Аннотация. Распад колониальной системы на Африканском континенте привел к формированию целой плеяды новых государств, которые в дальнейшем были втянуты в глобальное противостояние в рамках Холодной войны. В данной статье представлен анализ подходов и стратегии советского руководства в отношении Африканских стран в политической, экономической, военной и образовательной сферах.
Ключевые слова: холодная война, Африка и Советский Союз, внешняя политика СССР 1960-1975 гг., внешняя политика Хрущева, внешняя политика Брежнева.
Отношения России с африканскими странами развивались на протяжении долгих лет. В нынешнюю эпоху Африканский вектор внешней политики РФ получил новый импульс и стремительно развивается: с 2019 года проходят международные саммиты «Россия-Африка», направленные на выстраивание политического диалога России со странами Африки, определение основных средств и методов сотрудничества между российскими и африканскими партнерами, РФ на безвозмездной основе предоставляет странам Черного континента продовольствие, военнослужащие ВС РФ в составе Африканского корпуса совместно с военнослужащими африканских стран проводят контртеррористические операции, увеличиваются объемы российско-африканской торговли, специальные проекты на Черном континенте осуществляет Росатом. Истоки проводимой Россией политики в отношении Африки были заложены еще Советским Союзом, именно советская методология, подходы и практики являются фундаментом современной российской африканской доктрины и для понимания и анализа дальнейшего развития Африканского вектора в системе внешней политики РФ возникает необходимость их подробного рассмотрения.
Основным фактором, определяющим политику СССР в Африке, явилось противостояние с Западным блоком. В ходе данного противостояния усиление собственных позиций во всех частях света рассматривалось как ослабление позиций оппонента. В 1960 году независимость от бывших метрополий провозгласили сразу 17 стран. Москва тепло приветствовала распад колониальной системы и образование независимых государств, в связи с обнажением уязвимости Запада на Африканском континенте и возможностью обзавестись новыми союзниками и новым плацдармом для экспорта социалистических идей в мире, о чем свидетельствует программа КПСС, принятая на XXII съезде партии: «КПСС рассматривает братский союз с народами, сбросившими колониальное и полуколониальное ярмо, как один из краеугольных камней своей международной политики. Этот союз основан на общности жизненных интересов мирового социализма и мирового национально-освободительного движения. КПСС считает своим интернациональным долгом помогать народам, идущим по пути завоевания и укрепления национальной независимости, всем народам, борющимся за полное уничтожение колониальной системы» [7, c. 211].
Первые шаги на Африканском континенте СССР вынужден был делать в условиях кризиса, разгоревшегося в Конго на фоне получения независимости от Бельгии. В стране столкнулись две политические силы, занявшие два главных государственных поста: НДК во главе с премьер-министром Патрисом Лумумбой, видным левым националистом, антиколониалистом и антизападником, и «Альянсом народа баконго», во главе которого стоял консерватор и националист Жосеф Касавубу, выступавший за сохранение традиций и укрепление власти племенных вождей [6, c. 53-55]. В ходе конголезского кризиса советским руководством был обнаружен ряд препятствий, ограничивающих возможности присутствия на континенте. Так, в меморандуме Комитета начальников штабов США указывалось, что прямая военная советская интервенция в Конго не представляется возможным в связи с отсутствием у СССР авианосцев и возможностей налаживания воздушного моста [4, c. 347-348]. Отсутствие налаженной военно-транспортной инфраструктуры ограничивало ответную реакцию СССР, вынуждая оказывать Конго лишь финансовую и дипломатическую поддержку [9, c. 200-203]. При этом Советский Союз не обладал и решающим дипломатическим перевесом, в связи с чем США удалось превратить военную миссию стран Африки в Конго под эгидой ООН в инструмент защиты собственных интересов, что в конечном итоге привело к блокированию советских транспортных самолетов силами «голубых касок» на конголезских аэродромах с находящимися внутри солдатами вооруженных сил Конго, собранных для подавления сепаратизма в провинциях Касаи и Катангу, аресту Патриса Лумумбы, его похищению силами руководителя Катанги Моизу Чомбе и последующему расстрелу [5, c. 12-14].
