Аннотация. В статье рассматриваются лингводидактические особенности мобильных приложений в обучении РКИ. Приведен сопоставительный анализ трех мобильных приложений «Duolingo», «Русский как иностранный» и «Wlingua» в аспекте обучения грамматике. Результаты анализа были применены для моделирования структуры и содержания будущего мобильного приложения для формирования навыков согласования частей речи у изучающих русский язык как иностранный на уровне А1.

Ключевые слова: мобильное обучение, лингводидактика, мобильные приложения, русский язык как иностранный, уровень А1, грамматика, согласование частей речи, грамматические категории. 

«Мобильное обучение – это разновидность электронного, дистанционного и смешанного обучения, отличительной особенностью которого является использование в процессе обучения мобильных устройств» [4, с. 43]. Обучение с использованием мобильных технологий стало одним из главных трендов в современной лингводидактике, о чем свидетельствует устойчивый научный интерес к данной теме, к ней обращаются российские и зарубежные ученые, такие как Г.М. Лёвина, И.В. Нефедов, М.Л. Соболева, А. Kukulska-Hulme, J. Traxler и др. Мобильные технологии в обучении обрели особую популярность после пандемии, когда учителя были вынуждены перейти на удаленный режим работы и интегрировать информационные технологии, в том числе «мобильные приложения, содержащие образовательный контент, частично или полностью реализующий принципы мобильного обучения» [4, с. 43], в преподавание различных дисциплин.

Отечественные исследователи мобильного обучения М.Л. Соболева, М.А. Федотенко, М.В. Тверских, О.А. Зайцева определяют несколько основных функций образовательных мобильных приложений: интерактивность, коммуникативность, возможность представления учебных материалов средствами мультимедиа, применение компьютерного моделирования для исследования образовательных объектов, доступность и удобство использования [5], [6]. Мобильные приложения обладают рядом положительных характеристик, позволяющих успешно внедрять их в процесс обучения. Например: благодаря свободе доступа с помощью Wi-Fi или мобильного интернета приложения позволяют выполнять задания, направленные на формирование различных навыков в любом месте и в любое время, мобильные устройства портативны, их стоимость меньше по отношению к персональным компьютерам [8], [13], [14]. Кроме того, мобильные приложения учитывают особенности «клипового мышления» и концентрации внимания, в частности у представителей поколения «Альфа» [1], [2].

Мобильные приложения нашли применение в различных дисциплинах, в частности в практике преподавания русского языка как иностранного. Такие исследователи и преподаватели как С.Э. Надха, А.М. Маслова, Е.О. Кузьмина, И.В. Нефёдов, К.А. Попова отмечают тенденции в развитии мобильного обучения как технологии преподавания русского языка как иностранного. И.В. Нефёдов и К.А. Попова пишут, что многие образовательные мобильные приложения представляют схожие продукты, в частности в аспекте обучения лексике, и рынок мобильных приложений в этой сфере находится только на начальной стадии развития. «Это сужает потенциальные возможности m-learning и одновременно открывает перед методистами перспективы создания новых приложений, рассчитанных на комплексное обучение РКИ с широким использованием мультимедийного контента, ресурсов образовательных сайтов и учебных страниц в социальных сетях» [3, с. 174].

Что касается формирования грамматических навыков посредством мобильных приложений, то стоит отметить исследования и методические наработки Г.М. Лёвиной. В своих трудах она пишет об особенностях поколения «Альфа» и стратегиях создания методических материалов с учетом специфики образовательных мобильных приложений.

Типология мобильных приложений

С.В. Титова выделяет два основных типа мобильных приложений: «собственно обучающие или дидактические мобильные приложения для развития четырех видов речевой деятельности и инструментальные мобильные приложения, не предназначенные для обучающих целей» [6, c. 9]. На таких сервисах как Google Play, AppStore и App Gallery по запросу «русский язык как иностранный» выводятся примеры обоих типов приложений. Что касается «инструментального» типа, то на рынке широко представлены мобильные приложения, содержащие только справочный материал, или сконцентрированы только на одном аспекте языка (чаще всего лексике). Например: «Russian Verbs Pro» [11] предоставляет информацию о спряжении и употреблении глаголов в различных грамматических категориях, цифровой инструмент «Learn Russian – Beginners» [10] посвящен тематической лексике русского языка. Стоит отменить, что последний ресурс включает в себя задания на отработку лексического материала (множественный выбор на поиск корректного перевода лексической единицы, разгадывание анаграмм), однако в приложении не представлен коммуникативный подход и отсутствуют задания на развитие умений всех видов речевой деятельности. Среди «собственно обучающих» представлено крайне мало приложений, где количество грамматических заданий позволяло бы говорить о возможности доведения навыка употребления окончаний разных частей речи до автоматизма. Так, в приложении «SemesterRus» [12] на фоне большого объема объяснений, обобщающих таблиц и правил количество тренировочных упражнений не превышает 5-6, а для некоторых тем (одушевленные и неодушевленные существительные; будущее время; спряжение глаголов «любить», «готовить», «спать», «есть» и т. д.) они полностью отсутствуют, однако проверка того, насколько усвоены данные темы, предусмотрена в разделе «Проверь себя», который носит характер промежуточного контроля.

