Победитель конкурса «КОД науки» в номинации
«Наука для мегаполиса» (2025 г.)

Аннотация. В данной статье рассматриваются возможности использования сайта «Гид по инклюзивной Москве» как элемента системы социокультурной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/или инвалидностью, а также их семей. Социокультурная адаптация – это целенаправленное приспособление личности ребенка с ОВЗ к обществу для удовлетворения его потребностей и запросов через имеющиеся навыки социального взаимодействия и коммуникации. В реалиях настоящего времени не хватает инструментов для того, чтобы сделать информацию о возможностях города более доступной для детей с особенностями в развитии и их семей. Авторы статьи проводят анализ функций сайта и преимуществ среди других инструментов, а также раскрывают его потенциал для улучшения качества жизни детей с ОВЗ и их семей.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, инвалидность, социальная инклюзия, социокультурная адаптация, инклюзивное пространство.

В настоящее время общество с гораздо бо́льшим принятием относится к появлению в городских пространствах людей с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью. Общественные взгляды смещаются в сторону преодоления неравенства и принятия каждого индивидуума. Новым общественным эталоном становиться «социальная инклюзия» [7, с. 161].

Социальная инклюзия определяется следующими критериями: она всегда нацелена на конкретную социальную группу, ограниченную в доступе к социальным благам, а также непрерывно связана с предоставлением этой группе необходимых благ и помощью во включении ее в жизнь социума. Более того, в отличии от интеграции, социальная инклюзия предполагает также и работу с остальными социальными группами по принятию уязвленных [5, с. 124-125].

Популяризация инклюзивности и ее внедрение в организацию жизни не только лиц с различными особенностями, но и в сознание граждан приводит к трансформации городских пространств через обеспечение их доступности всем категориям граждан, перестройки локаций с учетом запросов представителей разных социальных групп [3, с. 182].

Благодаря этой тенденции все больше городских пространств сегодня становятся доступными для разных категорий граждан. Такие локации можно отнести к категории инклюзивных социокультурных пространств. Данный термин введен Е.В. Хорошавиной и понимается ею как «специально организованная среда, позволяющая каждому члену общества через участие в социокультурных практиках реализовывать свой личностный потенциал» [7, с. 163].

В статье К.В. Захаровой было выделено несколько значимых принципов, на которые должны опираться планировщики инклюзивных пространств. Исходя из перечисленных концепций мы понимаем, что среда должна быть доступной и удобной. Она должна способствовать интеграции лиц с ОВЗ в социокультурную среду. Общественные пространства должны быть интуитивно понятными и легко осваиваемыми. Также эта среда не должна вызывать неудобств и соответствовать требованиям безопасности [4, с. 105].

Мы также хотим подчеркнуть, что организация инклюзивной среды подразумевает не просто наличие пандусов и лифтов. Это комплексный подход, учитывающий разнообразные потребности людей с инвалидностью, пожилых людей, родителей с маленькими детьми и других уязвимых групп населения. Инклюзивное пространство предполагает как доступную среду с наличием пандусов, лифтов, широких дверных проемов, тактильной плитки, контрастной маркировки, поручней и удобной навигации, так и адаптированные сервисы, предоставляемые персоналом, прошедшим специальную подготовку, готовым оказать помощь и предоставить информацию на доступном языке (в том числе с использованием альтернативных средств коммуникации), инклюзивные мероприятия и программы.

Следует отметить, что сама идея «доступной или инклюзивной среды» была предложена еще в 1963 году Селвином Голдсмитом в его книге «Проектирование для инвалидов». Там он изложил свои идеи об адаптации городских пространств для людей-инвалидов. Например, мысль о занижении бордюра на тротуаре в местах перехода через проезжую часть, которая в дальнейшем стала общепринятым требованием к разработке архитектурной среды на открытых общественных пространствах [8, с. 62].

