Аннотация. Научная статья посвящена изучению вклада купцов Плотниковых для сохранения исторической памяти, повышения информированности астраханцев о ценном наследии, представленном региональными архитектурными памятниками и коллекцией живописи. Данные, полученные в ходе исследовательской работы, могут быть использованы при изучении исторического наследия, региональных особенностей и способствует повышению интереса к туристическому потенциалу данного края.

Ключевые слова: Астраханский край, культурное наследие, архитектура, благотворительность, культура, памятник культурного наследия, вклад, дореволюционное предпринимательство, купеческая семья.

Астрахань является одним из древнейших поселений России, обогащенным многовековой историей и культурными ценностями. В разное время своего существования город играл ключевую роль в стимулировании торговли, промышленности и экономического развития страны. В этом процессе особенно важную роль занимало частное предпринимательство, оказывающее заметное воздействие на быт города и его жителей.

В дореволюционное время Астрахань выдвинулась в ряды значимых торговых и промышленных центров на юге России. Здесь процветала разнообразная деятельность предпринимателей, оказывающая значительное воздействие на экономику и социальную сферу города.

Торговля была одним из ключевых направлений предпринимательства в Астрахани. Город располагался на пересечении важнейших торговых маршрутов, таких как «Шёлковый путь», что способствовало обмену товарами с различными регионами России и зарубежными странами. Торговцы и предприниматели активно занимались продажей рыбы, соли, зерна, хлопка, шерсти и прочих продуктов, что способствовало экономическому росту города и привлечению инвестиций.

Промышленность также играла значительную роль в предпринимательской деятельности дореволюционной Астрахани. В городе функционировали предприятия по обработке рыбы, производству соли, шерсти и других товаров. Производственная деятельность способствовала созданию рабочих мест и повышению благосостояния населения.

Предпринимательская активность в Астрахани способствовала развитию инфраструктуры города. Строились новые здания, дороги, мосты и прочие объекты, что положительно сказалось на уровне жизни горожан.

Изучая деятельность предпринимателей, в том числе в Астраханском крае, мы можем глубже погрузиться в понимание того, как их труды сформировали экономическую основу и социальную жизнь того времени. Это также дает возможность проследить наследие прошлого в современности, увидеть, как вековые традиции передаются из поколения в поколение и как это влияет на прогресс страны.

Молодёжь должна осознавать важность благотворительности и исторического наследия России, а также обращать внимание на вклад местных предпринимателей, таких как Плотниковы, чье имя навсегда вошло в историю региона благодаря поддержке строительства архитектурных шедевров, которые теперь являются национальным богатством и имеют уникальную историческую ценность для местного сообщества.

Актуальность нашей научно-исследовательской работы заключается в потребности изучения вклада купцов Плотниковых для сохранения исторической памяти, повышения информированности астраханцев о ценном наследии, представленном региональными архитектурными памятниками и коллекцией живописи.

Несмотря на то, что фамилия династии Плотниковых на слуху у астраханцев, информация об их жизни, ведению бизнеса несколько противоречива. Объективными источниками как правило, служат архивные сведения, и, таким образом, теоретической базой основных источников информации послужила такая литература, как записи из государственного областного архива г. Астрахани, а также частные исследования А.С. Маркова, Н.Н. Пальмова, Л.В. Баевой.

Таким образом, объектом научно-исследовательской работы является предпринимательская деятельность Плотникова, а предметом – его влияние на формирование архитектуры купеческой Астрахани.

Следовательно, целью научно-исследовательской работы является изучение вклада семьи Плотниковых в формировании архитектурного облика купеческой Астрахани.

Согласно поставленной цели, перед нами возникли задачи, которые необходимо выполнить в ходе исследовательской работы:

  1. Изучить историю семьи Плотниковых: его биографию, предпринимательскую деятельность, общественную работу и другие важные аспекты их жизни.
  2. Проанализировать хозяйственную деятельность Плотниковых.
  3. Определить вклад Плотниковых в развитие региона: выявить конкретные намерения, которые они осуществили и как это повлияло на экономическое и социальное развитие региона.
  4. Собрать информацию о памятниках архитектуры, созданных на средства семьи Плотниковых.

