Аннотация. В данной статье рассмотрены тонкости и особенности развития музыкальной одаренности детей подросткового возраста в условиях средней общеобразовательной школы. Изучены примеры различных педагогических подходов, методов, которые направлены на проблемы раскрытия творческого потенциала учеников. Выделены приоритетные факторы, которые способствуют наиболее эффективному развитию музыкальных способностей в условиях школьной среды ГБОУ «Школа №1788 г. Москвы. Решение задачи основано на интеграции урочной и внеурочной деятельности, с использованием индивидуализации учебного процесса.
Ключевые слова: музыкальная одаренность, общеобразовательная школа, подростки, визуализация обучения, развитие навыков, творческие способности.
Актуальность исследования особенностей развития музыкальной одаренности в подростковом возрасте обусловлена уникальным комплексом психолого-педагогических, а также, социальных факторов. Подростковый возраст представляет собой сензитивный период для становления личности, формирования самооценки, а также, профессионального самоопределения. Для подростка, обладающего музыкальными способностями данный период времени является интенсивным поиском собственной идентичности, своего места в мире, в котором музыка способна выступать в качестве мощного ресурса, также являться и источником фрустрации, в случае, если потребности подростка не находят поддержки. Общеобразовательная школа, являясь основным социальным институтом, с которым взаимодействует подросток, обладает уникальным потенциалом для создания соответствующей среды, которая способствует гармоничному развитию музыкально одаренных учеников. Традиционная образовательная система, ориентированная на унификацию всего учебного процесса, часто не содержит надежных механизмов для выявления одаренности и индивидуального подхода, что наиболее важно, для последовательного развития специальной музыкальной одаренности, требующей индивидуализированных подходов и специфически сложившихся условий. Данный аспект порождает острое противоречие между потребностями музыкально одаренного подростка в специализированной поддержке и реально предоставляемыми возможностями общеобразовательной школы [4].
Современная образовательная политика РФ, на основании №273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, также рядом стратегических документов: Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, и национальных проектов «Образование» и «Культура», определяет в качестве основного приоритета выявление и поддержку одаренных детей и подростков. Однако, проблемная ситуация заключается в том, что в условиях массовой общеобразовательной школы, которая, в первую очередь, ориентирована на реализацию стандартов общего образования, в недостаточной мере проработаны многочисленные системные подходы, направленные на развитие специфических видов одаренности, в том числе и музыкальной. Данная проблема создает противоречие между декларируемой в государственных документах необходимостью раскрытия потенциала каждого ребенка и нехваткой определенных педагогических условий, которые будут направлены на развитие музыкальных способностей подростков в рамках школьной общеобразовательной системы [7].
Проблема приобретает особую остроту в аспекте произошедших изменений, таких как внедрение в 2023 году Единой модели профессиональной ориентации (Приказ Минпросвещения России №788 от 22.11.2022), призванной систематизировать работу по сопровождению профессионального самоопределения школьников.
Целью данной статьи является выявление и характеристика специфических особенностей развития музыкальной одаренности у подростков в условиях СОШ, а также определение педагогических условий, которые будут способствовать наиболее эффективному решению поставленной проблемы.
Формирование профессионального становления личности представляет собой непрерывный, динамичный процесс, который не ограничен определенным временным промежутком. В школьные годы данный этот сложный механизм реализуется последовательно, посредством сменяющих друг друга этапов [1]. На первом этапе обучения, в начальных классах, закладываются основы – знакомство с миром профессий в игровой и учебной форме. Ученики 5-7 классов переходят к этапу рефлексии, при этом, активно познают имеющиеся склонности, возможности для будущей карьеры. В среднем звене: 8-9 классы, у подростков складывается осознанное представление о себе в качестве будущего специалиста. Завершающий этап приходится на старшую профильную школу – 10-11 классы. На данном этапе углубленное изучение дисциплин прямо пропорционально связывается с выбором профессии на практике [4].
