Аннотация. Статья посвящена истории развития законодательного аспекта конфессиональной политики в отношении старообрядчества в период правления Александра III. В статье анализируется государственное законодательство о старообрядчестве и противоречивость его развития в указанный период.

Ключевые слова: Старообрядчество, конфессиональная политика, раскольники, религиозное законодательство, Александр III, К. П. Победоносцев, закон 3 мая 1883 г.

К началу рассматриваемого нами периода старообрядцы были ограничены в реализации как религиозных, так и гражданских прав. Они имели гораздо меньшие свободы по сравнению с признанными конфессиями [11, с. 25]. Государственная политика ставила их в правовом отношении даже ниже язычников, так как им запрещалось публично исповедовать веру и заключать браки по своим канонам, в то время как для язычников такие ограничения отсутствовали [19, с. 195].

Период, предшествовавший рассматриваемому в работе, характеризовался незначительным улучшением положения старообрядцев. На фоне либерализации российского государства и общества наблюдалось постепенное изменение отношения властей к старообрядчеству [23, с. 34]. Однако правительство взялось рассматривать этот вопрос лишь в середине 60-х гг. Этому могло способствовать в том числе то, что старообрядцы принимали активное участие в подавлении мятежа в Северо-Западном крае во время Польского восстания 1863 г. [1, с. 78].

Началом подготовки реформ стало учреждение в феврале 1864 г. по инициативе министра внутренних дел Особого Временного Комитета по делам о раскольниках [8, с. 294]. Стоит отметить, что ретроспектива в нашем случае необходима, так как ключевой законодательный акт в отношении старообрядчества в рассматриваемый нами период базировался на итогах деятельности этого комитета.

Главный вопрос, который ему предстояло решить, касался классификации толков и сект. В соответствии с предложенной классификацией значительная часть старообрядцев, за исключением поповцев попадала в разряд более вредных сект, последователям которых никаких облегчений в религиозном отношении решено было не делать [7, с. 27]. Важным итогом его деятельности стало дозволение старообрядцам «менее вредных сект» записываться в гильдии и производить торговлю на общих основаниях [7, с. 28].

В 1874 г. при Министерстве Внутренних Дел была образована новая Комиссия, результатом деятельности которой стал закон о метрической записи браков, рождений и смерти раскольников, утверждённый 19 апреля 1874 г. [17]. Согласно ему, метрические книги старообрядцев должны были вестись при полицейских управлениях.

В результате деятельности Комиссии в 1875 г. была подтверждена новая классификация, согласно которой раскол подразделялся уже на две крупные группы: более вредные (скопцы и хлысты) и менее вредные (все остальные, включая все толки старообрядцев) [2, с. 595]. Соответственно этому делению были разработаны определенные льготы в области наделения старообрядцев гражданскими правами. Исходя из этой трактовки, значительно большее число старообрядцев подлежало уравниванию в гражданских правах.  Но труды этой комиссии в течение дальнейших 8 лет не получили законодательного оформления.

Наконец, уже в период правления Александра III был принят закон «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб» [6].

Но прежде, чем переходить к положениям закона, хотелось бы заострить внимание на «Заключении соединенных Департаментов законов и гражданских и духовных дел Государственного Совета на проект закона о предоставлении раскольникам некоторых общегражданских и религиозных прав» принятого двумя месяцами раннее [15]. Данное заключение наглядно отражало отношение правительства к расколу и допустимости его легализации. В этом документе делался особый акцент на враждебном характере старообрядчества по отношению к государству и православию. Заключение закрепило репрессивный характер конфессиональной политики в отношении старообрядцев и сектантов. В документе подчеркивалось, что раскол и секты всячески стремятся к пропаганде своего учения, а потому государство, выступая в роли защитника православия, должно стремится ограничить их влияние и распространение.

Наконец 3 мая 1883 г. было высочайше утверждено мнение Государственного Совета «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб» [6].

Этот акт подтвердил дарованные ещё Александром II гражданские свободы, включая право свободного передвижения, занятия торговлей и право занятия общественных должностей, но исключительно с разрешения местных властей. Кроме того, старообрядцам разрешалось совершать общественную молитву, и исполнять духовные требы как в частных домах, так и в специально отведенных зданиях, однако их священство так и не приобрело официального статуса, в том числе им было запрещено ношение церковных облачений за пределами молелен, а старообрядческие монастыри и скиты по-прежнему оставались под запретом.

