Аннотация. В статье рассматривается применение цифровых фортепиано и MIDI-технологий в мультитембральных ансамблях. Рассмотрены преимущества данного формата для развития исполнительских и коммуникативных навыков учащихся. Особое внимание уделено возможностям цифровых инструментов, способных воспроизвести тембры самых разных инструментов: от оркестровых до специфических электронных. Предложены методические рекомендации по организации ансамбля. Обозначено положительное влияние мультитембральных ансамблей на развитие навыков обучающихся.

Ключевые слова: цифровое фортепиано, MIDI-технологии, мультитембральный ансамбль, музыкальное образование, оркестровка, исполнительство на электронных музыкальных инструментах.

Фортепианные ансамбли часто используются в процессе обучения игре на инструменте. Такая форма работы, как и любая другая коллективная форма музыкального исполнительства, способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся, навыков коллективного музицирования и слухового анализа, а также создаёт сильное положительное эмоциональное подкрепление для музыкально-исполнительской деятельности в целом. На занятиях фортепианным ансамблем у обучающихся формируются и активно развиваются такие исполнительские качества, как метроритмическая точность, ощущение единства темпа с другими участниками ансамбля, точность исполнения пауз и цезур, а также начала и окончания музыкальной фразы. Многими современными педагогами-исследователями подтверждается польза ансамблевого музицирования в современной социокультурной среде, в том числе для формирования и подкрепления мотивации для занятий музыкой [1], [5], [13].

С развитием музыкально-компьютерных технологий, появлением и развитием электронных музыкальных инструментов появились новые средства музыкальной выразительности, новые возможности и формы музыкального исполнительства, которые можно применить в образовательном процессе. В частности, одно из распространённых явлений – распространение цифрового фортепиано (далее – ЦФ) как инструмента для самостоятельных занятий и занятий в инструментальном классе. Обозначим, что в рамках данной работы, под цифровым фортепиано понимается клавишный электронный музыкальный инструмент, оснащённый полноразмерной полновзвешенной молоточковой механикой клавиатуры или её имитацией, а также тон-генератором высококачественных фортепианных тембров, составляющих программно-аппаратный комплекс, призванный максимально аутентично имитировать звучание и кинестетические ощущения от акустического фортепиано [11]. В настоящее время ЦФ воспринимаются преимущественно как замена акустическому инструменту в определённых условиях, не предполагающих использование акустического фортепиано, и предназначенная для решения вполне конкретных, как правило, учебных задач: разбор нотного текста, отработка базовых технических приёмов, динамических оттенков и т.п. При этом, ЦФ обладает рядом особенностей, которые ограничивают его применение для учебных целей, делают некоторые модели ЦФ непригодными на определённых этапах обучения [10], [11].

Педагогами-исследователями, такими как И.В. Гордеева, М.В. Карасева, были разработаны специфические средства и способы обучения игре на цифровом фортепиано, способные нивелировать их ключевые недостатки. Вместе с тем многие исследователи обращали внимание и на расширенный, по сравнению с акустическими инструментами, спектр возможностей, в частности – на встроенные тембры [6], [9], [12].

Практически все современные ЦФ способны воспроизводить от 10 и более тембров различных инструментов: струнного, симфонического и духового оркестра, отдельных оркестровых инструментов, старинных клавиров и органов, перкуссионных инструментов, таких как маримба, виброфон, трубчатые колокола и пр., а также специфических электронных тембров. Эту особенность ЦФ иногда используют как возможность обогатить исполнительский опыт обучающихся, предлагая «примерить» различные тембры к исполняемому репертуару, в ходе чего под чутким руководством преподавателя формируются представления о музыкальных стилях, их ключевых различиях и вытекающих из них особенностях технического исполнения, звукоизвлечения и интонирования [4], [9], [12].

В этом отношении примечателен опыт И.В. Гордеевой, доцента Уфимского государственного института искусств им. З. Исмаилова. Она подробно рассмотрела процесс разделения музыкального текста полифонических произведений (инвенций И.С. Баха) на партии для различных тембров цифрового фортепиано с акустической, гармонической и семантической точки зрения. Среди положительных эффектов исполнения в рамках мультитембрального ансамбля И.В. Гордеева отмечает: «… более полное, и одновременно более лёгкое освоение нотного текста, и пробуждение, по существу, композиторских импульсов, и приобретение навыка семантической расшифровки смысловых структур музыкального текста» [4, с. 40].

