Второе место конкурса «КОД науки» в номинации
«Наука для мегаполиса» (2025 г.)
Аннотация. Статья посвящена анализу формирования образовательного бренда Москвы в рамках муниципального управления. Рассматривается роль образовательного потенциала как стратегического ресурса для повышения конкурентоспособности города в условиях глобальной конкуренции за человеческий капитал и инвестиции. Исследуется взаимосвязь между деятельностью муниципальных властей, развитием образовательной инфраструктуры и созданием положительного имиджа города.
Ключевые слова: образовательный бренд, муниципальное управление, городской брендинг, качество образования, PR-стратегии, международные рейтинги, инновационные проекты, интеллектуальный капитал, конкурентоспособность города.
В современном мире города все чаще рассматриваются как бренды, конкурирующие за привлечение талантливых специалистов, инвестиций, туристов и новых жителей. В этой конкурентной борьбе образовательный потенциал города выступает одним из ключевых факторов, способных формировать его уникальный имидж и повышать привлекательность. Качество и доступность образования становятся важным критерием для многих категорий населения, определяя выбор места жительства, ведения бизнеса и получения новых знаний. В этом контексте формирование и продвижение образовательного бренда города приобретает особую актуальность, особенно для крупных мегаполисов, таких как Москва.
Москва представляет собой один из крупнейших и наиболее развитых образовательных центров в России. Ее образовательная система охватывает широкий спектр учреждений, начиная от дошкольных образовательных организаций и заканчивая ведущими университетами страны [27]. В городе функционируют сотни общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, многие из которых демонстрируют высокие результаты на национальном и международном уровнях. Развитая система дополнительного образования, включающая кружки, секции и центры детского творчества, обеспечивает всестороннее развитие подрастающего поколения. Кроме того, Москва является домом для множества престижных высших учебных заведений, привлекающих студентов со всей России и из-за рубежа. Масштаб и разнообразие образовательной системы Москвы создают прочную основу для формирования сильного и узнаваемого образовательного бренда.
Городской брендинг представляет собой комплекс стратегических мер, направленных на формирование уникального образа города, который отражает его исторические, культурные, экономические и социальные особенности. По определению Американской маркетинговой ассоциации бренд – это совокупность характеристик, создающих у потребителя определённое представление о товаре или услуге, что позволяет отличить его от конкурентов. При применении этой концепции к городу бренд становится результатом слияния материальных и нематериальных активов территории, а также политики местных властей по позиционированию города на глобальной арене.
В современной литературе под городским брендом понимают не только визуальные символы (логотип, слоган, герб), но и эмоциональное восприятие, которое город вызывает у жителей, инвесторов и туристов.
Приведем несколько определений территориального бренда:
Д. Визгалов утверждает, что бренд – «это городская идентичность, системно выраженная в ярких и привлекательных идеях, символах, ценностях и образах, нашедшая максимально полное и адекватное отражение в имидже города» [3, с. 41].
В. Тарнавский описывает бренд территории как «оригинальный, узнаваемый и, главное, положительный образ» [22, с. 25].
А.А. Овчарова определяет «региональный бренд» как инструмент оценки организации и управления конкурентоспособным региональным бизнесом, который позволяет усилить инвестиционную привлекательность даже дотационных российских регионов, сделав их экономически самодостаточными и независимыми от центра [15, с. 46].
Б. Бейкер рассматривает бренд территории как «совокупность ощущений, мыслей и чувств, которые возникают у потребителя о месте» [26].
В настоящее время особое значение приобретает образовательный бренд, который является составной частью его общего бренда и фокусируется на сильных сторонах города в сфере образования, инноваций и развития талантов. Он отражает качество образовательных учреждений, достижения учащихся и выпускников, а также наличие возможностей для обучения и профессионального роста. Сильный образовательный бренд способствует привлечению студентов, исследователей и компаний, ориентированных на знания, тем самым повышая интеллектуальный капитал и экономическую привлекательность города [19].
Муниципальные власти играют ключевую роль в управлении и продвижении городского бренда, включая его образовательный аспект. Они осуществляют управление системой образования на муниципальном уровне, обеспечивая предоставление качественных образовательных услуг. Органы местного самоуправления имеют право влиять на деятельность образовательных организаций в интересах муниципального образования, хотя и не могут напрямую вмешиваться в их организационную и образовательную деятельность [7]. Тем не менее, через финансирование, разработку стратегических программ и поддержку различных образовательных инициатив, муниципальные власти могут создавать благоприятные условия для развития образовательной среды и формирования положительного имиджа города в этой сфере.
