Аннотация. Статья посвящена исследованию меценатской деятельности династии Хусаиновых, проживающих в Оренбургской области в дореволюционной России. Основная часть посвящена их вкладу в развитие мусульманского образования и культуру Оренбургской губернии. Анализируется история семьи, мотивы меценаткой деятельности. В работе рассматриваются не только наследие Хусаиновых, но также и актуальные тенденции меценатства в Оренбурге.
Ключевые слова: браться Хусаиновы, Оренбург, меценатство, образование, культура, наследие.
Меценатство – это практика поддержки искусств, образования и социальных инициатив за счет личных средств благотворителей. В России это явление имеет глубокие исторические корни, уходящие в эпоху дворянства. Меценаты играли важную роль в развитии культуры, науки и образования. В последние годы, особенно на фоне непростых социальных и экономических условий, меценатство снова стало актуальным. Оренбургская область, с ее богатой историей и культурным наследием, не остается в стороне от этого процесса.
Исторически меценаты в России сыграли ключевую роль в становлении и развитии различных областей культуры. Важные культурные и образовательные учреждения создавались и финансировались именно благодаря меценатам, что обеспечивало доступ к науке и искусству для широкой аудитории.
Их щедрость и поддержка позволяли талантливым людям раскрывать свой потенциал, создавать произведения, которые остались важными и по сей день.
Меценатство довольно обширная тема для изучения. Еще в девяностые годы двадцатого столетия исследователи начали описывать историю данного явления через биографию людей, которые оставили свой вклад в развитии общества. Позже меценатство стали изучать с позиции различных наук. Таким образом, существуют четыре направления изученного материала, а именно: история становления меценатства, то есть рассмотрение конкретных периодов и особенностей меценатства в России; каким образом меценатство повлияло на социум и культуру; влияние меценатства на экономическую среду страны; правовое регулирование меценатства; прогнозирование дальнейшего развития меценатства.
Сеитова слобода (современное название Татарская Каргала) была основана в 1745 году недалеко от Оренбурга. Со временем она получила статус крупного торгового центра. Именно там родились купцы Хусаиновы [1].
Хусаин Губайдуллин занимался торговым делом, параллельно вкладывая денежные средства на благотворительность. Однако, к концу своей жизни Хусаин Губайдуллин разорился и оставил впоследствии свою многодетную семью в бедности. Его сыновья взяли на себя роль кормильцев семьи и начали работать еще с малых лет. Брались братья Хусаиновы за любой труд: будь то пастьба скота или мелочная торговля. Три брата – Ахмед, Гани и Махмуд – смогли накопить необходимую сумму денег для открытия своего торгового дела.
Со временем братья разделились: Ахмед уехал в Казань, Гани перебрался в Казалинск (современное название Кзыл-Орда), а Махмуд остался в Оренбурге. Благодаря этому получилось создать крепкую торговую связь. Помогая друг другу, братья увеличивали и улучшали свое производство, товары поступали не только на Оренбургский рынок, но и на ярмарки других городов и даже стран Европы [10].
Браться Хусаиновы тратили крупные суммы на развитие культуры и образования Оренбургской области (в дальнейшем и России). Только в Оренбургской губернии они открыли и содержали около 100 мужских и более 20 женских учебных заведений нового типа для мусульман [1].
Рассмотрим более подробно жизнь и деятельность каждого из братьев.
Ахмед Галиевич успешно занимался коммерческой деятельностью. Его упорство и трудолюбие помогли ему приумножить свой капитал довольно быстро. Однако, работая с малых лет, Хусаинов знал цену деньгам, которые были заработаны честным трудом.
Однако известность Хусаинов Ахмед Галиевич получил не из-за своего торгового дела и богатства. Он отдавал много ресурсов на развитие образования в Оренбурге. Хусаинов считал, что проблемы нищеты и невежества идут из конфессиональных школ, где, по его мнению, образовательная система была построена неверно. Сам меценат не был обучен даже чтению и письму в свое время. Он считал, что с должным образованием, смог б добиться еще больших результатов, поэтому Ахмед Галиевич видел необходимость и важность образования в обществе и способствовал его развитию. Он финансировал школы, приобретая необходимую учебную литературу, и даже спонсировал строение новых школ.
