Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «игра», описываются виды игр, рассматриваются принципы разработки игры, которые необходимо учитывать при формировании иноязычных лексических и грамматических навыков у младших школьников с дислексией.

Ключевые слова: игра, младшие школьники, дислексия, игры.

Для эффективного обучения иностранному языку преподаватели должны обладать определенными умениями и навыками, а также уметь находить индивидуальный подход к обучающимся [7, с. 58-64]. Одним из эффективных приемов обучения иностранному языку является использование игр.

Понятие «игра» уже давно представляет интерес для психологов, педагогов, философов и даже культурологов.

По мнению культурологов, игра – это «форма свободного самовыражения человека». Самое главное – это вовлечение в процесс игры, а не достижение каких-то результатов.

Психологи считают, что игра представляет собой «форму деятельности в условных ситуациях, направленную на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». По мнению педагогов, игра – «вид деятельности, в котором личность проявляет себя». При этом игрокам важно получать удовольствие от игры [4, с. 73-76].

В словаре методических терминов Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина даются следующие определения понятия «игра»:

  • форма деятельности в условных ситуациях, специально создаваемых с целью закрепления и активизации учебного материала в различных ситуациях общения;
  • источник повышения эффективности обучения;
  • «орудие как обучения, так и воспитания» [1, с. 74].

Учеными было выделено несколько подходов к объяснению причин появления игры: 1) культурологический; 2) психологический; 3) социоролевой.

Сторонниками культурологического подхода являлись М.Ф. Овсянников, М.М. Бахтин, Ф. Шиллер, Г. Гессе и другие. Ученые полагали, что игра представляет собой важное культурное явление.

По мнению сторонников психологического подхода, И.С. Кона, З. Фрейда, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других, с помощью игры человек выражает свои чувства и эмоции, проявляет себя, а также развивает свои социальные навыки.

Э. Гофман, Дж. Л. Морено, Ч. Кули и другие приверженцы социоролевого подхода, утверждали, что игра является основным способом социализации и самопрезентации индивида [4, с. 73-76].

Учёные приводят различные классификации видов игр. По характеру физических и психических игровых операций можно выделить такие игры, как:

  • предметно-манипулятивные;
  • имитационные;
  • строительно-конструкторские;
  • режиссёрские;
  • подвижные;
  • интеллектуальные.

По степени сложности игрового процесса игры бывают:

  • простые;
  • сложные;
  • комплексные (игра состоит из простых и сложных действий).

По продолжительности игрового процесса исследователи выделяют:

  • кратковременные игры;
  • игры средней продолжительности;
  • длительные игры [6, с. 176-179].

Следует отметить, что игра является важным видом деятельности и при обучении младших школьников иностранному языку. Использование игровых приемов – ключ к эффективному обучению детей. По мнению О.А. Малых, Г.А. Дугиной, использование игровых творческих заданий на уроках иностранного языка для младших школьников «стимулирует активность и мотивацию учащихся», а также помогает сделать урок более разнообразным и интересным [5, с. 66-71].

Игры, используемые на уроках иностранного языка на ступени начального общего образования, призваны:

  • Повысить интерес школьника к изучению иностранного языка.
  • Повысить эффективность усвоения материала на иностранном языке.
  • Предоставить возможность школьнику реализовать свои сильные стороны.
  • Погрузить обучающегося в языковую среду, где процесс обучения проходит легко, интересно и увлекательно.
  • Активизировать мыслительную и творческую деятельность школьников.
  • Развить психические функции школьника.
  • Создать благоприятные условия для школьника для освоения навыков говорения, чтения, письма, лексико-грамматических навыков [2, с. 480-486].

Также существуют особые принципы использования игровых видов учебной деятельности, которые должны принимать во внимание педагоги при обучении младших школьников иностранному языку, а именно:

  • активность (каждый из участников должен быть активным в процессе игры);
  • динамичность (продолжительность игры должна соответствовать возрасту каждого его игрока, а также уровню его/её подготовленности);
  • открытость (предполагается свободное участие всех желающих);
  • доступность (правила игры должны быть понятны для каждого участника игры);
  • наглядность (должны быть использованы наглядные материалы, такие, как картинки, карточки и. т.д.);
  • занимательность и эмоциональность игры (игроки должны быть вовлечены в процесс игры);
  • коллективность (игроки должны действовать сообща, объединившись в команды);
  • индивидуализация (в процессе игры у каждого школьника должны развиваться личностные качества);
  • самостоятельность самого игрока в игре (несмотря на коллективную работу в команде, игрок должен уметь самостоятельно принимать решения);
  • соревнование в игре (состязание игроков, желание победить – всё это повышает мотивацию школьников к участию в игре);
  • результативность (в конце игры должны быть подведены её итоги) [3, с. 92-97].