Поражение СССР в конголезском кризисе способствовало формированию контура советской внешней политики в Африке. СССР старался выстраивать партнерские отношения со всеми странами континента, однако для решения стратегических задач был сделан акцент на сближение с африканскими странами, декларирующими приверженность идеалам социализма и марксизма-ленинизма. Такие государства в официальной советской документации обозначались терминами «прогрессивные», «национально-демократические», «революционно-демократические». Главной опорой среди подобных стран для СССР выступали Мали, Гвинея и Гана. До 1966 года на территории этих стран СССР занимался сооружением сети военно-транспортных коммуникаций, обеспечивающих логистические потребности советской армии, и как следствие, способствующие расширению возможностей военного вмешательства СССР в дела Африки вплоть до прямой интервенции ВС СССР, о чем свидетельствуют многочисленные совместные советско-африканские проекты, например, строительство военного аэродрома в Гане в 1963 году [8, c. 329, 337, 383, 394, 433]. В совокупности логистический мост должен был соединять Каир, Бамако и Конкари, но его сооружение и ввод в эксплуатацию были прерваны в связи с антисоветскими военными переворотами в Гане и последующим прекращением экономических и военных отношений между двумя странами [8, c. 350-360]. В дальнейшем акцент на выстраивании советской логистики смещается с Суб-Сахарской Африки на Африканский Рог: с 1967 года постепенно начинают налаживаться отношения между СССР и Сомали. Советские ВВС и ВМФ получили места базирования в Могадишо и Берберах, в которых так нуждались, при помощи советских специалистов и вооружения была сформирована Сомалийская Армия численностью в 10 тысяч штыков [8, c. 585], строилась военная инфраструктура [8, c. 589]. При этом отдельно стоит отметить, что общий экспорт оружия в Африку оставался достаточно незначительным: до 20% ежегодно-производимого вооружения ВПК СССР передавалось в страны Африки и Латинской Америки, при этом оно преимущественно являлось устаревшим [3, c. 250-263].
Во многом политика СССР в отношении Африканских стран базировалась на внутренних идеологических установках советского правительства: если при Н.С. Хрущеве Африка рассматривалась как плацдарм для борьбы против империализма, благодаря чему вокруг СССР сформировался образ передовой силы, оказывающей помощь всем Африканским странам, получившим независимость, то при Л.И. Брежневе происходит пересмотр советской политики в отношении стран 3-его мира. С 1964 года основным фактором при оказании помощи той или иной африканской стране является практическая выгода, которую Москва может извлечь для себя. Во многом это прослеживается в советском подходе к Африканскому Рогу: СССР всесторонне оказывал поддержку Сомали, в то время как традиционным союзником Эфиопии выступали США. Однако, с момента падения режима Хайле Селассие и установления коммунистического режима, Москва сместила акцент на поддержку Эфиопии – главного противника Сомали в регионе, что привело к сближению Сомали с США и аннулированию Советско-Сомалийского договора о дружбе и сотрудничестве в 1977 году. Подобная политика Советского Союза в 1970-е обрела устойчивый идеологический фундамент: была разработана концепция социалистической ориентации и некапиталистического пути развития, которая провозглашала, что развивающиеся страны могли сократить или миновать капиталистическую модель развития после обретения независимости при активной поддержке со стороны социалистического лагеря [10, c. 30-37].
Уверенность в необходимости активизации африканского вектора внешней политики советскому правительству предало во многом поражение США во Вьетнаме, вскрывшее ряд проблем американской армии и показавшее наличие пределов американской мощи и влияния. Достижение в конце 1960-х – начале 1970-х гг. ядерного паритета с США и признание Вашингтоном этого паритета, устранило для США возможность вмешательства в конфликты без риска ответных действий со стороны СССР [2, c. 75]. Стратегия советского руководства на африканском направлении в 1970-е базировалась на идеи о том, что усиление взаимодействия со странами Третьего мира станет катализатором прогрессивных реформ в этих государствах, что в перспективе приведет к их переходу в социалистический блок. Этому способствовали как антизападные настроения основной части африканского населения из-за колониального прошлого, так и ориентация новой африканской правящей элиты на советскую социалистическую модель развития [10, c. 24-29].