Образовательная система Москвы демонстрирует значительные достижения, которые могут служить основой для формирования сильного образовательного бренда города. Успехи московских школьников и студентов на национальных и международных олимпиадах являются ярким свидетельством высокого уровня образования в столице. В 2024 году столичные школьники завоевали 24 медали на международных олимпиадах, включая 19 золотых, 3 серебряные и 2 бронзовые. В общей сложности на долю московских школьников пришлось 57% наград, завоеванных сборной Россией в 2024 году – всего 42 медали [2]. На Всероссийской олимпиаде школьников команда Москвы получила 1331 диплом, что составляет значительную долю от общего числа наград [29]. Эти победы в престижных академических соревнованиях подчеркивают талант и потенциал московских учащихся и свидетельствуют о качестве подготовки, которую они получают в столичных школах.
Результаты Москвы в международных исследованиях качества образования, таких как PISA и TIMSS, также подтверждают высокий уровень столичного образования [20]. В исследовании PIRLS 2021 года московские четвероклассники заняли первое место в мире по уровню читательской грамотности. По результатам PISA 2018 года Москва вошла в тройку лучших городов мира по читательской грамотности, в пятерку по математической и в шестерку по естественно-научной грамотности. В исследовании TIMSS 2019 года московские четвероклассники заняли первое место в мире по уровню естественно-научного образования и пятое место по математике, а восьмиклассники заняли четвертое и шестое места соответственно [18]. Динамика результатов Москвы в международных исследованиях за последние годы представлена в таблице 1.
Таблица 1: Динамика результатов Москвы в международных исследованиях (PISA & TIMSS) за последние 5 лет
Исследование |
Год |
Область |
Место Москвы |
Балл Москвы |
PIRLS |
2021 |
Читательская грамотность |
1 |
- |
PISA |
2018 |
Читательская грамотность |
3 |
534 |
PISA |
2018 |
Математическая грамотность |
5 |
534 |
PISA |
2018 |
Естественно-научная грамотность |
6 |
528 |
TIMSS |
2019 |
Естествознание (4 класс) |
1 |
595 |
TIMSS |
2019 |
Математика (4 класс) |
5 |
593 |
TIMSS |
2019 |
Естествознание (8 класс) |
4 |
567 |
TIMSS |
2019 |
Математика (8 класс) |
6 |
575 |
Москва активно внедряет инновационные образовательные проекты, которые также способствуют формированию ее образовательного бренда. Одним из ключевых проектов является «Московская электронная школа» (МЭШ) – масштабная цифровая образовательная платформа, объединяющая все школы города. МЭШ предоставляет доступ к обширной библиотеке электронных учебных материалов, электронному дневнику, портфолио ученика и другим сервисам для участников образовательного процесса. Проект получил признание на национальном и международном уровнях, став лауреатом различных премий. Опыт Москвы по созданию и внедрению МЭШ транслируется в другие регионы России [13], [17].
В Москве успешно реализуются проекты предпрофессионального образования, такие как инженерные, медицинские, академические и ИТ-классы. Эти программы направлены на углубленное изучение профильных предметов и получение практических навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Проект «ИТ-класс в московской школе» объединяет 169 школ и сотрудничает с ведущими ИТ-компаниями и вузами [9]. В 225 школах открыты инженерные классы, партнерами которых являются более 90 компаний [8]. Медицинские классы реализуются при участии медицинских вузов и учреждений здравоохранения [10].
Помимо этого, в Москве реализуются и другие инновационные образовательные проекты, такие как «Школа новых технологий», направленная на технологическую модернизацию столичных школ [25], и «Университетские субботы», предоставляющие школьникам возможность посещать лекции и мастер-классы в ведущих вузах города [21]. Олимпиады школьников, такие как этнографическая олимпиада «Москва – столица многонациональной России» [12], также являются важным элементом образовательного пространства города.
Международные образовательные партнерства московских вузов способствуют повышению имиджа города как международного образовательного центра. Ведущие университеты Москвы, такие как Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский государственный институт международных отношений и другие, активно сотрудничают с зарубежными образовательными и научными организациями, реализуя совместные образовательные программы, программы обмена студентами и преподавателями, а также проводя совместные научные исследования [11], [24], [16].
