Аннотация. Статья посвящена значимости научно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности в современном обществе. Автор описывает результаты анкетирования, опроса и интервью с обучающимися в школе, студентами вузов, школьными учителями и преподавателями в университете на предмет того, как данный вид научной деятельности помогает развивать исследовательские навыки у названных групп респондентов. Важность организации и руководства проектно-исследовательской деятельностью в индивидуальном и групповом контексте также является ключевым аспектом данной работы.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская работа, НИР, проект, исследование.

В современном мире ценятся люди, которые обладают навыками критического мышления, умениями анализировать и выделять главную информацию, изучать противоречивые вопросы и правильно делать выводы. Успешному развитию названных навыков способствуют исследовательские и проектные работы. Школа, будучи одним из основных социальных институтов, является источником социализации для человека [3]. Уже со второго класса школьники погружаются в данный вид деятельности и изучают интересующую их тему, выполняя проекты индивидуально или же в группах, что в свою очередь также способствует их социализации и развитию необходимых исследовательских навыков [1]. Для студентов вуза научно-исследовательская деятельность становится системообразующим компонентом подготовки [6].

Всё это определяет актуальность данного исследования, основной целью которого является проведение сопоставительного анализа того, как именно формируются и развиваются исследовательские навыки школьников и студентов, школьных учителей и преподавателей вуза. Более того, предполагается анализ подходов к организации собственной проектно-исследовательской деятельности и организации подобного вида работ в качестве группового руководителя.

В ходе исследования, которое длилось на протяжении двух месяцев, были проведены опросы среди 202 обучающихся ГБОУ г. Москвы «Школа №1501» (2-8 классов начальной и средней школы) и 151 студента бакалавриата (2-5 курсов педагогической и лингвистической направленности обучения) Московского городского педагогического университета (МГПУ). Более того, было проведено интервью с 14 учителями по иностранному языку, истории, обществознанию, русскому языку и литературы из ГБОУ г. Москвы «Школа №2086» и МБОУ г. Тольятти «Гимназия №9», а также преподавателями МГПУ по иностранному языку, специалистом по математической статистике и в области проектно-исследовательских работ. Опрос среди студентов осуществлялся в онлайн-формате на платформе Yandex.Forms, так же как и для 7 учителей и преподавателей и 123 школьников средней школы. Для обучающихся 2-4 классов начальной школы (79 обучающихся) опрос проходил в очной форме в учебном кабинете, где в роли наблюдателя были классные руководители. Очно проведено и интервью с педагогами и учителями, в ходе которого были заданы вопросы, а ответы записаны на диктофон для дальнейшего анализа.

Для каждой из групп испытуемых был сформулирован ряд вопросов, основанных на психологических опросниках, для выявления оценки изученного, трудностей в процессе деятельности, отношения и восприятия проектной или исследовательской работы у каждого индивидуально. Были заданы такие вопросы, как:

  • «Сложно ли было формулировать проблему, гипотезу, цель, задачи исследования?»
  • «Вызывает ли занятие исследованием или проектом такой же интерес, как и в первый раз?»
  • «Были ли довольны выбранной темой? Было ли интересно ею заниматься или хотелось бы поменять вектор исследования?»
  • «По твоим ощущениям, смог(-ла) ли ты чему-то научиться?»

Основываясь на полученных данных (см. рисунки 1, 2) удалось выявить следующие особенности в различных группах респондентов. Одним из самых сложных этапов проведения исследования для испытуемых стал поиск и отбор подходящих источников информации. Как выяснилось в ходе опроса, школьники даже не задумываются о сложности выбора, в то время как студенты и преподаватели с годами уже выработали схему, по которой они быстро находят то, что им необходимо. Для этого некоторые специально создают отдельные документы в электронном виде, где собирают информацию об актуальных источниках – интернет-сайты, оффлайн и онлайн библиотеки и иные ресурсы.

Рис. 1. Результаты опроса среди обучающихся 2-8 классов

Рис. 2. Результаты опроса среди студентов 2-5 курсов.