Особое значение на каждой из данных стадий приобретает использование актуальных педагогических стратегий, которые будут специально адаптированы для процесса поддержки одаренных подростков с выдающимися музыкальными способностями, в целях того, чтобы их профессиональное становление носило максимальную эффективность [9].
Анализ научной литературы демонстрирует обширную изученность проблемы подростковой одаренности в комплексе. Теме музыкальной одаренности посвящены работы таких исследователей, как А.В. Губанова [1], Л.Х. Жаппуевой [2] и др. В то же время, специфика развития именно музыкальной одаренности у подростков в условиях общеобразовательной школы исследована фрагментарно и требует более глубокого и системного рассмотрения [9]. Специфика развития музыкальной одаренности у подростков в условиях СОШ исследована фрагментарно и требует наиболее глубокого и системного рассмотрения [9].
В общей педагогике и психологии разработаны ценные теоретические модели и концепции, служащие основой для анализа. Так, фундаментальный вклад в понимание природы детской одаренности внесла «Рабочая концепция одаренности», под редакцией Д.Б. Богоявленской, а также В.Д. Шадриковой) [6], которая задала системный подход к изучаемой проблеме. Большой интерес для данного исследования представляют следующие концепции «развивающей среды» под редакцией «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А. Петровского (1993 г.) [3], которые раскрывают условия, необходимые для раскрытия потенциала ребенка, а также теория «творческой одаренности» под редакцией Д.Б. Богоявленской, где приоритетным критерием выступает творческая активность личности [9].
Данные концепции и модели способны сформировать важный методологический фундамент, который порождает основное противоречие исследования: между осознанной необходимостью создания в массовой СОШ эффективной среды, направленной на развитие музыкально одаренных подростков, а также, явным дефицитом научно-методических подходов, которые могли бы учитывать психологические возрастные особенности со спецификой музыкальных способностей [4].
Эмпирической базой исследования выступила практика ГБОУ «Школы №1788» г. Москвы, где создана уникальная образовательная экосистема, в которой, целенаправленно выстроена траектория музыкального развития подростков. Модель отличается глубокой интеграцией академического подхода с современными музыкальными практиками исполнительства.
Приоритетную основу данной системы составляет последовательное усложнение музыкально-педагогических задач:
- Углубленное теоретическое осмысление, где в учебный план 7-8 классов интегрирован авторский курс «Анализ музыкальных форм», в котором подростки изучают принципы развития материала от барочной полифонии до техник композиции XX в., что формирует у детей системное понимание музыки в качестве языка, а не просто набора произведений [8].
- Специализированный исполнительский практикум во внеурочной деятельности представлен: камерным ансамблем им. Д.Д. Шостаковича, который специализируется на музыке XX-XXI вв. Подростки смогут погрузиться в проблемы современной нотации, техник расширенного инструментализма с ансамблевым взаимодействием в процессе работы с партитурами Шнитке, Губайдулиной, Десятникова [3].
- Лабораторией электроакустической музыки, где подростки осваивают основы синтеза звука, сэмплирования, а также, создания композиций в программных средах Ableton Live, Reaper, где могут экспериментировать на стыке электронных и акустических тембров.
- Проектная деятельность выступает в качестве формы профессиональной социализации. Основным элементом является проект «Звуковые ландшафты», который проходит на ежегодной основе. В рамках проекта подростки проводят полевые записи звуковой среды Москвы, создавая на их основе звуковые инсталляции с электронными композициями. Данное направление развивает навыки звукорежиссуры, критическое мышление, а также, умение работать с музыкальным материалом в качестве исследовательского объекта.
- Партнерство с профессиональным сообществом – школа реализует программу «Композитор в классе» на основе поддержки Московской филармонии, где современные российские композиторы: А. Беспалов, Н. Хруст создают своеобразные миниатюры для оркестра школы и проводят мастер-классы [7].
