Аннотация: В статье анализируется, как студенты оценивают влияние социальных сетей на их ценностные ориентиры. Исследование показало, что почти все опрошенные студенты пользуются социальными сетями, большинство из них считают социальные сети личным пространством. В целом, позиция респондентов оказалась достаточно противоречивой. Выделяя семейные ценности на первый план, свою реальную семью (родителей, бабушек, дедушек) они отодвигают на вторые позиции. Оценивая высоко профессиональные ценности, духовные почти не выделяют. Отмечая как негативное, так и положительное влияние Интернета на свое сознание и поведение, проводят достаточно много времени в Интернет-пространстве. Можно заключить, что в сознании современной молодежи граница между реальным и виртуальным пространством размывается, а реальное взаимодействие и общение часто подменяются виртуальным.

Ключевые слова: молодёжь, социальные сети, реальное взаимодействие, ценности, виртуальное пространство.

Современные исследования показывают, что наиболее активной частью пользователей социальных сетей является молодёжь (лица от 14 до 35 лет) [1, 8, 10]. В целях изучения влияния социальных сетей на ценностные предпочтения молодежи в качестве респондентов были выбраны студенты первого и второго курса учреждений среднего профессионального образования (далее – СПО). Выборка была сделана с учётом того, что их возраст составляет, как правило, от 15 до 18 лет. Данный возрастной диапазон охватывает также заключительные годы подросткового возраста. Этот период является немаловажным как для юношей, так и девушек. Завершается половое созревание, молодые люди нередко в этом возрасте строят свои первые отношения, усиливается желание выразить своё «Я» [4]. В ряде случаев (в особенности, если речь идёт об иногородних студентах) уже имеет место сепарация от родителей [3]. Всё чаще молодые люди зависят от мнения друзей и сверстников. Кроме того, считается, что ученик продолжает свое обучение после 9 класса в СПО, если ученик школы завершает учиться в ней по окончании 9 класса и продолжает обучение в СПО, он раньше вступает во «взрослую жизнь» [9].

Целью исследования является изучение влияния социальных сетей на ценностные предпочтения студентов младших курсов учреждений СПО и оценка этого влияния студентами.

В ходе исследования в мае 2021 года было опрошено 45 студентов первого и второго курсов Экономико-технологического колледжа № 22 (г. Москва). Исследование проводилось в онлайн-формате при помощи сервиса «Google Формы». На диаграммах ниже представлены результаты исследования.

Респондентам предлагалось ответить на 20 вопросов. Обязательными были три вопроса. Студенты должны были ответить, на каком курсе они обучаются, занимает ли Интернет одно из ключевых мест в их жизни (см. рисунок 1), а также являются ли они пользователями социальных сетей. Если на последний из вышеназванных опросов ответ был отрицательным, на этом опрос завершался, однако почти все опрошенные дали положительный ответ.

 

Рис. 1. Ответы на вопрос «Можете ли Вы утверждать, что Интернет занимает одно из ключевых мест в Вашей жизни?» студентов первого (диаграмма слева, синий цвет) и второго (диаграмма справа, красный цвет) курсов

Рис. 1. Ответы на вопрос «Можете ли Вы утверждать, что Интернет занимает одно из ключевых мест в Вашей жизни?» студентов первого (диаграмма слева, синий цвет) и второго (диаграмма справа, красный цвет) курсов

Для большинства опрошенных Интернет занимает одно из ключевых мест в жизни, причём в большей степени для студентов первого курса (80 %). Абсолютное большинство опрошенных также являются пользователями социальных сетей. Если среди первокурсников только 3 % отметили, что не пользуются социальными сетями, то среди второкурсников таковых оказалось уже 13 %.

Далее студентам предлагалось указать, какими социальными сетями они пользуются. Почти все первокурсники (97 %) и каждый второкурсник из опрошенных пользуются социальной сетью «ВКонтакте». Популярен также «Instagram»: им пользуются 81 % первокурсников и каждый второкурсник. «Одноклассники», «Facebook» и «Twitter» собирают меньшую аудиторию. 57 % первокурсников и 75 % второкурсников являются пользователями социальных сетей, не указанных в опросе.

Далее респондентам необходимо было выразить свое мнение о влиянии социальных сетей на молодёжь (см. рисунок 2).

