Аннотация. В статье рассматривается формирование творческого мышления у подростков на занятиях изобразительного искусства в учреждениях дополнительного образования. В процессе изобразительной деятельности обучающихся используются методы, формы, средства, способствующие эффективному развитию творческого мышления подростков, решению творческих задач, активизации воображения и фантазии на занятиях изобразительным искусством

Ключевые слова: творческое мышление, изобразительное искусство, тематическое рисование, активность, подростки, дополнительное образование

Способность к творчеству есть у каждого человека, однако творческий потенциал у всех разный, и его можно развивать в любом возрасте.

Творчество, с точки зрения психологов объясняется как деятельность, направленная на создание чего-то нового. Это может быть идея, создание нового продукта и т.п. В возникновении новой идеи и решении ее воплощения разными способами помогает творческое мышление. Творческое мышление применимо в разных областях, как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Оно позволяет генерировать идеи, придумывать новые, оригинальные, необычные решения. Динамично развивающаяся индустрия, появление новых отраслей промышленности, сферы услуг и возрастающая конкуренция в настоящее время требует именно таких, нестандартных решений.

Вопрос о развитии творческого мышления является актуальным в психологической и педагогической науке. Способность к творчеству рассматривается психологией как высшая форма мышления, превосходящая обычные мыслительные процессы. Важнейший интеллектуальный компонент творческого и дивергентного видов мышления предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равнозначных ответов [1].

Наиболее эффективное развитие творческих способностей достигается в детском возрасте. В это время потребность в творчестве наиболее проявлена. Дети открыты миру, впитывают всю полученную информацию окружающего мира. У них гибкая психика, еще нет правил, стандартов, шаблонов, на которых основывается мышление взрослых. Основным инструментом мыслительной деятельности детей являются образы, а в процессе изобразительной деятельности художественные образы.

Создание художественного образа является главным в творческом процессе на занятиях тематическим рисованием в подростковом возрасте. Рисование на тему является одним из любимых (увлекательных) видов изобразительной деятельности, и в тоже время ставит перед учащимися сложные задачи. Развитие образного мышления, выражение идейного замысла, для того, чтобы показать смысловую связь изображаемых объектов на рисунке – это основные моменты в создании сюжетных композиций (тематическом рисовании). Художественным образом у школьников является зрительный образ, который воспринимается во время познания реальной действительности. Мысленный образ извлекается из памяти и создается воображением. В сложном мыслительном процессе эти образы могут преображаться, изменяться, трансформироваться и воплощаться в интересные оригинальные творческие решения. «Способность мыслить образами, творить образы, способность переводить в образы свое внутреннее видение, впечатление, ощущение, восприятие, понимание жизни и окружающего, свою сокровенную мечту, способность к художественному воображению» [3, с. 10].

Память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству. Благодаря формированию зрительной памяти у подростков фокусируется целенаправленное наблюдение, оценка материала, а также выявление основных признаков и свойств исследуемых предметов и явлений. Разнообразный и богатый запас образов памяти, развивает воображение, фантазию, что облегчает процесс на занятиях рисованием.

Придуманный в воображении образ необходимо воплотить в материале, что невозможно без владения техникой и навыками изобразительной деятельности, самостоятельно или под руководством педагога. Применяя творческие методы и освоив разные виды техник изобразительной деятельности, необходимые навыки и полученные знания, учащийся может создать свое творческое оригинальное произведение.

Необходимо воспитывать у учащегося интерес к наблюдательности, развивать способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, эмоциональному раскрытию образов, явлений. Развитие творческих способностей и образного мышления у школьников на занятиях тематическим рисованием в системе дополнительного образования будет эффективным и интересным при правильной организации педагогического процесса. «Занятия в системе дополнительного образования детей способствуют развитию мотивации и интересов на социальное и профессиональное самоопределение учащихся, дают возможность заниматься художественным и техническим творчеством, исследовательской работой» [2, с. 78].

Для проведения интересных занятий в работе с подростками можно использовать различные методы и приемы, упражнения, творческие задания для раскрытия воображения с использованием различных художественных материалов. Активизировать творческое мышление, вовлечь учащегося в продуктивную деятельность, сформировать умения и навыки при выполнении тематических заданий возможно с использованием современных информационных технологий для демонстрации презентаций, репродукций картин великих мастеров изобразительного искусства, иллюстраций и фотографий.