Правительство Москвы уделяет значительное внимание финансированию образовательной сферы, что является ключевым фактором поддержки образовательного бренда города. По информации на октябрь 2024 года, в бюджете Москвы на 2025 год на развитие образования запланировано выделить 649,6 млрд рублей [4]. Подушевые нормативы финансирования школ постоянно растут и к 2025 году достигнут 197 тысяч рублей в год на ученика 5-11 классов [23]. Также реализуется масштабная программа «Моя школа», направленная на модернизацию школьной инфраструктуры [28].
Правительством Москвы разработан ряд постановлений и программ, направленных на развитие образования и формирование положительного имиджа города в этой сфере. Среди них Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» [5], стратегия развития образования Москвы до 2030 года [14], а также программа «Моя школа» [28]. Эти документы определяют основные направления развития столичной системы образования, включая повышение качества, развитие естественно-научного и математического образования, обновление инфраструктуры и расширение возможностей для профессионального обучения.
Образовательные достижения Москвы активно освещаются в средствах массовой информации и социальных сетях [2]. В новостных публикациях и пресс-релизах Правительства Москвы регулярно сообщается о победах школьников в олимпиадах, высоких результатах в международных исследованиях, запуске новых образовательных проектов и модернизации школьной инфраструктуры, о чем мы говорили ранее. Например, сообщалось об увеличении интереса школьников к науке [1], о рекордных результатах московских школьников на международных олимпиадах, а также о лидирующих позициях Москвы в международных рейтингах качества образования. Департамент образования и науки города Москвы ведет активную работу в социальных сетях, таких как VK, Одноклассники, Telegram, информируя общественность о ключевых событиях и достижениях в сфере столичного образования [6].
Для дальнейшего развития образовательного бренда Москвы необходимо совершенствовать существующие образовательные инициативы и усиливать PR-стратегии. Следует углублять интеграцию цифровых технологий в образовательный процесс на всех уровнях, используя потенциал таких проектов, как МЭШ, для создания персонализированной и эффективной образовательной среды. Необходимо расширять сеть предпрофессиональных классов и укреплять их взаимодействие с ведущими вузами и предприятиями города, обеспечивая практико-ориентированное обучение и возможности для профессиональной самореализации учащихся. Важным направлением является дальнейшее развитие программ поддержки талантливых учащихся и стимулирование их участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Для усиления PR-стратегий необходимо систематически освещать успехи московских школьников и студентов в средствах массовой информации и социальных сетях, используя различные форматы контента, такие как новости, интервью, истории успеха и видеоролики. Следует активно продвигать информацию об инновационных образовательных проектах Москвы, демонстрируя их уникальность и эффективность. Организация конференций, форумов и других мероприятий, посвященных образованию в Москве, может способствовать обмену опытом и привлечению внимания к достижениям города в этой сфере.
Использование международного опыта может стать ценным ресурсом для дальнейшего развития образовательного бренда Москвы. Развитие международного сотрудничества, привлечение иностранных студентов и преподавателей, а также участие в международных образовательных рейтингах будут способствовать повышению узнаваемости и авторитета образовательного бренда Москвы на мировой арене.
Таким образом, образовательная сфера играет значительную роль в формировании бренда города Москвы. Высокие достижения московских школьников и студентов на национальных и международных олимпиадах, лидирующие позиции в престижных международных исследованиях качества образования, а также реализация инновационных образовательных проектов, таких как «Московская электронная школа» и сеть предпрофессиональных классов, являются ключевыми элементами, формирующими положительный имидж города как ведущего образовательного центра.
Муниципальное управление играет весомую роль в создании благоприятных условий для развития образования в Москве. Значительное финансирование образовательной сферы, разработка и реализация стратегических программ и проектов, а также активное продвижение образовательных достижений в средствах массовой информации и социальных сетях свидетельствуют о целенаправленной работе Правительства Москвы по развитию и укреплению образовательного бренда города.
Дальнейшее развитие образовательного бренда Москвы имеет важное значение для повышения ее конкурентоспособности и привлекательности на международной арене. Совершенствование существующих образовательных инициатив, усиление PR-стратегий и использование международного опыта позволят Москве укрепить свои позиции как глобального образовательного центра, привлекающего талантливых людей и инвестиции в сферу образования и науки.
Список литературы:
- В Москве за последние пять лет вырос интерес школьников к науке // Учительская газета. Сетевое издание UG.RU, 2025. (дата обращения: 26.03.2025).