В ходе работы применялись теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические методы представлены анализом и синтезом, обобщением изучаемой информации, буквально по крупицам извлекаемой из архивных данных, документальных источников, в качестве метода герменевтики. Представленные методы исследования позволяют решить поставленные задачи.

Семья Плотниковых и их вклад в развитие Астрахани

Династия Плотниковых берет свое начало с Астраханского купца 1-й гильдии Ивана Ивановича Плотникова, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы второй половины XVIII века. Его вклад в развитие города был по-настоящему значителен, а личная жизнь богата событиями. Иван Иванович был женат дважды. Второй брак, заключенный в 1819 году с дочерью купца Дмитрия Егупова, Марьей Дмитриевной Егуповой, принес ему двоих детей, которые в последствие продолжили начинания своего отца.

Николай Иванович Плотников, сын Ивана Ивановича, продолжил отцовское дело. Подав прошение на признание его и матери Потомственными Почетными Гражданами, он был утвержден в этом звании в 1849 году. Николай Иванович занимал важные посты: был Гласным Городской Думы, Городским Главою и наиболее известен строительством театра им. Плотникова, ныне Астраханского драматического театра.

Старший сын Николая Ивановича, Иван Николаевич Плотников, окончил Санкт-Петербургский Технологический институт, став инженер-технологом. Его общественная деятельность была обширна: Гласный Городской Думы, член Городской Управы, Городской Глава. Иван Николаевич представлял Астрахань на высоком уровне, участвуя в важных государственных мероприятиях, включая возложение венка на гроб императора Александра III и торжества по случаю 200-летия Санкт-Петербурга. Иван Николаевич был почетным блюстителем 5-го женского приходского училища, почетным попечителем Астраханского Реального Училища, директором Астраханского Губернского Попечительного о тюрьмах Комитета. В 1905 году стал младшим инженером строительного отделения Астраханского Губернского Правления, а позже – председателем Городской Училищной Комиссии. Дважды занимал должность Почетного мирового судьи.

За многочисленные заслуги Иван Николаевич Плотников был награжден Орденами Святого Станислава и Святой Анны. Городская Дума постановила увековечить его память, разместив портрет в зале Думы и учредив две стипендии его имени. Династия Плотниковых оставила глубокий след в истории Астрахани. Их деятельность охватывала торговлю, строительство, образование и благотворительность, что сделало их имя символом преданности и служения городу.

Благодаря стараниям Ивана Николаевич Плотника 24 июня 1900 г. произошло одно из главных торжественных открытий – первой трамвайной линии в Астрахани. Движение было открыто сразу по четырем линиям: Городской Перевоз (Набережная Волги) – лесные Болдинские пристани (район Стадиона); вторая линия шла по Большой Демидовской (ныне ул. Свердлова) – к Большим Исадам через Ивановский мост по Второй Бакалдинской (ныне ул. Бакинская) через Земляной мост (начало ул. Желябова у Лебединого озера) по Александровской (ныне площади Ленина) через Соборную (ныне ул. Тредиаковского) к Старо-Агарянской (ул. Желябова в районе Свердлова). Третий маршрут шел от Старо-Агарянской по Большой Демидовской через Воздвиженский мост (створ ул. Калинина) к саду «Отрадное» (район современного Трамвайного парка). Четвертый маршрут пролегал от Коммерческого моста (створ ул. Желябова) до Больницы Приказа общественного призрения (Больница скорой медицинской помощи) на Паробичевом бугре.

Длина трамвайных путей составляла 9,25 км и обслуживалась 15 моторными вагонами (см. рисунок 1) [3].

Рис. 1. Трамвайные пути. Снимок XX в.

Трамвайные вагоны, построенные в Бельгии, были двухосные, с жесткой базой 1,8 метра, с деревянными кузовами и открытыми площадками. Вагоны имели 20 мест для сидения разделенных небольшой перегородкой на первый и второй класс, и 24 места для стояния внутри вагона и на задней площадке [2].