Данная модель, работающая в одной из московских школ, демонстрирует, что эффективное развитие музыкальной одаренности подростков требует выстраивания целостной образовательной среды, в которой академические знания, современные исполнительские практики и исследовательская деятельность могут становиться взаимодополняющими элементами единого педагогического процесса.
В рамках музыкального направления выстраивается целостная образовательная вертикаль, которая интегрирует многочисленные учебные предметы, внеурочную деятельность со специальными проектами. Данная система дает возможность подросткам последовательно формировать комплекс необходимых знаний, умений, практики, которая способна составить основу профессиональной компетентности в музыкальной сфере [4].
Одним из наиболее важных принципов организации учебного процесса является вариативность образовательных траекторий. В рамках музыкального профиля ребенок способен выбрать разные направления специализации, которые смогут соответствовать его индивидуальным склонностям. Так, например, учебный план может включать курс «Музыкальная информатика», в котором подростки смогут успешно осваивать современные технологии звукозаписи, основы аранжировки, а также, работу в музыкальных редакторах. Данный аспект формирует необходимые компетенции, которые смогут в перспективе быть востребованными в профессиях звукорежиссера, аранжировщика, саунд-дизайнера [5].
На занятиях, направленных на «Анализ музыкальных форм», где происходит углубленное изучение партитур в сочетании с практикой ансамблевого исполнительства, развиваются не только аналитические способности, но, также, и навыки коллективного музицирования, которые могут быть востребованы для специальности будущего дирижера, музыковеда и т.д. [8].
Разработка спецкурса, направленного на изучение основ музыкальной критики, ориентированного на развитие рефлексивных способностей, посредством письменного анализа исполняемых произведений, концертных впечатлений, закладывает основы профессиональной деятельности музыкального журналиста, критика. Подход открывает новые и инновационные возможности для подростков не только в направлении совершенствования собственного исполнительского мастерства, но и осознанно позиционировать будущее профессиональное направление в многообразии музыкальных профессий.
Методология и методы исследования
В качестве методологической основы выступали следующие подходы: системный и деятельностный. Для проверки эффективности разработанной модели был разработан и проведен формирующий эксперимент. База исследования – ГБОУ «Школа №1788» г. Москвы.
Выборка включала: учащихся 7-8 классов в возрасте с 13 до 15 лет, которые проявляли интерес и способности к музыке. Ученики были разделены на 2 группы по 30 человек в каждой группе. Экспериментальная группа (ЭГ) в составе 30 человек, занималась по разработанной модели в период 2023-2024 учебного года, контрольная группа (КГ) в составе 30 человек, которая обучалась в рамках стандартной программы, содержащей музыкальные уроки, а также, участие в хоре школы.
Диагностический инструментарий включал три блока, которые оценивали основные элементы музыкальной одаренности школьников [9, с. 112]. Когнитивный компонент включал тест на определение уровня музыкального мышления с аналитическими способностями, включая понимание формы, гармонии и стиля. Креативный компонент включал метод экспертной оценки творческих продуктов, включая электронные композиции, аранжировки, а также эссе, разработанные учениками. Мотивационно-личностный компонент включал анкету «Готовности к профессиональному самоопределению в музыкальной сфере», включая шкалы, направленные на устойчивость интереса, внутреннюю мотивацию, ясность профессиональных намерений.
Диагностика проводилась в два этапа. На констатирующем этапе, проходящем в сентябре 2024 г. и контрольном этапе эксперимента – май 2025 г. Для оценки достоверности различий между исследуемыми группами применялся t-критерий Стьюдента для определения независимых выборок.
Описание модели и ход эксперимента
Представленная модель, была апробирована на базе ЭГ, представляет собой целостную образовательную экосистему, которая интегрирует углубленное теоретическое осмысление и включает авторский курс «Анализ музыкальных форм» для 7-8 классов, изучающий принципы развития материала от барочной полифонии до техник композиции XX в. [8, с. 25].