Строительство и ремонт культовых объектов оставались под строгим контролем: губернаторы могли разрешать восстановление старообрядческих молитвенных домов, но их капитальная реконструкция или возведение новых требовали санкции министра внутренних дел. Также их молельни не могли иметь внешних признаков православных храмов. Нарушение данного порядка влекло наказание в виде лишения свободы сроком от четырёх до восьми месяцев. Отдельно стоит отметить, что закон не менял установившегося порядка ведения метрических книг, они по-прежнему находились под контролем полиции.

Теперь же внимательно рассмотрим, что же в действительности закон 3 мая 1883 г. для старообрядчества привносил нового? Вчитываясь в статьи нового закона, мы можем наблюдать, что в практическом значении определения этих статей ничего нового в гражданскую жизнь раскольников не вносили, а только констатировали и обобщали те факты, которые во многих случаях уже давно действовали.

Паспорта для старообрядцев (ст. 1) – формально старообрядцы (кроме скопцов) получили право на паспорта для передвижения внутри империи. Однако на практике такие ограничения давно не соблюдались: даже «вредные» сектанты (молокане, духоборцы) свободно перемещались по стране, иногда с разрешения властей (например, для торговли или работ). Ещё в 1830-40-х годах старообрядцы уезжали за границу, несмотря на запреты, а полиция часто закрывала на это глаза [2, с. 602-603].

Торговля и промыслы (ст. 2) – старообрядцам разрешили заниматься торговлей на общих основаниях. Но с 1850-х годов им разрешалось записываться в гильдии (хотя и «на временном праве»), а в Западном крае они даже получали льготы [8, с. 299].

Иконопись (ст. 3) – старообрядцам разрешено было вступать в иконописные цехи с одобрения МВД. Однако старообрядцы и раньше тайно писали иконы. Фиксировались случаи, когда их покупали даже православные храмы [2, с. 606].

Общественные должности (ст. 4) – старообрядцы получили право занимать выборные должности (с утверждением властей). Но и до 1883 года они иногда избирались на должности, что было разрешено Высочайшим повелением 11 апреля 1840 г, правда с некоторыми ограничениями [21, с. 281].

Вот, что на этот счёт писал профессор Санкт-Петербургской духовной академии Василий Васильевич Болотов в тексте «Двадцать лет законодательных реформ по расколу 1863-1883 г.»: «Закон обошёл самые трудные вопросы, не дав в то же время никаких, хотя бы общих указаний для руководства администрации, предоставив всё усмотрению министра» [2, с. 611].Однако он также отмечал, что эти изменения должны ослабить антагонизм и скрытое недовольство со стороны старообрядцев гражданской властью.

Отдельно стоит отметить, что в законе 3 мая 1883 г. отсутствовало разграничение между умеренными старообрядческими толками и сектами несмотря на то, что этот вопрос являлся ключевым в деятельности комитета 1864 г. и комиссии 1875 г. Лишь в вопросах получения паспортов для отлучек вводились ограничения в отношении скопцов, однако это не решало существующей проблемы.

На этот недостаток действующего закона указывал известный своими «антистарообрядческими» воззрениями обер-прокурор К.П. Победоносцев, отмечая, что «вредные» секты, избегают уголовной ответственности, ссылаясь на существующие положения закона, так как в нём не проводится разграничения между ними и умеренными толками старообрядчества [12, с. 144].

Сам К.П. Победоносцев считал, что без строгой иерархии невозможно укрепление власти, а потому легализация старообрядчества грозила расколом и хаосом. По его мнению, самоуправление старообрядцев подрывало церковный строй и вело к господству «стада мужиков-горланов», каждого из которых обуревало желание руководить духовенством по собственной воле [18, с. 5]. Примечательно, что несмотря на столь радикальную позицию, обер-прокурор не смог противостоять принятию закона 3 мая, что может говорить об особом мнении самого императора по данному вопросу и его большей благосклонности в отношении старообрядчества. В частности, о доброжелательном отношении Александра III к старообрядчеству упоминал С.Ю. Витте [25, с. 225].