Далее рассмотрим некоторые виды игр, используемые педагогами на уроках иностранного языка в начальной школе.

В словаре Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина говорится о том, что игры, которые используются педагогами на уроках иностранного языка при обучении младших школьников, можно классифицировать по следующим признакам:

  • по цели (языковые и речевые игры);
  • по способу выполнения (письменные, устные, ролевые и. т. д.);
  • по уровню сложности (творческие, репродуктивные);
  • по количеству участников (групповые, индивидуальные, парные);
  • по типу задач (тактические, оперативные, стратегические).

Существуют также и некоторые другие виды игр, которые применяются при обучении младших школьников иностранному языку, такие как игры физического характера, игры с использованием изобразительной наглядности (картинок), игры-спектакли, игры-состязания, игры-манипуляции [1, с. 74].

Отметим, что при обучении иностранному языку младших школьников, страдающих дислексией, также важно использовать игровые приемы. При этом необходимо подбирать для таких учащихся определенные игры, которые вызывают у них наибольший интерес, а также соответствуют уровню их интеллектуального развития.

Рассмотрим игровые приемы в формировании иноязычных лексико-грамматических навыков младших школьников с дислексией, которые используются на уроках английского языка для повышения эффективности обучения.

В педагогической деятельности при формировании лексико-грамматических навыков владения английским языком у младшего школьника с дислексией (мальчик 10 лет, 4 класс) мы используем такие виды игр, как: творческие, настольные, языковые, речевые, подвижные игры, а также игры-спектакли, игры с использованием картинок.

При обучении школьника грамматическим конструкциям мы предлагаем обучающемуся нарисовать яркую картинку (можно изобразить животное, магический квадрат и многое другое). Например, при изучении темы «Present Continuous» мы рисуем дракона с тремя головами (am, is, are) и хвостиком «ing». А при изучении темы «Present Simple» школьнику предлагается нарисовать змейку, на теле которой он записывает утвердительную, отрицательную и вопросительную формы в Present Simple с местоимениями he, she, it (у обучающегося возникает ассоциация, что змейка шипит, поэтому к he, she, it мы добавляем глагол +s, doesnt+ глагол и. т.д.); потом ученик рисует другое животное, например, мышку, на теле которой он записывает утверждение, отрицание и вопрос в  Present Simple с местоимениями you, we, they.

При изучении темы «Сравнительная и превосходная степень прилагательных» школьнику предлагается нарисовать три любимых персонажей из мультфильма или компьютерной игры (или приклеить картинки с этими героями): один из них будет высокий, другой – ещё выше, третий – а самый высокий: tall taller the tallest.

При обучении младшего школьника лексике и грамматике мы также используем такие настольные игры, как шахматы и игры на память («Memory games»). В процессе игры в шахматы мы тренируем использование лексических единиц, а также грамматических конструкций. Например, для закрепления темы «Present Continuous» школьник комментирует каждый ход шахматной фигуры: слон идёт на клетку... (the bishop is going...), ладья идёт на клетку... (the rook is going...) и. т.д. А для закрепления темы «Сравнительная и превосходная степень прилагательных» школьник сравнивает шахматные фигуры в процессе игры или после игры.

Далее рассмотрим, как можно отрабатывать лексико-грамматические навыки с использованием настольных игр на память. Существует множество игр на память, в которых встречается лексика по темам «Животные», «Птицы», «Числа», «Еда», «Страны» и т.д. В процессе игры на память у школьника есть возможность не только запоминать новые слова, но и тренировать грамматические конструкции. Например, в процессе игры «Животные» школьник берёт карточку, вспоминает название животного и описывает каждую картинку, используя грамматические формы (This is a bear. It can run. It has got... It jumps every day. It is running now. etc.).

На занятиях мы также используем такие творческие игры, как подбор ассоциаций к слову, составление сказок на английском языке. Рассмотрим подробнее, что включает в себя первая игра: учитель называет слово на английском языке, ученик закрывает глаза и представляет, что обозначает это слово и подбирает к нему ассоциации.

Для проведения второй игры учитель создаёт презентацию в Power Point и добавляет туда яркие, интересные изображения животных, птиц, героев игр, мультфильмов и т.д. Ученик составляет истории-сказки про этих животных, используя разные грамматические конструкции.

