Аннотация. В статье затрагиваются вопросы о важности развития социокультурной компетенции старших школьников средствами аудиовизуализации. Предлагаются платформы и критерии отбора таких аудиовизуальных материалов. Описываются этапы развития социокультурной компетенции средствами аудиовизуализации, а также предлагаются примерные задания.

Ключевые слова: аудиовизуализация, аудиовизуальные материалы, социокультурная компетенция, старшие школьники.

Процесс изучения иностранного языка неразрывно связан с развитием социокультурной компетенции. Для успешной иноязычной коммуникации важно не только формировать необходимые навыки и развивать умения, но и уверенно владеть социокультурными знаниями. Это необходимо не только для формирования языковой личности, но и для расширения кругозора, воспитания толерантности и взаимоуважения между двумя культурами.

Актуальность темы и важность развития социокультурной компетенции старших школьников подтверждается в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (далее – ФГОС СОО). В данном документе в перечне требований прописано, что «овладение социокультурными знаниями и умениями подразумевает:

  • знание/понимание речевых различий в ситуациях официального и неофициального общения в рамках тематического содержания речи и использование лексико-грамматических средств с учетом этих различий;
  • знание/понимание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка (например, система образования, страницы истории, основные праздники, этикетные особенности общения);
  • наличие базовых знаний о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и страны/стран изучаемого языка;
  • умение представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке;
  • проявление уважения к иной культуре;
  • соблюдение норм вежливости в межкультурном общении» [7, с. 23].

Обратимся к словарю методических терминов Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, где социокультурная компетенция определяется, как cовокупность знаний о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка. Под этим понимается важность изучения социального и речевого поведения носителей языка, а именно: обычаев, правил поведения, норм этикета, социальных условий и стереотипов поведения [1, с. 286]. Многие учёные (Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин, В.В. Сафонова, Н.Г. Муравьёва, Н.В. Базина Н.В. и др.) акцентируют внимание не только на важности теоретической готовности к социокультурной деятельности, но и практической, т.е. на способности пользоваться перечисленными знаниями в процессе общения.

Социокультурная компетенция является одной из составляющих иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) и состоит из ряда компонентов, которые в свою очередь включают в себя набор элементов, а именно:

  • лингвострановедческий: лексические единицы с социокультурной семантикой;
  • социолингвистический: социальные слоя, общественные группы и их особенности (диалекты, ситуативные и коммуникативные клише, речевой этикет, речевое поведение);
  • социально-психологический: национальные нормы и правила этикета, модели поведения в различных ситуациях;
  • культурологический: социокультурные, историко-культурные, этнокультурные знания [4, с. 138].

Как утверждает Л.А. Лукьянова, старшие школьники недостаточно хорошо знают социокультурные реалии страны изучаемого языка. У них не сформированы представления о традициях, ценностях и нормах этикета. Они не умеют использовать социокультурные знания в общении, сопоставлять и сравнивать различные аспекты в родном и иноязычном контекстах [3]. Таким образом, у старших школьников наблюдается неготовность к межкультурному общению, что доказывает актуальность исследуемой нами проблемы.

Н.В. Базина в своём исследовании даёт определение понятию «аудиовизуализация», определяя его как «социокультурную деятельность по декодированию социокультурных понятий и социокультурного фона видеоматериала» [2, с. 22]. Преимуществом использования именно аудиовизуальных материалов является то, что они совмещают в себе аудитивные и визуальные маркеры, которые способствуют развитию социокультурной компетенции. Наглядность таких материалов позволяет восполнить пробелы в понимании отдельных фрагментов, получить более чёткое представление об условиях общения, а также произвести анализ вербальной и невербальной составляющей коммуникации.

Ещё одно подтверждение актуальности поднятой нами проблемы лежит в учебно-методических комплексах (далее – УМК), входящих в федеральный перечень учебников и использующихся в общеобразовательных школах на уроках английского языка (Starlight, Spotlight и др.). Во время проведённого нами анализа было выявлено отсутствие аудиовизуальных материалов в так называемых Culture Corners, где уделяется внимание социокультурным моментам. Следовательно, при всех преимуществах видеоматериалов, которые были упомянуты выше, авторы УМК не предполагают их использование в соответствующих разделах учебников.

