Аннотация. В статье анализируются критерии отбора учебных подкастов на английском языке для развития аудитивных умений старшеклассников, выделены собственные критерии, которыми должен руководствоваться педагог при отборе подкастов в учебных целях с учетом специфики обучения иностранным языкам в основной школе.

Ключевые слова: учебные подкасты, аудитивные умения старшеклассников, критерии отбора подкастов.

В современном иноязычном образовании аудитивные умения являются одним из важнейших компонентов коммуникативной и культурной компетенции школьников. По мнению отечественных психологов и методистов, именно аудитивные умения обуславливают не только успех в обучении, но и повседневном общении, потому что «умение слушать и понимать услышанное – это одно из средств познания окружающего мира, овладение языком, что является важным для овладения всеми учебными дисциплинами» [3, с. 105].

Согласно исследованиям особенностей формирования иноязычных аудитивных умений и навыков, процесс формирования англоязычных аудитивных умений требует правильной организации учебного процесса и тщательного отбора учебного материала [9]. В настоящее время использование аутентичных материалов является необходимым средством при обучении аудированию старшеклассников. Подкасты, как один из видов таких материалов, призваны не только развивать слуховые, речевые и познавательные способности, но также расширять кругозор, повышать уровень информационной грамотности и способствовать повышению интереса школьников к учебному процессу.

Целью обучения иноязычным аудитивным умениям старшеклассников является формирование способности понимать смысл устного сообщения. Успешное достижение данной цели состоит в рассмотрении и научном обосновании критериев отбора учебных подкастов.

Работы отечественных методистов и ученых содержат различные классификации данных критериев. Так, например, Е.Ю. Малушко рассматривает «критерии, которыми должен руководствоваться педагог при отборе подкастов в учебных целях:

  • аутентичность,
  • тематическое соответствие учебному плану,
  • обновляемость Интернет-материалов,
  • новизна отбираемых материалов,
  • соответствие интересам и возможностям обучаемых,
  • учет субъективных факторов,
  • операциональность,
  • функциональность,
  • качество записи» [7, с. 147-150].

В исследованиях последних лет, например, таких авторов, как Т.И. Усманов, Э.С.-А. Идразова, указаны также и некоторые другие критерии отбора учебного материала для формирования умений аудирования у старшеклассников:

  • доступность,
  • информативность и актуальность,
  • автономность,
  • продолжительность воспроизведения (3-5 минут) [8, c.180].

Исследователи С.С. Куклина и Е.Н. Владимирова в своей работе, ссылаясь на работы П.В. Сысоева, О.А. Обдаловой, определяют критерии отбора подкастов в обучении на основании выделения трудностей в обучении аудированию:

  • структурная организация текста, его стиль, форма предъявления, жанр;
  • степень аутентичности;
  • наличие в тексте материала, который ранее не имелся в речевом опыте школьника;
  • соответствие контексту деятельности, жизненному и речевому опыту обучающихся, их интересам и возрастным особенностям;
  • визуальное сопровождение [6, с.159].

Таким образом, следует отметить, что критерии отбора подкастов с одной стороны учитывают степень проблемности обучения аудированию в школе, а с другой стороны – условия обучения, в которых будут применяться данные материалы.

В целом, следует выделить общепедагогические и методические критерии отбора учебного материала для формирования англоязычных аудитивных умений учащихся основной школы с учетом специфики обучения иностранным языкам в школе [1]. Следовательно, англоязычные учебные подкасты должны соответствовать следующим общепедагогическим и методическим критериям:

  • доступность,
  • наличие новизны и мотивационной ценности,
  • подлинность (аутентичность),
  • соответствие возрастным особенностям и речевому опыту учеников,
  • тематичность,
  • наличие воспитательной ценности,
  • жанровое и типологическое разнообразие,
  • соответствующий объем текста и темп речи,
  • наличие качественного звучания и изображения [4].

Рассмотрим данные критерии подробнее.