В 1889 году благодаря Хусаинову Ахмеду Галиевичу появилась крупное мусульманское училище нового типа, где в дальнейшем обучались и работали представители татарской интеллигенции. Деятельность Ахмеда Хусаинова и его братьев по возведению мечетей распространилась по всей России.
В 1896 году Ахмед-бай Хусаинов переехал в Казань, где продолжал свою меценатскую деятельность вплоть до своей смерти. В конце своей жизни он завещал почти полмиллиона рублей на нужды национального образования [7].
Благодаря усилиям и щедрости простого татарского торговца, не имевшего должного образования, появилась возможность раскрыть свои таланты одаренным мусульманским юношам, ставшим в будущем гордостью нашей культуры.
Абдулгани Хусаинов считал, что знания имеют важную роль в жизни каждого предпринимателя и простого человека, поэтому помогал в развитии начального мусульманского образования, чтобы оно было доступно каждому ребенку с юных лет. В период с 1897 по 1902 гг. по его инициативе было открыто около 100 учебных учреждений нового типа и более 20 женских школ [5].
Также благодаря Гани Хусаинову в 1899-1901 гг. появились летние трехмесячные учительские курсы, которые до этого времени не практиковались в татарском обществе. Хусаинов самостоятельно оплачивал проживание, питание, переезд, трудоустройство и жалование для 40-50 преподавателей из Оренбургской, Казанской, Самарской, Уфимской и других губерний во время этих курсов.
Долгое время Гани Хусаинов занимался торговлей в Средней Азии, однако, периодически возвращался в Оренбург. В самом городе он активно занимался общественной деятельностью, сотрудничал с татарской интеллигенцией и даже был кандидатом на должности в административных органах. В 1901-1902 годах он являлся гласным Оренбургской городской Думы. В это же время Абдулгани Хусаинов начал возведение своей усадьбы, но не смог увидеть достроенный вариант, так как погиб 3 ноября 1902 года.
Усадьба была достроена братом Абдулгани – Махмудом, куда он и переехал жить.
Махмуд Хусаинов был младшим среди братьев, и известность ему также досталась наименьшая. Тем не менее он был важным деятелем в Оренбурге конца XIX начала XX вв. в сфере политики и торговли. Его меценатская деятельность распространялась не только в содержании школ, но он также помогал ученикам из бедных семей. Махмуд Хусаинов был хорошим помощником и последователем своих братьев – Абдулгани и Ахмеда: вместе они финансировали медресе «Хусаиния» и другие учреждения. В 1890 году Махмуд стал членом объединения «Комитета призрения неимущих и уничтожения нищенства» и «Комитета помощи неимущим» вместе со своим братом Ахмедом. В 1892 году они вместе вступили в «Общество вспомоществования нуждающимся жителям Оренбурга», где также оказывали большую поддержку [9].
После смерти братьев Махмуд Хусаинов стал основным наследником их капитала и меценатской деятельности. Свой капитал он завещал на общественное благоустройство и распространение просвещения. Оставленная Махмудом сумма была настолько велика, что стала вторым по величине пожертвованием в Российской империи.
Таким образом, Ахмед, Махмуд и Абдулгани Хусаиновы были не просто знаменитыми предпринимателями своего времени, сумевшими заработать большие суммы денег. На протяжении всей своей жизни они занимались поддержкой и развитием мусульманского просвещения и культуры.
На протяжении всей своей профессиональной деятельности братья Хусаиновы являлись одними из самых именитых представителей интересов мусульман Оренбуржья. Их меценатская деятельность была обусловлена личными убеждениями и социально-культурными потребностями общества того времени.
Братья Хусаиновы, которые росли в бедной семье, на собственном опыте в полной мере осознали ценность образования и просвещения. Отсутствие возможности получить полноценное образование в юном возрасте отразилось в их убеждениях, что именно невежество и отсутствие базовых знаний являются основными препятствиями для развития личности и общества в целом. Непосредственно поэтому их меценатская деятельность была связана с вложениями в образовательные учреждения, особенно для мусульманского населения, частью которого они являлись.
