Аннотация. В статье анализируется психологическая адаптация как механизм развития и саморазвития личности, ее взаимосвязь с другими науками. Рассматриваются современные модели самоопределения, а также виды и классификация психологической адаптации. Исследуются актуальные проблемы преодоления адаптационного периода при переходе в другой социальный статус, к новой жизненной ситуации. Освещается важность психологической готовности к личностному самоопределению.

Ключевые слова: психологическая адаптация; самоопределение; самопознание; потребности.

Тема психологической адаптации, изучение ее механизмов и закономерностей особенно актуальна в современном мире. В современных условиях динамичного развития общества проблема психологической адаптации продолжает конкретизироваться. Динамика развития общества приводит к значительным изменениям во всех областях человеческой деятельности, включая образование и профессию. Психологические и социально-психологические проблемы адаптации в современной психологии все больше и больше привлекают внимание исследователей: вновь наполняется содержанием понятие «адаптация», адаптация рассматривается не как пассивный процесс привыкания к окружающей среде, реальности, а как активный процесс трансформации и саморазвития, адаптация изучается как системно-комплексный подход развития. Адаптация является важным элементом в жизни каждого человека.

На сегодняшний день предполагается, что адаптация является междисциплинарным предметом исследования. Биологическая наука оказывает особенное влияние на исследование процесса адаптации. Главным вкладом данной дисциплины стало рассмотрение ее в ракурсе поддержания гомеостаза как главной задачи адаптации. Данный подход в рамках физиологии предложил в 1848 году Клод Бернар. А.Д. Слоним и У. Кеннон продолжили исследования в данном направлении.

Понимание адаптации в физиологии и медицине похоже с биологической трактовкой, ее понимают, как совокупность физиологических реакций, где приспособление к окружающей среде и сохранение внутренней среды является основным. Концепция адаптации находит свое эффективное применение в медико-психологических и психофизических исследованиях во всем мире. Позже концепция гомеостаза была перенесена в пространство психологии (Ж. Пиаже, К. Левин).

Изучение вопросов адаптации, в том числе профессиональных, нашло свое отражение во многих исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых: Андреева Е.Л., Булгаков А.В., Селье Г.

Психологическая адаптация – это процесс психологического включения человека в системы социальных, социально-психологических и профессиональных отношений и их взаимодействие между собой с воспроизведением соответствующих ролевых функций. Психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизни и деятельности:

  • в социальной сфере, при всем разнообразии ее аспектов и составляющих (моральных, политических, правовых и т.);
  • в социально-психологической сфере, то есть в системах психологических отношений и отношений индивида, включая его в выполнение различных социально-психологических ролей;
  • в области профессиональных, образовательных и познавательных отношений и других видов деятельности и личных отношений;
  • в области отношения с окружающей средой.

На сегодняшний день принято выделять следующие основные виды психологической адаптации:

  • социально-психологическую адаптацию личности,
  • профессионально-деятельностную психологическую адаптацию личности,
  • экологическую психологическую адаптацию личности.

Кроме того, существуют так называемые интегральные или системные типы психологической адаптации: профессиональная, семейная, личностная и другие. Они представляют собой своеобразное сочетание всех упомянутых выше видов психологической адаптации личности. Отметим, что в социальных и психологических понятиях понятие «адаптация» рассматривается в узком и широком понимании. В широком смысле под адаптацией понимается любое взаимодействие между индивидом и окружающей средой, в котором координируются их структуры, функции и поведение. В узком смысле – это определение рассматривается в контексте отношений индивида с небольшой группой, чаще всего профессиональной или студенческой. Здесь процесс адаптации понимается как вхождение индивида в малую группу, усвоение им установленных норм, отношений, занятие определенного места в структуре отношений между его членами. Особенности этого аспекта в исследовании адаптации заключаются в том, что, во-первых, отношения индивида и общества рассматриваются как опосредованные небольшими группами, членом которых является индивид, во-вторых, небольшая группа сама станет одной из сторон, участвующих в адаптационном взаимодействии, образуя новую социальную среду – сферу ближайшего окружения, к которому приспосабливается индивид [1, С. 8-12].

Социально-психологическая адаптация – это оптимизация взаимоотношений индивида и группы, установление целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидуальных требований и традиций группы, включение в ее ролевую структуру. Андреева Г.М. рассматривает социально-психологическую адаптацию как взаимодействие индивида и социальной среды, что приводит к адекватному соотношению целей и ценностей индивида и группы. Адаптация, по ее мнению, возникает тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений индивида, служит раскрытию его индивидуальности. Для понимания обсуждаемого явления главное место занимает идея о постоянном осуществлении адаптационного процесса при наличии существенных изменений в системе «индивид-среда», что позволяет рассматривать адаптацию как цикличный процесс, который обеспечивает соответствие психической деятельности индивида и его нормы поведения.