Городская управа утвердила жесткую позицию по отношению к акционерному обществу, выбрав определенный тип вагонов («бельгийского производства») по контракту и не принимая во внимание другие, более совершенные предложения. Трамвай приносил стабильный доход акционерам, и даже были планы на строительство конкурирующей линии. Однако Первая мировая война сорвала все планы, включая выкуп трамвая. Вместо того, чтобы пытаться выторговать бесплатное уличное освещение, в Думе было принято решение о необходимости получения миллионного кредита на расширение городской электростанции. Городская управа также следила за чистотой в павильонах трамвайного хозяйства.

Трамвай оказался для горожан предпочтительнее других транспортных средств. Перевозки пассажиров трамваев возросли с 4 311 128 человек в 1901 г. до 14 628 178 человек в 1915 г. [7].

Меценатская деятельность семьи Плотниковых и их вклад в архитектурный облик города

Николай Иванович Плотников известный астраханский меценат, по примеру своих предков, занимался благоустройством города и нравственным воспитанием горожан. По его поручению и за его счет был построен каменный зимний театр в Астрахани. В настоящее время Астраханский областной драматический театр С. М. Кирова – старейшее культурно-просветительное учреждение города, замечательный памятник гражданской общественной архитектуры второй половины XIX века.

Здание бывшего зимнего театра наследника Плотникова - одна из крупнейших театральных построек, возводившихся в 60е-80е годы прошлого столетия, образец интересного архитектурно-планировочного решения в условиях сложившейся исторической застройки города (см. рисунок 2, 3).

Рис. 2. Астрахань. Здание театра насл. Плотникова. Фото к. XIX – н.XX в.в. Перспектива с северо-запада АГОИАМЗ. №29009

Рис. 3. Астрахань. Фрагмент здания театра насл. Плотникова. Фото к. XIX – н.XX в.в. Перспектива с северо-запада

К концу 70-их годов XIX века старое театральное помещение приходит в упадок и перестаёт удовлетворять астраханцев. Восприятие театра астраханской интеллигенцией передаёт путеводитель А. Штылько: «С 1810 по 1883 года зимний театр помещался в невозможном каменном сарае...» [8].

8 декабря 1877 года астраханский купец и почетный гражданин Н.И. Плотников заявляет в Думе о своём желании построить в городе каменный зимний театр. Николай Иванович был большим театралом, он посетил ряд городов России и зарубежья, в поисках вдохновения для реализации своей задумки. Н.И. Плотников был так увлечен строительством, что даже в процессе самого строительства менял планы вводил новые детали, порою убирая уже сделанные детали. 

Строительство театра было начато Н.И. Плотниковым в 1878 году на своем дворовом участке по проекту астраханского городского архитектора Э. И. Фольрата, а технический надзор осуществлял архитектор Л.В. Макаров. По территориально-административному делению г. Астрахани I869 года участок застройки располагался во 2 полицейском участке 6 по Екатерининской улице (ныне ул. Советская), напротив Смоленской (ул. Шелгунова) [1].

Но первого октября 1883 года, вопреки всяким сплетням и досужим вымыслам, состоялось освящение нового здания, а на другой день – первое представление. Хотя фасад театра получился не эффектным («некрасивое снаружи» – А. Штылько), да и фойе не просторно, коридоры узковаты, зато зрительный зал «почти безукоризненный» (мнение того же А. Штылько). Мебель в партере была экзотической – имела чугунную основу, отлитую на саратовском заводе хозяина театра, а полы в ложах были покрыты асфальтом (тоже диковинка).

Проектным решением представлена стройная архитектурная композиция из трёх основных объемов, образующих в плане прямоугольник, вытянутый с севера на юг. Парадную часть здания театра составил сохраненный старый особняк, переосмысленный в объеме «передних» театральных помещений. Главный фасад здания распределен по 13 осям, центрально-осевое построение композиций на фасаде подчеркнуто выдвинутым к северу ризалитом с тремя парадными входами. Объём бывшего особняка разделен в І этаже на 5 помещений, сгруппированных по 2 слева и справа от вестибюля. Каждое из служебных помещений снабжено отдельными входами, имеются одновременно 2 печи и паровое отопление. С юга композицию продолжает объем зрительного зала с глубоким амфитеатром и тремя ярусами балконов, окруженный подковообразным фойе. [4]

Фойе соединяется с залом в первом этаже двумя арочными входами в бенуар и одним в партер. Отдельные арки ведут в литерные ложи. В боковых промежутках между фойе и задней стеной особняка помещаются лестницы, справа предусмотрен мужской гардероб.