- В царстве наук: как московские школьники завоевывают медали на международных олимпиадах // mos.ru [сайт]. (дата обращения: 26.03.2025).
- Визгалов Д.В. Брендинг города. М.: Институт экономики города, 2001. - 41 с.
- Гень М. Собянин: На развитие образования в 2025 г. в бюджете заложили 649,6 млрд рублей // Комсомольская правда [сайт]. (дата обращения: 26.03.2025).
- Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» (в редакции постановления Правительства Москвы от 29.03.2022 г. №490-ПП)» // mos.ru [сайт]. (дата обращения: 26.03.2025).
- Департамент образования и науки города Москвы // mos.ru [сайт]. (дата обращения: 26.03.2025).
- Дудик И.А. Основы муниципального управления образованием на современном этапе // Вестник науки, 2023. №6(63). (дата обращения: 26.03.2025).
- Инженерный класс в московской школе [сайт]. (дата обращения: 26.03.2025).
- ИТ-класс в московской школе [сайт]. (дата обращения: 26.03.2025).
- Медицинский класс в московской школе [сайт]. (дата обращения: 26.03.2025).
- Международное сотрудничество // Исторический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова [сайт]. (дата обращения: 26.03.2025).
- Московская городская этнографическая олимпиада // Этномосква.рф [сайт]. (дата обращения: 26.03.2025).
- Московская электронная школа // mos.ru [сайт]. (дата обращения: 26.03.2025).
- Наши задачи. Стратегия развития образования Москвы до 2030 // Сергей Собянин личный блог, 2024. (дата обращения: 26.03.2025).
- Овчарова А.А. Маркетинговый механизм формирования региональных брендов: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05 // Овчарова Анна Александровна. Волгоград, 2006. 146 с.
- Политика МГИМО в области международных связей // МГИМО университет [сайт]. (дата обращения: 26.03.2025).
- Проект «Московская электронная школа» // TAdviser. Государство. Бизнес. Технологии [сайт], 2024. (дата обращения: 26.03.2025).
- Растет число московских выпускников, поступающих в вузы на бюджет – Собянин // mos.ru [сайт], 2025. (дата обращения: 26.03.2025).
- Рябов О.Р., Ахмадиева Л.А. Образовательные пространства города, как элемент брендинга территории // Известия КазГАСУ. 2016. №3(37). (дата обращения: 26.03.2025).
- Сергей Собянин: Москва стала лидером среди городов мира по числу медалей на международных олимпиадах школьников // mos.ru [сайт], 2022. (дата обращения: 26.03.2025).
- Спортивные, финансовые, научные: все о «Субботах московского школьника» // mos.ru [сайт], 2019. (дата обращения: 26.03.2025).
- Тарнавский В. Страна как бренд // Новый маркетинг, 2002. №7. С. 23-27.
- Ульянов В. Учить и учиться: Собянин утвердил приоритеты развития образования Москвы // Ведомости [сайт], 2025. (дата обращения: 26.03.2025).
- Управление международного партнерства // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [сайт]. (дата обращения: 26.03.2025).
- Школа новых технологий // Департамент образования и науки города Москвы. Северный административный округ [сайт]. (дата обращения: 26.03.2025).
- Bill Baker. Destination Branding for Small Cities. The essentials for successful place branding: Creative Leap Books, 2007. 191 p.
- Fedotova M., Firsova I., Balova S. The analysis of Moscow education leadership position: a case of Moscow educational services market // Proceedings of the 3rd International Conference on Social, Economic, and Academic Leadership (ICSEAL 2019). (дата обращения: 26.03.2025).
- Sergei Sobyanin approves the priorities for the development of Moscow’s education system // mos.ru [сайт], 2025. (дата обращения: 26.03.2025).
- The future of the capital: the successes achieved by Moscow school students and college students in 2024 // mos.ru [сайт], 2025. (дата обращения: 26.03.2025).
Formation of the Educational Brand of the City of Moscow in the Context of Municipal Management
Bedin D.A.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Kormacheva Svetlana Alexandrovna,
Senior Lecturer, Department of Economics and Management, Institute of Economics, Management and Law, Moscow City University
Abstract. The article is devoted to the analysis of the formation of Moscow's educational brand within the framework of municipal management. The role of educational potential as a strategic resource for increasing the city's competitiveness in the conditions of global competition for human capital and investment is considered. The relationship between the activities of municipal authorities, the development of educational infrastructure, and the creation of a positive city image is explored.