Жан Пиаже подробно описал два основных механизма, способствующих адаптации человека к условиям окружающей среды: ассимиляцию и аккомодацию. Под ассимиляцией понимается совокупность интеллектуальных действий индивида, направленных на включение факторов окружающей среды в его уже сложившиеся когнитивные структуры: «…психическая ассимиляция - это включение объектов в модели поведения, которые являются не чем иным, как полотном действий, обладающим способностью активно воспроизводиться». Аккомодация – это противоположный процесс воздействия окружающей среды на субъект, когда он направляет свою собственную деятельность на изменение уже созданных когнитивных структур, изменяет действия и восприятия в соответствии с новыми обстоятельствами. Можно сказать, что ассимиляция – это трансформация элементов среды в соответствии с собственными структурами организма, их адаптация к уже существующим моделям. Эти процессы, дополняющие друг друга, осуществляют весь процесс адаптации. Понятие аккомодации предполагает определенное изменение личности и перекликается с идеей образования «новообразований» в адаптационной концепции Реана А.А. [2, С. 254-260].

Современные приверженцы психоаналитического направления психологии выделяют также два вида адаптации: 1) аллопластическую адаптацию, осуществляемую изменениями во внешнем мире, которые человек совершает, чтобы приспособить его к своим потребностям; 2) аллопластическую адаптацию, осуществляемую изменениями личности (структуры, навыков, умений и т.д.

Следует отметить, что Зигмунд Фрейд в своих работах выделял еще один вид адаптации – поиск индивидом среды, благоприятной для его функционирования. В исследованиях Александровского Ю.А. и Березина А.Ф. выделяется системная организация психической адаптации и ее роль в целенаправленных действиях индивида. Березин А.Ф. рассматривает психическую адаптацию как процесс оптимальной адаптации личности и окружающей среды при осуществлении деятельности, позволяющей индивиду удовлетворять текущие потребности. Речь, по существу, идет о диалектическом единстве двух сложных процессов: активной адаптации к существующим условиям и реализации накопленного опыта. Таким образом, в процессе адаптации личность и окружающая среда активно меняются, что создает между ними отношения адаптации.

На сегодняшний день вопросы психологической, социальной и социально-психологический адаптации, в отличие от проблем биологической адаптации, недостаточно изучены в теоретико-методологическом аспекте. Очевидно, что биологическая, психологическая и социальная адаптация осуществляются в рамках общих адаптационных механизмов, но реализуются они определенным образом. Основные положения о теории адаптации сформулированы в трудах Анохина П.К., Павлова И.М., Селье Г., Сеченова И.М. и других. Благодаря теориям можно раскрыть суть процесса адаптации как единство действующих сторон – человека и окружения с собственными противоречивыми моментами. Это единство основано на активной деятельности социальной среды, с одной стороны, и деятельности индивида – с другой. При рассмотрении проблем адаптации человека следует выделить три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный.

Например, спортсменам трудно преодолеть трудности адаптационного периода в конце своей спортивной карьеры. Это всегда связано с преодолением трудностей адаптации при переходе спортсмена в другой социальный статус. Кризис, связанный с завершением спортивной карьеры, возникающий в результате адаптации спортсмена к новой жизненной ситуации, определяется резким изменением роли и места спорта в жизни человека. Переживания спортсменов, связанные с окончанием спортивной карьеры, выявляют негативное влияние на их социально-психологическую адаптацию, поскольку социальные ожидания спортсмена не совпадают с его истинными способностями. В связи с этим возникает проблема психологической готовности к личностному самоутверждению.

Если человеку не удается полностью преодолеть трудности периода адаптации в социальной среде, имеющей для него важное значение, и войти во вторую фазу развития, он, по мнению А.В. Петровского, будет развивать качества конформности, зависимости, отсутствия инициативы, застенчивости, неуверенности в себе и своих способностях. Если уже на стадии самостоятельности человек отвергается членами сообщества из-за его индивидуальных различий, это способствует развитию таких новых качеств, как негативизм, агрессивность, подозрительность, завышенная самооценка.