Рис. 2. Ответы на вопрос «Есть разные мнения о влиянии социальных сетей на молодежь. С каким из суждений Вы более всего согласны?» студентов первого (диаграмма слева, синий цвет) и второго (диаграмма справа, красный цвет) курсов

Рис. 2. Ответы на вопрос «Есть разные мнения о влиянии социальных сетей на молодежь. С каким из суждений Вы более всего согласны?» студентов первого (диаграмма слева, синий цвет) и второго (диаграмма справа, красный цвет) курсов

В то время как 40 % первокурсников считают, что социальные сети не оказывают существенного влияния на молодёжь, среди второкурсников аналогичного мнения придерживается лишь четверть опрошенных. 20 % первокурсников полагают, что социальные сети влияют на молодёжь негативно, а среди студентов второго курса так считают почти в два раза больше респондентов – 38 %. О положительном влиянии социальных сетей высказывается приблизительно равное число респондентов обоих курсов – 11 % студентов первого курса и 13 % второкурсников. 29 % первокурсников и четверть второкурсников не смогли определиться со своей позицией по этому вопросу. Опираясь на полученные данные, можно сделать вывод, что второкурсники достаточно критичны, они отмечают влияние социальных сетей на аудиторию, в большей степени, чем студенты первого курса заявляют о негативном влиянии в целом социальных сетей на молодёжь.

Также студенты ответили на вопрос о количестве времени, проводимом в день в социальных сетях (см. рисунок 3), об анонимности (использовании своих настоящих фамилии и имени, а также реальной фотографии в качестве т.н. «аватара» пользователя, см. рисунок 4). Помимо этого, предлагалось указать цели использования социальных сетей (открытый вопрос, см. рисунок 5), а также ответить на вопрос, можно ли считать социальную сеть персональным пространством (см. рисунок 6).

Рис. 3. Ответы на вопрос «Сколько времени в день Вы проводите в социальных сетях?» студентов первого (диаграмма слева, синий цвет) и второго (диаграмма справа, красный цвет) курсов

Рис. 3. Ответы на вопрос «Сколько времени в день Вы проводите в социальных сетях?» студентов первого (диаграмма слева, синий цвет) и второго (диаграмма справа, красный цвет) курсов

79 % первокурсников предпочитают пользоваться социальными сетями, будучи зарегистрированными под реальными именами. Среди второкурсников эта доля чуть меньше – 71 %. Большинство (78 %) первокурсников в качестве фотографии профиля пользователя (т.н. «аватара») используют свою настоящую фотографию, однако примечательно то, что среди второкурсников таковыми оказались все опрошенные.

Почти половина (49 %) первокурсников и ровно половина второкурсников отметили, что проводят в социальных сетях свыше 4 часов в день. Почти четверть (24 %) и ровно четверть второкурсников – от 2 до 4 часов в день. 20 % первокурсников и ровно четверть второкурсников проводят в социальных сетях от 1 до 2 часов в день. В целом, на вопрос о проводимом в социальных сетях времени студенты первого и второго курсов ответили приблизительно в равных долях, однако если у студентов первого курса в небольших долях были те, кто проводит в социальных сетях не более 1 часа в день (5 %) и затруднившиеся с ответом (2 %), то у студентов второго курса таковых респондентов не нашлось.

Студенты первого курса в качестве целей использования социальных сетей указывают общение, развлечения, новости, музыку, обучение, получение новой информации. Чаще всего респонденты в различных интерпретациях указывают вариант «общение». Варианты «общение», «новости» и «развлечения» наиболее часто выбирают респонденты, проводящие в социальных сетях более 4 часов в день. Вариант «музыка» выбирают респонденты, проводящие в социальных сетях не более 2 часов в день. Студенты второго курса в качестве целей использования социальных сетей, в свою очередь, отмечают общение, поиск нужной информации и развлечения.

Рис. 4. Ответы на вопрос «Считаете ли Вы социальную сеть, в которой Вы зарегистрированы, Вашим личным пространством?» студентов первого (диаграмма слева, синий цвет) и второго (диаграмма справа, красный цвет) курсов

Рис. 4. Ответы на вопрос «Считаете ли Вы социальную сеть, в которой Вы зарегистрированы, Вашим личным пространством?» студентов первого (диаграмма слева, синий цвет) и второго (диаграмма справа, красный цвет) курсов

Приблизительно две трети студентов как первого, так и второго курса считают социальную сеть, в которой они зарегистрированы, своим личным пространствам, однако среди первокурсников этот процент чуть выше (65 % и 62 % соответственно). Таким образом, можно сделать вывод, что граница между реальным и виртуальным пространством размывается, реальное взаимодействие и общение подменяются виртуальным.