Условия в учреждениях дополнительного образования располагают меньшим количеством учащихся, чем в школе, учащиеся наиболее ориентированы на творческую деятельность. Преподаватель имеет возможность уделить внимание каждому ученику. Как показывает практика, иногда у подростков возникают трудности при самостоятельной разработке изображения художественных образов, композиционном расположении, живописном решении. Поэтому очень важно интересно, увлекательно раскрывать замысел, идею в тематическом рисовании, которая найдет эмоциональный отклик у подростка, и ставить конкретные педагогические задачи для успешного результата.

Достижение значительных результатов в процессе обучения зависит от активного взаимодействия между педагогом и учеником. Продуктивным можно считать занятие, на котором работает ученик, а педагог направляет ход мыслей, фокусируя внимание на теме, тем самым активизирует воображение учащегося в творческой деятельности, и создает доброжелательную, вдохновляющую атмосферу.

Рассмотрим несколько вариантов заданий по тематическому рисованию на примере нескольких занятий с подростками по теме «Сказки А.С. Пушкина». Возьмем произведение, любимое всеми из школьной программы «Сказка о царе Салтане». Тема увлекательная и сложная, в ней присутствуют характерные художественные персонажи в сказочной окружающей среде, изображение человеческих фигур в сложных костюмах по форме, по орнаменту. Чтобы активизировать у учащихся творческое мышление, и они активно включились в тему занятий, преподавателю необходимо подготовить наглядный материал, показать ребятам исторические сведения об архитектуре и истории костюма.

Современные технические средства позволяют показать на широком экране проектора фрагменты из известного мультфильма, составить подборку фотографий, иллюстраций И.Я. Билибина, репродукции картин русских художников В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, посвятивших свое творчество теме сказок. Поспособствуют в раскрытии художественных образов и характерных черт персонажей примеры фотографий из театральных постановок. Также помогут предварительные зарисовки и эскизы композиций в процессе выполнения практической работы. Все это поможет сочинить художественное представление образов, персонажей, раскрыть собственную фантазию, пробудить воображение и составить композиционное решение художественного видения заданной темы. Каждый рисунок педагог должен проверить, обсудить с подростками, обратить внимание на характерные особенности, что-то подсказать необходимое для выразительности в дальнейшей работе.
Для расширения культурно-эстетического кругозора, ощущения полноты сказочной и исторической атмосферы, прочувствовать дух ушедшей эпохи, побывать с ребятами в Доме-музее В.М. Васнецова, посетить музеи Московского Кремля. Будущим художникам необходимо посещать музеи, экскурсии, галереи, выставки для обогащения своего внутреннего мира. Иллюстрации из книг, фотографии, изображения из Интернета никогда не заменят ощущение пространственной среды, не передадут сильного впечатления момента присутствия. Яркие впечатления от увиденного помогут глубже понять заданную тему рисунка, вдохновить на изображение неповторимого творения, которое начнет «свою собственную жизнь, сохраняя в себе тепло рук, энергию и любовь человека» [4, c. 37].

Возможно, это активизирует внимание подростков к изучению и исследованию истории Русской культуры. Таким образом, у ребят возникнет множество вариантов замыслов на будущее творчество. В подростковом возрасте созревает обостренное внимание к проявлениям окружающей среды, удерживание образов в памяти и их осмысление. Работы на тематическом рисовании создаются на основе имеющихся представлений.

В воплощении замысла, композиционном поиске, в ходе работы над сюжетом, учащиеся вместе с педагогом могут обсудить нюансы в расположении фигур, уточнить детали рисунка, обсудить колористические решения для лучшей выразительности, выстраивать «свое изобразительное пространство, используя приемы и материалы, помогающие наиболее полно раскрыть свой замысел» [5, с. 154].
Такой педагогический подход способствует к творческой и мыслительной деятельности, активизации воображения и фантазии в подростковом коллективе.