В данной работе мы делаем акцент на анализе «собственно обучающих» мобильных приложений, построенных на синтезе теории и практики, являющихся полноценной технологией в обучении русскому языку как иностранному. Практическая значимость работы заключается в классификации преимуществ и недостатков «собственно обучающих» мобильных приложений для моделирования концепции создания собственного цифрового продукта.

Мобильное приложение «Duolingo»

Duolingo [8] является самым популярным мобильным приложением для изучения иностранных языков во всем мире (по количеству скачиваний на сервисе Google Play). Оно содержит программы более чем на сорока языках, в том числе и курс по русскому языку для иностранцев. Отличительными особенностями ресурса являются привлекательный UI дизайн (user interface, дизайн пользовательского интерфейса); маскот, птица Duo, главный герой в мобильном приложении; звуковое сопровождение; различные элементы игрофикации (рейтинговые списки, получение внутренней «валюты» за правильные ответы). Кроме того, приложение поддерживает осознанность и систематичность в обучении (у пользователя запрашивается количество минут, которые он готов выделить на изучение иностранного языка в день; его главная цель в обучении). Duolingo синхронизируется с устройством, на котором оно установлено, поэтому на него приходят ежедневные push-уведомления, напоминающие пройти урок и выработать привычку изучать язык каждый день.

Структура курса по иностранному языку включает в себя деление на секции, юниты и уроки. Также к каждой секции прилагается краткий конспект с основными грамматическими правилами. Уроки состоят из разноуровневых заданий и посвящены определённой коммуникативной ситуации (например: разговор о работе, нормы вежливости, описание еды и другие). Основная цель каждого урока – это формирование коммуникативных навыков по заданной теме. Цель достигается выполнением упражнений на тренировку навыков произношения, аудирования, перевода (самостоятельный перевод фраз или сопоставление лексических единиц с их переводом). Самыми частотными являются лексико-грамматические задания. Например: вставить слово из списка в правильной грамматической форме в предложение; перевести предложение, используя активную грамматическую конструкцию, правильно расставить слова в предложении (см. рисунок 1).

Риc. 1. Грамматические задания на множественный выбор и перевод в Duolingo

Методический потенциал приложения Duolingo заключается в вариативности разноуровневых задач, которые формируют и совершенствуют фонетические, грамматические и лексические навыки, а также охватывают все виды продуктивной и рецептивной речевой деятельности. Тематическое деление в приложении помогает обучающимся формировать словарный запас под конкретную ситуацию в совокупности с релевантной грамматикой, что помогает в формировании коммуникативной компетенции, а атомарная подача материала в фокусировании на одной теме и последовательной стратегии изучения русского языка как иностранного. Недостатки мобильного приложения заключаются в недостаточном количестве заданий на отработку сложных грамматических правил на уровне А1 (например: согласование знаменательных частей речи в роде, числе и падеже), а также в простоте типов заданий (по грамматике в большинстве случаев представлены задания множественного выбора, отсутствуют более сложные типы на заполнение пропусков, соединение пар).

Мобильное приложение «Русский как иностранный»

Мобильное приложение «Русский как иностранный» включает в себя два модуля заданий, соответствующих уровням владения языком А1 и А2. В каждом уровне представлено несколько тематических уроков (например: знакомство, аэропорт, моя семья, мой дом, в магазине) и итоговый контроль после изучения всех тем в модуле. Каждый модуль начинается с задания на аудирование. Обучающимся предлагают посмотреть короткое видео продолжительностью не более одной минуты и выполнить разноуровневые задания по теме.