Таким образом, мы уже имеем примеры применения возможностей ЦФ для создания мультитембральных фортепианных ансамблей и представляем себе их положительное влияние на формирование знаний, умений и навыков у обучающихся. Тем не менее, примеры эти ограничиваются двумя-тремя инструментами или тембрами.

Приведённые исследования натолкнули автора на мысль о применении практики мультитембральных фортепианных ансамблей в создании концертного ансамбля с расширенным составом (3 и более ЭМИ). Прилагаемая к ЦФ библиотека тембров, а также возможность использования ЦФ как внешнего MIDI-контроллера для сторонних VST-инструментов [7], позволяет перекладывать на различные составы (3 и более цифровых фортепиано) полноценные оркестровые партитуры, делая их доступными для исполнения обучающимися в младших, средних и старших классах ДМШ/ДШИ. Участие в подобных ансамблях позволит не только обогатить исполнительский опыт, подарить уникальные впечатления от коллективного исполнения, но и расширить их музыкальные представления за счёт опыта игры в составе большого ансамбля, подражающего оркестру.

Несомненно, такая форма работы потребует определённой подготовки. Мы предлагаем следующие методические рекомендации по работе с ансамблем клавишных электронных музыкальных инструментов:

  1. Перед началом разучивания партий с обучающимися необходимо подготовить музыкальный материал: переложить на имеющийся состав партитуру произведения из расчёта количества тембров, которые возможно озвучить в один момент (в случае с некоторыми моделями ЦФ и VST-инструментами, возможно разбить клавиатуру на несколько диапазонов и каждому задать отдельный тембр). В случае переложения клавира оркестровой партии следует обратиться и к оркестровой партитуре при разбиении его фортепианной партии на соответствующие тембры.
  2. Как и в случае с обычным фортепианным ансамблем, перед сводными репетициями следует разобрать партию каждого участника ансамбля, отработать технические и интонационные нюансы, добиться осознанного и качественного исполнения партии от обучающегося не только в фортепианном тембре, но и в тембре, предназначенном для его партии. Специфику в последнем случае будет представлять иная, отличная от фортепианной архитектоника звука, его акустические свойства, особенности контроля над звукоизвлечением при помощи знакомой аппликатуры [3].
  3. Если распределение партии на тембры не было продумано преподавателем заранее, следует подобрать тембр каждой партии, соответствующий ей по стилю, характеру и композиторскому замыслу всего произведения. В случаях, когда в одной партии озвучивается крупная группа инструментов (тембры целых оркестров), может потребоваться переосмысление или пересмотр партии. Важно учитывать, что при совмещении тембров от различных моделей ЦФ и VST-инструментов интонационный строй может быть искажённым. В таких случаях, если это возможно, следует подогнать параметры тембра ЦФ или VST-инструмента так, чтобы добиться чистоты интонации, её единства [8]. То же касается и фортепианного тембра, если он задействуется. Также важно учитывать взаимосвязь выбранного тембра с механикой клавиатуры инструмента: в отдельных случаях, может быть целесообразнее предложить отдельные тембры инструментам с органным (пружинным) типом механики, нежели молоточковым. Например, тембры органа и клавесина можно распределить VST-инструментам с клавишным MIDI-контроллерами, как и партии перкуссионных инструментов.
  4. Организация сводных репетиций подразумевает готовность всех участников ансамбля к коллективному исполнению. Не будет лишним в первые репетиции соединить партии в фортепианном тембре, не переключаясь на оркестровку. Это поможет выстроить взаимную слуховую координацию между участниками ансамбля. При этом, если исходное произведение было разбито на большое количество инструментов, часть из которых ещё и предполагает расширенный контроль над звуком (когда используются, к примеру, MIDI-контроллеры с изменением), то ансамблю может потребоваться дирижёр. При проведении сводных репетициях также необходимо учитывать различное ощущение архитектоники звука и её ассоциации с игровыми движениями у разных обучающихся.

