Аннотация. В современной психолого-педагогической практике все чаще используются технологии цифрового образования для обучения и оценки знаний обучающихся. Однако, влияние этих технологий на эмоциональное состояние личности, особенно во время экзаменов и тестирований, требует дальнейшего исследования. Проведенное исследование нацелено на выявление влияния технологий цифрового образования на уровень стресса личности. В рамках исследования был проведен эксперимент на базе ГБОУ «Школы №2116 «Зябликово», в процессе которого обучающиеся писали тесты как традиционным, так и цифровым способом. Результаты исследования могут оказать важное влияние на дальнейшее использование технологий цифрового образования и помочь улучшить учебный процесс для всех участников.

Ключевые слова: личность, эмоциональное состояние личности, экзаменационный стресс, технологии цифрового образования, персональный компьютер, смартфон.

В современной педагогической практике наблюдается активное интегрирование технологий цифрового образования в процесс обучения, находя применение как в повседневных учебных занятиях, так и в выполнении домашних заданий, последние представлены в форме цифровых тестов (ЦДЗ).

В рамках образовательного взаимодействия обучающегося, личности с обучающим контентом возникает сущностный аспект учебных задач, особый акцент которого лежит на экзаменах, тестовых и контрольных работах. Однако, несмотря на всеобъемлющее внедрение технологий цифрового образования в эти процессы, их потенциал в контексте экзаменационных процедур пока еще раскрыт не полностью.

Воздействие цифровых технологий на эмоциональную сферу личности протекает весьма сложно и не всегда легко поддается однозначной категоризации как положительного или отрицательного характера. Особо следует выделить влияние этих технологий на такие аффективные состояния, как экзаменационный стресс. Период подготовки и сдачи экзаменов, а также написание тестовых и контрольных работ, представляет собой интенсивный фазис эмоционального напряжения, который может вызвать маркированные изменения в функциональной и физиологической динамике психосоматического состояния личности [4, c. 43].

Исследуемая проблема включает в себя не только разработку и апробацию материалов, организованных посредством технологий цифрового образования, применяемых в качестве контрольно-измерительных материалов, но также требует выявления влияния этих технологий на эмоциональное состояние личности. Цель исследования – изучить специфику условий технологий цифрового обучения по решению учебных задач (экзаменационных, контрольных и тестовых работ) по отношению к негативным личностным эмоциональным состояниям.

Экзаменационный стресс представляет собой комплексное состояние психической напряженности, характеризующееся выраженным чувством тревоги, нервозности и беспокойства, которое пронизывает психическую сферу личности перед предстоящими экзаменационными событиями, такими как контрольные работы или тесты [13, c. 118]. Эрик Эриксон, известный психолог и психоаналитик, описывал экзаменационный страх как часть более широкого концепта «страха неудачи». Альберт Бандура, представитель теории социального научения, рассматривал экзаменационный стресс как результат воздействия социальных факторов, таких как ожидания общества и оценки окружающих. Ричард Лазарус, психолог, специализирующийся в исследовании стресса, считал, что экзаменационный стресс проистекает из восприятия ситуации как угрожающей и не поддаваемой контролю [10, c. 48].

Технологии цифрового образования представляют собой систему организации современного образовательного пространства, фундаментом которой являются передовые цифровые технологии. Технологии цифрового образования охватывают современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), внедряемые в образовательные процессы [7, c. 47]. Разнообразие форм и вариаций использования технологий цифрового образования зависит от особенностей образовательных учреждений и конкретных контекстов. Внедрение технологий цифрового образования оказывает влияние на психическое состояние и эмоциональную сферу личности во множестве аспектов.

В частности, уже доказано, что использование интерактивных образовательных технологий содействует повышению мотивации обучающихся. Применение визуализации способствует глубокому осмыслению сложных концепций и может вызывать положительные эмоциональные реакции, усиливая усвоение учебного материала [5, c. 5]. Процесс обучения с применением технологий, также способствует формированию цифровых навыков, что в свою очередь может увеличивать уверенность в себе студентов и вызывать положительные эмоции, связанные с успешным овладением новыми технологическими возможностями. Наша задача выяснить, снижает ли использование на контрольных и тестовых работах технологий цифрового образования экзаменационный стресс личности [2], [3], [12].

Гипотеза исследования звучит следующим образом: разные технологии цифрового обучения – это новая учебная задача, предполагающая разные степени познавательной активности личности при решении учебных задач, характеризующейся разными личностными эмоциональными состояниями. Познавательные возможности личности обеспечиваются усилиями обучения, проявляющимися в различных эмоциональных состояниях, и положительная динамика связана с успешностью обучения. При использовании технологий цифрового образования снижается уровень экзаменационного стресса при условии, что:

  • разработанные цифровые контрольно-измерительные ресурсы предоставляют возможность для персонализации и индивидуализации процесса контроля и соответствуют образовательной программе;
  • системы оценки и обратной связи при использовании технологий цифрового образования способствуют снижению стресса, создавая более поддерживающую образовательную среду;
  • инфраструктура и доступность технологий цифрового образования обеспечивают равные возможности для каждой личности;
  • преподаватель обладает необходимой компетентностью в использовании технологий цифрового образования и может эффективно интегрировать их в учебный процесс;
  • личность исходит из позитивного восприятия технологий цифрового образования при контроле знаний и навыков.