Понятие «доступной среды» становиться особенно актуальным, когда речь заходит о социальной адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью. Этот процесс непременно требует комплексного подхода, включающего в себя создания условий для активного участия таких людей в культурно-досуговых мероприятиях города. Однако для этого важно обеспечить инклюзивную направленность таких мероприятий, их соответствие потребностям лиц с ОВЗ, подготовку компетентного персонала и психологическую подготовленность самих участников с особыми потребностями [1, с. 120].

В процессе социокультурной адаптации люди с ОВЗ учатся взаимодействовать и налаживать контакт с той социальной средой, которая их окружает. Все приобретенные навыки они смогут направить на удовлетворение своих жизненных потребностей, что позволит им в будущем стать полноценными членами социума [2, с. 210].

Процесс адаптации будет более качественным, если начинать его с детского возраста. Ведь если ребенок будет «вытеснен» из социального, культурного и образовательного пространства, предназначенного для среднестатистических детей, он в результате окажется, согласно Л.С. Выготскому, в более низком социальном положении. Поэтому важно удовлетворить не только специальные образовательные, но и социокультурные потребности детей для приобщения их культурным ценностям, развития культурных, коммуникативных, рефлексивных, эмоциональных, творческих сторон личности [9, с. 619].

Для успешной социальной адаптации лиц с ОВЗ или инвалидностью в социум инклюзивное социокультурное пространство должно охватывать все сферы жизни общества, в том числе обучение, коммуникацию, досуг и искусство. Для людей с ОВЗ важно, чтобы такие пространства были доступными, открытыми для них и принимали во внимание их потребности. Это в свою очередь значит, что учреждения должны обеспечивать не только физическую доступность, но и предоставлять возможность участия в программах и мероприятиях, учитывающих запросы таких граждан.

Как было сказано выше, одним из важнейших аспектов социализации лиц с ОВЗ является их интеграция в культурную жизнь города. В этой связи наиболее значимыми являются театры, музеи и выставочные пространства, которые реализуют принципы доступности и инклюзии в своей работе [6, с. 358]. Такие театры, обеспечивают тифлокомментирование и сурдоперевод. Музеи создают специальные условия для равного посещения экспозиций всеми категориями посетителей. В них проводятся специальные мероприятия и организуются лекции и мастер-классы, экскурсии и концерты для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Все это является важными аспектами социальной инклюзии и процесса включения таких граждан в различные сферы жизни общества.

В Москве, как в столице Российской Федерации, активно применяется и реализуется принцип инклюзии и интеграции лиц с особыми потребностями в жизнь города. Однако людям с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью, их семьям, а также специалистам, которые с ними работают, может быть непросто найти подходяще социокультурное пространство или мероприятие. Поиск информации о доступных ресурсах и услугах становится сложной задачей из-за разрозненности данных. В условиях большого количества организаций потребность в едином и понятном источнике информации становится особенно важной.

Мы хотим представить «Гид по инклюзивной Москве»: https://moscowinclusion.bitrix24site.ru/. Гид – это не просто перечень адресов, а инструмент сопровождения, облегчающий жизнь лицам с ОВЗ и их семьям, в то же время способствующий их активной интеграции и социализации в городскую среду.

«Гид по Инклюзивной Москве» является важным элементом комплексной системы сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведь система сопровождения непременно включает в себя: информационную поддержку, т.е. предоставление информации о доступных ресурсах, услугах и организациях; психологическую поддержку с оказанием помощи в преодолении трудностей, связанных с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями; социальную поддержку и оказание помощи в организации социальной адаптации ребенка и семьи; медицинскую помощь и обеспечение доступности медицинской помощи и реабилитационных услуг; образовательную поддержку, реализующуюся также в помощи в выборе образовательной траектории, организации обучения и социализации ребенка.

«Гид по Инклюзивной Москве» выполняет функцию информационной поддержки, являясь отправной точкой для получения необходимой информации и навигации по другим элементам системы сопровождения. Тем самым он может стать своего рода техническим помощником в социальной адаптации лиц с ОВЗ и его семьи.