Конголезский кризис и его неутешительные результаты дали советскому руководству понимание того факта, что в составе дипломатического и аналитического корпусов не хватает африканистов, людей знакомых с историей и спецификой нового для советской политики континента. В связи с чем, уже в феврале 1960 года для студентов открывает свои двери Университет Дружбы Народов, которому 22 февраля 1961 года было присвоено имя Патриса Лумумбы. Активизирует работу созданный при АН СССР институт Африки, занимающийся всеобъемлющим изучением континента, создаются отделы Африки в институтах всеобщей истории, мировой литературы и языкознания. Расширяются штаты МИДа СССР и Международного отдела ЦК КПСС, поверенных в делах Африки: Африканский отдел МИДа был расширен до трех отделов, в Международном отделе появился сектор Африканских стран. Данные мероприятия в совокупности дали свой положительный эффект, приведя к возрождению советский Африканистики, повышению компетенции послов СССР в новообразованных странах Африки, комплектованию сотрудников советских посольств в этих странах компетентными кадрами, формированию общей стратегии действий СССР на континенте.
Помимо повышения квалификации собственных кадров Советский союз занимался обучением и образованием африканцев. Всего в период с 1960 по 1992 годы через советские вузы, ПТУ, НИИ и техникумы прошло около 40,5 тысяч специалистов из Африки [1, c. 410]. Обучали африканцев в учебных заведениях 13 советских республик, однако большинство из них пришлось на УССР и РСФСР. Среди вузов России первенство по африканским студентам делят между собой РУДН им. Патриса Лумумбы, МГУ им. М.В. Ломоносова и Ленинградский университет. Обучение шло по очной форме по 5-6 летней программе. Наиболее востребованными специальностями являлись инженерно-технические и сельскохозяйственные специальности. В заведениях начального и среднепрофессионального образования отдавался приоритет следующему перечню направлений: сельское и рыбное хозяйство, строительство, летное дело, связь, энергетика, геология, разведка и добыча полезных ископаемых, педагогика. Студенты из стран Африки обучались в СССР бесплатно на основе межгосударственных договоров и соглашений, все они обеспечивались общежитиями и стипендиями, а также зимней одеждой [1, c. 411-415].
Советское правительство пристально следило за деятельностью национально-освободительных движений на Африканском континенте. Взаимодействие Москвы с национально-освободительными движениями являлось многофакторным и разнообразным. Оно базировалось на пропаганде, финансовой, гуманитарной и дипломатической поддержке, а также на прямой поставке оружия и обучении военных специалистов (в странах соцблока или на территории африканских государств). Советское военная помощь носила косвенный и консультативный характер, не включала в себя прямое военное вмешательство [11, c. 67-68]. Исключением может служить лишь один эпизод, связанный с действиями ВМФ СССР в Гвинее 1973 года. Тогда советские моряки предотвратили убийство лидера ПАИГК (Африканская партия независимости Гвинеи и Кабо-Верде) Амлкара Кабрала португальскими военными. СССР оказывал помощь повстанческим движениям бывших португальских колоний. Так, советская военная и финансовая помощь предоставлялась ПАИГК в Гвинее, МПЛА (Народное движение за освобождение Анголы — Партия труда) в Анголе, Фрелимо (Фронт освобождения Мозамбика) в Мозамбике. Данные движения СССР поддерживал открыто и сопровождал свою деятельность пропагандистскими акциями на международной политической арене. Так, в 1970 году в Риме Всемирным Комитетом Мира была организована конференция по проблеме Португальских колоний и освободительной борьбе народов Африки. В ходе конференции СССР публично выразил поддержку МПЛА, ПАИГК и ФРЕЛИМО в борьбе с колониальным наследием Черного континента [12, c. 69-70].