Как известно, возможности адаптации личности не безграничны и во многом определяются индивидуальными психологическими особенностями. Так, Маклаков А.Г. определил эти психологические особенности как личностный адаптационный потенциал, позволяющий дифференцировать людей по устойчивости к стрессовым ситуациям. Это позволило прогнозировать эффективность их деятельности в различных условиях. Автор установил связь между успехом обучения, эффективностью профессиональной деятельности и уровнем развития личностной адаптационной способности. Психологические особенности личности к преодолению адаптации, определяющие ее эффективность и адекватность, заключаются в следующем: нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, чувство социальной поддержки, особенности построения контакта с окружающими, опыт социального общения, нравственность личности, уровень групповой идентификации [3, С. 7-15].

Нормальное функционирование психологической сферы человека зависит как от состояния организма, так и от особенностей внешних факторов социальной и природной среды. Условия, в которых протекает психологическая деятельность, в свою очередь зависят от работы различных систем организма и степени социальной адаптации индивида к окружающему миру.

Адаптация – это не только адаптация к успешному функционированию, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. Таким образом, различные определения адаптации, ее содержащиеся компоненты могут быть помещены между полюсами наиболее общего взаимодействия индивида с окружающей средой и, напротив, взаимодействия, охватывающего специфическое овладение нормами и ценностями для новой группы.

Проблема самоопределения личности заслуживает особого внимания в отечественной психологии. В этой работе подчеркивается важность, сложность и многогранность процесса самоопределения. В литературе по психологии определение личности рассматривается не только как объект самостоятельных научных исследований, но и как важный элемент в решении широкого круга прикладных задач. Наиболее общее понимание о содержании этого понятия можно найти в словаре русского языка Ожегова С.И., где «самоопределение» трактуется как процесс определения своего места в жизни, в обществе, осознания своих интересов.

Ряд авторов при рассмотрении проблемы самоопределения делают акцент на осознании индивидом себя и своего окружения. Таким образом, по мнению Сафина С.Ф. и Никова Г.П., результатом самоопределения является самосознание (его жизненные планы, цели, особенности личности, способности), требования и их ожидания. Маркова А.К. отмечает, что «в самоопределении человек сливает в систему единого смысла общие представления о мире и обобщенные представления о себе, определяя смысл своего существования». Следует отметить, что такой подход к самоопределению личности размывает границы между понятиями самоопределения и самосознания. Все человеческие потребности связаны между собой. Успешный процесс адаптации при реализации одних потребностей влияет на другие. По словам Маслоу А., человек постоянно испытывает определенные потребности. Из них одни потребности выходят на первый план, определяют характер, направленность поведения и деятельность человека, а другие определяют общий стиль поведения и характер действий, их своеобразие. В связи с этим человек выступает в двух основных состояниях и проявлениях: как человек потребностный и как человек деятельный и активный [4, С. 614-617].

Сегодня понимание адаптации к объективности внешнего мира и внутреннего понимания человека относится к познанию физиологии, психологии, педагогики, социологии, философии человека в его целостности. Общий интерес к проблеме адаптации человека свидетельствует о разносторонности и универсальности класса адаптивных явлений, поэтому ученые рассматривают это явление с междисциплинарных позиций как многоуровневое явление сложной биологической, физиологической, психической и социальной природы адаптации.

Psychological adaptation as one of self-determination factors

Kostina V.V.,
graduate student, The Moscow City University, Moscow

Annotation. This article analyses the psychological adaptation in a context of personality’s development as well as self-development. To begin with, there are contemporary self-development models, psychological adaptation types and classification analyzed. Moreover, current overcoming an adaptation period issues are researched during the transition period from one social status to another and from convenient life situation to a new one. To add to that, the importance of psychological readiness for a self-determination is another highlighted in this article issue.
Keywords: psychological adaptation; self-determination; self-knowledge; needs


  1. Волынская Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация на различных стадиях жизненного цикла: учеб. пособие. М.:ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2017. 168 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высшего учебного заведения. М.: Аспект Пресс, 2001. 284 с.
  3. Смирнов А.А. Психология вузовской адаптации: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 115 с.
  4. Хаустова А.И. Социально-психологическая адаптация // Молодой ученый. 2016. № 26. С. 614-617.
  1. Volynskaya L.B. Sociocultural and personal adaptation at various stages of the life cycle: textbook. -M.: FLINTA: NOU VPO «MPSI», 2017. 168 pages.
  2. Andreeva G.M. Social Psychology. Textbook for higher education. M.: Aspekt Press, 2001. 284 pages.
  3. Smirnov A.A. Psychology of university adaptation: textbook. Yaroslavl: YarGU, 2009. 115 pages.
  4. Haustova A.I. Socio-psychological adaptation // Young scientist. 2016. № 26. Page 614-617.