Keywords: educational brand, municipal management, city branding, quality of education, PR strategies, international ratings, innovative projects, intellectual capital, city competitiveness.
References:
- Increased Interest in Science Among Moscow Schoolchildren Over the Past Five Years // Uchitelskaya Gazeta. Network publication UG.RU, 2025. (date of the address: 26.03.2025).
- In the Realm of Sciences: How Moscow Schoolchildren Win Medals at International Olympiads // mos.ru [website]. (date of the address: 26.03.2025).
- Vizgalov D.V. City Branding. Moscow: Institute of Urban Economics, 2001. 41 p.
- Gen M. Sobyanin: 649.6 Billion Rubles Allocated for Education Development in the 2025 Budget // Komsomolskaya Pravda [website]. (date of the address: 26.03.2025).
- State Program of the City of Moscow «Development of Education in the City of Moscow («Metropolitan Education»)» (as amended by Moscow Government Decree No. 490-PP of 29.03.2022) // mos.ru [website]. (date of the address: 26.03.2025).
- Department of Education and Science of the City of Moscow // mos.ru [website]. (date of the address: 26.03.2025).
- Dudik I.A. Fundamentals of Municipal Education Management at the Modern Stage // Vestnik nauki (Herald of Science), 2023. №6(63). (date of the address: 26.03.2025).
- Engineering Class in a Moscow School [website]. (date of the address: 26.03.2025).
- IT Class in a Moscow School [website]. (date of the address: 26.03.2025).
- Medical Class in a Moscow School [website]. (date of the address: 26.03.2025).
- International Cooperation // Faculty of History, Lomonosov Moscow State University [website]. (date of the address: 26.03.2025).
- Moscow City Ethnographic Olympiad // Etnomoskva.rf [website]. (date of the address: 26.03.2025).
- Moscow Electronic School // mos.ru [website]. (date of the address: 26.03.2025).
- Our Tasks. Moscow Education Development Strategy Until 2030 // Sergey Sobyanin personal blog, 2024. (date of the address: 26.03.2025).
- Ovcharova A.A. Marketing Mechanism for Forming Regional Brands: diss. ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05 // Ovcharova Anna Aleksandrovna. Volgograd: 2006. 146 p.
- MGIMO University Policy in the Field of International Relations // MGIMO University [website]. (date of the address: 26.03.2025).
- Project «Moscow Electronic School» // TAdviser. State. Business. Technologies [website], 2024. (date of the address: 26.03.2025).
- The Number of Moscow Graduates Entering Universities on State-Funded Places is Growing – Sobyanin // mos.ru [website], 2025. (date of the address: 26.03.2025).
- Ryabov O.R., Akhmadieva L.A. Educational Spaces of the City as an Element of Territory Branding // Izvestiya KazGASU. 2016. №3(37). (date of the address: 26.03.2025).
- Sergey Sobyanin: Moscow Has Become a Leader Among World Cities in the Number of Medals at International Schoolchildren Olympiads // mos.ru [website], 2022. (date of the address: 26.03.2025).
- Sports, Financial, Scientific: All About «Moscow Schoolchild's Saturdays» // mos.ru [website], 2019. (date of the address: 26.03.2025).
- Tarnavsky V. The Country as a Brand // Novy Marketing (New Marketing), 2002. №7.: 23-27.
- Ulyanov V. To Teach and to Study: Sobyanin Approved the Priorities for the Development of Moscow's Education / Vedomosti [website], 2025. (date of the address: 26.03.2025).
- Office of International Partnership // National Research University Higher School of Economics [website]. (date of the address: 26.03.2025).
- School of New Technologies // Department of Education and Science of the City of Moscow. Northern Administrative District [website]. (date of the address: 26.03.2025).
- Bill Baker. Destination Branding for Small Cities. The essentials for successful place branding: Creative Leap Books, 2007. 191 p.
- Fedotova M., Firsova I., Balova S. The analysis of Moscow education leadership position: a case of Moscow educational services market // Proceedings of the 3rd International Conference on Social, Economic, and Academic Leadership (ICSEAL 2019). (date of the address: 26.03.2025).
- Sergei Sobyanin approves the priorities for the development of Moscow’s education system // mos.ru [website], 2025. (date of the address: 26.03.2025).
- The future of the capital: the successes achieved by Moscow school students and college students in 2024 // mos.ru [website], 2025. (date of the address: 26.03.2025).