  1. Аудиотекст считается доступным, когда его языковой материал соответствует уровню приобретенных знаний обучающихся определенному программой обязательного для усвоения минимума. «Количество незнакомых лексических единиц и грамматических структур, не должно превышать 3% всех слов в аудиотексте» [2, с. 39], но не следует полностью устранять языковые трудности, так как они помогают ученикам развивать языковую догадку.
  2. Критерий новизны и ценности информации состоит в том, что содержание и темы аудиотекстов актуальны для учеников, расширяют их кругозор и могут быть использованы в дальнейшем в разных сферах деятельности. Мы согласны с исследователем Е.А. Колесниковой, что «наличие элемента новизны заинтересовывает реципиента, делает его более внимательным и сконцентрированным, помогает удержать информацию при звучании текста» [4, с. 96].
  3. Критерии речевой подлинности учебного аудиотекста. Под подлинными материалами понимают тексты, созданные с целью осуществления коммуникации. Особенностью таких материалов является то, что они часто характеризуются незаконченными или неполными предложениями, однако содержат эффект новизны и являются источником для создания информационной базы, позволяя разнообразить занятия по иностранному языку. С. Кричевская относит к аутентичным материалам «не только отражающие реальные ситуации коммуникации, но и фольклор, музыкальные произведения или художественную литературу» [5, с. 13].
  4. При подборе учебных подкастов следует принимать во внимание критерий соответствия возрастным особенностям и речевому опыту обучающихся. Полученная информация считается значимой, если ее содержание соответствует уровню интеллектуального развития учеников, их жизненному опыту, индивидуальным интересам, познавательным и эмоциональным ожиданиям в профессиональной сфере.
  5. Критерий тематичности предполагает, что содержание учебных подкастов должен устанавливать соотношение с предметами обсуждения и проблемами общения, определенными учебным планом и программой для обучающихся основной школы.
  6. Критерий воспитательной ценности подаваемого учащимся материала должен побуждать старшеклассников к познавательной активности, формировать их мировоззрение, ценностные ориентиры, отношение к важным вопросам общества, аудио тексты и видеоматериалы, предлагаемые ученикам, призваны побуждать к сопереживанию, размышлению, вызывать у них эмоции [4].
  7. При рассмотрении критерия жанрового и типологического разнообразия, следует отметить, что ученикам основной школы нужно предоставлять для аудирования тексты различных стилей и типов (короткие истории, описания, интервью, новости по радио, телевизионные шоу, разные диалоги и т.п.).
  8. Критерий объема текста и темп речи. Для того, чтобы обучающиеся полностью поняли и осмыслили информацию аудиосообщения, рекомендовано начинать с аудиотекстов продолжительностью не более 2 минут и с видеоматериалов, продолжительность которых составляет 6-7 минут. И.В. Щукина считает это время «оптимальной информацией для восприятия без значительных потерь» [9, с. 49]. В естественном общении наиболее типичным является темп речи 240-250 слов в минуту, поэтому темп читающего текст может варьироваться в пределах поданного диапазона.
  9. Критерий качественного звучания и изображения. Качественные аудиоматериалы создадут впечатление посильности выполнения предлагаемых задач, будут способствовать более быстрому формированию умений учащихся и сформируют заинтересованность в изучении иностранного языка. Некачественные материалы приводят к усложнению восприятия иностранной речи на слух, отрицательным образом влияют на концентрацию внимания учащихся, что приводит к увеличению количества ошибок при выполнении заданий.

Отобразим выделенные критерии отбора подкастов наглядно на рисунке 1.

Рис. 1. Критерии отбора подкастов для формирования аудитивных навыков учащихся основной школы

Таким образом, для эффективности формирования аудитивных умений у старшеклассников целесообразно выбирать учебные подкасты, которые отвечают всем выше охарактеризованным критериям.  Считаем, что использование учебных англоязычных подкастов, которые соответствуют данным критериям, является важным средством обучения аудированию и развития свободного владения иностранным языком, приближенного к уровню носителей языка.

