Аннотация. Статья посвящена роли влияния на подростков малых групп, в которых он состоит. Указана возможная польза и вред от множества малых групп, а также негативные последствия ограниченного участия в малых группах. Отдельное место уделено роли интернета в образовании малых групп подростков.

Ключевые слова: подростки, малые группы, формирование личности, личность подростка.

Вопрос формирования окружения человека имеет важную роль, особенно это касается подросткового периода, поскольку малые группы влияют на становление личности как части общества: усвоение общественных ценностей; приобретение индивидуального опыта; развитие коммуникативных навыков; иные последствия [1]. Даже если человек не считает себя частью какой-то группы, он может считаться таковым на основании мнения членов этой группы, что является одним из трёх вариантов определения принадлежности человека к группе [2]. Группы можно разделить на формальные и неформальные. В данной статье будут затронуты именно неформальные группы, членов которых принято называть «друзьями». Подросток часто состоит именно в больших формальных группах, таких как школьные классы, где он не будет общаться со всеми на одинаковом уровне и с равной частотой общения, формируя неформальный круг общения из тех людей, с которым он общается лучше всего.

Малые группы могут влиять не только на подростков. Они могут влиять, например, на курсантов высших учебных заведений МВД [3]. Именно подростковая группа выделяется по той причине, что подростки наиболее зависимы от мнения окружающих, в частности, от мнения своих сверстников. Подростки представляют собой пятую стадию развития личности по Эриксону, включая в себя людей от 11 до 18 лет. Базовое чувство этой стадии: идентичность – ролевой беспорядок. В задачи данной стадии входит выход из семьи и моральных оценок окружающих, развитие автономности, способность к риску и здравый авантюризм. Начиная с шестой стадии, в которую входят люди от 18 лет до начала среднего возраста, задачи меняются: вместо вопросов самоопределения и идентичности, на первый план выходит необходимость строить именно близкие отношения, в особенности партнёрские [8, с. 227-231]. В дополнение можно сказать о том, что в 18 лет перед человеком возникают важные вопросы относительно его дальнейшей жизни, а именно связанные с его поиском себя в ней, благодаря чему вопросы принадлежности к какой-либо группе ещё сильнее отходят на «второй план». Таким образом, именно подростковая группа 11-17 лет является наиболее подверженной влиянию мнения группы, в то время как более младшие люди сильнее привязаны к семье, а более старшие люди стараются быть более автономными.

Малые группы могут повлиять на интересы подростка, задать его хобби и сформировать определённое мировоззрение. Если среди участников малой группы есть участник каких-либо формальных или неформальных объединений, то он может повлиять на вступление других участников в эту группу либо сформировать определённое отношение к ней у них. В частности, можно выделить молодёжные субкультуры, в которые нередко вступают подростки. В субкультуре бритоголовых нередко случались ситуации, когда друзья одновременно становились частью субкультуры и формировали объединения на основе своей дружбы.

Необходимо учитывать также половую принадлежность подростков, поскольку у девушек и юношей имеются различия в социализации. Так, к «мужским» девиациям относятся: алкоголизм, наркомания, садизм, «уход в себя», ананкастное поведение, фетишизм, вуайеризм. К «женским»: нарушения пищевого поведения, мазохизм, гиперактивность в общении (гиперобщительность), истерический тип поведения. Сексуальные аномалии, как правило, одинаковы для обоих полов [4, с. 87]. Поведение мальчиков отличается от поведения девочек не только в обществе, но и сравнивая поведение в семье [5]. Учитывая это, можно сделать вывод о том, что парни и девушки с наибольшей вероятностью могут оказаться в разных малых группах.

Малые группы в целом имеют высокое значение в жизни подростка. Их специфика состоит в том, что в отличие от больших социальных групп, они имеют более сильное влияние на подростка, могут иметь общие цели и интересы, вместе проявляют какую-либо активность. Малые социальные группы подростков, особенно если речь идёт про неформальные группы, действуют на основе равноправия всех членов, что позволяет подросткам в полной мере проявлять себя, в частности, выражать своё мнение и оказывать влияние на других членов социальной группы. Если речь идёт про формальные группы подростков, то они могут быть не совсем на равных условиях. Например, в школьных классах могут быть исполнители разных социальных ролей: староста, его заместитель и другая часть класса. Более того, общение в формальных малых группах, если оно есть, часто является вынужденным, поскольку подростки, состоящие в них, связаны общим местом учёбы или другими причинами. По этой причине можно считать, что именно неформальные малые группы влияют на подростков в большей степени.