Приведенный пример мультитембрального фортепианного ансамбля обладает рядом преимуществ для обучающихся. Во-первых, разбиение оркестровки на клавирные партии для отдельных тембров или тембровых групп упрощают музыкальный материал, делая его доступным к освоению обучающимися младшего возраста с еще не оформившимися до конца исполнительскими навыками и ограниченной техникой. Во-вторых, многолетней педагогической практикой отмечается множество положительных эффектов, которые вызывают коллективные формы музицирования, будь то вокально-хоровое, вокально- и инструментально-ансамблевое или оркестровое. В случае с расширенным по составу мультитембральным фортепианным ансамблем, у обучающихся в классах общего или специального фортепиано появляется возможность получить опыт, доступный прежде участникам оркестров или вокально-хоровых ансамблей относительно инструмента. В-третьих, репетиции мультитембрального ансамбля способствуют развитию тембрального слуха и формируют представления об аранжировке, оркестровке и композиции, развивает интерес к этим видам музыкальной деятельности. Задачей педагога, ведущего занятия по мультитембральному ансамблю, в таком случае будет вовремя обнаружить и развить этот интерес, применить его на благо ансамбля, привлекая наиболее активных и успешных обучающихся к процессу подготовки музыкального материала.

Единственным значимым препятствием на пути к реализации идеи о мультитембральном фортепианном ансамбле остаётся материально-техническая оснащённость ДМШ и ДШИ, на базе которых и предполагается создавать подобные коллективы: для расширенного состава может потребоваться от 5 до 10 и более инструментов – ЦФ или же связки MIDI-контроллера и компьютера с прикладным программным обеспечением (проигрыватель семплерных библиотек, VST-инструмент и т.п.) [2]. Однако с учётом тенденции к повышению интереса к музыкальной информатике и цифровой музыке, в связи с чем в ДМШ и ДШИ появляются новые дополнительные образовательные программы, соответствующим образом комплектуются компьютерные классы, можно считать концертное исполнение такого ансамбля реалистичным и возможным.

Технологическая подготовка к исполнению, помимо поиска необходимого числа инструментов, подразумевает их усиление, микширование и балансировку. При подготовке к публичному исполнению, руководителю ансамбля и звукорежиссёру следует понимать, что какими бы не были качественными используемые ансамблем тембры, их цифровая природа потребует дополнительной настройки параметров звучания каждого тембра, чтобы избежать искажений звука при усилении.

Таким образом, практика внедрения мультитембральных фортепианных ансамблей в учебный процесс, на наш взгляд, является целесообразной и вполне возможной: многие современные образовательные учреждения уже оснащены необходимой для этого материально-технической базой, а сами занятия в рамках такого ансамбля оказывают положительное влияние на формирование практических умений и навыков у обучающихся и их мотивацию к занятиям музыкой. Репертуар мультитембральных фортепианных ансамблей может включать в себя как переложения классических произведений для фортепиано, камерных или оркестровых составов, так и переложения эстрадных произведений различной стилистики, от джаза до электронной музыки. В рамках обучения игре на фортепиано опыт работы над разными стилевыми направлениями, в том числе современными, будет благоприятной почвой для дальнейшего развития юного музыканта как исполнителя.

Список литературы:

  1. Антонова М.А. Фортепианный ансамбль в практике современного музыкально-педагогического образования // Искусство в школе. 2008. №5. С. 75-77.
  2. Антонова М.А. Процессы взаимодействия инструментального исполнительства и MIDI-технологий в современных образовательных условиях / М.А. Антонова, И.А. Белоконь, Г.Л. Князева, В.О. Малащенко // Большая конференция МГПУ: сборник тезисов. В 3 т. Том 3. М.: Парадигма, 2023. С. 359-362.
  3. Горбунова И.Б. Архитектоника звука: Монография. СПб.: Лема, 2014. 123 с.
  4. Гордеева Е.В. Инвенции И.С. Баха и творческое инвенторство (на примере работы с цифровым фортепиано) // Из опыта работы педагога-музыканта. Уфа: Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова, 2016. С. 35-41.
  5. Дегтярева Г.Г., Дубовцева Н.А. Опыт организации музыкального воспитания и образования в фортепианном ансамбле // Вестник педагогического опыта, 2018. №41. С. 7-14.
  6. Карасева М.В. «Цифровые клавиши» третьего десятилетия XXI века: новые якоря и ценности в восприятии и применении цифрового звука // Научный вестник Московской консерватории, 2022. №1(48). С. 178-199.
  7. Малащенко В.О. MIDI-технологии и их применение в современном музыкальном образовании // Современные тенденции развития культуры, искусства и образования: Коллективная монография. М.: Перо, 2017. С. 204-209.
  8. Малащенко В.О. Организация многоканального звуковоспроизведения в условиях реализации процессов электронного музыкального исполнительства / В.О. Малащенко, М.А. Антонова, И.А. Белоконь // Bulletin of the International Centre of Art and Education, 2023. №4. С. 277-284.
  9. Марин С.В., Марина Ю.В. Акустические и цифровые клавишные инструменты в учебном процессе творческих вузов // Совершенствование профессиональной подготовки специалиста сферы культуры и искусства. Чебоксары: Плакат, 2021. С. 54-57.
  10. Самарцева С.Л. Обучение игре – на фортепиано или электронном пианино? // Поволжский педагогический вестник, 2015. №1(6). С. 92-95.
  11. Сидорин Д.А. Специфика цифрового фортепиано в контексте музыкального образования // Образовательный форсайт, 2023. №3(19). С. 271-275.
  12. Сидорин Д.А. Инновационно-образовательный потенциал цифрового фортепиано в процессе инструментального обучения // Лига исследователей МГПУ: сборник статей. В 3 т. М.: Парадигма, 2023. С. 359-362.
  13. Цзин В., Антонова М.А. Формирование комплекса исполнительских навыков в классе фортепианного ансамбля // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования. Том Выпуск 1. М.: Перо, 2017. С. 381-386.