Зрительный зал отделен от сцены высоким порталом с полосой аркой. По бокам сцены имеются внутренние рабочие лестницы, отделенные от неё аркадами на квадратных столбах. Снаружи к сценической коробке примыкают так же две пожарные лестницы – с восточной и западной стороны.

Планировка второго этажа первому: вертикальное помещение представлено фойе с буфетной стойкой, отопление боковых объемов предусмотрено как печное, так и водяное.

Внутреннее пространство фойе разделено четырьмя ионическими колоннами, поддерживающими свод. Из бокового восточного помещения ведет лестница в верхний ярус балконов. Мужской гардероб дублируется женским, над артуборными находится бутафорская.

Уникальное место среди памятников астраханской архитектуры по праву занимает городская усадьба купца Плотникова. Усадьба расположена в историческом центре города Астрахани, на территории, известной как Косая. Это место находится на пересечении улиц Свердлова (ранее Большая Демидовская) и Фиолетова (прежняя Скаржинская). Здесь можно увидеть кирпичный трехэтажный доходный дом Н.Н. Плотникова, который был построен в начале XX века и представляет собой редкий пример архитектуры в стиле модерн. Этот памятник архитектуры был поставлен под государственную охрану согласно решению Астраханского облисполкома №484 от 22 августа 1990 года.

С восточной стороны к этому дому примыкает еще одно здание — двухэтажное кирпичное строение, находящееся на углу улиц Свердлова (5 / бывшая Большая Демидовская) и Ульяновых (4 / бывшая Казачья). Оно было возведено значительно раньше первого здания — в 1880-х годах — и выполнено в традиционных формах астраханской архитектуры. Это здание также получило статус объекта культурного наследия позже, постановлением Главы администрации Астраханской области № 230 от 27 декабря 1993 года; оно служит торговым корпусом Н.Н. Плотникова.

Интересно отметить, что хотя оба этих здания сейчас зарегистрированы как самостоятельные объекты культурного наследия, изначально они образовывали единый комплекс с Г-образным планом и обрамляли общий внутренний двор городской усадьбы Никола Николаевича Плотникова – потомственного почетного гражданина.

В январе 1910 года Н.Н. Плотников взял кредит в Нижегородско-Самарском земельном банке под залог своего недвижимого имущества. Для оценки стоимости этого имущества была составлена подробная опись с указанием всех характеристик: размеров участка земли, расположенных на нем зданий с описанием их материалов постройки и этажности; помимо этого были зафиксированы все помещения со сведениями об их назначении и использовании. В архиве сохранился акт о разделе наследства между правопреемниками Николая Ивановича Плотникова. Архивные материалы включают не только текстовые документы, но также графические материалы: ситуационный план участка с размерами отдельных построек; поэтажные планы и разрезы зданий были разработаны архитектором Петровым Коржинским в январе 1910 года. Особенно ценным является акварель фасада дома Н.Н. Плотникова по улице Скаржинской, работы архитектора Костянтина Домантовича за 1907 год (см. рисунок 4-8).

Рис. 4. Усадьба Н.Н. Плотникова, ситуационный план 1910 г.

Рис. 5. Усадьба Н.Н. Плотникова. Акварель К. Домантовича, 1907 г.

Рис. 6. Усадьба Н.Н. Плотникова. План 1-го этажа. Чертеж 1910 г.

Рис. 7. Усадьба Н.Н. Плотникова. План 2-го этажа. Чертеж 1910 г.

Рис. 8. Усадьба Н.Н. Плотникова. План 3-го этажа. Чертеж 1910 г.

Собранная информация позволяет объединить два независимых здания в единый ансамбль усадьбы Н.Н. Плотникова и получить четкое представление о первоначальном виде этих строений до изменений советского периода времени; это включает внутреннюю планировку помещений различных функций использования зданий.