Для развития социокультурной компетенции старших школьников мы предлагаем использовать именно аудиовизуальные материалы, отбор которых необходимо произвести, опираясь на ряд принципов. Например, Н.В. Базина и В.В. Сафонова в своём исследовании выделают три таких принципа:

  • коммуникативная и информационная ценность;
  • социокультурная ценность;
  • дидактическая целесообразность использования аудиовизуальных материалов [5, с. 4].

Первый из перечисленных принципов определяется степенью ценности аудиовизуальных материалов для расширения представлений о коммуникативно приемлемом или неприемлемом поведении в процессе иноязычной коммуникации. Важно произвести анализ на определение степени заинтересованности старших школьников в теме, а также на возможность поставить коммуникативную задачу [5, с. 5].

Второй принцип определяется значимостью социокультурного наполнения аудиовизуальных материалов. Их отбор стоит производить в соответствии с упомянутыми компонентами социокультурной компетенции и их элементами. То есть каждый отобранный материал должен способствовать освоению социокультурных знаний (о чём-либо) и развитию умений (оперирование знаниями) [5, с. 11].

Наконец, третий принцип определяется возможностью отбора и использования аудиовизуального материала в учебных целях. Здесь важно учитывать возрастные и интеллектуальные характеристики старших школьников, а также уровень их владения иностранным языком как инструментом общения. Помимо этого, стоит также обращать внимание на всё, что может привести к социокультурной деформации, а точнее степень искажённости социокультурной информации, ложность культурных стереотипов и др. [5, с. 14-15].

Для отбора аудиовизуальных материалов важно знать платформы с социокультурным потенциалом. Например, наиболее популярной из них является YouTube, где можно найти большое количество видеоматериалов на самые разные темы. Есть и другие платформы, такие как: TED, Vox, engVid, British Council, EnglishCentral и др. Перечисленные Интернет-ресурсы не специализированы только на развитии социокультурной компетенции, но обладают потенциалом к их использованию с этой целью.

Отбор самих аудиовизуальных материалов стоит производить в соответствии с компонентами социокультурной компетенции, а также знаниями и умениями, которые входят в их состав. Таким образом, для начала учителю необходимо определиться с определённой социокультурной темой. Далее осуществляется поиск видеоматериала и подготовка к уроку.

Сама работа над любым аудиовизуальным материалом с целью развития социокультурной компетенции проходит в несколько этапов: преддемонстрационный, демонстрационный, последемонстрационный. Рассматривая каждый из этапов, стоит упомянуть их основные цели.

Преддемонстрационный этап необходим для подготовки старших школьников к восприятию материала, а также для повышения мотивации к обучению. Учитель вместе с учащимися обозначает цель урока, создаёт проблемную ситуацию, а также снимает трудности (семантизация лексических единиц и др.). На данном этапе можно предложить следующие упражнения:

  1. Озвучка. Старшим школьникам демонстрируется только визуальную часть материала без аудио. Их задача озвучить короткий эпизод видео, опираясь только на картинку.
  2. Что дальше? Старшим школьникам демонстрируется короткая часть видеоматериала, но в определённый момент нажимается пауза. Их задача выдвинуть свои предположения, что будет происходить дальше.
  3. Без картинки. Старшим школьникам включается только аудио, без визуальной части материала. Их задача предположить, что происходит в видео, опираясь только на звук. Можно предложить инсценировать услышанное, если это позволяет тема.

Демонстрационный этап необходим для основной части урока. Здесь происходит непосредственный показ подобранного аудиовизуального материала. Учитель также предлагает задания на проверку понимания в виде упражнений на формирование навыков или развитие умений, ответов на вопросы и т.д.