Стоит отметить, что как либеральная, так и консервативная пресса встретила этот указ доброжелательно, уделив ему достаточно много внимания. Консервативные издания, такие как «Новое время» [14]; «Современные известия» [22]; и «Московские ведомости» [14]; оценивали реформу положительно, рассматривая её как давно напрашивающийся шаг к интеграции старообрядцев в общество. Либеральные издания, например, «Вестник Европы», настаивали на необходимости дальнейшего расширения прав старообрядцев, включая возможность создания учебных заведений и благотворительных учреждений [4]. В целом консервативная и либеральная пресса была едина в своём восприятии указа 1883 г. Церковная же, в свойственной ей манере выражала насторожённость [16].

Спустя некоторое время после обнародования закона Министерство внутренних дел в своих циркулярных предписаниях разъяснило его положения, одновременно акцентируя внимание губернаторов на необходимости жёсткого контроля за недопущением публичного проявления старообрядчества. Любые отклонения предписывалось пресекать, а виновных – привлекать к ответственности в установленном порядке [10, с. 10].

Актуальным для старообрядчества также оставался вопрос об образовании. Старообрядцы, вопреки стереотипам об их неграмотности, всегда придавали большую значимость образованию. Обучение детей Священному Писанию, навыкам чтения и письма являлось важнейшей задачей для старообрядчества для сохранения своей традиции. Коллективные чтения и толкования Библии являлись неотъемлемой частью жизни старообрядческих общин. Однако, несмотря на потребность в образовании, старообрядцы категорически избегали отправления своих детей в церковно-приходские школы, так как там образовательный процесс контролировался представителями православного духовенства. Эти учебные заведения рассматривались старообрядцами как миссионерство со стороны господствующей церкви.

В 1882 г. в «Правила начального образования» была внесена отдельная статья о старообрядческих домашних школах, согласно которой для организации обучения на дому больше не требовалась регистрация в инспекции учебного округа [20, с. 54]. Это облегчило получение старообрядцами начального образования, в соответствии с канонами своей веры, однако далеко не во всех регионах старообрядцы могли организовывать подобные заведения, в связи с чем уровень образования в старообрядческой среде к концу XIX века снижался, особенно на фоне развития государственных школ.  Решение этого вопроса было отложено на 20 лет.

Указ 3 мая 1883 г., также отразился на редакции уголовного уложения 1885 г., скорректировав правовой статус старообрядцев. Поправки к статьям 205 и 206 регламентировали их право на коллективное богослужение не только в частных домах, но и в специально предназначенных зданиях [24]. Несмотря на некоторые послабления, уголовное преследование за распространение нелегальной старообрядческой литературы сохранились – наказание предусматривало до четырёх месяцев тюремного заключения. Однако использование этих книг в литургической практике больше не преследовалось по закону.

Ограничительный характер в отношении старообрядчества также содержали в себе Законы о судопроизводстве и взысканиях гражданских редакции 1886 г. [9, с. 228]. Так, статья 329 не допускала старообрядцев в качестве свидетелей в делах против православных. В судебных тяжбах между собой или с нехристианами они допускались к присяге, но на особых условиях.

Помимо этого, религиозная ответственность старообрядцев за распространения своего учения была дополнительно закреплена указом от 1889 г [5]. Однако этот документ не имел большой значимости, так как разъяснял существующие положения закона.

Таким образом развитие законодательства в отношении старообрядчества в период правления Александра III имело двойственный характер. С одной стороны, государственная власть, признавая экономическую значимость староверов, предпринимала шаги к наделению их гражданскими правами, с другой эти меры носили сильно ограниченный формат. Отсутствие четких формулировок по многим вопросам в законодательстве о старообрядцах, создавало ситуацию, где гарантия прав во многом зависела от милости региональных властей. Данное противоречие уместно было отмечено в материалах газеты «Вестник Европы» за 1883г: «Покровительство закона дано раскольникам не как право, а как милость, о которой они должны каждый раз просить без всякой гарантии в том, что ходатайство их будет уважено» [3]. Изъяны сложившейся тогда системы дали о себе знать и в период относительной свободы вероисповеданий после 1905 года, когда министерствам пришлось потратить изрядное количество времени для разъяснений новых положений законодательства властям на местах, привыкшим трактовать их сообразно своим представлениям.