Информация о владельцах усадьбы сохраняется благодаря архивным материалам ЦТАМА начиная со второй половины XIX века вплоть до начала ХХ века. В 1910 году усадьба находилась в собственности Николая Николаевича Плотникова, который был потомственным почетным гражданином. Эта усадьба перешла к нему по наследству от его отца, Николая Ивановича Плотникова, также почетного гражданина и одного из самых состоятельных людей Астрахани своего времени. Николай Иванович владел несколькими крупными усадьбами в разных частях города и приобрел данный участок земли согласно указу, выданному 4 сентября 1850 года.

Усадьба Н.Н. Плотникова располагалась в I участке второго околотка Астрахани, на территории с активной торговой деятельностью – недалеко от старых и новых купеческих бирж и пароходных пристаней. Это место получило название «мучные ряды», что связано с развитием торговли мукой и другими продуктами питания. Усадьба была расположена на пересечении трех улиц: Скаржинской, Большой Демидовской и Казачьей.

По своему плану участок имел Г-образную форму. На юге он граничил с Большой Демидовской улицей, восточная граница проходила вдоль ул. Казачьей, а западная — по ул. Скаржинской; северная сторона соседствовала с другими владениями. Протяженность участка составляла около 30,1 сажени по улице Большой Демидовской, 21,3 сажени по улице Скаржинской и 15 саженей по улице Казачьей; границы между участками не были прямыми – они имели ступенчатую конфигурацию. Общая площадь данного участка составила примерно 533,5 квадратных саженей [6].

Вокруг всего периметра участка располагались постройки различного назначения. Въезд во внутренний двор осуществлялся со стороны улицы Казачья на востоке комплекса усадьбы Плотникова – здесь находились два основных здания обозначенных литерами А и Б на плане.

Здание под литерой А представляло собой трехэтажное строение: первый этаж занимали торговые лавки для местной торговли мукой и продовольственными товарами; второй и третий этажи были предназначены для гостиничных номеров для приезжих клиентов или торговцев.

Здание под литерой Б было одноэтажным сооружением, также использовавшимся как торговое помещение со складскими помещениями для хранения товаров – оно уже функционировало в тот период времени.

Кирпичное здание под литерой В имело П-образную форму плана, состоящую из средней части со смежными боковыми ризалитами (выступающие части фасада). Средняя часть здания была обращена фасадом к улице Казачья длиной около 15 саженей при ширине в 5,5 саженей; центральный проезд во внутренний двор перекрывался цилиндрическим сводом.

На юг от этого проезда находилась большая торговая лавка для продажи муки принадлежавшая определенному владельцу (Бат), которая имела три входа со сторон улиц Казачьи и Большой Демидовской вместе с тремя оконными проемами.

Севернее проезда размещались две небольшие лавки: бакалейная принадлежала товариществу Пономарева, а харчевня – Шибердыеву, каждая из которых содержала один оконный проём вместе дверным выходом.

Западнее средней части примыкали два боковых ризалита: южный ризалит был ориентирован к улице Большой Демидовская, длиной до нее – 16 саж., шириной – 5 саж.; там было четыре отдельных лавки, каждая из которых имела вход только со стороны этой же улицы без доступа через двор, где велась мучная торговая точка Попова, Кузнецова, Борматова, Хрящикова. Со двора примыкало небольшое строение, служившее складом муки Бобкова, так же караулка.

Северный ризалит ограничивал территорию соседнего владения, внутри него разместили три отдельные палатки, имеющие доступ лишь через собственный двор, где хранилась мука, принадлежащая Иванову Липилину Красулину. Длина этого помещения составила 13 саж., ширина менее 5.

К западу ото всех этих построек примыкало кирпичное трёхэтажное здание, которое обозначалось буквой «А» оно принимало P-образную структуру, включающее среднюю часть, которую окружали два боковых ризалита. Средняя её часть стояла лицом к ул. Скаржинской. Её размеры составляли: длина – 21,3 саж., ширина – 6 саж.