Еще один вариант для повышения творческого мышления у подростков на занятиях тематическим рисованием это игра-беседа преподавателя с учащимися. Для развития интереса к главным персонажам, рассказать как режиссер кино, театра, мультфильма или художник-иллюстратор подбирают подходящие типажи людей, с соответствующими внешними характерными данными. Предложить рассмотреть фотографии актеров без грима и костюмов, и в гриме, и в костюмах. Затем перевоплотить персонаж в художественный образ, учитывая характер, статус, физические данные, мимику, возрастные особенности. Темы и выбор сюжета преподаватель должен помочь связать с тематическим рисунком. Работы могут выполняться в разных стилях и техниках: коллаж, использование карандашом, пастелью, акварелью, гуашью.

Произведение А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» разнообразно своими сюжетами и персонажами:

  • Царь Салтан.
  • Три девицы.
  • Баба Бобариха.
  • Царь Гвидон.
  • Остров Буян.
  • Белочка с орешками.
  • Черномор.
  • Царевна Лебедь.
  • Пир на весь мир.

Наиболее эффективным педагогическим методом проведения занятий с подростками на тематическом рисовании является комбинированный вид урока: творческое мышление - сложный последовательный мыслительный процесс и комплексное развитие творческих компетенций.
Преподавателю важно поддерживать мотивацию у подростков – подбадривать, выделять позитивные моменты в творчестве и т.д.

Формирование творческого мышления у подростков в учреждениях дополнительного образования составляет базовый уровень художественной грамоты. В сочетании со специфическими навыками и умениями, с духовно-нравственными идеалами в художественном образовании развивается гармоничная, творческая, активная личность подростка.

Features of formation of creative thinking of adolescents in the classroom thematic drawing in institutions of additional education

Lyaskovskaya E.A.,
undergraduate of 1 course, The Moscow City University

Research supervisor:
Burovkina Lyudmila Aleksandrovna,
managing department of painting and composition of Institute of culture and arts of The Moscow City University, doctor of pedagogical sciences, professor

Abstract. The article deals with the formation of creative thinking in adolescents in the classroom of fine arts in institutions of additional education. In the process of visual activity of students using methods, forms, tools that contribute to the effective development of creative thinking of adolescents, solving creative problems, enhance imagination and imagination in the classroom of fine arts
Keywords: creative thinking, fine arts, thematic drawing, activity, teenagers, additional education


  1. Буровкина Л.А. К вопросу о приобщении обучающихся к народной художественной культуре в учреждениях дополнительного образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 3. С. 8-15.
  2. Буровкина Л.А. Комплексный подход к обучению школьников декоративно-прикладному искусству в системе непрерывного образования // Воспитание школьников. № 4, 2010. С. 36-39.
  3. Буровкина Л.А. Теоретико-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: дис. … док. пед. наук. М.: 2010. 368 с.
  4. Дубровин В.М. Роль изобразительного пространства в процессе изучения основ изобразительной грамоты // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГПУ, 2011. С. 152-157.
  5. Корешков В.В. Художественное образование для всех // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна: сборник статей. Новосибирск, НГПУ, 2015. С. 267-273.
  6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. 280 с.
  7. Рощин С.П. Мотивация художественного образования как важнейшая задача методики преподавания изобразительного искусства / С.П. Рощин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. №4. С. 139-143.
  1. Brovkina L.A. Theoretical and methodological conditions of art education of students in institutions of additional education: dis. … dock. PED. sciences'. M., 2010. 368 pages.
  2. Brovkina L.A. To the question of the admission of students to the folk arts and culture institutions of additional education // Vestnik of the Moscow state regional University. Series: Pedagogy. 2016. No. 3. Page 8-15.
  3. Burovkina L.A. a Comprehensive approach to teaching decorative and applied art in the system of continuous education. No. 4, 2010. Page 36-39.
  4. Dubrovin V.M. the role of visual space in the process of studying the basics of visual literacy // Ways and means of improving the quality of art education and aesthetic education: Interuniversity. SB.nauch. Tr. M.: Moscow state pedagogical University, 2011. Page 152-157.
  5. Koreshkov V.V. Art education for all // Modern trends in the development of fine, decorative and applied art and design: collection of articles. Novosibirsk, NSPU, 2015. Page 267-273.
  6. Leithes N.S. Mental capacity and age. M.: Pedagogy, 1971. 280 pages.
  7. Roshchin S.Р. Motivation of art education as the most important task of methods of teaching fine arts // Bulletin of the Moscow state University of culture and arts. 2009. No. 4. Page 139-143.