Студентам, по мнению преподавателей и по результатам опроса, повезло больше с вариативностью и доступностью выбора источников, так как в настоящее время они свободно ориентируются в интернет-пространстве, где могут найти подходящие статьи и монографии в электронном формате через поисковую систему. В то же время преподаватели и учителя лишь учатся и тренируют навыки быстрого поиска ввиду того, что в начале своего пути в исследовательской сфере они искали нужную информацию пролистывая десятки учебников, монографий, статей. Школьникам обычно несложно найти подходящие источники, поскольку релевантной информацией их обеспечивает руководитель или тьютор.

Для целостного представления исследовательской работы необходимо, чтобы были сформулированы такие понятия, как гипотеза, цель, задачи, проблема. Перечисленные пункты для формирования понятийного аппарата исследования не вызывают трудностей у школьников и части студентов. Однако многие студенты находят данное занятие сложным, поскольку они только начинают разбираться в тонкостях создания научно-исследовательских работ.

Для преподавателей высшей школы принцип научности является ведущим в их образовательной деятельности [5]. В связи с этим наука имеет для них наибольшее значение, они погружены в данный вид работы наиболее глубоко, и тем не менее, этап формулирования темы является для них самым важным и сложным. В ходе работы вектор их исследования может поменяться, углубиться в другую сферу или соединить в себе несколько областей науки, поэтому тема формулируется либо в процессе исследования, либо же в самом конце исследования.

Одним из ключевых моментов опроса также стал вопрос о собственной оценке проделанной работы по шкале от 1 до 10. Как выяснилось, большинство школьников (43% – 32 человека из 73 опрошенных в данной группе респондентов) не смогли себя оценить вовсе (выбрали вариант ответа «1») – скорее всего, это связано с отсутствием рефлексии и самооценки собственных учебных действий. 10% (7 из 73) опрошенных оценили себя на максимум (выбрали вариант ответа «10» – чаще всего они отвечали, что они молодцы, сделали работу на отлично (см. рисунок 3).

Рис. 3. Результаты опроса обучающихся 2-8 классов

С годами заниматься исследованием становится легче, понятнее. Так, 90% опрошенных преподавателей и учителей довольны своими научными проектами, однако стараются объективно оценивать свои силы, выявляют слабые места, работают над ошибками и стремятся не допускать их в дальнейших работах, таким образом совершенствуя свои исследовательские навыки.

Со студентами обстоит следующая ситуация (см. рисунок 4) – многие пока не разобрались в своих чувствах и хотели бы заняться исследовательской работой ещё раз, чтобы убедиться в собственном отношении к данному виду деятельности (27% – 9 из 33). Несмотря на это, большая часть опрошенных чувствовали себя уверенно, работая над своим проектом (31% – 20 из 33) – это дает понять нам, что они осознанно подходят к процессу работы и полностью погружены в то, чем они занимаются.

Рис. 4. Результаты опроса среди студентов 2-5 курсов.

Большинство студентов радовались и испытывали облегчение, когда выполняли все намеченные пункты в срок и их ожидания совпадали с реальностью (51% – 17 из 33). Однако у 27% студентов их исследование вызывало злость – чаще всего она была связана с отсутствием времени на выполнение поставленных задач.

По окончании исследования необходимо провести работу над ошибками, что поможет избежать их в будущем и усовершенствовать проведение этапов исследования. Крайне важно вынести для своей работы или учёбы полезную, нужную информацию. Так, большинство школьников (61% – 45 из 73) позитивно настроены в отношении их исследования: они научились анализировать текстовый материал, работать в команде и искать информацию в правильно подобранных источниках (см. рисунок 5).

Рис. 5. Результаты опроса среди обучающихся 2-8 классов.

Если говорить о студентах (см. рисунок 6), 42% из них не будут использовать информацию в дальнейшем, хотя 45% (15 из 33) опрошенных считают, что всё изученное может стать для них полезным, поскольку оно связано с их профилем обучения и в целом нравится студентам.

Рис. 6. Результаты опроса среди студентов 2-5 курсов.

Педагоги и учителя не всегда используют полученные данные впоследствии, так как некоторые выводы не подходят под последующие темы исследований, сферы их деятельности. Однако, если встречаются похожие темы, то они могут применить полученные ранее данные. Чаще всего они продолжают разрабатывать взятую тему самостоятельно, это становится частью их работы и изучения того, чем они хотят заниматься дальше и развиваться в этом направлении.