Для подтверждения гипотезы, в рамках текущего исследования, на уроках английского языка был реализован эксперимент продолжительностью 2,5 месяцев на базе ГБОУ «Школы № 2116 «Зябликово», г. Москва. Совместно со школьным психологом было принято решение реализовать эксперимент среди 9-ых параллелей первого корпуса, в котором приняло участие 91 ученик. В ходе вступительного тестирования студенты были разделены на две подгруппы – контрольную и экспериментальную, с составом соответственно 38 и 43 учеников в каждой, приблизительно с одинаковым средним уровнем владения английским языком.

В течение первой четверти 9-классники написали четыре работы: три теста по модулям по английскому языку и итоговую контрольную работу, оцениваемые в баллах. В первой четверти обучающиеся контрольной группы проходили традиционные тесты, представленные в письменной форме на листах А4.

Экспериментальная группа, в свою очередь, проходила идентичные по наполнению тестовые работы с одним единственным отличием: тесты были организованы с помощью технологий цифрового образования с использованием платформ Skysmart и Wordwall на мобильных устройствах и школьных компьютерах. В заключении каждого теста обучающимся было предложено ответить на несколько вопросов, описывающих их эмоциональное состояние и уровень стресса. Результаты проведенных тестов и контрольных работ в обеих группах, а также средние значения уровней экзаменационного стресса были представлены в таблице 1, где столбцы «ср.балл» означает средний балл (оценка) в группе, а «ур.с.» – средний уровень стресса в группе.

Таблица 1. Результаты тестирований

 

Контрольная группа

Экспериментальная группа

ср. балл

ур. с.

ср. балл

ур. с.

Тест по 1 модулю

3.58

74%

3.6

57%

Тест по 2 модулю

3.46

62%

3.47

52%

Тест по 3 модулю

3.53

79%

3.51

34%

Итоговая контрольная работа по результатам 1ой четверти

3.24

85%

3.39

72%

Итак, наблюдается тенденция, что средний балл в контрольной и экспериментальной группах меняется незначительно, в отличие от процентного соотношения уровня стресса. В экспериментальной группе по результатам опросов уровень стресса снизился в среднем на 15-25%.

В начале учебного года и в начале второй четверти было проведено два анкетирования среди участников эксперимента. Составленный психометрический тест направлен на измерение изменений в уровне учебного стресса, включая экзаменационный. Основные результаты анкетирования представлены на рисунках 1-4.

 

Рис. 1. Проявление стресса

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что существенная часть обучающихся испытывает стресс в процессе обучения, связанный преимущественно с высокой учебной нагрузкой, строгостью преподавательского состава и регулированием режима дня. Особо отмечается повышение стресса во время экзаменационных работ (тестирований, контрольных работ, опросов).

Рис. 2. Причины стресса

Также отмечается, что стресс влияет на уровень концентрации, вызывает повышенную раздражительность, ухудшает настроение и качество сна, а также приводит к тревожности и быстрой утомляемости.

Рис. 3. Уровень стресса при написании традиционного теста

Респонденты отмечают значительный уровень стресса при написании традиционных контрольных и тестовых работ. Преобладающее число опрошенных обучающихся указывают наличие экзаменационного стресса.

Рис. 4. Уровень стресса при написании онлайн-теста

При написании онлайн-тестов, организованных с помощью технологий цифрового образования, количество обучающихся, испытывающих сильный экзаменационный стресс сокращается до 34,3% (на 38% - более чем в два раза). Таким образом, по результатам проведенных опросов можно сделать заключение, что в процессе написания тестов, организованных с помощью технологий цифрового образования, обучающиеся испытывают экзаменационный стресс в меньшей степени или не испытывают его вообще.

Итак, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что экзаменационный стресс является распространенным явлением среди обучающихся и оказывает негативное воздействие на их психическое и эмоциональное состояние и результаты работ. Технологии цифрового образования предоставляют новые возможности для улучшения образовательного процесса, повышения мотивации и индивидуализации обучения, а также снижения экзаменационного стресса.

Использование технологий цифрового образования может оказывать положительное влияние на эмоциональную сферу обучающихся, снижая уровень экзаменационного стресса, при этом не ухудшая результаты работ и не снижая уровень знаний. Интеграция технологий цифрового образования в процесс контроля требует комплексного подхода, учета психологических особенностей обучающихся и разработки эффективных методов преодоления вызываемых ими трудностей.