Список литературы:

  1. Бендин А.Ю. Польский мятеж 1863 г. в судьбах старообрядцев Северо-Западного края Российской империи // Вестник РУДН. История России, №1. С. 77-91. (дата обращения: 15.05.2025).
  2. Болотов В.В. Двадцать лет законодательных реформ по расколу 1863-1883 гг. // Христианское чтение, №5-6. С. 595-611.
  3. Вестник Европы. 1883. №7.
  4. Вестник Европы. 1883. №22.
  5. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 10 января 1889 г. «Об установлении ответственности раскольников за совершение духовных треб для лиц Православного исповедания и об изменении порядка рассмотрения судебными местами дел о преступлениях против Православной веры» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. третье. Т. IX. СПб.: №5697. (дата обращения: 19.04.2025).
  6. Высочайше утверждённое мнение Государственного совета «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб» от 3 мая 1883 г. // ПСЗ−3. Т. III. 1883. СПб., 1886. Ст. 1545.
  7. Ершова О.П. Роль Министерства внутренних дел в формировании государственной политики в отношении старообрядчества в 60-е годы XIX в. //Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 5. М.: С. 26-30.
  8. Ершова О.П. Старообрядчество и власть. М.: 204 с.
  9. Ершова О.П. Старообрядчество и государственная политика России в области вероисповедания во второй половине XIX – начале XX веков. Дисс. … докт. истор. наук: 07.00.02 / Ершова Ольга Петровна. М.: 351 с.
  10. Ильин В.Н., Маракулин Д.А. Государственно-правовое решение старообрядческого вопроса в Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ в // Алтайский юридический вестник, №3(15). С. 7-11. (дата обращения: 16.04.2025).
  11. Калинин Г.М. Реформы веротерпимости на пороге XX века и состояние государственной Церкви России. Н. Новгород: 123 с.
  12. Кузьмишин Е.Л. Государственная политика в отношении старообрядцев в Российской империи в период правления Александра III. Автореф. … дисс. канд. истор. наук: 07.00.02/ Кузьмишин Евгений Леонидович. М.: 32 с.
  13. Московские Ведомости. 1883. №15.
  14. Новое время. 1883. №20.
  15. О даровании раскольникам некоторых прав общегражданских и по отправлению ими духовных треб: Государственный совет в соединенных департаментах законов, государственной экономики и гражданских и духовных дел, Министерство Внутренних Дел, 19 марта 1883 года. СПб.: 11 с.
  16. Пензенские епархиальные ведомости. Ч. офиц. 1871. №12.
  17. Полное собрание законов Российской империи: Собр. 2. Т. 49. №52982-53681. (дата обращения: 10.05.2025).
  18. Полунов А.Ю. Национальное и религиозное в системе имперского управления: к вопросу о деятельности и политических взглядах К.П. Победоносцева // Государственное управление. Электронный вестник, №34. C. 1-13. (дата обращения: 10.05.2025).
  19. Рейснер М.А. Государство и верующая личность: Сб ст. СПб: 423 с. (дата обращения: 12.04.2025).
  20. Севастьянов И.М. Образовательная деятельность старообрядцев в период 1905–1918 годов. Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Севастьянов Иоанн Михайлович. М.: 287 с.
  21. Собрание постановлений по части раскола. СПб.: Тип. М-ва внутренних дел, 1875. 764 с. (дата обращения: 13.04.2025).
  22. Современные известия. 1883. №9.
  23. Стадников А.В. Московское старообрядчество в социальной истории России XIX – начала XX веков. Дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Стадников Антон Владимирович. М.: 247 с.
  24. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Изд. 1885 г. СПб.: Тип. Правительствующего Сената, 1885. Ст. 205, 206. (дата обращения: 11.04.2025).
  25. Фирсов С.Л. Русская церковь накануне перемен (к 1890-х – 1918гг.). М.: 623 с.

The development of legislation regarding the old believers during the reign of Alexander III

Kamyshanov P.I.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Malysheva Olga Geraldovna,
Professor of the Department of History at the Institute of Humanities of the Moscow City University, Doctor of Historical Sciences, Professor

Annotation. The article is devoted to the history of the development of the legislative aspect of confessional policy towards the Old Believers during the reign of Alexander III. The article analyzes the state legislation on the Old Believers and the inconsistency of its development during this period.
Keywords: Old Believers, confessional politics, schismatics, religious legislation, Alexander III, K. P. Pobedonostsev, the law of May 3, 1883.