Для формирования грамматических навыков предлагаются три основных вида упражнений. Первое, вводное упражнение на знакомство с правилом. Примеры использования тех или иных грамматических конструкций представлены в виде предложений с контекстами использования и их аудиальным сопровождением. Второе, это упражнение на заполнение таблицы словами из списка. Например: необходимо распределить существительные из списка по колонкам «Он/Мой», «Она/Моя», «Оно/Моё», которые соответствуют мужскому, женскому и среднему роду. Третье задание – заполнение пропусков в тексте верной грамматической формой существительного, глагола или прилагательного. Например: выбор глагола в правильном числе и лице в нераспространенных предложениях с синтаксическим параллелизмом (Я говорю по-русски. Он говорит по-русски. Они говорят по-русски. И т.д.).

Доступ ко всем заданиям и уровням в приложении открыт сразу, нет необходимости последовательно выполнять все задания (см. рисунок 2, 3).

Рис.2. Задание на выбор верной грамматической формы в приложении «Русский как иностранный»

Рис. 3. Задание на определение сочетаемости существительных по родам в приложении «Русский как иностранный»

Потенциал данного мобильного приложения заключается в большом количестве разноуровневых заданий на отработку правил согласования существительных (личных местоимений) с прилагательными в роде и числе. Задания мобильного приложения «Русский как иностранный» являются удачными с точки зрения лингвострановедческого аспекта, так как в текстовом материале упоминаются названия реальных станций московского метро. Еще одним плюсом является озвучка предложений, что помогает обучающимся формировать навыки рецептивного восприятия информации, а также расстановка ударений во всех словах. С позиции визуального контента и дизайна, интерфейс приложения является доступным для широкой аудитории, так как в нем отсутствуют излишние графические элементы, анимация и звуковое сопровождение. Однако используемые мнемонические правила для определения грамматической категории рода (распределение слов по колонкам согласно принадлежности к роду при помощи личных местоимений «он мой», «она моя», «оно моё») не являются методически корректными для использования их в образовательном процессе со студентами, чья система родного языка не содержит аналогичную грамматическую категорию и соответствие с личными местоимениями. Например, методисты не рекомендуют использовать данный приём для китайских студентов [7].

Анализ мобильного приложения «Wlingua»

Мобильное приложение «Wlingua» [15] включает в себя пять уровней изучения русского языка как иностранного («Alphabet», «Beginner», «Elementary», «Intermediate», «Upper-Intermediate»), общее количество уроков составляет 510. Уроки названы исходя из грамматических правил, а не тематически, как в приложении «Duolingo» и «Русский как иностранный». Из грамматических заданий представлены упражнения на выбор слова из списка в правильной грамматической форме, которое будет подходить по контексту. Например: выбор существительного, которое будет правильно согласовано в роде и числе с прилагательным (Это голубой платье/чемодан. Это новый стол/машина). Кроме заданий на согласование частей речи путем выбора слова в правильной грамматической форме, в каждом уроке представлены упражнения на аудирование (прослушивание активных лексических единиц), на выбор верной пропущенной буквы в слове из предложенных, написание слова с помощью данных букв в произвольном порядке (см. рисунок 4).

Доступ к заданиям из других уроков в приложении осуществляется последовательно, ограничений по набору минимальных баллов для перехода на следующий этап нет.

Рис. 4. Задания на выбор верной грамматической формы имени прилагательного в приложении «Wlingua»

Данное приложение содержит различные задания по теме согласования в роде, числе и падеже. Однако в большинстве случаев количество вариантов ответов не превышает два, что не позволяет в должной степени отработать навыки согласования по роду (происходит упрощение задания). Также упражнения представлены только на одном уровне, нет перехода от простых вариантов к сложным (отсутствует принцип нарастания сложности). Сильной стороной приложения является озвучка предложений и удобный интерфейс без лишних элементов визуализации и интерактива, а также «линяя времени», отражающая количество пройденных этапов урока.

Таким образом, можно представить основные тезисы сравнительно-сопоставительного анализа приложений  (см. таблицу 1).

Таблица 1. Сравнительно-сопоставительный анализ мобильных приложений

 

Duolingo

Русский как иностранный

Wlingua

Структура приложения

Тематическое деление

Модули названы исходя из рассматриваемых грамматических правил

Типы заданий

Множественный выбор, англо-русский и русско-английский перевод

Множественный выбор, сопоставление (распределение слов по колонкам)

Множественный выбор

Преимущества с точки зрения методики

Задействованы все виды продуктивной и рецептивной речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), атомарная подача материала, присутствует взаимосвязь новых уроков с предыдущими с точки зрения вокабуляра и тематики, тематическое деление, удобный UI дизайн, анимация, множество графических элементов