Также респонденты поделились мнением о том, могут ли они считать друзей в социальных сетях своими настоящими друзьями. Почти половина второкурсников (43 %) определённо может назвать всех друзей из социальных сетей своими настоящими друзьями. У студентов первого курса таковых респондентов в три раза меньше (14 %). 20 % первокурсников могут ответить скорее утвердительно на этот вопрос, на втором курсе таких респондентов – 14 %. Суммируя доли ответивших на этот вопрос «определённо да» и «скорее да», можно сказать, что более половины второкурсников (57 %) в той или иной степени считают друзей из социальных сетей своими настоящими друзьями. У респондентов первого курса таковых лишь 34 %. 22 % студентов первого курса не смогли дать определённый ответ, у второкурсников таковых оказалось 29 % респондентов. Стоит также отметить, что никто из второкурсников не выбрал вариант ответа «скорее нет». Данные ответы подтверждают, что виртуальное пространство сети большинством респондентов воспринимается как личное.

Далее студенты отметили значимые для них жизненные ценности, а также наиболее пропагандируемые, на их взгляд, ценности в социальных сетях на сегодняшний день.

Рис. 5. Ответы на вопрос «Отметьте значимые для Вас жизненные ценности» студентов первого курса

Рис. 5. Ответы на вопрос «Отметьте значимые для Вас жизненные ценности» студентов первого курса

Рис. 6. Ответы на вопрос «Отметьте значимые для Вас жизненные ценности» студентов второго курса

Рис. 6. Ответы на вопрос «Отметьте значимые для Вас жизненные ценности» студентов второго курса

Большинство респондентов (92 % первокурсников и 75 % второкурсников) заявили о желании иметь большую и крепкую семью. Иметь крепкое здоровье хотят 46 % первокурсников и 38 % студентов второго курса. 32 % первокурсников и 25 % второкурсников видят себя в будущем обеспеченными людьми. Если почти половина первокурсников (49 %) видят себя в будущем высококвалифицированными специалистами, то среди второкурсников таковых оказалось лишь 25 %. На наш взгляд, на снижение данного показателя почти в 2 раза необходимо обратить внимание. Сделать карьеру и добиться высокого положения в обществе хотят 59 % первокурсников, среди же второкурсников таковых 38 %. Такой же процент второкурсников желает иметь в своём кругу надёжных друзей, в то время как среди студентов первого курса этот процент ровно в два раза выше – 76 %. Исходя из вышеназванных данных, можно предположить, что часть второкурсников в процессе обучения так или иначе задумывается о том, что выбор профессии и места обучения был в той или иной степени неверным. Нельзя исключать, что по окончании учебного заведения некоторые выпускники захотят продолжить обучение в высших образовательных учреждениях по другому направлению [7]. Позиции – «стать человеком высокой культуры» и «служить людям» – выбрали 19 % и 11 % студентов 1 курса и 13 % и 0 % студентов 2 курса.

Стоит отметить, что мнения студентов как первого, так и второго курса разошлись во взглядах на пропагандируемые, на их взгляд, ценности в социальных сетях. Большинство первокурсников (59 %) назвали развлечения, среди второкурсников таковых оказалось 38 %. Остальные варианты среди респондентов обоих курсов собрали не более 50 % ответов респондентов. Процентные доли ответов студентов первого и второго курса, как правило, расходятся. Относительно равные доли получили такие варианты, как эгоизм (30 % первокурсников и 25 % второкурсников), трудолюбие (14 % и 13 % соответственно), нравственные качества (22 % и 25 % соответственно).

Студенты первого и второго курса в основном в равных долях ответили на вопрос о том, какие положительные черты они видят в себе. Однако о доверии к людям заявили лишь 35 % первокурсников, тогда как среди второкурсников таковых оказалось 75 %. Требовательность к себе отметили 41 % первокурсников, среди второкурсников такая доля составила лишь 13 %.