References:

  1. Bendin A.Y. The Polish rebellion of 1863. In the destinies of the Old Believers of the North-Western Territory of the Russian Empire // Bulletin of the Rudn University. The history of Russia, 2011. №1.: 77-91. (date of the address: 15.05.2025).
  2. Bolotov V.V. Twenty years of legislative reforms on the schism of 1863-1883. // Christian reading. 1887. №5-6.: 595-611.
  3. Bulletin of Europe. 1883. №7.
  4. Bulletin of Europe. 1883. №22.
  5. The highly approved opinion of the State Council of January 10, 1889 «On the establishment of the responsibility of schismatics for the commission of spiritual acts for persons of the Orthodox confession and on changing the procedure for judicial review of cases of crimes against the Orthodox Faith» // The Complete Collection of Laws of the Russian Empire. Collection of the third. Vol. IX. St. Petersburg, 1889. №5697. (date of the address: 19.04.2025).
  6. The highly approved opinion of the State Council «On granting schismatics certain civil and spiritual rights» dated May 3, 1883 // PSZ-3. Vol. III. 1883. St. Petersburg.: Art. 1545.
  7. Yershova O.P. The role of the Ministry of Internal Affairs in shaping state policy in relation to the Old Believers in the 60s of the XIX century // Old Believers: history, culture, modernity. Issue 5. Moscow. 1995.: 26-30.
  8. Yershova O.P. Old Believers and power. Moscow: 1999. 204 p.
  9. Yershova O.P. Old Believers and the state policy of Russia in the field of religion in the second half of the XIX – early XX centuries. Dissertation of Doctor of Historical Sciences: 07.00.02 / Ershova Olga Petrovna. Moscow: 2000. 351 p.
  10. Ilyin V.N., Marakulin D.A. The state-legal solution of the Old Believers' question in the Russian Empire in the second half of the XIX – early XX century // Altai Law the messenger, 2016. №3(15).: 7-11. (date of the address: 16.04.2025).
  11. Kalinin G.M. The reforms of religious tolerance on the threshold of the 20th century and the state of the state Church of Russia. N. Novgorod: 1905. 123 p.
  12. Kuzmishin E.L. State policy regarding the Old Believers in the Russian Empire during the reign of Alexander III. Abstract of the dissertation of the candidate of historical sciences: 07.00.02/ Kuzmishin Evgeny Leonidovich. Moscow: 2012. 32 p.
  13. Moskovskie Vedomosti. 1883. №15.
  14. New time. 1883. №20.
  15. On granting schismatics certain Civil Rights and the exercise of their spiritual duties: The State Council in the united Departments of Laws, State Economy and Civil and Spiritual Affairs, Ministry of Internal Affairs, March 19, 1883. St. Petersburg: 11 p.
  16. Penza Diocesan Gazette. Ch. ofic. 1871. №12.
  17. The Complete Collection of Laws of the Russian Empire: collected 2. Vol. 49. №52982-53681. St. Petersburg: 1876. (дата обращения: 10.05.2025).
  18. Polunov A.Y. National and religious in the system of imperial government: on the question of K.P. Pobedonostsev's activities and political views // Public administration. Electronic bulletin, 2012. №34. C. 1-13. (date of the address: 10.05.2025).
  19. Reisner M.A. The state and the believing personality: Collection of art. St. Petersburg, 1905. 423 p. (date of the address: 12.04.2025).
  20. Sevastyanov I.M. Educational activities of the Old Believers in the period 1905-1918. Dissertation of the candidate of historical sciences: 07.00.02 / Sevastyanov Ioann Mikhailovich. Moscow: 287 p.
  21. Collection of resolutions on the split. St. Petersburg: Tip. M-va of Internal Affairs, 1875. 764 p. (date of the address: 13.04.2025).
  22. Modern news. 1883. №9.
  23. Stadnikov A.V. The Moscow Old Believers in the social history of Russia of the XIX – early XX centuries. Dissertation of the Candidate of Historical Sciences: 07.00.02 / Stadnikov Anton Vladimirovich. Moscow: 247 p.
  24. The Code of Criminal and Correctional Punishments, Ed. 1885, St. Petersburg: Type. Governing Senate, 1885. Articles 205, 206. (date of the address: 11.04.2025).
  25. Firsov S.L. The Russian Church on the eve of change (by the 1890s – 1918). Moscow, 2001. 623 p.