Аннотация. В статье рассматриваются функции фантастики в двух классических романах «Троецарствие» и «Путешествие на Запад». В ходе исследования был проведен сравнительный анализ, который помог выявить, какие общие и различные черты имеет фантастика в двух китайских романах эпохи Мин. В работе анализируются развлекательная, сюжетообразующая, дидактическая, кармическая и другие функции фантастики.

Ключевые слова. Функции фантастики, романы эпохи Мин, «Троецарствие», Ло Гуаньчжун, «Путешествие на Запад», У Чэнъэнь.

Фантастика – это разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел от изображения странно-необычных, неправдоподобных явлений простирается до создания особого – вымышленного, нереального, «чудесного мира» [1, с. 1121].

Целью данной работы стал анализ функций фантастики в китайской классической литературе. Объектом для исследования послужили два романа, а именно «Троецарствие» Ло Гуаньчжуна и «Путешествие на Запад» У Чэнъэня.

«Троецарствие» считается историческим романом, однако в нем есть элементы фантастики. Фантастические и вымышленные события в первую очередь носят развлекательный характер, чтобы заинтересовать читателя. Так, например, легендарная клятва в персиковом саду на самом деле является вымышленной, но, несмотря на это, она получила признание и обрела популярность в китайской культуре.

Еще одной функцией фантастики является продвижение сюжета. Наглядным примером является эпизод из первой главы романа, в котором затрагивается тема предзнаменований. Во время правления императора Лин-ди начали происходить фантастические события: «… куры запели петухами. В день новолуния шестого месяца черная туча величиною более десяти чжанов влетела во дворец Вэнь-дэ. Осенью в Яшмовом зале засияла радуга. Обрушились скалы в Уюани. Дурным предзнаменованиям не было конца» [3, с. 88]. Это можно трактовать следующим образом: династия Хань находится на краю гибели, власть скоро перейдет в руки женщин и евнухов. Из этого можно сделать вывод о том, что в данном случае плохие предзнаменования являются объяснением причины падения династии. Если император недобросовестно осуществляет свои полномочия, значит, он не заслуживает мандат неба. В этом и заключается фантастическая составляющая романа – если человек не является представителем добродетели, тогда Небо и все явления природы будут настроены против него. Таким образом, функция фантастики в начале всего происходящего помогает продвигаться сюжету вперед: из-за дурных предзнаменований существование династии находится под угрозой, возникают междоусобицы между тремя сформировавшимися царствами, о которых будет идти дальнейшее повествование на страницах романа.

Еще одна важная функция фантастики в романе «Троецарствие» – это изображение уникальности некоторых персонажей, выделение их особых черт. Так, например, персонаж по имени Люй Бу, который имеет исторический прототип, изображается в романе как непобедимый воин, с которым никто в Поднебесной не может сравниться. Наглядным примером является эпизод, в котором Люй Бу удается примирить полководцев Лю Бэя и Цзи Линя. Он ставит условие, при котором война должна прекратиться – если он попадет стрелой в среднее острие алебарды, находящейся в сотнях метров от него. Попав точно в цель, Люй Бу заявляет, что это лишь воля Неба. Данный сюжет показывает, что физические способности персонажа явно гиперболизированы. У Люй Бу также был конь по прозвищу Красный заяц, который в день мог пробежать тысячу ли. Это говорит о том, что автор «Троецарствия» наделял сверхъестественными силами не только людей, но и животных.

Стоит обратить внимание на еще одного персонажа, с которым связано, пожалуй, большинство фантастических событий в романе. Чжугэ Лян, так же имеющий исторический прототип, выступает в качестве непревзойденного стратега и полководца. Данный персонаж является хорошим примером благородного мужа, который служит на благо государству и исполняет свой гражданский долг. Однако особенность Чжугэ Ляна заключается не только в этом. Он также разбирается в небесных знамениях и обладает магическими способностями. Так, например, Чжугэ Лян фантастическим образом управляет явлениями природы: после его смерти осуществляется ритуал, с помощью которого душа Чжугэ Ляна на определенное время удерживает на небе звезду, которая вводит в заблуждение его противника, Сыма И. Мистическая составляющая при описании героя в большинстве случаев делает его легендарным, как это и произошло с Чжугэ Ляном – в китайской культуре он до сих пор является объектом для подражания.

Последняя, но не менее важная функция фантастики в романе «Троецарствие» — это кармическая функция. Она осуществляется с помощью появления призраков в снах персонажей. Так, например, перед смертью Цао Цао во сне являются призраки всех тех, кого он убил. Они мучают и пугают Цао Цао, тем самым наказывая его за все совершенные злодеяния. Подобный эпизод наблюдается и перед смертью Лю Бэя, однако в роли призраков выступают Гуань Юй и Чжан Фэй. В данном случае призраки представляются не как способ наказания героя, а как простое напоминание о том, что персонажа ожидает скорая смерть, после которой он наконец воссоединится со своими братьями. В этом заключается разница между персонажами: один из них заслуженно уходит на покой, а другой вынужден мучиться из-за своих грехов.

«Путешествие на Запад» является фантастическим романом с элементами сатиры. Функции фантастики в данном произведении во многом схожи с романом «Троецарствие». Так, например, в «Путешествии на Запад» фантастика тоже выполняет развлекательную функцию. Использование сверхспособностей, преодоление препятствий в борьбе с разными мистическими героями превращает роман в приключенческую историю, тем самым делая произведение более интересным и занимательным для читателей.