В здании под литерой А было организовано пять изолированных помещений. Первое помещение, обозначенное номером 1, использовалось для хлебной торговли Тураева. Помещение под номером 4 занимала винная казенная лавка с квартирой для приказчика. Остальные три магазина еще не были заняты – в них продолжалась внутренняя отделка. Каждое из этих помещений имело отдельный вход с улицы.

К средней части здания примыкали два боковых ризалита: южный был ориентирован по красной линии Большой Демидовской улицы и имел размеры 4 саж. в длину и 5,5 саж. в ширину. В этом ризалите находилось одно изолированное помещение, которое также ожидало завершения внутренней отделки; оно имело окно и вход со стороны улицы.

Северный ризалит располагался на границе соседнего владения и отличался размерами: его длина составляла 6,5 саж. при ширине 10,5 саж. Это пространство делилось продольной и поперечной стенами на четыре небольших помещения, которые использовались как склад муки Мезера; окон у них не было, а доступ осуществлялся через два входа во двор.

На первом этаже здания под литерой А была устроена лестница на второй этаж – подъём к нему обеспечивался двумя лестницами: первая находилась на галерее рядом со средней частью дома со стороны двора; вторая размещалась в угловой северо-западной части здания у входа со стороны улицы Скаржинской.

Планировка второго этажа повторяла планировку первого этажа почти полностью и включала гостиницу. В северном ризалите и угловом северо-западном помещении располагались «северные номера» для приезжих гостей, которыми управлял сам владелец усадьбы. В больших помещениях над центральной частью дома продолжалась внутренняя отделка.

Угловое помещение на пересечении Скаржинской и Большой Демидовской улиц выделялось своим архитектурным решением – там был выполнен срезанный угол с выходом на балкон.

Кроме того, над юго-западным углом второго этажа была надстроена третья часть здания; она состояла всего лишь из трех помещений: одного углового (к которому примыкали ещё два) расположенных восточнее и севернее от него.

Первое упоминание о каменных постройках Плотникова на пересечении Большой Демидовской, Скаржинской и Казачьей датируется таблицей домов города Астрахань за 1884 год.

Обращаясь к плану первого этажа строения Б, можно насчитать десять помещений: три по улице Казачьей; четыре по улице Большой Демидовской; три вдоль границы соседнего владения. На первом этаже строения под литерой А разместились пять торговых точек (по одной – ул. Скаржинская, одна – по ул. Большая Демидовская, две – вдоль границы).

Эти данные позволяют предположить, что здание под литерой А построено не случайно, но возводилось поверх уже существующего одноэтажного корпуса лавок. Строительство этого сооружения практически завершилось к январю 1910 года; оставшиеся работы касались только внутренних отделок. Однако проектирование началось гораздо раньше: сохранилась акварель фасада дома по улице Скаржинская, созданная архитектором Константином Домонтовичем еще в 1907 году.

Архитектурное решение фасада выдержано в стиле модерн; он состоит из десяти оконных осей ассиметричного построение разделенного между собой двумя частями: северная включает два окна, тогда как южная восемь окон, каждое имеет свое индивидуальное оформление.

Это может объясняться тем фактом что двухэтажную часть возвели раньше, чем трехэтажную, которая находится ниже ее уровня; последняя же поделена пополам, где четырехоконное пространство является двухэтажным, а аналогичное трёхэтажным, оформленным согласно модному стилю современности, характеризующемуся разнообразием используемых материалов при декорировании. Окна второго этажа прямоугольные, акцентированные аканфом – замковым камнем с рельефом из дубовых листьев. Основные декоративные акценты на 3 этаже – большой балкон с западной стороны, окна с циркульной аркой византийского характера и полуколонка между окнами. Боковые оси выделены ризолитами, увенчанные треугольными фронтонами. Центральный вход смещен влево и над ним треугольный эркер. В дверные полотна были вставлены цветные витражи, в залах располагались цветные изразцовые печи, изысканная металлопластика лестницы, но объединяли весь интерьер дома беломраморная лестница и камин в центральном зале, отделанный этим благородным камнем [9].

Стены нижнего яруса облицованы рустованными плитками мрамора, верхний уровень имеет кирпичную поверхность без штукатурки, третий же отличается гладкой оштукатуренной текстурированной поверхностью.