Для удобства использования сайт разделен на следующие категории:

  1. «Культурный досуг». Москва предлагает разнообразные культурные мероприятия, организованные в музеях и театрах города, которые адаптируют программы для особенных посетителей. В этом разделе можно найти информацию о таких театрах и музеях и о программах, которые организуются для детей и взрослых с различными потребностями. Среди них Государственный Дарвиновский музей, Третьяковская галерея, МХТ им А.П. Чехова.
  2. «Дом книги». Здесь можно узнать о ресурсах и услугах, предоставляемых библиотеками столицы для людей с ограниченными возможностями. Инклюзивные библиотеки стремятся создать доступную среду для всех читателей, независимо от их физических, сенсорных или интеллектуальных особенностей.
  3. Раздел «Комфортные прогулки» предлагает пользователям информацию о парках Москвы, среда которых позволяет людям с ограниченными возможностями здоровья гулять с особенным комфортом. А в Бабушкинском парке, в парке Горького и на ВДНХ кроме элементов доступной среды, также есть несколько детских площадок, адаптированных для семей с детьми с ОВЗ. Кроме того, в этом разделе сайта можно найти информацию о нескольких городских площадках, которые также адаптированы под запросы таких семей.
  4. В разделе «Выставки и фестивали» собраны актуальные мероприятия, которые будут организованы и проведены в ближайшее время. Все эти мероприятия неизменно связаны с понятием инклюзивности и будут интересны всем жителям столицы, включая лиц разных возрастов с различными потребностями.
  5. Раздел «Особая компания» способствует ознакомлению с организациями, в которых работают люди с различными особенностями, физическими или психологическими. Это способствует осознанию, что у любого человека есть шанс на счастливое будущее, на трудоустройство и реализацию в жизни.
  6. «Почитать на досуге». В этом разделе расположены ссылки на различные источники и электронные ресурсы для расширения представлений об инклюзивной среде Москвы. А также ссылки на платформы и сайты учреждений, которые занимаются организацией инклюзивных мероприятий.

Кроме того, наш путеводитель оснащен интерактивной картой, которая предоставляет такие возможности как: удобный поиск мест по категориям, подробную информацию с описаниями и отзывами, GPS-навигацию для комфортного ориентирования и возможность сохранять интересные места и создавать собственные маршруты для упрощения путешествий. Интерактивная карта значительно обогащает опыт путешествий, делая его более динамичным и увлекательным, а также помогает открывать новые горизонты!

Следует выделить и ряд преимуществ в использовании гида. Он экономит время и усилия, помогая быстро находить информацию и избегая трудоемкого поиска; повышает осведомлённость, предоставляя актуальную и достоверную информацию о доступных услугах; помогает семьям чувствовать себя более уверенно в городской среде и активнее участвовать в обществе; способствует интеграции детей с ОВЗ, их включению в образовательную, социальную и культурную жизнь; улучшает качество жизни и облегчает решение повседневных задач, связанных с воспитанием детей с ОВЗ.

«Гид по Инклюзивной Москве» имеет ряд перспективных направлений развития. В их числе расширение функционала и внедрение новых функций, персонализация и настройка гида под индивидуальные потребности пользователей, улучшение доступности через адаптацию гида для людей с различными нарушениями, развитие обратной связи, интеграция с другими системами и взаимодействие с социальными, образовательными и медицинскими учреждениями, разработка мобильного приложения, активное продвижение гида и организация обучающих мероприятий.

«Гид по Инклюзивной Москве» может стать ценным инструментом в процессе социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью, а также поддержки их семей. Он может облегчить поиск информации о доступных ресурсах и услугах, способствует интеграции и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в городскую среду и улучшает качество жизни их семей. А дальнейшее развитие гида, расширение его функционала и интеграция с другими системами поддержки позволят сделать его еще более эффективным и полезным.