Фантастика также помогает сюжету продвигаться вперед. Наглядными примерами могут послужить те эпизоды, в которых танский монах Сюаньцзан на пути за буддийскими сутрами из Китая в Индию поочередно встречает разных мистических существ, которые в дальнейшем становятся его спутниками и учениками. Сначала Сюаньцзан встречает Сунь Укуна, он же Царь обезьян и Великий Мудрец, равный Небу, потом герои знакомятся с Чжу Бацзе, который является наполовину свиньей, затем с демоном-людоедом Ша Сэном. Из этого можно сделать вывод, что череда фантастических встреч и случайностей привели к воссоединению главных героев, у которых есть общая цель и миссия – идти на Запад.

Однако, в отличие от «Троецарствия», в «Путешествии на Запад» фантастика тесно переплетена с мифологией. История начинается с описания рождения главного действующего лица романа – Сунь Укуна. Уже само появление на свет данного персонажа является необычным: «…небо и благоухания земли, животворная энергия солнечных лучей и сияние луны словно вдохнули жизнь в скалу, и она зачала чудесный плод. Однажды скала эта раскололась и произвела на свет каменное яйцо величиной с мяч. Под действием ветра это яйцо постепенно развивалось и превратилось в каменную обезьяну, наделенную всеми пятью органами чувств и четырьмя конечностями» [2, с. 12]. Дальнейший сюжет романа также будет связан с мистическими событиями. Одной из главных функций фантастики в «Путешествии на Запад» является объяснение построения мира: на Небе правит Нефритовый император, перед которым отчитываются о том, что происходит на земле. В романе также фигурируют такие религиозно-мифологические персонажи, как Будда и Бодхисаттва Гуаньинь, которые вершат правосудие и дают шанс на искупление.

Не менее важной функцией фантастики в романе является объяснение явлений природы. Так, например, Нефритовый император является ответственным за издание указа, в котором точно указано, где и когда должен быть дождь, а сами осадки напускает на землю Царь Драконов. Это говорит о том, что природные явления зависят от высших сил, которым может быть подвластно все в этом мире.

Последняя функция фантастики в романе «Путешествие на Запад» – это поучительная функция. У каждого из спутников Сюаньцзана есть свои грехи, за которые они были наказаны. Сунь Укун получил наказание быть закованным под горой за то, что учинил дебош на Небе; он олицетворяет грех гордыни. Чжу Бацзе сначала был небесным полководцем, однако был сослан на землю за недопустимое поведение в подвыпившем состоянии, а после по ошибке приобрел облик свиньи; он олицетворяет грех прелюбодеяния и чревоугодия. Ша Сэн устроил пожар в небесном дворце и сжег драгоценности, за что был превращен в песчаного демона, живущего в реке. Все три героя проходят долгий путь переосмысления себя и своих ценностей, а в конце истории персонажи получили искупление.

Подводя итоги, можно сказать, что фантастика в литературе обладает различными функциями, и это было продемонстрировано с помощью анализа двух китайских романов «Троецарствие» и «Путешествие на Запад». Несмотря на то, что в некоторых аспектах функции фантастики схожи, однако у них есть некоторые различия. В «Троецарствии» фантастика представлена лишь как элемент мистического и волшебного, в то время как фантастика в «Путешествии на Запад» тесно взаимосвязана с мифологией и религией Китая.

Литература:

  1. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. М.: НПК «Интелвак», 2001. 1600 с .
  2. Путешествие на Запад / У Чэнь-энь [перевод с китайского А.П. Рогачева]. М.: Наука, 2015. 1055 с.
  3. Троецарствие / Ло Гуаньчжун [перевод с китайского В. Панасюка]. М.: Наука, 2014. 1658 с.

Functions of fiction in Luo Guanzhong’s «Romance of the three kingdoms» and Wu Cheng’en’s «Journey to the West» novels

Makhartseva A.Y.,
bachelor of 3 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Kondratova Tatiana Ivanovna,
Associate Professor of the Department of the Chinese Language of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Annotation. The article examines the functions of fiction in two classic novels «Romance of the Three Kingdoms» and «Journey to the West». During the research a comparative analysis was carried out, which helped to identify what common and different features fiction has in two Chinese novels of the Ming dynasty. The article analyzes the entertaining, plot-forming, didactic, karmic and other functions of fiction.
Keywords: Function of fiction, novels of the Ming dynasty, «Romance of the Three Kingdoms», Luo Guanzhong , «Journey to the West», Wu Cheng'en.

Literature:

  1. Journey to the West / Wu Cheng'en [translated from Chinese by A.P. Rogachev]. Moscow: Nauka, 2015. 1055 pages.
  2. Literary Encyclopedia. Vol. 11 / editorial board : P.I. Lebedev-Polyansky, I.M. Nusinov ; chief editor A.V. Lunacharsky; scientific secretary E.N. Mikhailova. Moscow: Artist. lit, 1939. 412 pages.
  3. Romance of the Three Kingdoms / Luo Guanzhong [translated from Chinese by V. Panasuk]. Moscow: Nauka, 2014. 1658 pages.