Аннотация. В данной статье предпринята попытка изучить особенности коммуникативного взаимодействия в рамках такого вида массмедиального дискурса, как авторские телепрограммы. В этой связи изучение основных коммуникативных техник, используемых участниками для оказания воздействия на собеседника, представляется актуальной задачей.

Ключевые слова: медиадискурс, коммуникативная стратегия, коммуникативная тактика, успешная коммуникация, авторская телепрограмма.

Восприятие индивида как оратора, обращающегося к различным коммуникативным стратегиям для достижения цели и воздействия на адресата, связывает театральный, политический, деловой, медиадискурс [1], даже в определённой мере дискурс бытового общения. Возрастающая роль массмедиа в обществе, значимость СМИ в манипулировании общественным сознанием приводит к тому, что медиадискурс становится одним из основных объектов изучения в лингвистике.

Ученые выделяют в медиадискурсе различные дискурсивные жанры (устный, письменный) и поджанры (интервью, газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и т.д). В последнее время появляются многочисленные работы, посвященные анализу способов речевого воздействия СМИ на реципиента. Коммуникативные стратегии и тактики представляются основными средствами манипулирования и достижения желаемых целей.

Под коммуникативной стратегией понимается планируемая магистральная, долговременная линия речевого поведения, избранная коммуникантом для достижения главной цели во взаимодействии [2, с. 245]. Коммуникативная стратегия реализуется с помощью ряда коммуникативных тактик, т.е. совокупностей практических ходов в процессе речевого взаимодействия [4, с. 11].

Под коммуникативной ситуацией понимается ситуация речевого общения при участии двух и более коммуникантов. В зависимости от того, насколько реализованы коммуникативные намерения собеседников, определяется итог коммуникации. Коммуникативный успех связан с продуктивной речевой коммуникацией, предполагающей главным образом достижение целей её участниками [5, с. 235].

Таким образом, ведение успешной коммуникации в условиях развертывания дискурсивного пространства требует разработки соответствующего стратегического инструментария. Среди основных стратегий успешной коммуникации выделяют стратегию позитивной вежливости, которая направлена на сближение коммуникантов [6]. Во время использования стратегии позитивной вежливости важно внимание к собеседнику и эмоциональные оценочные реплики.

Для примера рассмотрим один из выпусков ток-шоу The Ellen DeGeneres show с участием актрисы Киры Найтли. Между гостьей и ведущей завязывается разговор накануне выхода фильма «Atonement» в США. Телеведущая начинает разговор с того, что уже ходят слухи о номинации фильма на премию Оскар. Актриса выражает надежду, что после успешной премьеры в Европе фильм понравится и американцам. Эллен применяет тактику согласия: I'm sure we will (like it). Так она подтверждает свое одобрение и показывает актрисе, что она разделяет ее надежду и тоже заинтересована в данном вопросе.

В то же время, ведущая осуществляет тактику прогнозирования, которая заключается в умении, основываясь на реальных фактах, предвидеть итог ожидаемых событий. Эллен базирует свой прогноз на том, что фильм уже номинирован на премию и получил положительные отзывы. Более того, она подкрепляет тактику прогнозирования тактикой апелляции к авторитету, отмечая, что серия фильмов «Пираты Карибского моря», в которых снималась К. Найтли, оказалась довольно успешной: Those pirates’ movies made like 4 billion dollars. Исходя из этого, ведущая подтверждает правильность излагаемой информации, ссылаясь на авторитетный фильм. В дополнении следует отметить тактику комплимента в речи телеведущей по отношению к актрисе: You pick really good movies. Данный прием помогает расположить к себе собеседника, тем самым создать благоприятную атмосферу для дальнейшего общения, а значит реализовать успешную коммуникацию.

Рассмотренный пример демонстрирует реализацию стратегии позитивной вежливости через применение тактик согласия, апелляции к авторитету, прогнозирования и комплимента. Отметим, что данная стратегия может также использоваться при помощи следующих тактик: прямое включение и усиление. Данные коммуникативные тактики могут употребляться как в комплексе, так и отдельно. Целью стратегии позитивной вежливости является демонстрация внимания к собеседнику.

Далее рассмотрим стратегию сотрудничества, которая наряду со стратегией позитивной вежливости согласно работам Дж. Лича и Г.П. Грайса [3, 7] соответствует конвенции кооперации.