Список литературы:

  1. Бабенко А.А. Социокультурная адаптация молодежи с ОВЗ: проблемы, барьеры и перспективы инклюзии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2024. №10-1(97). С. 120-123.
  2. Варфоломеева О.И. Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика современной науки, 2015. №6(6). С. 207-211.
  3. Зайцев Д.В., Зайцева О.В., Ярская-Смирнова В.И. Инклюзивные тренды городского развития: темпорально-пространственные социальные практики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 2021. Т. 21, №1. С. 181-191.
  4. Захарова К.В., Перелыгина Е.В., Козыренко Н.Е. Инклюзивное общественное пространство на территории парка Динамо, город Хабаровск // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ, 2016. Т. 2. С. 105-109.
  5. Рочева Я.С., Шавонин А.Л. Проблемы изучения социальной инклюзии инвалидов в современном обществе // Социология, 2024. №10. С. 124-127.
  6. Рыкова Е.А. Доступная среда в социокультурном музейном пространстве // Проблемы современного педагогического образования, 2024. №85-4. С. 358-360.
  7. Хорошавина Е.В. Инклюзивное социокультурное пространство общедоступных библиотек для детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2022. №2(106). С. 160-172.
  8. Чистый С.В. Городская среда как важнейший элемент адаптации инвалидов // Оздоровление городской среды. М.: Фонд «Московский центр урбанистики «Город», 2022. С. 62-71.
  9. Medvedeva E.A., Prihodko O.G., Yugova O.V. Development of a child with special needs in an integrative cultural and educational space // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Conference proceedings. London, 2020.: 612-623.

Презентация проекта

From theory to practice: an inclusive guide to the city of Moscow

Goldberg M.Yu.,
student of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Coauthor:
Tarasenkova A.V.,
student of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Mironova Angelina Valerievna,
Senior Lecturer of the Department of Speech Therapy of the Institute of Special Education and Psychology of the Moscow City University

Abstract. This article discusses the possibilities of using the «Guide to Inclusive Moscow» website as an element of the sociocultural adaptation system for people with disabilities, as well as their families. Sociocultural adaptation is the purposeful adaptation of the personality of a child with disabilities to society in order to meet his needs and requests through existing social interaction and communication skills. Currently, there are not enough tools to make information about the city's capabilities more accessible to children with special needs and their families. The authors of the article analyze the site's functions and advantages among other tools, as well as reveal its potential to improve the quality of life of children with disabilities and their families.
Keywords: limited health opportunities, disability, social inclusion, sociocultural adaptation, inclusive area.

References:

  1. Babenko A.A. Socio-cultural adaptation of youth with disabilities: problems, barriers and prospects of inclusion // International Journal of Humanities and Natural Sciences, 2024. №10-1(97).: 120-123.
  2. Varfolomeeva O.I. Socio-cultural adaptation of children with disabilities // Theory and practice of modern science, 2015. №6(6).: 207-211.
  3. Zaitsev D.V., Zaitseva O.V., Yarskaya-Smirnova V.N. Inclusive trends in urban development: temporal and spatial social practices // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology, Vol. 21, №1.: 181-191.
  4. Zakharova K.V., Perelygina E.V., Kozyrenko N.E. Inclusive public space on the territory of Dynamo Park, Khabarovsk // New ideas of the new century: proceedings of the international scientific conference FAD TOGU, 2016. Vol. 2.: 105-109.
  5. Rocheva Ya.S., Shavonin A.L. Problems of studying the social inclusion of disabled people in modern society // Sociology, 2024. №10.: 124-127.
  6. Rykova E.A. Accessible environment in the socio-cultural museum space // Problems of modern pedagogical education, 2024. №85-4.: 358-360.
  7. Khoroshavina E.V. Inclusive socio-cultural space of public libraries for children with disabilities // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, 2022. №2(106).: 160-172.
  8. Chisty S.V. The urban environment as the most important element of adaptation of the disabled // Improving the urban environment. Moscow: The Moscow Urban Studies Center Gorod Foundation, 2022.: 62-71.
  9. Medvedeva E.A., Prikhodko O.G., Yugova O.V. The development of a child with special needs in an integrative cultural and educational space // European Works on social and behavioral sciences. Conference materials. London, 2020.: 612-623.