Applying digital pianos and MIDI-technologies as a base of multitimbral piano ensemble

Sidorin D.A.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Antonova Marina Alexandrovna,
Associate Professor, Department of Musical Art, Institute of Culture and Arts, Moscow City University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Annotation. The article discusses the use of digital pianos and MIDI technologies in multitimbral ensembles. The advantages of such a format for developing students' performance and communication skills are considered. Particular attention is paid to the capabilities of digital instruments capable of reproducing the timbres of a wide variety of instruments: from orchestral to specific electronic ones. Author proposes Methodological recommendations for organizing such ensemble and indicates positive influence of multitimbral ensembles on the development of students' skills.
Keywords: digital piano, MIDI-technologies, multitimbral ensemble, music education, orchestration and arrangement, performing on digital musical instruments.

References

  1. Antonova M.A. Piano ensemble in the practice of modern music and pedagogical education // Art at school, 2008. №5.: 75-77.
  2. Antonova M.A. The processes of interaction of instrumental performance and MIDI technologies in modern educational conditions / M.A. Antonova, I.A. Belokon, G.L. Knyazeva, V.O. Malashchenko // The Great Conference of the Moscow State Pedagogical University: collection of abstracts. In 3 volumes. Vol. 3. Moscow: Paradigma, 2023.: 359-362.
  3. Gorbunova I.B. Architectonics of sound: A monograph. St. Petersburg: Lema, 2014. 123 р.
  4. Gordeeva E.V. J.S. Bach's inventions and creative inventory (on the example of working with a digital piano) // From the experience of a music teacher. Ufa: Ufa State Institute of Arts named after Zagir Ismagilov, 2016.: 35-41.
  5. Degtyareva G.G., Dubovtseva N.A. Experience in organizing musical education and ducation in a piano ensemble // Bulletin of pedagogical experience, 2018. №41.: 7-14.
  6. Karaseva M.V. «Digital keys» of the third decade of the XXI century: new anchors and values in the perception and application of digital sound // Scientific Bulletin of the Moscow Conservatory, 2022. №1(48).: 178-199.
  7. Malashchenko V.O. MIDI technologies and their application in modern music education // Modern trends in the development of culture, art and education: A collective monograph. Moscow: Pero, 2017.: 204-209.
  8. Malashchenko V.O. Organization of multichannel sound reproduction in the context of the implementation of electronic musical performance processes / V.O. Malashchenko, M.A. Antonova, I.A. Belokon // Bulletin of the International Center of Art and Education, 2023. №4.: 277-284.
  9. Marin S.V., Marina Yu.V. Acoustic and digital keyboard instruments in the educational process of creative universities // Improving the professional training of a specialist in the field of culture and art. Cheboksary: Poster, 2021.: 54-57.
  10. Samartseva S.L. Learning to play the piano or electronic piano? // Volga Pedagogical Bulletin, 2015. №1(6).: 92-95.
  11. Sidorin D.A. The specifics of digital piano in the context of music education // Educational foresight, 2023. №3(19).: 271-275.
  12. Sidorin D.A. Innovative and educational potential of the digital piano in the process of instrumental learning // League of researchers of the Moscow State Pedagogical University: collection of articles. In 3 volumes. Moscow: Paradigma, 2023.: 359-362.
  13. Jing V., Antonova M.A. Formation of a complex of performing skills in the piano ensemble class // Innovations and traditions in the field of culture, art and education. Volume Issue 1. Moscow: Pero, 2017.: 381-386.