Респондентами были названы известные люди (как ныне живущие, так и ушедшие из жизни), которые могут служить для них примером. Студенты первого курса чаще всего упоминали Джонни Деппа, Тупака Шакура, Киану Ривза, Диего Марадону, Булата Акуджаву, Михаила Задорнова, Леонида Брежнева, Марину Цветаеву, Анну Ахматову, Анастасию Ивлееву, Марию Склодовскую-Кюри, Билли Айлиш, Джейсона Стэтхэма, Ченнинга Татума, Григория Лепса, Стаса Михайлова, Фёдора Добронравова, Дана Балана и Джейми Фокса. Второкурсники назвали Пеле, Мухаммеда Али, Виктора Цоя, Владимира Путина, Макса Коржа и Рамиля. Несмотря на разнообразие ответов, можно заключить о влияние Интернета на выбор студентов.

Наконец, студенты ответили на вопрос, кого из членов семьи они могут считать примером для себя, какой контент в социальных сетях они встречали за последнее время, и, наконец, какая информация в социальных сетях им наиболее интересна. Последний вопрос подразумевал развёрнутый ответ.

Если среди студентов первого курса родители выступают в качестве авторитета для 70 % респондентов, то у второкурсников таковых – ровно половина. Примерно одинаковая доля авторитета представителей старшего поколения (41 % у первокурсников и 38 % у второкурсников). Такой же процент у второкурсников получила доля авторитета братьев и сестёр, что даже чуть выше, чем у первокурсников (32 %). У второкурсников больший авторитет имеют другие родственники (25 %), тогда как у первокурсников этот показатель составил лишь 14%. Обратим внимание на то, что для 38 % второкурсников никто из родных и близких не может служить примером (у первокурсников доля таких ответов –14%).

По результатам проведенного исследования можно сделать определённые выводы. Как и ожидалось, подавляющее большинство опрошенных студентов пользуются социальными сетями, и, безусловно, Интернет занимает одно из ключевых мест в их жизнедеятельности. При этом студенты второго курса чаще сетуют на то, что социальные сети не самым лучшим образом влияют на молодёжь.

В целом, большинство опрошенных студентов пользуются социальными сетями, указывая настоящие имя и фамилию, используют в качестве фотографии профиля настоящее фото. Объяснением этой ситуации может служить то, что люди могут заводить по две (и даже больше) страницы в социальных сетях. Это может быть вызвано как желанием остаться анонимным, так и необходимостью присутствия в каких-либо сообществах (к примеру, в профессиональном сообществе и т.д.). Таким образом, один профиль может состоять из реальных имени и фамилии и личного фото, а другой профиль, «для себя» и для общения со сверстниками, может быть зарегистрирован под тем или иным псевдонимом. С другой стороны, большинство респондентов воспринимает пространство соц.сетей как личное.

Все опрошенные респонденты, пользующиеся социальными сетями, предпочитают прослушивание в них музыки. 68% первокурсников и 88% второкурсников предпочитают также смотреть там видео. Следует отметить, что под «музыкой» в социальных сетях могут подразумеваться образовательные и учебные материалы, а также аудиокниги, которые ввиду специфики социальных сетей могут стоять в одном ряду с песнями и прочими музыкальными произведениями. То же можно сказать и про видео: это могут быть как короткие видео с забавными моментами из жизни людей и животных, так и фильмы: художественные, документальные, научно-популярные, сериалы, записи лекций и др.

Большинство второкурсников, в отличие от студентов первого курса, считает друзей из социальных сетей своими настоящими друзьями. При этом наличие верных и надёжных друзей является необходимостью у гораздо меньшего числа студентов второго курса, нежели у первокурсников. Жизненные ценности студентов первого и второго курса различаются, однако большинство из них заявляет о желании иметь в будущем дружную и крепкую семью.

При этом только для половины студентов второго курса родители могут служить примером в жизни. Для сравнения, для студентов первого курса этот показатель составляет 70 %. Как уже было отмечено, конец подросткового возраста усиливает формирование собственного «Я» и тенденции к сепарации от родителей. По тем же причинам почти в три раза выросла доля респондентов, у которых никто из родственников не является примером в жизни. Важно отметить, что у большинства респондентов, выбравших в качестве используемых социальных сетей «Одноклассники», жизненным ориентиром служат бабушки, дедушки и прочие представители старших поколений. В целом, список тех, кто мог бы стать жизненным ориентиром, идеалом, продиктован музыкальными и др. трендами социальных сетей «ВКонтакте» и «Instagram» [5, 6]. Позиция респондентов оказалась достаточно противоречивой. Выделяя семейные ценности на первый план, свою реальную семью (родителей, бабушек, дедушек) они отодвигают на вторые позиции. Оценивая высоко профессиональные ценности, духовные почти не выделяют. Отмечая как негативное, так и положительное влияние Интернета на свое сознание и поведение, проводят достаточно много времени в Интернет-пространстве. В целом, как показали данные исследования, влияние социальных сетей на ценностные предпочтения молодежи неоднозначно.