Огромный вклад братья внесли в религиозную и культурную сферу нашего региона. Меценатство и благотворительность в исламе не просто акт щедрости, это более глубокая и духовная деятельность для верующих. В каком-то роде благотворительность – это особая форма религиозного служения, так как является одним из пяти столпов ислама. Будучи глубоко верующими людьми, братья Хусаиновы видели в своей деятельности не только социальную, но и духовную миссию. Они стремились поддержать мусульманское общество с помощью строительства мечетей и школ нового типа, чтобы сохранить культурные и религиозные традиции своего народа.
Братья Хусаиновы осознавали, что образование и культура должны быть доступны каждому человеку, независимо от социального статуса или материального положения. По этой причине они активно финансировали школы как для мальчиков, так и для девочек, и стремились сделать начальное образование обязательным для всех.
Хусаиновы вкладывались в то направление, которое могло бы функционировать и развиваться даже после их смерти. Это говорит о глубоком понимании ими важности устойчивого развития и преемственности благотворительной деятельности.
Кроме того, их вложения носили не только материальный характер, но и познавательный. Братья Хусаиновы активно учувствовали в общественной жизни общества, поддерживали татарскую интеллигенцию и способствовали развитию инициатив в области культуры. Это позволяло новому поколению становится образованными и культурными людьми, способными в дальнейшем вносить вклад в развитие общества.
Пожалуй, самым значимым вкладом Хусаиновых в развитие культуры Оренбургской области является медресе «Хусаиния», построенное в 1891 году в Оренбурге. Это учебное заведение – важный шаг в борьбе с вековой отсталостью и нищетой с помощью развития образования. Усилия братьев были направлены на создание условий для получения качественного образования путем создания новометодных школ.
Изначально планировалось построить медресе в деревне Каргала, которая в то время была крупным населенным пунктом с более чем 10 тысячами жителями. Однако противники новометодных школ смогли добиться запрета на строительство. В результате проект был перенесен в Оренбург [3].
Трехэтажное здание включало в себя не только само медресе, но и дом для служащих и учителей, мечеть, дом для имама. В нем размещались учебные классы, библиотеки, столовая и интернат. Для приезжих учащихся были предоставлены дополнительные дома Ахмеда Хусаинова, которые, по его завещанию, стали собственностью медресе.
Финансирование осуществлялось на личные средства Ахмеда Хусаинова. После его смерти по духовным завещаниям был создан крупнейший в то время вакуф на сумму около 500 тысяч рублей, доходы от него направлялись на благотворительность.
Медресе «Хусаиния» стало не только образовательным учреждением, но и символом просветительской деятельности братьев Хусаиновых.
Сейчас медресе «Хусаиния» находится при мечети Хусаиния на пересечении улиц Бурзянцева и Кирова. С 60-х гг. XX века в этом здании находится агрономический факультет ФГОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет». В настоящее время сама постройка практически не изменилась. Мечеть ведет свою деятельность с 1992 года. Из-за определенных строительных правил в XIX веке здание мечети не должно было походить на ее традиционный вариант. Поэтому постройка больше напоминает западную церковь, выстроенную в восточном стиле.
В 1901 году Хусаиновы начали строительство «Американской гостиницы». Это был очень актуальный и важный для того времени проект, так как в городе процветала торговля, а мест для приезжих купцов не было. Гостиница стала одной из самых презентабельных и доступных.
Еще одним достоянием культуры Оренбуржья стала Усадьба городская А.Г. Хусаинова. Как уже было сказано, начало строительства усадьбы было положено Гани Хусаиновым в 1902 году, а закончилось благодаря усилиям его младшего брата Махмуда в 1903 году. Здание находится в городе Оренбурге на проспекте Парковый, 24. Какое-то время место в усадьбе выделили детской художественной школе, однако сейчас историческая постройка передана Музею истории Оренбурга. Именно в Усадьбе А.Г. Хусаинова планируется создать Музей оренбургского купечества.
С 2014 года в Оренбурге существует улица Братьев Хусаиновых. Несомненно, это дань уважения деятелям региона, чей вклад в развитие культуры и образования Оренбуржья весом и значим.