Наличие разноуровневых заданий, направленных на формирование и совершенствование грамматических навыков, присутствие лингвострановедческого компонента в заданиях

Большое количество заданий на формирование грамматических навыков, удобный умеренный интерфейс, озвучка заданий

Недостатки с точки зрения методики

Нет вариативности, отсутствуют сложные виды грамматических заданий (например: заполнение пропусков в тексте, классификация слов по их грамматическим категориям)

Некорректность использования мнемонического метода определения грамматической категории рода у существительных для определенной группы студентов

Отсутствуют упражнения на развитие грамматических навыков, все представленные задания одной сложности (начальный уровень), нет усложнения в типах заданий при переходе от урока к уроку

 

Практическое значение анализа мобильных приложений

Анализ площадок по поиску игр и приложений (Microsoft App, Google App, Huawei App) показал, что рынок мобильных тренажеров по РКИ демонстрирует нехватку продуктов, отражающих современные потребности обучающихся, их учебные стили, а также актуальные методические разработки в области обучения грамматике русского языка как иностранного. Многие приложения, посвященные русскому языку как иностранному, являются дополнением к словарям, учебно-методическим пособиям или же могут быть использованы только как справочный материал для повторения и поиска необходимых лексических единиц, но не как инструмент для самостоятельной работы, изучения тем и их отработки. Кроме того, полноценные приложения, которые служат тренажерами для изучения русского языка как иностранного, включают в себя ограниченный функционал, связанный с грамматическими правилами. При предъявлении грамматической темы используется дедуктивный метод, сначала дается формулировка правила, а затем примеры использования. Однако количество грамматических заданий (даже в темах, где заявлено их изучение) и их разнообразие уступают заданиям на повторение изученных лексических единиц, упражнениям на тренировку правописания.

В связи с этим предлагается создание мобильного приложения, направленного на изучение грамматических тем для русского языка как иностранного, уровня А1, а именно тем, связанных с грамматическими категориями существительных, местоимений, прилагательных (род, число, падеж, лицо) и глаголов (время, род, число, лицо), а также их согласования. Эти темы являются одними из самых сложных на уровне А1, особенно для обучающихся, не знакомых с языками флективного типа, где согласование происходит по трем грамматическим категориям (включая род, что характерно не для всех языков). При этом мы не отделяем грамматический материал от лексического, исходя из синтетического характера лексико-грамматического навыка.

Изучение языка на любом из уровней (фонетическом, морфологическом, синтаксическом и семантическом) невозможно вне контекста заданий, связанных с формированием и совершенствованием навыков аудирования, говорения, чтения и письма, а также без введения новых лексических единиц и закрепления изученных ранее. В связи с этим мобильное приложение должно включать в себя задания, направленные на разные аспекты рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности, а также упражнения на изучение и проверку знаний лексического минимума.

Так как коммуникативная функция языка – одна из самых главных, нашей задачей является формирование у обучающихся способности к построению монологического высказывания и ведения диалога на определенные темы с использованием изученного лексико-грамматического материала. Именно поэтому мобильное приложение должно быть построено исходя из тематического нежели грамматического принципа организации процесса изучения русского языка на уровне А1.

Согласование в русском языке является его типологически значимой чертой, построение грамматически корректного высказывания без учета категорий согласования не представляется возможным. В связи с этим нам видится актуальным обратиться к данной грамматической теме, реализовав для её изучения доступный потенциал мобильных средств обучения и наполнив грамматические задания актуальной для уровня А1 лексикой, единицы которой представлены теми частями речи, для которых релевантно согласование как вид подчинительной синтаксической связи.

Что касается типов заданий, то предлагается использовать, как найденные в проанализированных приложениях (выбор правильного варианта ответа из нескольких в контексте, заполнение таблицы), так и другие типы заданий (поиск верной пары согласованных частей речи «существительное/местоимение – прилагательное», «существительное/местоимение – глагол»), задания на самостоятельное написание окончаний, поиск ошибок, а также различные виды творческих и интерактивных упражнений на формирование навыков согласования частей речи.