Как отмечает А.В. Мудрик, малая группа может состоять из людей, имеющих различия в возрасте, поскольку они объединены системой отношений, ценностями и ситуативными интересами [6, с. 95]. Если разница составляет хотя бы несколько лет, то более старшие члены малых неформальных групп могут передать свой пройденный жизненный опыт более младшим членам группы. При этом, то, какое влияние будет оказано, зависит от состава неформальной группы, её направленности, стиля лидерства и значимости того или иного члена группы. В целом, группа сверстников приобщает своих членов к культуре общества, в особенности поведению, помогает задать подростку определённые ценности и взгляды; влияет на формирование полоролевого поведения; играет важную роль в процессе автономизации детей; оказывает иное влияние [6, с. 97-99]. Важное различие между формальной и неформальной группами подростков состоит как раз в близости членов неформальной группы, что позволяет социализироваться лучше, чем в формальной группе, поскольку описанные выше механизмы социализации проявляются более активно, ведь члены формальных групп обычно редко переходят на личные темы, ограничиваясь обсуждением целей и задач формальной социальной группы.

Так малая социальная группа семья имеет признаки как формальной группы, так и неформальной. В семье закладывается «фундамент», который влияет на жизнь человека в дальнейшем [6]. Закладывается он ещё в раннем возрасте, когда семья имеет сильное влияние на ребёнка. В дальнейшем ребенок стремится к самостоятельности, потому влияние становится не таким, как раньше. Даже если включать семью в список малых групп, оказывающих влияние на формирование личности подростка, это влияние имеет свою специфику. Подросток может прислушаться к мнению членов семьи, но это не означает, что он поступит именно так, как ему советуют. Роль подростка в семье отличается от роли подростка в неформальной малой группе сверстников, что сказывается на его восприятии членов семьи.

Чем больше малых групп проходит подросток, тем больше людей он будет знать ближе, что может помочь ему легче адаптироваться в иных малых и не только группах в будущем. Если эти группы ещё и как-то связаны, например, участники одной малой группы знакомы с участниками другой малой группы, в которой состоит человек, или же часть одной малой группы становится частью другой малой группы, это может оказать ещё более сильное качественное влияние на навыки коммуникации подростка с другими людьми. Если подросток проходит через небольшое количество малых групп, его представления о взаимодействии с другими людьми может быть ограниченным, что вызовет трудности адаптации в обществе. То же можно сказать и об ограниченных почти одними и теми же представителями малых группах.

Современной особенностью является возможность разделения виртуальной и реальной жизни, что позволяет подростку быть частью малых групп ещё и в интернете. Этот опыт может быть полезен и интересен. Подобное обстоятельство может позволить подростку стать частью малых групп, частью которых он не мог бы стать, ограничиваясь лишь контактами со сверстниками лишь в реальной жизни, либо же по иным причинам. Например, в интернете могут общаться участники противоположных групп, которые в реальной жизни скорее вступили бы в конфликт. Данная особенность была бы особенно полезна для подростков, которые проживают в малонаселённых пунктах, где им было бы тяжело взаимодействовать со сверстниками, особенно если их нет вовсе. Но польза здесь условна и зависит от самих малых групп.

Преимуществом для родителей является возможность наблюдать со стороны за тем, как их ребёнок ведёт себя в интернете, с кем он общается и что ему интересно. Это может положительно сказаться на их взаимоотношениях, особенно если ребёнок доверяет родителям. Если до времён интернета родители могли узнавать больше о своих детях лишь благодаря знакомым, педагогам и другим взрослым людям, которые взаимодействуют с подростком, то теперь у них больше возможности сделать это самостоятельно.

Само по себе участие во многих малых группах может положительно повлиять  на адаптацию подростка в обществе, но этого может и не произойти, если опыт его взаимодействия будет лишь негативным и будет приносить ему только вред. Будет ли это участие положительным или негативным зависит лишь от состава этих малых групп. Правильное формирование окружения, то есть малых групп, в которых подросток состоит, может оказать значительное влияние на его будущее и настоящее. Родители могут лишь направить ребёнка и помочь ему не вступать в группы, которые могут затруднить его социализацию, но часто этот выбор зависит лишь от самого подростка. Разбираться в людях и отличать позитивное влияние от негативного подросток может научиться у родителей, потому воспитанию необходимо уделять как можно больше времени и внимания, чтобы минимизировать возможные негативные последствия в будущем. Главное не путать сокрытие негативных явлений от подростков и разъяснений насчёт того, почему эти явления являются таковыми. Если лишь скрывать негативные явления либо игнорировать их, подросток может отнестись к ним как к способу протеста. Это относится, например, к курению или самоповреждениям, которые нередко распространяются среди подростков.

Влиять на то, в каких малых группах состоит человек после достижения им 18 лет или больше уже вряд ли будет иметь много смысла, поскольку к этому возрасту человек уже более-менее сформирован как личность, особенно если у него кончился юношеский максимализм. Особо обеспокоенные родители могут продолжить заниматься этим хоть при достижении их ребёнком 30 лет, но чем взрослее он будет, тем меньше будет шансов оказать на него влияние, потому следует заниматься этими вопросами в юношестве, чем, когда будет уже поздно.