Полученные в результате исследования данные позволили выделить некоторые корреляции между жизненными ценностями и приоритетами молодежи, и ценностями, предлагаемыми в социальных сетях, отношение молодежи к пропагандируемым в сетях идеалам, способность к их критической оценке.

Social networks through the eyes of students

Abdullin R.Z.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Chernenkaya S.V.,
Deputy Head of the Department for Scientific and Educational Work, Associate Professor of the General University Department of Philosophy and Social Sciences of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor


Аnnotation. The article analyzes how students evaluate the impact of social networks on their value orientations. The study showed that almost all students surveyed use social networks, most of them consider social networks a personal space. In general, the respondents' position turned out to be quite contradictory. Highlighting family values to the fore, real family (parents, grandparents) they are relegated to the second position. Assessing highly professional values, spiritual ones are almost not singled out. Noting both the negative and positive impact of the Internet on their consciousness and behavior, they spend a lot of time in the Internet space. It can be concluded that in the minds of modern youth, the boundary between real and virtual space is blurred, and real interaction and communication are often replaced by virtual.
Keywords: youth, social networks, real interaction, values, virtual space.


  1. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» / «Российская газета», № 1 (8352), 11.01.2021.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 3). Ст. 63
  3. Дзукаева В.П. Культурно-специфические и семейные факторы сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте: дис. канд. псих. наук: 19.00.13 / Московский государственный университет. Москва, 2015. 80 с.
  4. Из ребенка во взрослого: что нужно знать о пубертатном периоде / РИА Новости. 2021. (дата обращения: 15.09.2021).
  5. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении / Т.Г. Нежина, К.А. Петухова, Н.И. Чечеткина, И.С. Миндарова // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 49-71.
  6. Названы самые популярные у россиян в 2020 году песни / Российская газета. 2021. (дата обращения: 15.09.2021).
  7. Семь ошибок, которые мешают выбрать профессию по душе / Профгид. 2021.. (дата обращения: 15.09.2021).
  8. Социальные сети в России / Mail.Ru Group. 2014. (дата обращения: 15.09.2021).
  9. Федорова Н. «Современные школьники не знают, кем хотят стать». // Реальное время. 2019. (дата обращения: 15.09.2021).
  10. Черненькая С.В. Традиции университетского образования в современном информационном пространстве // Философия коммуникации: университетское образование в социокультурной динамике информационного общества / под ред. С.В. Клягина, О.Д. Шипуновой. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический ун-т Петра Великого, 2015. С. 186-194.
  1. Federal Law of December 30, 2020 N 489-FZ «On Youth Policy in the Russian Federation» / Rossiyskaya Gazeta, № 1 (8352), 11.01.2021.
  2. Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001 № 197-FZ (as amended on July 23, 2013) // Sobranie zakonodatelstva RF. 2002. № 1 (ч. 3). Art. 63.
  3. Dzukaeva V.P. Culture-specific and family factors of separation from the parental family in adolescence: Ph: 19.00.13 / Moscow State University. Moscow, 2015. 80 pages.
  4. From child to adult: what you need to know about puberty / RIA Novosti. 2021. (date of the address: 15.09.2021).
  5. Motivation of youth participation in volunteer movement / T.G. Nezhina, K.A. Petukhova, N.I. Chechetkina, I.S. Mindarova // Problems of State and Municipal Administration. 2014. № 3. Page: 49-71.
  6. Named the most popular songs among Russians in 2020 / Rossiyskaya Gazeta. 2021. (date of the address: 15.09.2021).
  7. Seven mistakes that prevent people from choosing a profession to their liking / Profgid. 2021. (date of the address: 15.09.2021).
  8. Social networks in Russia / Mail.Ru Group. 2014. (date of the address: 15.09.2021).
  9. Fedorova N. «Modern schoolchildren do not know what they want to become». // Real Time. 2019. (date of the address: 15.09.2021).
  10. Chernenkaya S.V. (2015). Tradicii universitetskogo obrazovaniya v sovremennom informacionnom prostranstve // Philosophy of Communication: University education in the socio-cultural dynamics of the Information Society / edited by S.V. Klyagin, O.D. Shipunova. SPb.: St. Petersburg Polytechnic University, 2015. Page: 186-194.