Последемонстрационный этап необходим для закрепления пройденного материала. На данной ступени развитие социокультурной компетенции происходит преимущественно в совокупности с развитием умений говорения или письменной речи. Например, старшим школьникам предлагается разыграть диалог с применением пройденных правил речевого этикета, ситуативных клише и т.д. На данном этапе можно также включить проектную деятельность, кейс-стади, дебаты, написание письма или эссе и многое другое. Все задания выполняются с применением тех знаний, которые были получены на первых двух этапах.

Как отмечала Е.Г. Тарева, обучение понимаю в ходе устной коммуникации, где два участника общения принадлежат к разным культурам, приобретает особую значимость «в силу объективной сложности данного процесса: быстротечности, невозможности длительного анализа воспринимаемых фактов и их переработки, непредсказуемости намерений и поведения говорящего, неприводимости параметров устной коммуникативной ситуации» [6, с. 73]. Причиной перечисленных трудностей может стать неготовность человека к восприятию и понимаю социокультурной информации, а также к применению соответствующих знаний и умений в ходе диалога.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что именно аудиовизуальные материалы позволяют погрузиться в условия реальной коммуникации, что так важно при развитии социокультурной компетенции. Это позволит избежать трудностей и подготовить старших школьников к участию в социокультурной деятельности.

Список литературы:

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) // ИКАР. 2009. 448 с.
  2. Базина Н.В. Личностно-образующий потенциал немецкоязычных видеоматериалов для развития аудиовизуальных умений студентов неязыковых направлений подготовки // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. №4-2. С. 22-26.
  3. Лукьянова Л.А. О функционально-содержательной основе формирования социокультурной иноязычной компетенции старшеклассников // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2014. №4. С. 2194-2194.
  4. Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. 2011. №9. С. 136-143.
  5. Сафонова В.В., Базина Н.В. Методические принципы отбора аутентичных видеофильмов для учебных целей // Иностранные языки в школе. 2014. №7. С. 2-10.
  6. Тарева Е.Г. Устная межкультурная коммуникация: проблемы трудностей понимания // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2018. №1. С. 71-82.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования : приказ об утверждении ФГОС СОО от 12 августа 2022 г. №732. (дата обращения: 20.02.2024).

Selection and use of audiovisual materials for the development of socio-cultural competence of senior schoolchildren

Shirobokova P.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Makarova Irina Vladimirovna,
Associate Professor, Department of Romance Languages and Linguodidactics, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Senior Researcher

Abstract. The article addresses the issues of the importance of developing the socio-cultural competence of senior schoolchildren by means of audio-visualization. Platforms and criteria for the selection of such audiovisual materials are proposed. The stages of the development of socio-cultural competence by means of audiovisual visualization are described, and sample tasks are offered.
Keywords: audiovisualization, audiovisual materials, socio-cultural competence, senior schoolchildren.

References:

  1. Asimov E.G., Shchukin A.N. A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language teaching) // IKAR. 2009. 448 p.
  2. Bazina N.V. Personality-forming potential of the German video-materials for audio-visual abilities development of non-language specialities students // Philological sciences. Questions of theory and practice. 2013. №4(22).: 22-26.
  3. Lukyanova L.A. On the functional and substantive basis of the formation of socio-cultural foreign language competence of high school students // Letters to the Issue. Offline. 2014. №4: 2194-2194.
  4. Muravyeva N.G. The concept of socio-cultural competence in modern science and educational practice //Bulletin of the Tyumen State University. Series: Pedagogy. Psychology. 2011. №9.: 136-143.
  5. Safonova V.V., Bazina N.V. Methodological principles of selecting authentic videos for educational purposes // Foreign languages at school. 2014. №7.: 2-10.
  6. Tareva E.G. Intercultural communication: problems with listening comprehension // Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Problems of linguistics and pedagogy. 2018. №1.: 71-82.
  7. Federal State Educational Standard of Secondary General Education : on approval of the Federal State Educational Standard of Secondary General Education dated August 12, 2022. №732. (date of the address: 20.02.2024).