Иначе обстоял вопрос взаимодействия с освободительными движениями Южной Африки. С 1965 года СССР стал предоставлять помощь Родезийскому ЗАПУ (Союз африканского народа Зимбабве), обеспечивая движение финансами, политической и пропагандистской поддержкой, вооружением и подготовкой военных специалистов. До провозглашения независимости Родезии СССР не афишировал контакты с ЗАПУ. Был признан факт подготовки кадров повстанческого движения советскими специалистами, однако, в связи с положением правительства Яна Смита на политической арене, бурной реакции международного сообщества не последовало. Денежную и финансовую помощь от Советского Союза с 1962 года получало СВАПО (Организация народов Юго-Западной Африки), однако военная помощь носила ограниченный характер, уступая помощи, предоставляемой аналогичным движениям до 1975 года.
Все африканские антиколониальные движения имели постоянный контакт с СССР: лидеры и высокопоставленные члены организаций посещали Москву один либо два раза в год; представители движений присутствовали на XXIV, XXV, XXVI съездах КПСС. Важным фактором, влияющим на поддержку национально-освободительных движений Африки, являлись советско-китайские разногласия. КНР в Африке соперничал с СССР за сферы влияния на континенте, что выливалось в субсидирование организаций, соперничающих с движениями, ориентированными на Москву. Пекин оказывал помощь КОРЕМО, УНИТА, ЗАНУ, ПАК. Во многом советская поддержка зависела от отношений того или иного национально-освободительного движения с Китаем. Такое положение дел значительно сказывалось на ходе национально-освободительной борьбы, приводя к разногласиям между ее участниками и неудовлетворительным результатам, что вызывало беспокойство со стороны африканцев. При этом идеологическая принадлежность движения оставалась вторичным фактором при предоставлении поддержки советской стороной [10, c. 11-17].
Главной задачей экономического сотрудничества СССР со странами Африки являлось преодоление экономической отсталости африканских стран, достижение ими экономической самостоятельности за счет форсированного развития национальных экономик. При этом советское руководство предоставляло альтернативу западному неоколониализму, а советские представления о помощи отвечали направлению Африки в сторону индустриализациии [10, c. 130]. Советский Союз развивал экономические отношения со всеми африканскими странами, проявляющими к этому интерес, независимо от их политического устройства и идеологической направленности их режимов. К 1975 году СССР имел 28 торговых партнеров среди Африканских стран, ввел в эксплуатацию на территории Африки более 300 экономических объектов. Советский Союз для Африканских стран выступал надежным экономическим партнером за счет того, что никогда в одностороннем порядке не прекращал осуществление взятых на себя обязательств. Важно отметить, что построенные СССР объекты в основном были сосредоточены в государственном секторе экономики. При этом Советским Союзом обеспечивался полный цикл экономической поддержки: от проектирования и строительства до помощи в эксплуатации и обучения персонала. В 1970-х годах объёмы советско-африканского экономического сотрудничества сократились из-за кризиса в африканских странах, вызванного внешней задолженностью, падением цен на сырьё и снижением их платёжеспособности. СССР, в свою очередь, сталкивался со слабостью экспортной базы, недостатком машинотехнических ресурсов и отсутствием заинтересованности у промышленных организаций в поставках за рубеж. Это привело к ситуации, которая послужила формированию обоюдной зависимости: Африка превратилась в рынок сбыта и должника, а СССР трансформировал помощь Африке в инструментарий для реализации собственной стратегии и политических целей [11, c. 130-131]. Также подобное положение способствовало возникновению политики «сырьевой автаркии» – предпочтению низкокачественного советского сырья даже при наличии выгодных африканских альтернатив. Ключевой проблемой стало нарушение принципа взаимовыгодности. Проекты в Африке часто были экономически неэффективны: средства распылялись на нерентабельные объекты, сроки окупаемости затягивались, а кредиты не погашались. Строительство крупных предприятий, непосильных для местных экономик, усугубляло ситуацию. Например, соглашение с Марокко (1978 г.) о разработке фосфоритового месторождения так и не было реализовано, несмотря на амбициозные планы. К середине 1970-х гг. основной фокус советской экономической деятельности сместился на возврат кредитов, эффективное распределение помощи и сотрудничество с экономически стабильными африканскими государствами [10, c. 54]. Советская кредитная политика значительно отличалась от Западной. СССР, предоставляя странам Африки кредиты не гнался за привилегиями, концессиями или приоритетными экономическими условиями. Предоставление кредитов базировалось на желании оказать помощь развивающимся странам Африки в повсеместной модернизации. СССР шел навстречу странам, просившим о кредитной отсрочке в силу невозможности погасить взятые на себя кредитные обязательства. Советский Союз, учитывая валютные проблемы африканских стран, соглашался на погашение кредитов товарами местного экспорта или продукцией построенных с его помощью предприятий. Иногда возврат долгов проводился национальной валютой, которая затем направлялась на закупку местных товаров. Наиболее выгодной схемой погашения кредитов стали компенсационные проекты: СССР строил в государстве-должнике предприятия, в продукции которых были заинтересованы стороны. Кредиты возвращались поставками этих товаров или услугами. Такие (компенсационные) соглашения действовали с Гвинеей, Конго, Мали, Марокко, Мозамбиком и Эфиопией [3, c. 300-321].