Список литературы:

  1. Волобуева Ю.В. Обучающие подкасты в процессе обучения английскому языку в школе. МНИЖ, 2021. №9-3(111). (дата обращения: 15.01.2024).
  2. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // Иностранные языки в школе, 1977. №1. С. 36-44.
  3. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1991. 219 с.
  4. Колесникова Е.А. Обучение аудированию с письменной фиксацией существенной информации студентов первого курса языкового педагогического вуза (английский язык): дис. … канд. пед. наук: 13.00.02/ Екатерина Алексеевна Колесникова. Российская академия образования «Институт содержания и методов обучения», 2008. 240 с.
  5. Кричевская К.C. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе, 1996. №1. С.13-17.
  6. Куклина С.С., Владимирова Е.Н. Аудиотекст как содержательная основа обучения школьников иноязычному аудированию // Вестник Томского государственного университета. №484. С. 157-167. (дата обращения: 10.01.2024).
  7. Малушко Е.Ю. Критерии отбора подкастов для формирования иноязычной аудитивной компетенции у студентов вузов // Научные проблемы гуманитарных исследований. Выпуск №6. 2011. С. 146-152.
  8. Усманов Т.И., Идразова Э. С.-А. Управление образованием: теория и практика / Education Management Review. 2022. Том 12.. №10. С.179-184.
  9. Щукина И.В. Методика построения многоуровневой модели обучения аудированию в системе профессиональной подготовки учителя иностранного языка: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Ирина Владимирова Щукина. М.: 2009. 261 с.

 Criteria for the selection of educational podcasts for the development of English-language auditive skills of high school students

Prokushkina O.I.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Dudushkina Svetlana Viktorovna,
Associate Professor of the Department of Romance Languages and Linguodidactics of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences

Abstract. The article analyzes the criteria for selecting educational podcasts in English for the development of auditive skills of high school students, highlights their own criteria, which should be guided by the teacher when selecting podcasts for educational purposes, taking into account the specifics of teaching foreign languages ​ ​ in the main school.
Keywords: educational podcasts, auditive skills of high school students, criteria for selecting podcasts.

References:

  1. Volobueva Yu.V. Educational podcasts in the process of teaching English at school. MNIZH, 2021. №9-3(111). (date of the address: 15.01.2024).
  2. Elukhina N.V. Main difficulties of listening and ways to overcome them // Foreign languages at school, 1977. №1.: 36-44.
  3. Zimnyaya I.A.I.A. Psychology of teaching a non-native language. Moscow: Russian language, 1991. 219 p.
  4. Kolesnikova E.A. Training in listening with written recording of significant information of first-year students of a language pedagogical university (English): dis.... cand. ped. sciences: 13.00.02 / Ekaterina Alekseevna Kolesnikova. Russian Academy of Education «Institute of Content and Teaching Methods», 2008. 240 p.
  5. Krichevskaya K.C. Pragmatic materials introducing students to the culture and habitat of the inhabitants of the country of the language studied // Foreign languages in school, 1996. №1.: 13-17.
  6. Kuklina S.S., Vladimirova E.N. Audiotextus as a meaningful basis for teaching schoolchildren foreign-language listening // Bulletin of Tomsk State University. 2022. №484.: 157-167. (date of the address: 10.01.2024).
  7. Malushko E.Yu. Criteria for the selection of podcasts for the formation of foreign-language auditive competence among university students // Scientific problems of humanitarian research. Issue №6. 2011.: 146-152
  8. Usmanov T.I., Idrazova E. S.-A. Education Management Review. 2022. Vol. 12. №10.: 179-184
  9. Shchukina I.V. Methodology for building a multi-level model of listening training in the system of professional training of a foreign language teacher: dis.... cand. ped. sciences: 13.00.02 / Irina Vladimirova Shchukina. Moscow: 261 p.