С именем Хусаиновых была связана организация в Оренбурге товарищества печатного дела «Каримов, Хусаинов и Ко», Оренбургского мусульманского музыкально-драматического общества. Хусаиновы выступили одними из учредителей Общества скорой медицинской помощи в Оренбурге. Купцы планировали открыть «Восточное коммерческое собрание в Оренбурге» – место общения мусульманской интеллигенции и деловых кругов, элитарный клуб и культурный центр.
Таким образом, на основании изученного материала, мы можем отметить, что благотворительная деятельность братьев Хусаиновых была обусловлена их личными убеждениями и религиозными ценностями. Их деятельность стала важным фактором развития образования и культуры Оренбуржья, что оказывает влияние на жизнь региона и по сей день. Среди наиболее значимого наследия предпринимателей Хусаиновых можно отметить медресе «Хусаиния», открытие и содержание около 100 мужских и более 20 женских учебных заведений нового типа для мусульман [1].
Меценатство существовало на всех этапах становления России. Культурологи и историки описывают важность этой деятельности для каждой из сфер общественной жизни. Так, в области культурологии меценатство рассматривали Е.А. Чиглинцев и М.В. Федорова, а роль меценатства в предпринимательской среде изучали А.Л. Черняева, Н.Г. Щитова и М.В. Чудиновских. Пик развития меценатской деятельности пришелся на XIX и начало XX века. Тем не менее, современное меценатство в России и в других странах становится более обширным, начинают возвращаться прежние традиции частного меценатства. В наше время предприниматели-меценаты вкладываются не только в развитие культуры, науки, образования, но и в охрану окружающей среды, поддержание здоровья населения, иные социальные программы. Теперь цениться прозрачность и масштабность деятельности.
Все более популярным становится корпоративное меценатство. Многие компании выделяют средства на блага нуждающимся или на развитие определенной области, в которой они задействованы. Их помощь включает в себя поддержку детских домов, помощь малоимущим семьям, а также создание культурных мероприятий.
С 1990-х годов поддержка меценатства осуществляется со стороны государства Российской Федерации. Так, например, Федеральный Закон «О внесении изменений в статьи 219 и 286. 1 Части НК РФ», от 1 января 2019 г. подразумевает то, что граждане и организации, которые вкладывают свои средства на развитие культурных учреждений, имеют возможность получить социальный налоговый вычет в сумме расходов, сделанных на пожертвование. Существуют также нематериальное стимулирование, которое обеспечивает меценатов государственными наградами, почетными званиями и другими возможностями. Государство старается поддерживать меценатскую деятельность. Однако, средний бизнес занимается меценатской деятельностью не так часто. Это связано со многими причинами: низкие доходы, случаи мошенничества и другие социально-психологические, политические и экономические факторы.
Именно поэтому необходимо развивать меценатскую деятельность и делать ее доступной для каждого желающего.
Благодаря конкурсам на получение грантов существует возможность создания проектов, нацеленных на возрождение культурных памятников, развитие образования или иных инициатив. В таких мероприятиях могут принимать участие те люди, которые готовы внести вклад в формирование культурного общества, но не имеют достаточных средств для этого. Реализовывать конкурсы могут организации, у которых есть достаточно капитала для осуществления новых проектов, однако имеются проблемы с созданием идеи подобной инициативы. Таким образом, меценатство будет становится масштабной деятельностью, в которой будут задействованы различные экономические и социальные структуры. Государственную поддержку можно также развивать через гранты. В данном случае, организатором конкурса выступает государство.
В век развития технологий появилась возможность создания различных интернет-сервисов. В связи с этим, существует потенциал создания платформы для взаимодействия между культурными, образовательными, научными учреждениями и людьми, готовыми оказать содействие в развитии данных заведений. Это, в свою очередь, даст толчок в создании собственных идей по развитию той или иной сферы, благодаря полученному опыту.
Актуальным остается создание просветительских программ. Если не доносить до массового слушателя информацию о том, какие бывают возможности, для чего существует меценатство и как можно стать частью развития общества, малое количество людей будет знать об этом. Поэтому очень важно проводить семинары, лекции по меценатской деятельности. Среди детей и подростков можно проводить интерактивные игры, которые будут развивать в детях стремление к созданию новых культурных ценностей.