Внешнеполитическая деятельность СССР в Африке (1960-1975) определялась противостоянием с Западом в рамках холодной войны. СССР поддерживал антиколониальные движения, стремясь расширить идеологическое влияние. К середине 1960-х акцент сместился на прагматизм: помощь оказывалась странам, обещавшим стратегические выгоды. Концепция «социалистической ориентации» обосновывала переход африканских государств к социализму при поддержке СССР. Военные усилия ограничивались логистическими трудностями: поражение в Конголезском кризисе вынудило СССР создавать инфраструктуру в «прогрессивных» странах. Однако перевороты сорвали проекты. С 1967 года фокус сместился на Африканский Рог: базы в Сомали, подготовка армии. После смены власти в Эфиопии СССР разорвал отношения с Сомали, поддержав новый коммунистический эфиопский режим. Экономическое сотрудничество включало строительство предприятий и кредиты, но к 1975 году многие проекты стали убыточными из-за слабости экономик. Кризисы в Африке и ограничения советского экспорта превратили помощь в инструмент политического влияния. Культурная экспансия формировала просоветскую элиту, но конкуренция с Китаем, финансировавшим противников СССР, ослабляла позиции. Прямое военное вмешательство избегалось, кроме эпизода в Гвинее. К середине 1970-х СССР укрепил влияние в Эфиопии и Анголе, но долгосрочные результаты оказались противоречивыми. Экономическая неэффективность, зависимость от нестабильных режимов, конкуренция с Китаем и ограниченные ресурсы помешали реализации планов по созданию социалистического оплота в Африке.
Список литературы:
- Арефьев А.Л. Африка как перспективный поставщик студентов на мировой рынок образования (опыт обучения африканцев в СССР и РФ) // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития, 2018. №3. С. 409-435.
- Бакшаев М.В. Внешнеполитические подходы СССР и США в отношении локальных конфликтов в странах Третьего мира во второй половине 1940-х – 1970-е гг. (с учетом фактора еврокоммунизма) // Вестник гуманитарного образования, 2022. №3. С. 69-81.
- Внешняя политика Советского Союза / И.Д. Овсяный, Е.Ю. Богуш, О.Б. Борисов и др.; под ред. В.И. Попова [и др.]; предисл. А.А. Громыко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1978. 472 с.
- Зверев П.Г. Конголезский кризис 1960-1966 гг. и операция ООН в Конго (ОНУК, 1960-1964): история конфликта и процесса его урегулирования // Вестник гуманитарного научного образования, 2014. №2. С. 12-17.
- Мазов С.В. СССР и конголезский кризис. 1960-1963 // Азия и Африка сегодня, 2011. №4. С. 53-59.
- Материалы XXII съезда КПСС. М.: Госполитиздат, 1961. 464 с.
- Россия и Африка: документы и материалы 1961 – начало 1970-х / ФГБУН Институт всеобщей истории РАН; [сост.: А. В. Антошин и др.]; редкол.: С.В. Мазов (отв. ред.) [и др.]. М.: РОССПЭН, 2021. 1006 с.