На наш взгляд, при обучении младших школьников с дислексией иностранному языку немаловажно применять и подвижные игры. В педагогической практике мы используем игру с мячом, зарядку на иностранном языке, хождение по классу и перечисление на английском языке предметов, которые нас окружают. С помощью этих игр можно отрабатывать лексико-грамматические навыки, составляя предложения на английском языке, называя слова, фразы и т.д.

Также в педагогический деятельности при обучении младших школьников английской лексике мы используем и игры-спектакли: после прочтения сказки на английском языке мы составляем по ней спектакль, разыгрывая диалог с использованием масок сказочных персонажей. Ученики погружаются в языковую среду, представляя себя героями сказки.

Следует отметить, что использование вышеперечисленных игровых приемов доказало свою эффективность на практике при обучении младшего школьника, страдающего дислексией: обучающийся стал легко запоминать лексические единицы, а также лучше усваивать грамматические конструкции. Более того, школьник показал свою заинтересованность и высокий уровень мотивации при погружении в игровой процесс.

Итак, в статье была раскрыта сущность понятия «игра», были описаны виды игр, рассмотрены основные принципы и задачи игры, используемой на уроках иностранного языка при обучении младших школьников иностранному языку. Также в статье были представлены игровые приемы в формировании иноязычных лексико-грамматических навыков младших школьников с дислексией, которые используются на уроках английского языка. Мы выяснили, что использование игровых приемов при обучении как нормотипичных младших школьников, так и младших школьников с дислексией, повышает уровень интереса и мотивации у учащихся, а также способствует более эффективному обучению таких школьников.

Список литературы:

  1. Азимов А.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
  2. Кириллова Т.С. Игра в процессе обучения иностранным языкам // Сборник трудов конференции: «Русский язык в иноязычном окружении: современное состояние, перспективы развития, культурно-речевые проблемы». г. Элиста 24-26 октября 2016. С. 480-486.
  3. Королева Н.М. Использование игровой деятельности на уроках по иностранному языку для младшего школьного возраста // Современные исследования социальных проблем, 2010. №4(04). С. 92-98. (дата обращения: 19.12.2023).
  4. Крутых Е.В., Крутых А.В. Дефиниции игры в гуманитарных науках // Международный научно-исследовательский журнал, 2016. №8(50). С.73-76.
  5. Малых О.А., Дугина Г.А. Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках китайского языка. Журнал. Иностранные языки в школе, 2020. С. 66-71.
  6. Суслов И.Н., Фролова П.И. Сущность и функции игры в образовательном процессе. Омский научный вестник, 2002. №20. С. 176-179. (дата обращения: 17.12.2023).
  7. Черкашина Е.И. Современные тенденции профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2012. С. 58-64. (дата обращения: 21.12.2023).
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с.

Game techniques in the formation of foreign language lexicon-grammatical skills of junior schoolchildren with dyslexia

Osipova K.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Molchanova Maria Alexandrovna,
Associate Professor, Deputy Head for Scientific Work, Department of English Studies and Intercultural Communication, Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

Abstract. The article reveals the essence of the concept of «game», describes the types of games, considers the principles of game development, which should be taken into account in the formation of foreign language lexical and grammatical skills in junior schoolchildren with dyslexia.
Keywords: game, junior schoolchildren, dyslexia, games.

References:

  1. Azimov A.G., Shchukin A.N. New dictionary of methodical terms and concepts (theory and practice of language teaching). Moscow: ICAR Publishing House, 2009. 448 p.
  2. Kirillova T.S. Game in the process of teaching foreign language // Collection of works of the conference: «Russian language in a foreign-language environment: current state, development prospects, cultural and speech problems». Elista October 24-26, 2016.: 480-486.
  3. Koroleva N.M. Using game activity in foreign language lessons for junior school age // Modern studies of social problems, 2010, №4(04).: 92-98. (date of the address: 19.12.2023).
  4. Krutykh E.V., Krutykh A.V. Definitions of the game in humanitarian sciences. International research journal., 2016. №8(50).: С.73-76.
  5. Malykh O.A., Dugina G.A. Development of creative potential of junior schoolchildren at the lessons of the Chinese language. Foreign languages in school, 2020.: 66-71.
  6. Suslov I.N., Frolova P.I. The essence and functions of the game in the educational process // Omsk scientific bulletin, 2002. №20.: 176-179. (date of the address: 17.12.2023).
  7. Cherkashina E.I. Modern tendencies of professional training of a foreign language teacher. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2012.: 58-64. (date of the address: 21.12.2023).
  8. Elkonin DB Psychology of the game. 2nd ed. Moscow: Humanitarian Publishing Center VLADOS, 1999. 360 .