Чтобы сохранить то, что создавалось меценатами прошлых времен, нужно транслировать информацию разными способами.
Открытие и поддержание музеев и архивов всегда будет актуальным вариантом. Подобные исторические учреждения хранят важную информацию и вещественные доказательства результатов деятельности меценатов. Такое соприкосновение с прошлым часто вдохновляет людей и побуждает к действиям.
В современном мире молодое поколение предпочитает проводить много времени в Интернете. Для них есть другое решение – виртуальные музеи. С помощью современных технологий можно создавать интересные интерактивные рассказы о прошлом. Появление искусственного интеллекта позволило создавать атмосферу того или иного времени посредством оживленных фотографий или видеоматериалов, воссоздающих фрагменты прошлых лет. Все это привлекает современного человек и в дальнейшем может посодействовать его интересу в меценатской деятельности.
Что касается нашего региона, то стоит отметить положительную тенденцию в сохранении наследия купцов Хусаиновых. В настоящее время, помимо основного наследия Хусаиновых, в Оренбурге находится действующая гостиница «Особняк купцов Хусаиновых» на улице Пролетарской, 89. Здание было построено примерно в 1917 году. Сейчас особняк является объектом культурного наследия Российской Федерации.
Виктория Гурьева является автором замечательного историко-культурного проекта по сохранению архитектурного наследия в городе Оренбурге.
В стенах особняка гости могут посетить экскурсию, стать участником историко-культурного мероприятия. Гостиница сотрудничает с художниками, музеями, писателями и другими деятелями культуры, что обеспечивает проводимые мероприятия интересными лекциями и обсуждениями.
Таким образом, имя Хусаиновых продолжает вдохновлять людей на сохранение и продвижение культурных ценностей. Виктория Гурьева является человеком, который достойно показывает своим примером, что меценатская деятельность до сих пор активно развивается. Одним из добрых дел Виктории можно отметить то, что весной 2024 года, когда в Оренбурге было затоплено большое количество домов в связи поднятием воды в реке Урал после зимнего периода, гостиница «Особняк купцов Хусаиновых» предоставил места для проживания людям, оказавшимся в зоне подтопления и оставшимся на время без жилья.
Меценатская деятельность дореволюционных предпринимателей, которые всю жизнь делали добро для других людей, продолжает действовать в настоящее время и развивается в современных условиях.
История и роль меценатов в обществе перед революцией имеют важное значение для понимания культурной и социальной динамики того времени. В последние десятилетия меценатство в России стало приобретать новые формы. Современные меценаты, как и в прошлом, поддерживают искусство и науку, но их инициатива часто охватывает и другие сферы: социальные программы, охрана окружающей среды, здоровье населения. Важными аспектами современного меценатства являются прозрачность и активное вовлечение общества в реализуемые проекты.
В нашей работе мы рассмотрели вклад династии Хусаиновых в развитие Оренбурга и Оренбургской области, и можем отметить, что братья были не только богатыми купцами, но и щедрыми благотворителями. Они возвели десятки мечетей в различных губерниях России. В Оренбургской губернии они открыли и на свои средства содержали около 100 мужских и более 20 женских «новометодных» учебных заведений для мусульман.
Учитывая огромное влияние, которое они оказали на формирование культурного наследия России, актуальность исследования их деятельности неоспорима. Кроме того, изучение меценатов дореволюционной эпохи может дать ценные уроки и вдохновение для современных поколений, показывая важность поддержки искусства и культуры в наше время.
Меценатство в России и, в частности, в Оренбургской области представляет собой важный двигатель социального прогресса. Современные меценаты, вдохновленные примерами своих предшественников, продолжают оказывать значительное влияние на развитие культуры, науки и социальной сферы. Партнерство между бизнесом, государством и общественностью открывает новые горизонты для реализации благотворительных инициатив и способствует созданию более справедливого и процветающего общества. По этой причине важно поддерживать эту традицию, ибо будущее любого региона во многом зависит от участия его жителей в жизни общества.
Список литературы:
- Бурлуцкая Е.В. Купцы Хусаиновы // Живое наследие [сайт]. (дата обращения: 02.02.2025).