Еще одним значимым вкладом семьи Плотниковых в историю Астрахани можно считать строительство храма Рождества Христова.

В Астрахани, в западной части так называемого Белого города находилась церковь Рождества Христова. Первые упоминания о данном храме датируются 1628 годом.

С течением времени необходимость в новом храме стала очевидной для местных жителей. Новый храм был построен за рекой Кутум на возвышенности, известной как Рождественский бугор, который стал центром новой Рождественской слободы – района с низкой плотностью населения. Эта малолюдная слобода испытывала серьезные проблемы из-за весенних разливов воды: жители были вынуждены покидать свои дома исключительно на лодках во время паводков.

Тем не менее к середине XVIII века ситуация начала меняться. Слобода постепенно заполнялась новыми жителями, среди которых было много представителей астраханского купечества. Многие из них покинули центр города из-за частых пожаров и стремились найти более безопасное место для жизни и ведения бизнеса. Благодаря усилиям купцов была разработана система валов и дамб, которая позволила предотвратить затопления весной.

С улучшением условий жизни в слободе у её жителей возникла идея о строительстве собственного храма. В 1734 году они обратились к епископу Илариону с просьбой разрешить возведение деревянного храма в честь Рождества Христова; владыка благословил их начинание.

Место для нового храма выбрали тщательно: это был высокий сухой бугор к северу от слободы, вдали от Аптекарского сада и садов местных жителей – именно там планировалось строительство церкви. Этот выбор оказался удачным: он обеспечивал защиту от весенних паводков благодаря своему возвышенному положению. Территория была благоустроена следующим образом: слева при входе на участок находился дом священника, справа уже на участке располагалось жилое и подсобное помещение, а в самом центре стояла церковь Рождества Христова.

Хотя точная дата освящения первого деревянного храма остается неизвестной, уже в 1738 году он функционировал и даже имел пристроенный придел в честь Святителя Николая Чудотворца – значимой фигуры православия. Спустя двадцать лет после его постройки – 30 декабря 1759 года – состоялось освящение новой каменной церкви на том же месте; каменный придел Святителя Николая был освящён позже – 26 апреля 1765 года (см. рисунки 9-11) [5].

Рис. 9. План участка церковь во имя Рождества Христова г. Астрахань ул. Калинина 54/Пер.Вокзальный 1

Рис. 10. Г. Астрахань ул. Калинина 54 План ц. Рождества Христова кон. XVII в. 1841-42 г.г.

Рис. 11. Церковь Рождества Христова 1897 г.

Однако история этого места не заканчивается здесь: приделы претерпели изменения со временем; например, южный придел был посвящён иконе Божией Матери «Неопалимая Купина». Важным событием стало то, что сам храм подвергся перестройке по новому проекту с добавлением двух боковых приделов; эта работа завершилась осенью 1845 года под руководством астраханского епископа Евгения (Баженова).

Архитектурные особенности нового здания остаются малоизвестными ввиду масштабных перестроек конца XIX – начала XX века; предполагается наличие элементов классицизма с характерным делением внутреннего пространства на притвор, трапезную часть и алтарь. Боковые приделы также располагались по сторонам трапезы согласно традициям того времени.

Финансирование работ осуществлялось за счет известного астраханского купца Ивана Ивановича Плотникова и его сына Николая. После смерти Ивана Ивановича обязанности о завершение строительства взял на себя Николай, он закончил строительство церкви, несмотря на колоссальные расходы, которые составили свыше восьмидесяти тысяч рублей. 

В конце XIX века начались работы по расширению храма благодаря стараниям церковно-приходского попечительства: эти работы завершились в следующем году (1897). Храм приобрёл новый вид благодаря установке трёхъярусных вызолоченных иконостасов и объединению объёмов трапезы с основным зданием церкви таким образом, что она обрела массивную кубическую форму под барабаном «восьмерика», что придавало ей черты древнерусской архитектуры.

К началу XX века произошло ещё одно важное обновление: храм заново расписали священными изображениями, художники создали мозаичные амвоны внутри самого здания как напоминание о высоких художественных традициях русской культуры прошлого столетия.

