Аннотация. В статье представлен анализ результатов анкетирования учителей английского языка и обучающихся медиаклассов московских школ в аспекте обоснования актуальности разработки технологии развития умений монологической речи обучающихся медиаклассов. Обозначены особенности организации учебного процесса в медиаклассах московских школ, а также определена значимость умений ведения устного репортажа для будущих журналистов.

Ключевые слова: иностранный язык, медиакласс, монологическая речь, технология, репортаж.

В современном образовательном процессе необходимо уделять большое внимание развитию речевых умений обучающихся. На сегодняшний день мы можем наблюдать, как мир цифровизации адаптирует обучение к новым форматам, требованиям, заданиям и платформам. Существенную роль также играет медийное пространство, которое охватывает общество в целом или определенную социальную группу, определяя их социальное взаимодействие [1]. Поэтому умения корректно излагать свои мысли, создавать проекты, выступать на публике, писать эссе, работать с различными форматами медиа, пересказывать тексты становятся важнейшими умениями нынешних школьников. В особенности это актуально для медиаклассов, где обучающиеся работают с различными видами медиаформатов.

Медиаклассы в московских школах созданы в рамках проекта «Медиаобразование», запущенного Департаментом образования и науки города Москвы. В 2024 году на реализацию таких классов было подано более 300 заявок, а участниками проекта «Медиа-класс в московской школе» стали 57 учебных заведений [4]. В медиа-классах школьники обучаются журналистской деятельности. Они учатся творчески мыслить, создавать проекты и видеоматериалы для социальных сетей, писать статьи, фотографировать и вести репортаж. В программу обучающихся входят специальные курсы: медиажурналистика, реклама и связи с общественностью, тележурналистика, радиожурналистика, фотожурналистика и медиакоммуникации в социальных сетях [4]. Обучение включает в себя теоретическую часть в сфере журналистики и практические задания, в рамках которых школьники разрабатывают собственный медиапроект и представляют его экспертам.

В медиаклассах делается акцент на подготовку будущих журналистов и специалистов в области медиа, для которых одним из ключевых умений является ведение репортажа. Сказанное подводит нас к тому, что в старшей школе учебный предмет «иностранный язык» должен способствовать дальнейшему социальному самоопределению в его более сложных формах [3]. Именно поэтому, в рамках нашего исследования мы сосредоточились на создании технологии развития умений монологической речи – ведение репортажа – на уроках английского языка на основе УМК. Мы считаем, что говорение является одним из ключевых умений для изучающих иностранный язык. Так, согласно ФГОС среднего общего образования, требования к предметным результатам освоения курса иностранного языка включают в себя формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, а также возможность общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения [5]. Подготовка к ведению устного репортажа на основе УМК в медиаклассах позволит школьникам практиковать ведение репортажа на английском языке уже в школе, что в дальнейшем облегчит им эту задачу на следующей ступени образования. Однако, мы предполагаем, что не во всех школах могут обучать данному аспекту журналистики. Отсутствие структурированного и системного подхода к ведению репортажа обучающихся медиаклассов может привести к дефицитам в подготовке будущих медиа экспертов.

В целях обоснования актуальности исследования был проведен опрос учителей английского языка и обучающихся медиаклассов. Всего в опросе приняли участие 5 учителей, преподающих английский язык в медиаклассах московских школ, а также, 26 обучающихся медиаклассов. Данный опрос был организован на платформе «Яндекс формы» и направлен респондентам в форме онлайн-ссылки. Исходя из ответов обучающихся, мы отметили их интерес к изучению технологии ведения репортажа на уроках английского языка: 20 обучающихся указали, что это крайне важно (см. рисунок 1). Однако, несмотря на это, только 2 человека сообщили о знакомстве с различными видами репортажа на уроках. Остальные участники опроса (большинство) указали, что занимаются исключительно по учебнику, что свидетельствует о недостаточном внимании к практическим навыкам ведения репортажа в учебном процессе (см. рисунок 2).

Рис. 1. Ответы обучающихся медиаклассов

Рис. 2. Ответы обучающихся медиаклассов

Кроме того, большинство обучающихся (16 школьников) упомянули, что не знают конкретной технологии ведения репортажа на английском языке и выразили желание ее изучить. 9 учеников отметили, что уже знакомы с технологией ведения репортажа, но не используют ее на занятиях (см. рисунок 3). Данные ответы обучающихся подчеркивают их интерес к практике ведения репортажа на английском языке.