- Давлетшина Д.М. Меценатство и благотворительность: исторический опыт и перспективы развития // Вестник Казгуки, 2023. №1 С.114-122.
- Денисов Д.Н., Моргунов К.А. 130 лет Центральной соборной мечети Оренбурга. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. 100 с.
- Жолдасов К. Казаклинский след менецата Ганибая // Кызылординские вести. (дата обращения: 02.02.2025).
- Искандаров А.Р., Искандаров Р.Ш. Сеитов посад: Очерки по истории Оренбургской (Татарской) Каргалы. Казань: Татар. кн.изд-во, 2005. 175 с.
- Искандаров Р.Ш. Оренбургские татары: историко-энциклопедический очерк. Казань: Татар. кн. изд-во, 2009. 271 с.
- Ислам на Нижегородчине: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор Д.З. Хайретдинов. Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2007. 207 с.
- Край Оренбургский. Праведной дорогой ислама. Оренбург: Издательство «Орлит-А», 2007. 192 с.
- Старое «новое мусульманское кладбище» Оренбурга и братья-купцы Хусаиновы // Бердская слобода: [сайт]. (дата обращения: 02.02.2025).
- Фотченкова Е.В. Их имена в истории края. Краеведческий альманах // Библиотека им. А.П. Чехова Оренбург [сайт]. (дата обращения: 06.02.2025).
- Чапланова Светлана. Да он же памятник! Как отель в старинном здании ищет новые форматы работы // biz360 [сайт]. (дата обращения: 06.02.2025).
The legacy of the Khusainov dynasty
Pyryaeva A.G.,
bachelor of 3 course of the Orenburg Branch of the Plekhanov Russian University of Economics (OF the Plekhanov Russian University of Economics), Orenburg
Research supervisor:
Zhukova Tatiana Vladimirovna,
Associate Professor of Finance and Management at the Orenburg Branch of the Plekhanov Russian University of Economics (OF the Plekhanov Russian University of Economics), Candidate of Pedagogical Sciences
Abstract. The article is devoted to the study of the patronage of the Khusainov dynasty living in the Orenburg region in pre-revolutionary Russia. The main part is devoted to their contribution to the development of Muslim education and culture in the Orenburg province. The author analyzes the family history and the motives of philanthropic activity. The work examines not only the legacy of the Khusainovs, but also current trends in patronage in Orenburg.
Keywords: the Khusainov brothers, Orenburg, patronage, education, culture, heritage.
References:
- Burlutskaya E.V. Merchants of Khtsainov // Living heritage [website]. (date of the address: 02.02.2025).
- Davletshina D.M. Patronage and charity: historical experience and development prospects // Bulletin of Kazguki, 2023, №1.:114-122.
- Denisov D.N., Morgunov K.A. 130 years of the Central Cathedral Mosque of Orenburg. Orenburg: OGAU Publishing Center, 2009. 100 p.
- Zholdasov K. Kazakli trail of menezat Ganibai // Kyzylorda news. (date of the address: 02.02.2025).
- Iskandarov A.R., Iskandarov R.S. Seitov Posad: Essays on the history of Orenburg (Tatar) Kargala. Kazan: Tatar Publishing House, 2005. 175 p.
- Iskandarov R.S. Orenburg Tatars: a historical and encyclopedic essay. Kazan: Tatar Publishing House, 2009. 271 p.
- Islam in Nizhny Novgorod region: an encyclopedic dictionary / Collection. author. Comp. and editor in chief D.Z. Khayretdinov. N. Novgorod: Publishing house «Medina», 2007. 207 p.
- Orenburg region. The righteous path of Islam. Orenburg: Publishing house «Orlit-A», 2007. 192 p.
- The old «new Muslim cemetery» of Orenburg and the Khusainov merchant brothers // Berdskaya Sloboda [website]. (date of the address: 02.02.2025).
- Fotchenkova E.V. Their names are in the history of the region. Local history almanac // Chekhov Library Orenburg [website]. (date of the address: 06.02.2025).
- Chaplanova Svetlana. He's a monument! How a hotel in an old building is looking for new work formats // biz360 [website]. (date of the address: 06.02.2025).