Если подросток будет состоять в относительно большом количестве позитивных малых групп, то это может принести ему много пользы. Он не только сможет более успешно адаптироваться и коммуницировать, но и будет получать позитивное влияние. Смотря на примеры старательных людей, он с наибольшей вероятностью так же захочет достичь каких-либо значимых результатов, чтобы не быть в своих и чужих глазах хуже других. Дополнительной пользой от этих знакомств является возможность в будущем воспользоваться преимуществом от них в виде сотрудничества и иного совместного взаимодействия, которое будет полезно обоим людям.

Подводя итоги статьи, можно сделать следующие выводы: подростки высоко ценят мнение сверстников; малые группы влияют на людей всех возрастов, но сильнее всего на подростков из-за их желания быть частью группы; многое количество малых групп, в которых состоит подросток, может с наибольшей вероятностью положительно повлиять на его адаптацию в обществе и навыки коммуникации; именно неформальные малые группы имеют большее значение в вопросе влияния на подростка, поскольку такие группы основаны на равноправии её членов, что позволяет подростку проявить себя; интернет может позволить подросткам состоять в более разнообразных малых группах; интернет позволяет родителям лучше узнавать своих детей; ограниченное количество малых групп либо их участников может негативно сказаться на адаптации подростка; помимо количества малых групп, важное значение имеет их особенности (позитивная, нейтральная или негативная социальная направленность).

Литература:

  1. Радюк Е.В. Роль малой группы в социализации, воспитании и становлении личности // Современная наука: актуальные вопросы и перспективы развития : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, София, Болгария, 25 декабря 2019 года. София, Болгария: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2019. С. 534-538.
  2. Коваль Е.С. Адаптация личности в социально-психологической структуре малой группы // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. Т.9, №2. С. 55-58.
  3. Четырешников Г.В. Особенности влияния малых групп на формирование личности курсанта в коллективе // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2001. №3. С. 88-91.
  4. Колесникова Г.И. Девиантология. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2023. 161 с.
  5. Наговская Е.Е.В. Гендерный подход в воспитании детей // НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ИННОВАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ и современные АСПЕКТЫ : сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 марта 2021 года. Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. С. 245-248.
  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. 5-е издание, дополненное. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 200 с.
  7. Нальгиева Х.Л. Социально-психологический анализ семьи как малой группы // Современные тенденции развития науки и образования : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, София, Болгария, 21 марта 2019 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. София, Болгария: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2019. С. 232-235.
  8. Erikson H. (1950). Childhood and Society. W.W. Norton and Company Inc. (дата обращения: 25.11.2023).

The role of the diversity of small groups in the formation of the personality of a teenager

Pistoletov D.A.,
student of 3 course of the Moscow State University of Humanities and Economics, Volgograd branch, Volgograd

Annotation. The article is devoted to the role of influence on adolescents of small groups in which he is a member. The possible benefits and harms of many small groups, as well as the negative consequences of limited participation in small groups, are indicated. A special place is given to the role of the Internet in the education of small groups of teenagers.
Keywords: teenagers, small groups, personality formation, personality of a teenager

Literature:

  1. Radyuk E.V. The role of a small group in socialization, upbringing and formation of personality // Modern science: current issues and prospects of development : materials of the International (correspondence) scientific and practical conference, Sofia, Bulgaria, December 25, 2019. Sofia, Bulgaria: Scientific Publishing Center «World of Science» (IP Vostretsov Alexander Ilyich), 2019. Page: 534-538.
  2. Koval E.S. Adaptation of personality in the socio-psychological structure of a small group // North Caucasian Psychological Bulletin. 2011. Vol. 9, №2. Page: 55-58.
  3. Chetreshnikov G.V. Features of the influence of small groups on the formation of a cadet's personality in a team // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2001. №3. Page: 88-91.
  4. Kolesnikova G.I. Deviantology. 3rd edition, revised and supplemented. Moscow: Yurayt, 2023. 161 pages.
  5. Nagovskaya E.E.V. Gender approach in child rearing // SCIENCE, EDUCATION, INNOVATIONS: TOPICAL ISSUES and modern ASPECTS : collection of articles of the VI International Scientific and Practical Conference, Penza, March 10, 2021. Penza: «Science and Education» (IP Gulyaev G.Yu.), 2021. Page: 245-248.
  6. Mudrik A.V. Social pedagogy. 5th edition, expanded. Moscow: Publishing Center «Academy», 2005. 200 pages.
  7. Nalgieva H.L. Socio-psychological analysis of the family as a small group // Modern trends in the development of science and education : Materials of the International (correspondence) Scientific and Practical Conference, Sofia, Bulgaria, March 21, 2019 / Under the general editorship of A.I. Vostretsov. Sofia, Bulgaria: Scientific Publishing Center «World of Science» (IP Vostretsov Alexander Ilyich), 2019. Page: 232-235.
  8. Erikson H. (1950). Childhood and Society. W.W. Norton and Company Inc. (date of the address: 25.11.2023).