Данные тех научных проектов, где исследователем был студент или школьник, а помощником – преподаватель, учителя и педагоги зачастую не используют в других проектах, поскольку они не коррелируют с их сферой деятельности. Однако преподаватели помогают выбрать школьникам и студентам интересные темы, ведь, по их мнению, главная цель состоит в том, чтобы помочь начинающим исследователям заняться работой, которая была бы им по душе. Таким образом, педагоги и студенты, которые проходят практику в образовательных учреждениях и самостоятельно занимаются организацией проектов с обучающимися, будут уверены, что они помогают детям научиться чему-то новому. Что дети точно сделали, так это расширили свой кругозор – теперь они хорошо разбираются в том, что они исследовали. Многие чувствуют, что смогли развить в себе разные навыки: организаторские, личностные, коммуникативные.

65% студентов считают, что они помогли школьникам развиться (см. рисунок 7). Как они это выявили? Некоторые отвечают, что они заметили это сами по работе детей, к некоторым подходили дети и благодарили за проделанную совместную работу. Только 7% опрошенных считают, что не помогли развить у детей никаких новых навыков, так как не увидели значительных результатов от проделанной работы.

Рис. 7. Результаты опроса среди студентов 2-5 курсов.

Если говорить о самих студентах, то большинство из них (78% – 43 опрошенных) считают, что они смогли максимально развить свои коммуникативные навыки, умение организовывать рабочий процесс, планировать работу, быть ответственным за определенные функции. Также студенты приобрели навык работы с различными документами – например, правильно оформлять документацию по отчётности, грамотно вести планирование всего процесса работы, корректно формулировать мысли в конспекте урока, внимательно работать индивидуально и в команде. Более того, научились работать над исследованием в целом – формулировать понятийно-категориальный аппарат, искать источники, оформлять исследование для представления перед аудиторией. Не обошлась работа и без развития лидерских качеств и креативного мышления – тоже немаловажные черты, которые студенты смогли в себе развить. Все полученные качества, будучи тьютором группы школьников, студенты смогут применить в дальнейшем – в своей учебе, в личностном развитии и в будущей профессии – это отмечают сами студенты.

Чтобы работа была лишь в удовольствие, необходимо придерживаться деловой этики и соблюдать некоторые правила личных границ, чтобы сохранить хорошие отношения, то есть отношения самих тьюторов и школьников. Были заданы следующие вопросы для выявления того, насколько комфортно протекала работа в группе или в паре:

  • «Были ли хорошие отношения со школьниками?»
  • «Была ли работа в удовольствие?»
  • «Как влиял энтузиазм тьютора на работу и наоборот?»

У 47% студентов возникали трудности при организации рабочего процесса с детьми, которые чаще всего были связаны с дисциплиной, большим количеством человек в группе. Говоря об интересных наблюдениях в ходе опроса, отметим следующее – 8% опрошенных студентов связывали эти трудности с тем, что они не понимали, о чём говорят дети. Например, тема исследования была не знакома студенту, а дети горели желанием её изучить. Как выяснилось в ходе интервью, у преподавателей и учителей также возникала данная проблема, так как разница в поколениях даёт о себе знать. Если случались такие ситуации, то студенты и преподаватели изучали тему сами, чтобы помочь детям в ней разобраться.

Если говорить об эмоциональной составляющей работы (см. рисунок 8), то можно сделать следующий вывод: студенты испытывали разные эмоции – 61% (34 из 55) опрошенных делали всё в удовольствие с детьми, а у 36% (20 из 55) эта деятельность вызывала порой раздражение и возмущение.

Рис.8. Результаты опроса среди студентов 2-5 курсов

Учителя же не выразили особых эмоций, хотя большинство из них были довольны работой со школьниками. Возможно, такая реакция связана с многолетним опытом работы со школьниками и студентами, которая приводит к тому, что педагоги и учителя перестают видеть уникальное и интересное в таком виде работы. Они принимают этот процесс как само собой разумеющееся, поэтому стараются объективно оценивать возможности школьников и студентов и результаты проделанной ими работы, чтобы получить наилучший продукт [2].

И тем не менее, если педагог видит, что юные исследователи на 100% поглощены работой и увлечены темой, то они будут всеми силами стараться помочь раскрыть потенциал ребенка и сделать работу более увлекательной.