Заключение

Таким образом, предпринимательская активность и благотворительные начинания дореволюционного периода имели значительное влияние на развитие промышленности, экономический рост, урбанизацию и формирование архитектурного облика городов. Астрахань один из немногих провинциальных городов, который может гордиться сохранившимся архитектурным наследием дореволюционной России. Это стало возможным благодаря меценатской деятельности и большому вкладу купеческих семей, в частности семье Плотниковых.

В ходе исследования мы обнаружили, что семья Плотниковых состоит из двух поколений предпринимателей, родоначальником которой является Иван Иванович Плотников, родом из Астраханской губернии. Плотниковы принимали участие в важных государственных событиях (в политике города, открытии первой трамвайной линии в Астрахани), но на этом их активное участие в жизни города не ограничивалась, они также были щедрыми благотворителями (построили театр имени Плотникова, который сейчас известен как Астраханский драматический театр).

При их активной, непосредственной поддержке был построен храм Рождества Христова, первый каменный Зимний театр, их собственная усадьба, дома и кварталы. Все вышеперечисленные здания являются объектами культурного наследия, историческим лицом города, который ежегодно привлекает многочисленных туристов.

Список литературы:

  1. Астрахань. Литературно-художественный сборник. Астрахань: Газета Волга. 1958 г. 585 с.
  2. Астраханскому трамваю 70 лет. Астрахань, 1970. 46 c.
  3. ГААО. Ф 670. Оп. 1. Д. 5. Л. 15.
  4. ГААО. Ф. 94. Оп. 138. Д. 1762. Л. 7-8.
  5. ГААО. Ф 3. Р. 1760. Оп. 55. Д. 1.
  6. ГААО. Р. 1760. Оп. 119. Д. 1.
  7. Статистический обзор Астраханской губернии за 1905 г. Астрахань, 1906 г. 178 c.
  8. Статьи, речи, документы: Т. 1. / С.М. Киров; предисловие В. Позерна. - Издание 2-е, дополненное. М., Л.: Партиздат, 1936. 342 с.
  9. Усадьба И.Н. Плотникова, г. Астрахань. (дата обращения: 10.01.2025).
  10. Трамвайные пути. Снимок XX в. (дата обращения: 10.01.2025).
  11. Волга. Страницы истории в Право №143, 29 июля 1999. С. 3.

The contribution of the Plotnikov merchants to pre-revolutionary Astrakhan

Demidova V.A.,
bachelor of 2 course of the Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan

Coauthor:
Vasko E.K.,
bachelor of 2 course of the Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering, Astrakhan

Research supervisor:
Marmilova Valeria Olegovna,
Candidate of Historical Sciences, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering

Annotation. The scientific article is devoted to the study of the contribution of the Plotnikov merchants to the preservation of historical memory, raising the awareness of Astrakhan residents about the valuable heritage represented by regional architectural monuments and the collection of paintings. The data obtained in the course of research work can be used in the study of historical heritage, regional features and contributes to increasing interest in the tourism potential of this region.
Keywords: Astrakhan region, cultural heritage, architecture, charity, culture, monument of cultural heritage, contribution, pre-revolutionary entrepreneurship, merchant family.

References:

  1. Literary and Art Collection. Astrakhan: Volga newspaper. 1958. 585 p.
  2. Astrakhan Tram 70 Years. Astrakhan, 1970. 46 p.
  3. F 670. Op. 1. D. 5. L. 15.
  4. F. 94. Op. 138. D. 1762. L. 7-8.
  5. F. 3. R. 1760. Op. 55. D. 1.
  6. R. 1760. Op. 119. D. 1.
  7. Statistical review of Astrakhan province for 1905 Astrakhan, 1906. 178 p.
  8. Articles, speeches, documents: Vol. 1 / S.M. Kirov; preface by V. Pozern. 2nd edition, supplemented. Moscow, Leningrad: Partizdat, 1936. 342 p.
  9. Estate I.N. Plotnikova, Astrakhan. (date of the address: 10.01.2025).
  10. Tram tracks. A photograph from the 20th century. (date of the address: 10.01.2025).
  11. Pages of History in Pravo №143, July 29, 1999.: 3.