Специализированный исполнительский практикум, включающий работу в камерном ансамбле им. Д.Д. Шостаковича – музыка XX-XXI вв. и Лаборатории электроакустической музыки, содержащей освоение «Ableton Live, Reaper». Проектно-исследовательскую деятельность, содержащую реализацию междисциплинарного проекта на тему: «Звуковые ландшафты», которая включает полевые записи с созданием звуковых инсталляций. Партнерство с профессиональным сообществом включало программу «Композитор в классе» с поддержкой Московской филармонии. Контрольная группа в данный период осваивала стандартную программу, которая ограничивалась хоровым пением с изучением музыкальной истории в рамках обязательных уроков.
Результаты и их обсуждение
На этапе констатирующего эксперимента статистически значимых различий между экспериментальной и контрольной группой не было выявлено, p > 0,05, что говорило о примерной равноценности групп вначале проведения эксперимента. Результаты контрольной диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительные результаты диагностики музыкальной даренности в экспериментальной и контрольной группах
|
Диагностируемый компонент |
Средний балл (ЭГ) |
Средний балл (КГ) |
t-критерий Стьюдента |
Уровень значимости (p) |
|
Когнитивный компонент |
8,7 ± 0.9 |
6,1 ± 1.2 |
4,89 |
p ≤ 0,01 |
|
Креативный компонент |
8,9 ± 0.8 |
5,8 ± 1.4 |
5,34 |
p ≤ 0,01 |
|
Мотивационно-личностный компонент |
8,5 ± 1.1 |
5,9 ± 1.3 |
4,52 |
p ≤ 0,01 |
Полученные данные (см. таблицу 1) демонстрируют, что по всем 3-м компонентам музыкальной одаренности учащиеся экспериментальной группы показали результаты, статистически значимо превышающие результаты контрольной группы. Величина t-критерия во всех случаях превышала критическое значение для заданного уровня значимости – p ≤ 0,01, свидетельствуя о высокой достоверности выявленных различий, а также не случайности достигнутого эффекта.
Качественный анализ также подтверждал эффективность разработанной модели. В экспериментальной группе отмечался рост сложности и оригинальности творческих проектов, включая осознанное оперирование профессиональной терминологией, с наличием сформированности представлений о многообразном спектре музыкальных профессий: звукорежиссера, композитора, музыкального критика. В контрольной группе подобные изменения носили единичный, а также слабовыраженный характер.
Выводы
Представленная модель педагогической деятельности с музыкально одаренными подростками в условиях СОШ демонстрирует эффективность комплексного подхода, который сочетает академическую подготовку, практическое музицирование, а также проектно-исследовательскую деятельность. Созданная образовательная среда дает возможность подросткам не только развивать специальные способности, но и формировать осознанное отношение к музыкальному творчеству в качестве основы будущей профессиональной идентичности.
Эмпирические данные, которые были подтверждены методами математической статистики, включая t-критерий Стьюдента, свидетельствуют, что ученики ЭГ, занимающиеся по данной модели, демонстрировали наиболее высокий прирост по всем показателям музыкальной одаренности: когнитивному, креативному, мотивационно-личностному, по сравнению с учащимися КГ.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: целенаправленно выстроенная образовательная школьная среда, в отличие от традиционных подходов, способна создавать комплекс необходимых, а также эффективных условий, направленных на развитие музыкальной одаренности учеников, формирования у них готовности к профессиональному самоопределению в сфере музыкальной культуры, искусства. Косвенным подтверждением результативности разработанной модели является включение ГБОУ «Школа №1788» г. Москвы в ТОП-100 рейтинга лучших образовательных учреждений России по конкурентоспособности выпускников в сфере «Культура и искусство» в 2024 году.
Список литературы:
- Губанова А.В. Педагогическая поддержка одаренных старшеклассников в процессе профессионального самоопределения: монография. М.: Прометей, 2012. 210 с.