Рис. 3. Ответы обучающихся медиаклассов

В рамках опроса для учителей английского языка в медиаклассах четыре учителя указали, что используют учебник «Starlight» на своих занятиях, в то время как один преподаватель отдает предпочтение учебнику «Spotlight». Однако, что касается использования специализированных учебников для медиаклассов, только один учитель отметил, что внедряет такие материалы в программу обучения. Эти ответы показывают крайнюю нехватку материалов, направленных на более качественное и углубленное обучение технологии ведения репортажа и другим аспектам медиаподготовки. На вопрос, содержит ли учебно-методический комплекс достаточно заданий, направленных на развитие умений монологического высказывания, большинство учителей ответили «скорее нет» (см. рисунок 4). Данный ответ также определяет необходимость переосмысления существующих подходов и внедрения дополнительных технологий, которые помогут обучающимся развивать умения монологической речи. Также на вопрос «Как вы оцениваете степень развития умений монологической речи обучающихся?» четыре учителя оценили уровень как «средний», а один учитель указал на «низкий» уровень (см. рисунок 5). Эти ответы подтверждают потребность в более системном подходе к обучению монологической речи в медиаклассах.

Рис. 4. Ответы учителей английского языка в медиаклассах

Рис. 5. Ответы учителей английского языка в медиаклассах

В ходе анкетирования было выявлено определенное противоречие между ответами обучающихся и учителей относительно владения технологией ведения устного репортажа. На вопрос «Знакомы ли обучающиеся медиаклассов с технологией ведения устного репортажа на английском языке? Практикуется ли данный вид репортажа на уроках английского?» три учителя отметили, что они знакомы с техникой ведения репортажа и активно используют ее на уроках английского языка.

В то же время, такой же вопрос среди школьников показал, что большинство из них не знают и не практикуют данную технологию развития умений монологической речи. Это несоответствие между особой оценкой учителей и реальным опытом обучающихся может означать недостаточную интеграцию практических навыков в учебный процесс или на разрыв в коммуникации между преподавателями и учениками.

В заключение необходимо отметить, что результаты опроса подчеркнули необходимость разработки технологии ведения устного репортажа на уроках английского языка в медиакалссах московских школ, что в свою очередь, обуславливает актуальность нашего исследования. Данная технология поможет обучающимся развить умения монологической речи в сфере журналистики, а также всесторонне подготовить их к будущей профессиональной деятельности.

Список литературы:

  1. Викулова Л.Г. Формирование коммуникативного пространства для детей и подростков: иллюстрированный журнал (на материале французской прессы) / Л.Г. Викулова, А.В. Кулешова, А.А. Вяткина // Активные процессы в социальной и массовой коммуникации: коллективная монография / ответственные редакторы и составители Н.В. Аниськина, Л.В. Ухова. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2014. С. 231-249.
  2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. 7-е изд., стереотипное. Москва: Академия, 2013. 336 с.
  3. Колесников А.А. Анализ актуальных ориентиров в обучении иностранным языкам // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование, 2020. №2(38). С. 89-100. (дата обращения: 01.04.2025).
  4. Московский центр качества образования (МЦКО): официальный сайт. (дата обращения: 12.05.2025).
  5. ФГОС: официальный сайт, 2016-2021. (дата обращения: 12.05.2025).

To the issue of substantiating the relevance of developing technology for enhancing monologue speech skills of Moscow media class students

Pakhtusova A.I.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Molchanova Maria Aleksandrovna,
Associate Professor, Deputy Head for Scientific Work, Department of English Studies and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Abstract. This article presents the analysis of the survey conducted among English teachers and students enrolled in media classes at Moscow schools. The study aims to substantiate the relevance of developing a specialized technology to enhance monologue speech skills of media class students. The paper highlights the distinctive features of media classes in Moscow schools and underscores the importance of oral reporting as a key skill for aspiring journalists.
Keywords: foreign language, media class, monologue speech, technology, reporting.

References:

  1. Vikulova L.G. Formation of a communicative space for children and adolescents: an illustrated magazine (based on material from the French press ) / L.G. Vikulova, A.V. Kuleshova, A.A. Vyatkina // Active processes in social and mass communication: collective monograph/responsible editors and compilers N.V. Aniskina, L.V. Ukhova. Yaroslavl: Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, 2014.: 231-249.
  2. Galskova N.D., Gez N.I. Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methodology: Textbook for students of institutions of higher professional education. 7th ed., Stereotypical. Moscow: Academy, 2013. 336 p.
  3. Kolesnikov A.A. Analysis of current guidelines in teaching foreign languages // Bulletin of Moscow State Pedagogical University. Series: Philology. Language theory. Language education, 2020. №2(38).: 89-100. (date of the address: 01.04.2025).
  4. Moscow Center for the Quality of Education (MCCO): official website. (date of the address: 12.05.2025).
  5. Federal State Educational Standard: official website, 2016-2021. (date of the address: 12.05.2025).