign language education. 2023. №17.: 6-12.
  2. Atutov P.R. Didactics of technological education: A book for a teacher. part 1. Moscow: IOSO RAO, 1997. 230 p.
  3. Baranova K.M., Afanasyeva O.V. Euphemization of speech at the present stage of English language development // Bulletin of the Moscow State Pedagogical University. Series: Philology. Theory of language. Language education. 2021. №1(41).: 32-41.
  4. Zhurakovskaya V.M. Criteria for selecting the content of elective orientation courses in pre-professional training // Polzunovsky vestnik. 2004. №3.: 209-215.
  5. Kolesnikov A.A. Career guidance in teaching foreign languages // Bulletin of the Moscow University. Series 19. Linguistics and intercultural communication. 2018. №4.: 176-187.
  6. Korotkov Y.Y. Formation of intercultural competence of high school students on the basis of educational linguistic and cultural materials: specialty 13.00.01 «General pedagogy, history of pedagogy and education»: dis. at the sois. uchen. step. Candidate of Pedagogical Sciences. / Yulia Yurievna Korotkov. Izhevsk, 2010. 173 p. Place of protection: Udmurt State University.
  7. Koryakina A.A. Intercultural communication in an educational context: a monograph. Kirov: MTSITO Publishing House, 2022. 108 p.
  8. Kuraeva A.V. Elective courses in a foreign language as a condition for determining an individual educational trajectory of a student // Questions of pedagogy. 2020. №1-1.: 114-116.
  9. Lukina L.V. Spheres of communication: a textbook on the development of oral speech and intercultural communication skills. Voronezh: Voronezh State Technical University, EBS DIA, 2019. 114 p.
  10. Intercultural education in higher education: linguodidactic strategies and practices / E.G. Tareva, A.V. Annenkova, O.A. Gavrilyuk. St. Petersburg: Nestor-Istoriya Limited Liability Company, 2020. 272 p.
  11. Fundamentals of intercultural communication: State and national cultural symbols / L.A. Borbotko, L.G. Vikulova, L.A. Vorobyova [et al.]. 2nd edition, stereotypical. Moscow: FLINT Limited Liability Company, 2019. 277 p.
  12. Paladyan K.A. Elective courses as a meaningful basis for specialized education // Modern trends in the development of the education system: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Cheboksary, March 28, 2018. Cheboksary: Limited Liability Company «Publishing House "Wednesday», 2018.: 184-187.
  13. Poddubskaya O.N. Elective course in a foreign language as a component of an innovative system of specialized education in high schools // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. №4-2.: 234-242.
  14. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 18.05.2023 №371 «On approval of the Federal educational program of secondary general education». 2023. 3337 p.
  15. Language, culture, society: essence and existence: a collective monograph / L.G. Vikulova, G.A. Ermolenko, A.V. Zhukovskaya, E.G. Tareva, E.V. Troynikova. Moscow: Knigodel Limited Liability Company, 2023. 152 p.