Однако если педагог замечает, что школьник делает работу под давлением, то работа будет продвигаться медленнее и станет менее увлекательной и результативной, поскольку насильно педагог не будет предлагать заниматься той деятельностью, которой ребенок заниматься не хочет. Поэтому важно отметить, что энтузиазм тьюторов влияет как на эмоциональное состояние школьников, так и на процесс работы в целом [4].

У 23% студентов (13 из 55) работа протекала без каких-либо проблем: и тьютор, и школьники были заинтересованы в предложенной деятельности. И сами студенты (58% – 32 из 55) считают, что их энтузиазм напрямую повлиял на школьников. 50% студентов приходилось подталкивать школьников к работе, хотя они были заинтересованы. Студенты отвечают, что их нежелание чаще всего было связано с усталостью или с неинтересным, трудным этапом в работе.

Энтузиазм педагогов и учителей определённо помогал детям и студентам работать продуктивнее, а детям – чувствовать себя увереннее, делать работу с удовольствием.

Таким образом, большинство групп респондентов были заинтересованы в подобной форме деятельности и вынесли много полезного: приобрели новые знания, навыки, друзей, связи в команде и классе, в группе. Научно-исследовательская работа заставляет о многом задуматься: как правильно оформлять документы, формулировать этапы исследования, где и как искать информацию, а также как спланировать работу самому или в команде, как нужно взаимодействовать с напарниками, чтобы работа была в удовольствие и приносила наиболее эффективный результат.

Список литературы:

  1. Арапова П.И. Проектно-исследовательская деятельность: возможности подготовки школьника к выбору // Начальная школа. 2016. №3. С. 10-15.
  2. Белова Т.А. Отношение педагогов и преподавателей к организации проектной деятельности учащихся // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. №10(112). С. 153-156.
  3. Бокова Т.Н., Силонян А.А. Психолого-педагогические основы развития культурной идентичности личности в основной общеобразовательной школе // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2023. №1(68). С. 179-185.
  4. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. №3. С. 292-307.
  5. Стегний В.Н. Отношение преподавателей и студентов к научно-исследовательской деятельности // Актуальные проблемы социологии: сб. научн. ст. 2012. С. 412-420. (дата обращения: 26.02.2024).
  6. Тарева Е.Г. Межкультурное образование в вузе: лингводидактические стратегии и практики / Е.Г. Тарева, А.В. Анненкова, О.А. Гаврилюк [и др.]. СПб.: ООО «Нестор-История», 2020. 272 с.

Students` and teachers` attitude to scientific research activities at school and university levels

Shevando V.S.,
bachelor of the 2nd course of Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Voevodina Anastasiya Igorevna,
assistant lecturer of the Department of English Studies and Cross-cultural Communication of the Institute of Foreign Languages of Moscow City University

Abstract. The article is devoted to the importance of project-research and scientific research activities in modern society. The author presents the results of the conducted survey and interview with schoolchildren, students, school and university teachers. The core aim of the study is to consider how scientific and project research helps to develop research skills among these groups of respondents. The significance of organizing and guiding project research activities in an individual and group context is also a key aspect of this paper.
Keywords: design and research activities, research work, scientific research, project-research work, research paper, project.

References:

  1. Arapova P.I. Design and research activity: opportunities for preparing a student for choice // Elementary school. 2016. №3.: 10-15.
  2. Belova T.A. Attitude of teachers and teachers to the organization of project activities of students // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2011. №10(112).: 153-156.
  3. Bokova T.N., Silonyan A.A. Psychological and pedagogical foundations for the development of the cultural identity of the individual in the main comprehensive school // New in psychological and pedagogical research. 2023. №1(68).: 179-185.
  4. Lazarev V.S. Project activities at the school: unused opportunities // Education issues. 2015. №3.: 292-307.
  5. Stegniy V.N. Attitude of teachers and students to research activities//Actual problems of sociology: sat. scientific Art. 2012.: 412-420. (date of the address: 26.02.2024).
  6. Tareva E.G. Intercultural education at the university: linguodidactic strategies and practices / E.G. Tareva, A.V. Annenkova, O.A. Gavrilyuk [and others]. St. Petersburg: Nestor-History LLC, 2020. 272 p.