Список литературы:

  1. Левина Г.М. Система мобильных тренажеров как форма тренировки лексико-грамматического материала при изучении РКИ // Актуальные вопросы англистики и методики преподавания русского языка как иностранного: Сборник научных статей. Том Выпуск 2. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2023. С. 131-146.
  2. Левина Г.М. Специфика преподавания РКИ в цифровую эпоху. Часть 1. Уровень А1: Монография. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. 186 с.
  3. Нефедов И.В., Попова К.А. M-learning как инновационное средство в обучении РКИ // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2016. №3. С. 170-178.
  4. Соболева М.Л., Федотенко М.А. Мобильное обучение, мобильное приложение, электронный образовательный ресурс, средство обучения: суть и взаимосвязь понятий // Информатика в школе. 2019. №9(152). С. 42-48.
  5. Терских М.В., Зайцева О.А. Дидактический потенциал мобильных приложений в практике преподавания русского языка как иностранного // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29, №1. С. 129-142.
  6. Титова С.В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21, №7-8(159-160). С. 7-14.
  7. Ян Ф. Обучение русскому языку китайских студентов-русистов в грамматическом аспекте // Язык и культура. 2014. №1(25). С. 168-173.
  8. Duolingo (сайт). (дата обращения: 03.03.2024).
  9. Kukulska-Hulme A., Traxler J. Mobile learning: a handbook for educators and trainers. London, New York: Routledge, 2005. 228 p.
  10. Learn Russian Beginners (электронное приложение). (дата обращения: 03.03.2024).
  11. Russian Verbs Pro (электронное приложение). (дата обращения: 03.03.2024).
  12. SemesterRus (электронное приложение). (дата обращения: 03.03.2024).
  13. Stošić L. Bogdanović М. M-learning – a new form of learning and education // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2013. Vol. 1, №2.: 114-118.
  14. Traxler J., Kukulska-Hulme A. Mobile learning: The next generation. New York: Routledge, 2015. 250 p.
  15. Wlingua (сайт). (дата обращения: 03.03.2024).

Analysis of methodological potential of mobile apps for studying Russian as a foreign language (grammatical aspect)

Polyakov A.M.,
bachelor of 4 course of the Moscow City University, Moscow

Research supervisor:
Zoidze Ella Amiranovna,
Associate Professor of the Department of English Studies and Cross-Cultural Communication of the Institute of Foreign Languages of the Moscow City University, Associate Professor of Philological Sciences, Associate Professor.

Abstract. The article deals with features of using mobile apps in modern language studies. The comparative analysis of three apps: «Duolingo», «Russian as a foreign language» and «Wlingua» is mentioned. The results could be used for design and structure of a future mobile app for training grammar skills for students who study Russian as a foreign language at the elementary level.
Keywords: mobile learning, language studies, mobile apps, Russian as a foreign language, elementary level, grammar, parts of speech agreement, grammatical categories.

References:

  1. Levina G.M. The system of mobile trainers as a way of forming lexical and grammatical skills during studying Russian as a foreign language. // Actual questions of English studies and methodology of teaching Russian as a foreign language: Scientific journal. Vol. 2, 2023.: 131-146.
  2. Levina G.M. Features of teaching Russian as a foreign language in the digital era. Part 1. Level A1: Monograph. Saratov: IPR Media, 2018. – 186 p.
  3. Nefedov I.V., Popova К.А. M-learning as an innovative means in teaching RFL // Proceedings of Southern Federal University. Philology. 2016. №3.: 170-178.
  4. Soboleva M.L., Fedotenko М.А. Mobile learning, a mobile app, an electronic educational resource, means of education: term essence and connection // IT at school. 2019 №9(152).: 42-48.
  5. Terskikh M.V., Zaytseva О.А. Mobile app didactic potential in teaching Russian as a foreign language // Herald of Tambov State University. Section: Humanities. 2024. V. 29, №: 129-142.
  6. Titova S.V. Methodological problems of mobile app integration // Herald of Tambov State University. Section: Humanities. 2016. V. 21, №7-8(159-160).: 7-14.
  7. Yan F. Teaching Chinese students the grammatical aspect of Russian // Language and culture. 2014. №1(25).: 168-173.
  8. Duolingo (website). (date of the address: 03.03.2024).
  9. Kukulska-Hulme A., Traxler J. Mobile learning: a handbook for educators and trainers. London, New York: Routledge, 2005. 228 p.
  10. Learn Russian Beginners (digital application). (date of the address: 03.03.2024).
  11. Russian Verbs Pro (digital application). (date of the address: 03.03.2024).
  12. SemesterRus (digital application). (date of the address: 03.03.2024).
  13. Stošić L. Bogdanović М. M-learning – a new form of learning and education // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2013. Vol. 1, №2.: 114-118.
  14. Traxler J., Kukulska-Hulme A. Mobile learning: The next generation. New York: Routledge, 2015. 250 p.
  15. Wlingua (website). (date of the address: 03.03.2024).