Список литературы:

  1. Аль-Самаррайе Х., Хур Т., Вонг К.В. Изучение влияния воспринимаемого удовольствия и отношения на намерение студентов использовать технологии: случай студентов высших учебных заведений // Исследования и разработки образовательных технологий. 2017. №65(1). С. 203-228.
  2. Бородина Н.В., Дудина И.И. Использование информационных технологий в системе оценивания обучающихся // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. №5. С. 68-74.
  3. Гончарова Л.П. Эффективность применения цифровых технологий в образовательном процессе // Информационные технологии и образование. 2016. №2. С. 44-50.
  4. Деметриу С., Шифтер C.C. Опыт студентов и эмоциональные реакции на высокотехнологичную среду обучения: результаты высшего учебного заведения на Кипре // Международный журнал образовательных технологий в высшем образовании. 2019. №16(1). С. 42-44.
  5. Кудрявцева Е.И. Цифровые технологии в образовании: вызовы и перспективы // Информатика и образование. 2018. №11. С. 3-8.
  6. Купари П., Ваурас М., Канкаанпяя С. Эмоции в среде цифрового обучения: интегративный обзор // Обзор педагогической психологии. 2020. №32(4). С. 1067-1099.
  7. Лебедева Е.В. Электронные образовательные ресурсы: влияние на эмоциональную сферу обучающихся // Психология и школа. 2015. №2. С. 45-49.
  8. Маргарян А., Бьянко М., Литтлджон А. Качество обучения массовых открытых онлайн-курсов (МООК) // Компьютеры и образование. 2015. №80. С. 77-83.
  9. Пекрун Р., Перри Р.П. Контрольно-ценностная теория эмоций достижения // Международный справочник по эмоциям в образовании. 2014. С. 120-141.
  10. Сурина А.А. Экзаменационный стресс у студентов: причины, проявления, средства преодоления // Молодой ученый. 2014. №7. С. 47-50.
  11. Шариков А.В. Оценка знаний студентов с использованием современных информационных технологий // Высшее образование в России. 2017. №9. С. 97-105.
  12. Шевцова Л.В. Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика и психология. 2018. №3. С. 55-60.
  13. Шпилев А.М. Эмоционально-личностные особенности студентов с высоким и низким уровнем экзаменационного стресса // Современные проблемы науки и образования. 2019. №4. С. 117-119.

The Impact of Digital Educational Technologies on the Emotional State of an Individual

Romanova K.V.,
postgraduate student of 1 course of the Moscow City University, Teacher of Foreign Languages, Municipal General Education School №2116 «Zyablikovo», Moscow

Research supervisor:
Shilova Tamara Alexeevna,
Professor, Institute of Special Education and Psychology, of the Moscow City University, Doctor of Psychological Sciences, Professor

Abstract. In modern psychological and pedagogical practice, digital education technologies are increasingly used for teaching and assessing students' knowledge. However, the impact of these technologies on the emotional state of individuals, especially during exams and testing, requires further investigation. The conducted study aims to identify the influence of digital education technologies on the level of individual stress. An experiment was conducted at the Municipal General Education School №2116 «Zyablikovo», where students took tests both traditionally and digitally. The results of the study can have a significant impact on the further use of digital education technologies and help improve the learning process for all participants.
Keywords: individual, emotional state, exam stress, digital education technologies, personal computer, smartphone.

References:

  1. Al-Samarrai H., Khur T., Wong K.V. Studying the impact of perceived pleasure and attitude on students' intention to use technology: the case of higher education students // Research and Development in Educational Technology. 2017. №65(1).: 203-228.
  2. Borodina N.V., Dudina I.I. The use of information technologies in the assessment system of students // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. №5.: 68-74.
  3. Goncharova L.P. The effectiveness of digital technologies in the educational process // Information Technologies and Education. 2016. №2.: 44-50.
  4. Demetriou S., Shifter C.C. Student experience and emotional reactions to high-tech learning environment: results from a university in Cyprus // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2019. №16(1).: 42-44.
  5. Kudryavtseva E.I. Digital technologies in education: challenges and prospects // Informatics and Education. 2018. №11.: 3-8.
  6. Kupari P., Vauras M., Kankaanpää S. Emotions in digital learning environment: an integrative review // Review of Educational Psychology. 2020. №32(4).: 1067-1099.
  7. Lebedeva E.V. Electronic educational resources: impact on the emotional sphere of students // Psychology and School. 2015. №2.: 45-49.
  8. Margaryan A., Bianco M., Littlejohn A. Quality of massive open online courses (MOOCs) // Computers and Education. 2015. №80.: 77-83.
  9. Pekrun R., Perry R.P. Control-value theory of achievement emotions // International Handbook of Emotions in Education. 2014.: 120-141.
  10. Surina A.A. Exam stress in students: causes, manifestations, coping strategies // Young Scientist. 2014. №7.: 47-50.
  11. Sharikov A.V. Assessment of students' knowledge using modern information technologies // Higher Education in Russia. 2017. №9.: 97-105.
  12. Shevtsova L.V. Psychological aspects of using information technologies in the educational process // Pedagogy and Psychology. 2018. №3.: 55-60.
  13. Shpilev A.M. Emotional and personal characteristics of students with high and low levels of exam stress // Modern Problems of Science and Education. 2019. №4.: 117-119.