Рассмотрим один из выпусков ток-шоу The Ellen DeGeneres show с участием Николь Кидман. Эллен отмечает: First of all, I adore Keith. He is the greatest, sweetest guy. And you're a great couple. Таким образом, она настраивает актрису на доброжелательный разговор, говоря, что у нее прекрасный муж и они чудесная пара. Иными словами, здесь используется тактика комплимента для дальнейшей кооперации, которая усиливается при помощи использования превосходной степени прилагательных. Актриса польщена, начинает рассказывать об их взаимоотношениях и даже делится личными событиями из жизни: When you have your patner who just literally carries you through a tough time. Oh! And he's being amazing to me. I recently lost my father. And to have my husband who just steps up in that way. He makes me cry. He is amazing. Н. Кидман рассказывает, что потеряла отца, но муж ее сильно поддержал и помог справиться с тяжелым периодом в жизни. Эллен использует тактику согласия и буквально повторяет слова актрисы: Yes. There's nothing better to have someone who holds you up. Далее ведущая использует тактику сочувствия, сожалея о потере гостьи: I'm so sorry for your loss. В продолжение беседы коммуниканты обсуждают, как важно делиться такими переживаниями и поддерживать людей в сложных ситуациях. Следовательно, стратегия сотрудничества настраивает обоих партнеров общения на близкую беседу, располагает к себе коммуниканта и позволяет узнать подробности о личной жизни гостя, что так важно для рейтинга программы.

Таким образом, в ходе исслеования было выявлено, что стратегия сотрудничества может реализоваться через следующие тактики: юмор, согласие, комплимент и сочувствие. Стратегия позитивной вежливости была представлена посредством 6 коммуникативных тактик: комплимент, прямое включение, усиление, согласие, апелляция к авторитету, прогнозирование. Наиболее частотными тактиками для ведения успешной коммуникации являются комплимент, юмор и согласие. Следует отметить, что коммуникативные тактики могут применяться изолированно друг от друга.

Данные коммуникативные приемы способствуют поддержанию кооперативной беседы и преследуют установку на коммуникативный успех. Рассмотрение коммуникативных стратегий на материале авторских телепрограмм предоставляет обширное поле для дальнейшего исследования способов достижения успешной коммуникации.

Communicative interrelations strategies with the participants of authorial programs (based on English talk shows)

Mochalova T. G.,
bachelor 4 courses GAOU VO MGPU, Moscow

Research supervisor:
Borbotko Lyudmila Aleksandrovna, Candidate of Philology, associate professor of linguistics and theory of translation of Institute of foreign languages of GAOU VO MGPU

Annotation. The research focuses on strategies and tactics that cover successful communication among the participants of the authorial programs. The study puts an emphasis on the theoretical points of communication strategies, deals with communication tactics that form the certain strategies. The data are relevant for the practical study based on authorial programs.
Keywords: media discourse, communication strategies, communication tactics, communication success, authorial programs.


  1. Борботько Л.А. Человек и его дискурс-5: театр, массмедиа, политика, бизнес: коллект. монография. / Борботько Л.А., Желтухина М.Р., Пономаренко Е.Б., Репина Е.А., Ширяева О.В. М. – Волгоград: ИЯ РАН; Принт-Терра Дизайн, 2017. 248 с.
  2. Викулова Л.Г., Шарунов А.И. Основы теории коммуникации. М.: ACT Восток – Запад, 2008. 316 с.
  3. Грайс Г.П. Логика и речевое общение. М.: Прогресс, 1985. С. 217–283.
  4. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 2002. 320 с.
  5. Кузнецова А.А. Коммуникативный успех. Эффективное речевое общение (базовые компетенции). Красноярск: СФУ, 2014. С. 235–236.
  6. Brown P. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1987. 345 p.
  7. Leech G. Principles of Pragmatics. London, New-York, 1983. 273 p.
  1. Borbotko L.A. Chelovek i egho discurs-5: teatr, massmedia, politika, business: kollektivnaya monographiya. / Borbotko L.A., Zheltukhina M.R., Ponomarenko E.B., Repina E.A., Shirayeva O.V. M. – Volgograd: IYA RAN; Print-Terra Dizayn, 2017. 248 pages.
  2. Vikulova L.G., Sharunov A.I. Osnovy teorii kommunikatsii. M.: AST Vostok – Zapad, 2008. 316 pages.
  3. Grice G.P. Loghika i rechevoe obshcenie. M.: Progress, 1985. Page 217–283.
  4. Klyuev E.V. Rechevaya kommunikatsiya. M.: 2002. 320 pages.
  5. Kuznetsova A.A. Kommunikativny uspekh. Effectivnoe rechevoe obshcenie (bazovye kompetentsii). Krasnoyarsk: SFU, 2014. Page 235-236.
  6. Brown P. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1987. 345 pages.
  7. Leech G. Principles of Pragmatics. London, New-York, 1983. 273 pages.