- Жапуева Л.Х. Педагогические условия развития и самореализации способностей одаренных детей в образовательном пространстве лицея. Диссер. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Жаппуева Лариса Хабибуллаховна. Владикавказ: 2011. 176 с.
- Концепция развивающей среды В.А. Петровского / Доступная страна (сайт). (дата обращения: 25.10.2025).
- Окуненко Л.А. К проблеме профессионального самоопределения музыкально и ходожественно одаренных детей в школе / Л.А. Окуненко, Е.А. Заплатина, Л.В. Ясинских, У.В. Александрова, Н.И. Кашина // Педагогическое образование в России, 2024. С. 146-153. (дата обращения: 27.09.2025).
- Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе: методические рекомендации / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области; ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», Отдел организационно-методического сопровождения педагогов, работающих с одаренными детьми; авт.-сост. О.В. Сереженкова. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2020. 108 с.
- Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева и др.; под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова; М-во образования Рос. Федерации. 2-е изд., расш. и перераб. М.; Воронеж: ИПП, 2003. 94 с.
- Савенков А.И. Психология детской одаренности: учебник для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2023. 427 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2021. 405 с.
- Щебланова Е.И. Диагностика одаренности школьников: проблемы и перспективы // Психологическая наука и образование, 2022. Т. 27. №2. С. 69-78.
Features of the development of a teenager's musical talent in a secondary school
Denisova A.V.,
postgraduate student of 1 course of the Moscow University «Synergy», Moscow
Research supervisor:
Ivanishcheva Nadezhda Alexandrovna,
Head of the Department of Geography and Methods of Teaching Geographical Disciplines of the Orenburg State Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Abstract. This article discusses the intricacies and features of the development of musical talent in adolescent children in a secondary school. It examines examples of various pedagogical approaches and methods aimed at unlocking the creative potential of students. The article highlights the priority factors that contribute to the most effective development of musical abilities in a school environment. The solution to this problem is based on the integration of classroom and extracurricular activities, with the use of individualization of the educational process.
Keywords: Musical talent, secondary school, teenagers, visualization of learning, skill development, and creative abilities.
References:
- Gubanova V. Pedagogical support for gifted high school student sin the process of professional self-determination: monograph. Moscow: Prometheus, 2012.210 p.
- Zhapueva H. Pedagogical conditions for the development and self-realization of the abilities of gifted children in the education als pace of the lyceum. Dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / Zhappueva Larisa Khabibullakhovna. Vladikavkaz: 2011. 176 p.
- Concept of the developing environment by A. Petrovsky / Dostupnaya strana (website). (date of the address: 25.10.2025).
- Okunenko A. On the problem of professional self-determination of musically and artistically gifted children in school /L.A. Okunenko, E.A. Zaplatina, L.V. Yasinskikh, U.V. Alexandrova, N.I. Kashina // Pedagogical Educationin Russia, 2024.: 146-153. (date of the address: 27.09.2025).
- Work with gifted children in general education schools: methodological recommendations / Ministry of Education and Youth Policy of the Sverdlovsk region; Institute of Educational Development, Department of organizational and methodological support for teachers working with gifted children; author-comp. O.V. Serezhenkova. Yekaterinburg: IRO, 2020. 108 p.
- The working concept of giftedness / D.B. Bogoyavlenskaya, V.D. Shadrikov, Yu.D. Babayeva et al.; edited by D.B. Bogoyavlenskaya, V.D. Shadrikov; Ministry of Education of the Russian Federation. Federation. 2nd ed., expanded. and redeveloped. Moscow; Voronezh: IPP, 2003. 94 p.
- Savenkov A.I. Psychology of child giftedness: textbook for universities. 2nd ed. Moscow: Yurait, 2023. 427 p.
- Teplov B.M. Psychology of musical abilities. Moscow: Nauka, 2021. 405 p.
- Shcheblanova E.I. Diagnostics of schoolchildren's giftedness: problems and prospects // Psychological science and education, 2022. Vol. 27. №2.: 69-78.