- Сидорова Г.М. Отношения между СССР и Демократической Республикой Конго в начале 1960-х гг.: зигзаги истории // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 2020. №1. С. 197-209.
- Хазанов А.М. Политика СССР в «третьем мире» (Азия и Африка) в годы «холодной войны» / А.М. Хазанов, Хамди Гомаа; Институт востоковедения РАН, Ассоциация содействия Международной академии наук. М.: ИВ РАН, 1997. 84 с.
- Цветков Э.Г. «Живая» и «мертвая» помощь СССР странам Африки: уроки прошлого // Африка: постколониальный дискурс: тезисы докладов Всероссийской конференции (Ярославль, 25-26 июня 2020 года). 2020. С. 129-131.
- Шарый В.И. Поддержка СССР национально-освободительного движения стран Африки в 1960–1970-е годы // Военно-исторический журнал, 2008. №5. С. 67-69.
African vector of the USSR foreign policy in 1960-1975: approaches and methods of activity
Moskalenko K.A.,
bachelor of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Ragimova Afat Firuddinovna,
Associate Professor, Department of History, Institute of Humanities, Moscow City University, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor
Annotation. The collapse of the colonial system on the African continent led to the formation of a whole pleiad of new states, which were subsequently drawn into the global confrontation within the framework of the Cold War. This article analyzes the approaches and strategies of the Soviet leadership towards African countries in political, economic, military and educational spheres.
Keywords: сold War, Africa and the Soviet Union, foreign policy of the USSR 1960-1975, foreign policy of Khrushchev, foreign policy of Brezhnev.
References:
- Arefiev A.L. Africa as a promising supplier of students to the global education market (the experience of African education in the USSR and the Russian Federation) // Education and Science in Russia: status and development potential, 2018. №3.: 409-435.
- Bakshaev M.V. Foreign policy approaches of the USSR and the USA in relation to local conflicts in the Third World in the second half of the 1940s – 1970s (taking into account the factor of Eurocommunism) // Vestnik of Humanitarian Education, 2022. №3.: 69-81.
- Foreign policy of the Soviet Union / I.D. Ovsyanyi, E.Y. Bogush, O.B. Borisov, et al]; ed. by V.V. Popov [and others]; foreword by V.I. Popov [and others]; foreword by A.A. Gromyko. 2nd ed., rev. and supplement. Moscow: Politizdat, 1978. 472 p.
- Zverev P.G. Congolese crisis of 1960-1966 and the UN Operation in Congo (ONUC, 1960-1964): the history of the conflict and the process of its settlement // Vestnik of Humanitarian Scientific Education, 2014. №2.: 12-17.
- Mazov S.V. USSR and the Congolese Crisis. 1960-1963 // Asia and Africa today, 2011. №4.: 53-59.
- Materials of the XXII Congress of the CPSU. Moscow: Gospolitizdat, 1961. 464 p.
- Russia and Africa: documents and materials 1961 – early 1970s / FGBUN Institute of General History of the Russian Academy of Sciences; [edited by A.V. Antoshin et al]; edited by S. V. Mazov (editor-in-chief) [et al]. Moscow: ROSSPEN, 2021. 1006 p.
- Sidorova G.M. Relations between the USSR and the Democratic Republic of Congo in the early 1960s: zigzags of history // Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: International Relations, 2020. №1.: 197-209.
- Khazanov A.M. Soviet policy in the «Third World» (Asia and Africa) during the Cold War / A.M. Khazanov, Hamdi Gomaa; Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Association for the Promotion of the International Academy of Sciences. M: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 1997. 84 p.
- Tsvetkov E.G. «Live» and «dead» assistance of the USSR to the countries of Africa: lessons of the past // Africa: postcolonial discourse: abstracts of the All-Russian conference (Yaroslavl, June 25-26, 2020). 2020.: 129-131.
- Sharyi V.I. Support of the USSR of the national liberation movement of African countries in 1960-1970s // Military-historical journal, 2008. №5.: 67-69.